Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации г. Томска
от 30 августа 2013 г. N 973
Муниципальная программа
"Озеленение территории муниципального образования "Город Томск" на 2014-2017 гг."
7 февраля, 30 мая, 20 октября, 30 декабря 2014 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 30 декабря 2014 г. N 1468 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
1. Паспорт муниципальной программы
"Озеленение территории муниципального образования "Город Томск" на 2014-2017 годы"
2. Анализ текущей ситуации
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В статье 58 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статье 61 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах и других озелененных территориях в границах поселения. Охрана зеленого фонда предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Современная массовая застройка и размещение на территории муниципального образования объектов городской инфраструктуры, загрязнение атмосферы отдаляют городские территории по их организации от исходных природных ландшафтов, при этом прогрессирует снижение эстетических качеств территорий, нарушение природной среды, и, как следствие, обострение медицинских и психологических проблем населения, проживающего на таких территориях.
Необходимость противодействия перечисленным выше отрицательным антропогенным факторам выводит в разряд актуальных задач управления крупным современным городом, каким является город Томск, вопросы искусственного озеленения территорий.
Зеленые насаждения на городских территориях играют исключительную роль в оздоровлении воздушного бассейна и улучшении микроклимата, формировании благоприятной среды обитания человека благодаря следующим свойствам:
- поглощение углекислого газа и выделение кислорода в ходе фотосинтеза;
- понижение температуры воздуха за счет испарения влаги;
- снижение уровня шума;
- снижение уровня загрязнения воздуха пылью и газами;
- защита от ветров;
- выделение растениями фитонцидов - летучих веществ, убивающих болезнетворные микробы;
- положительное влияние на нервную систему человека.
Кроме того, благодаря продуманно размещенной и ухоженной системе озелененных пространств городские территории приобретают эстетичный вид.
Общая площадь зеленых насаждений - один из основных показателей, характеризующих эффективность озеленительных мероприятий - на протяжении многих лет тенденции к увеличению не испытывает.
Вместе с тем часть зеленых насаждений достигла критического возраста (50 - 70 лет) и находится в аварийном состоянии. Они создают опасность для имущества, жизни и здоровья жителей города, затрудняют производство работ по проведению новых посадок, ухудшают санитарно-гигиенические характеристики и эстетику озелененных пространств и требуют замены. Для предотвращения аварийных ситуаций, связанных с падением таких деревьев или их крупномерных фрагментов, таким насаждениям необходим соответствующий уход (снос или подрезка). Кроме того, для придания эстетичного вида городским улицам необходима ежегодная стрижка живых изгородей и формирование крон деревьев и кустарников.
Состояние зеленых насаждений в муниципальном образовании "Город Томск" характеризуется следующими показателями (на конец 2012 года):
- площадь зеленых насаждений общего пользования в нормативном состоянии составляет 40 га, или 0,5% от общей площади зеленых насаждений общего пользования;
- площадь зеленых насаждений на 1 жителя составляет 156,4 кв. м;
- площадь зеленых насаждений общего пользования, достигших критического возраста и находящихся в аварийном состоянии, составляет 5405,7 га, или 63% от общей площади зеленых насаждений общего пользования.
Существующая система зеленых насаждений города представлена придорожными зелеными насаждениями и городскими скверами, парками, бульварами. В настоящее время на территории города находится более 100 объектов озеленения общего пользования - парки, скверы, бульвары - из них 28 объектов являются наиболее посещаемыми местами массового отдыха горожан. Для обеспечения надлежащего порядка эти объекты требуют ежедневного санитарного ухода за территорией. Для придания эстетичного вида улицам и скверам города ежегодно разбивается более 40 цветников. Основная часть цветников находится в центральной части города, где располагается большинство крупных торговых, развлекательных, общественных учреждений и отдыхают не только местные жители, но и гости города. И все же основная доля зеленых насаждений приходится на "зеленый пояс" города, который выполняет основной комплекс оздоровительных, защитных функций, выступает стабилизатором экологического равновесия, является "легкими" города.
Несмотря на то, что город Томск развивается сегодня быстрыми темпами, на его территории сохранилось достаточно много природных достопримечательностей и участков, которые обладают важными средозащитными и средорегулирующими функциями. Для сохранения их функциональной роли в экосистеме города использование таких участков необходимо осуществлять в ограниченном режиме через придание им статуса особо охраняемой природной территории (ООПТ). В настоящее время решением Думы Города Томска утверждено 67 ООПТ, но остаются без защитного статуса крупные массивы лесных насаждений вокруг городской застройки.
Кроме того, для сохранения зеленого фонда города и для использования территорий ООПТ в рекреационных целях необходимо ежегодно проводить ряд противопожарных и санитарных мероприятий, предусмотренных данной Программой.
Основой правильной эксплуатации объекта озеленения сквера, бульвара, сада и парка является рациональная организация ухода за всеми насаждениями. Образцовое содержание насаждений, регулярный систематический уход за ними, основанный на знании биологических особенностей растений, определяют высокое декоративное состояние объекта озеленения, его санитарно-гигиеническое и архитектурно-планировочное значение.
Большое значение в процессе ухода за насаждениями и эксплуатации объекта озеленения имеет учет насаждений путем проведения их инвентаризации, а именно: определение количества деревьев, кустарников, установления размеров газонов, цветников, дорожек, площадок, оценка состояния насаждений, составление плана необходимых профилактических мероприятий (лечение, ремонт отдельных участков и т.п.). Инвентаризация на объекте озеленения необходима в силу различных причин. Дело в том, что в процессе эксплуатации объекта происходят изменения в планировке дорожек, газонов и цветников, при посадках и заменах деревьев и кустарников, стихийно возникает дорожно-тропиночная сеть, лужайки. На таких территориях для их использования с целью отдыха населения необходимо произвести работы по реконструкции, ремонту, т.е. приспособить сложившуюся планировку, сделать более художественно выразительными группировки деревьев и кустарников, создать культурный газон, произвести ремонт партерных и обыкновенных газонов, аллей, дорожек.
Согласно действующему законодательству организация озеленения городской территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.
На основании изложенного решение вопросов озеленения требует комплексного сбалансированного подхода, который может быть применен в рамках системы мероприятий муниципальной программы.
Программа направлена на обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия их жизнедеятельности, поскольку существующих территорий зеленых насаждений и объектов зеленых насаждений и их качества недостаточно для поддержания экологически сбалансированной окружающей среды.
Программа предусматривает качественное увеличение показателя обеспеченности населения муниципального образования зелеными насаждениями, улучшение состояния окружающей среды на территории муниципального образования в целом, повышение уровня ее комфортности и положительного влияния окружающей среды на здоровье граждан.
3. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - совершенствование системы благоустройства и создание эффективной и устойчивой системы озеленения муниципального образования "Город Томск".
Задачи Программы:
Задача 1. Формирование и поддержание благоустроенных, эстетически привлекательных объектов озеленения.
Задача 2. Обеспечение воспроизводства зеленого фонда муниципального образования "Город Томск".
Задача 3. Создание и сохранение зеленого фонда муниципального образования "Город Томск" на территории, прилегающей к городской застройке.
Задача 4. Систематизация информации о зеленом хозяйстве, в том числе создание электронной базы данных.
Задача 5. Создание питомнического хозяйства.
Задача 6. Обеспечение мероприятий по сокращению распространения природно-очаговых инфекций на территории муниципального образования "Город Томск".
4. Этапы Программы и сроки их реализации
Программа рассчитана на реализацию в 2014-2017 годах.
5. Перечень основных мероприятий Программы
Перечень основных мероприятий Программы с выделением приоритетных мероприятий и их ресурсное обеспечение представлены в приложении 1 к Программе.
Основными приоритетными мероприятиями Программы являются: формирование и поддержание благоустроенных и эстетически привлекательных объектов озеленения, обеспечение жизнеспособного состояния и устойчивого воспроизводства зеленого фонда города, создание и сохранение зеленого фонда города на территории, прилегающей к городской застройке. Высокая приоритетность данных мероприятий обусловлена тем, что их реализация обеспечивает чистоту и привлекательность города.
Важным мероприятием Программы является инвентаризация, составление адресного перечня объектов зеленых насаждений, нуждающихся в ремонте, разработка генеральной схемы озеленения. Реализация данного мероприятия позволит оценить количество и состояние зеленых насаждений муниципального образования "Город Томск".
Вторым по приоритетности мероприятием Программы является текущий ремонт объектов зеленого хозяйства, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования - предупредительный ремонт, который заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа объектов зеленого хозяйства, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей, необходимый для поддержания эстетической привлекательности зеленых насаждений.
Третьим по приоритетности мероприятием Программы является капитальный ремонт объектов зеленого хозяйства, расположенных на территориях зеленых насаждений общего пользования, который заключается в проведении работ по восстановлению или замене отдельных частей объектов зеленого хозяйства в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные с улучшенными эксплуатационными свойства, что позволит снизить расходы на проведение текущего ремонта.
Развитие жилищного строительства обуславливает потребность горожан в местах отдыха в непосредственной близости от новых жилых районов. В связи с чем четвертым по приоритетности мероприятием является содержание территорий зеленых насаждений общего пользования, которое позволит обеспечить санитарный уход за территорией дополнительного количества парков, скверов и бульваров, в настоящее время не состоящих на ежедневном обслуживании за счет средств бюджета муниципального образования "Город Томск".
Пятым по приоритетности следует реализация комплекса мероприятий, направленных на создание питомников садово-паркового хозяйства. В настоящее время для проведения ежегодных компаний по весеннему и осеннему озеленению в муниципальном образовании "Город Томск" в Томской области не существует питомников, способных полностью обеспечить потребность в саженцах деревьев и кустарников. Саженцы приобретаются в питомниках Алтайского края, что значительно удорожает их стоимость. Создание питомников садово-паркового хозяйства позволит иметь постоянный объем и необходимый видовой ассортимент саженцев, а также снизит расходы на их приобретение.
Завершающим этапом приведения территории зеленых насаждений общего пользования в нормативное состояние является придание ей современного ландшафтно-архитектурного облика. В связи с этим шестым по приоритетности мероприятием Программы является установка объектов декоративного и рекреационного назначения на территориях зеленых насаждений общего пользования.
Стоимость работ определена исходя из рассчитанных объемов работ и утвержденных тарифов на работы и услуги по текущему содержанию объектов озеленения на территории муниципального образования "Город Томск" - постановление администрации Города Томска от 12.01.2012 N 12, а по работам, тарифы на которые не утверждены, - на основании анализа сложившихся рыночных цен в г. Томске.
6. Экономическое обоснование реализации мероприятий Программы
Реализация Программы направлена на достижение следующих эффектов.
Экономический эффект:
- снижение текущих затрат по содержанию зеленых насаждений в связи с систематизацией их учета и воспроизводства;
- минимизация количества аварийных ситуаций, приводящих к материальному ущербу.
Социальный эффект:
- повышение качества жизни граждан, проживающих в муниципальном образовании, ввиду эстетичного вида его территории и оздоровления воздушного бассейна;
- минимизация количества аварийных ситуаций, связанных с падением деревьев и их крупномерных фрагментов, приводящих к травматизму населения;
- минимизация количества случаев укусов граждан иксодовыми клещами на территории зеленых зон муниципального образования "Город Томск".
Основные целевые индикаторы:
Значение целевых индикаторов Программы приведены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы
целей, задач и мероприятий муниципальной программы "Озеленение территории муниципального образования "Город Томск" на 2014-2017 гг.
7. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета муниципального образования "Город Томск" программы
Бюджетная заявка на финансирование из бюджета муниципального образования "Город Томск" мероприятий Программы представлена в приложении 2 к Программе.
Постановлением Администрации г. Томска от 20 октября 2014 г. N 1061 в раздел 8 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу на следующий день после дня официального опубликования названного постановления
8. Механизм контроля за реализацией Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется посредством заключения муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством.
Текущий контроль за Программой и мониторинг исполнения мероприятий осуществляют управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска, Департамент капитального строительства администрации Города Томска.
Управление дорожной деятельности, благоустройства и транспорта администрации Города Томска осуществляет управление Программой, несет ответственность за ее реализацию, в установленные сроки направляет в управление экономического развития администрации Города Томска сводный отчет о реализации Программы по установленным формам.
Реализация Программы освещается в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.