Понятие и виды монополий по законодательству России
С.А. Паращук,
кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского
права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Московский
государственный университет им. М.В. Ломоносова", член Экспертного
совета ФАС России по применению антимонопольного законодательства,
руководитель Магистерской программы "Конкурентное право"
Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Отношение государства к монополиям, их деятельности, а также процессам монополизации вряд ли можно считать однозначным, что находит отражение в правовых нормах. С одной стороны, в Конституции РФ (ст.ст. 8 и п. 2 ст. 34) гарантируется поддержка конкуренции и устанавливается запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию. Эти положения Конституции РФ реализуется, в различных мерах государственной конкурентной (антимонопольной) политики, включая, прежде всего, принятие и применение норм антимонопольного законодательства. Данный подход основан на понимании монополии в целом как антипода конкуренции, который неизбежно ее ограничивает и подавляет.
С другой стороны, государство исторически само участвовало и до сих пор принимает участие в создании ряда монополий и монопольных сфер деятельности, основываясь на необходимости обеспечения публичных интересов, учете инфраструктурных особенностей некоторых объектов, и др. Речь идет о создании не только естественных монополиях*(1), обусловленных, как правило, инфраструктурными и иными особенностями, но также государственных монополиях в ряде сфер экономической деятельности*(2), а также расширением доли государственных предприятий или хозяйственных обществ с преобладающим государственным участием в экономике.
Следует отметить, что в законодательстве о защите конкуренции отсутствует понятие "монополия", данный термин не раскрывается и в других законодательных актах, в отличие, например, от понятия "конкуренции" (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции). При этом следует констатировать, что монополия и конкуренции - это суть экономические категории и независимо от того, содержатся ли они в основных понятиях того или иного закона, вряд ли они перейдут в разряд правовых категорий.
Для целей правового регулирования вырабатываются и используются юридические категории, опосредующие правовые формы реализации соответствующих экономических отношений, правовой статус субъектов, правовые средства, правовые режимы и др. Поэтому попытки в юридической литературе дать определение монополии в целях правового регулирования не изменят экономическую сущность данной категории.
В доктрине монополию предлагается определять как состояние рынка либо как некое исключительное право. Так, по мнению Д.А. Петрова, под монополией понимается состояние рынка, при котором удовлетворение спроса на определенный товар осуществляется одним субъектом (группой лиц), товар не может быть заменен в потреблении другими товарами, а предпосылки для развития конкуренции ограничены либо отсутствуют"*(3). К.Ю. Тотьев полагает, что "монополию принято определять как исключительное право на определенные действия или на что-либо"*(4).
В экономической литературе монополия (от греч. monopolia - продаю один) понимается как определенная структура рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего товар, на который не имеется близких заменителей*(5). В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной ("чистой") монополией.*(6) В данном случае единственный субъект обладает всей полнотой рыночной власти. Существуют также рыночные структуры, характеризуемые различной степенью монополизации и, соответственно, обладания рыночной властью: дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Данные типы рынков получили наименование "несовершенной" конкуренции*(7).
В нормах российского права термин "монополия" используется более произвольно, в отличие от его экономической трактовки как абсолютная ("чистая") монополия. Прежде всего, монополия упоминается в законодательных актах как "государственная монополия" и "естественная монополия". В одном из законов говорится об "обладании монополией на производство продукции (работ, услуг) по оборонному заказу" (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе").
В ст. 32 Основ законодательства РФ о культуре содержится трактовка термина "монополия" в качестве противоправного поведения, по сути, смешиваясь с понятием "монополизм": "действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации. Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений". Примечательно, что в данном случае речь идет о противоправных действиях органов власти и их должностных лиц по ограничению конкуренции (т.е. о монополизме, связанном с осуществлением властных полномочий).
Термин "монополия" также трактовался в одной из редакций Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в качестве привилегии поставщиков на производство отдельных товаров. Так, "поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не вправе отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства" (ч. 2 ст. 5 Закона). В действующей редакции термин "монополия" заменен на "доминирующее положение".
В данном случае для права имеет значение факт обладания рыночной властью не только одним хозяйствующим субъектом (т.е. собственно монополия), а доминирование как одного, так и нескольких субъектов на рынке, обладающих различной степенью рыночной власти (соответственно, рыночными долями). Для целей правового регулирования наиболее подходит категория "доминирующее положение", которая используется в действующем законодательстве: положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).*(8)
Представляется, что категория "доминирующее положение" сконструирована для целей применения антимонопольного законодательства и выступает правовой категорией, определяющей не только экономическое, но и правовое положение хозяйствующего субъекта (т.е. его права, обязанности, ответственность) в зависимости от установленного экономического фактора - рыночной власти, выражающейся как в количественном критерии доминирования (доле рынка) так и его и качественном критерия (возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара, прежде всего, цену товара).
Представляет интерес позиция В.И. Еременко, который предлагает ввести в ст. 4 Закона о защите конкуренции понятие "монопольное положение" наряду с понятием "доминирующее положение", указывая на законодательный опыт Польши, которая в Законе о борьбе с монополистической практикой от 24 февраля 1990 г. предусмотрела понятия как доминирующего, так и монопольного положения хозяйствующего субъекта. Так, доминирующее положение хозяйствующего субъекта состоит в том, что этот субъект не встречает существенной конкуренции на национальном или местном рынке, а монопольное положение - это такое положение, при котором хозяйствующий субъект не встречает вообще конкуренции на национальном или местном рынке.*(9)
Следует отличать возможную "нежелательность" монополии для рынка от противоправного поведения. В этой связи, категории "монополия", "доминирующее положение" не являются правонарушениями.
В норме ч. 2 ст. 34 Конституции РФ термин "монополизация" используется в качестве противоправного поведения. В норме п. 10 ст. 4 Закона о защите конкуренции содержится понятие "монополистическая деятельность", понимаемое исключительно в качестве правонарушения. Под таковым понимается: "злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью".
В юридической литературе является дискуссионным вопрос о соотношении терминов "монополизация", "монополистическая деятельность". Под монополизацией предлагается понимать социально-экономический процесс становления монополии как хозяйственной структуры, сложного комплекса, элемента институциональной структуры общества*(10), "процесс, в результате которого появляются новые монополии или расширяется сфера действия уже имеющихся. В антимонопольном законодательстве недопустимость монополизации реализуется в виде полного запрета монополистической деятельности.*(11)
Следует отметить, что термин "монополизация", используемый законодателем в качестве правонарушения, является более широким в сравнении с термином "монополистическая деятельность". Монополизация включает монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов, антимонопольные нарушения при осуществлении экономической концентрации, антиконкурентные действия при проведении торгов, антиконкурентные действия и соглашения органов власти и др.
Исследователи отмечают, что в США монополистическая деятельность именуется монополией*(12), при этом судом было выработано новое понимание термина "монополизация" - это использование монопольной власти для ограничения конкуренции, приобретения конкурентных преимуществ или устранения конкуренции*(13).
Данная традиция об отражении в законодательстве и практике США противоправности монополии и монополизации исходит из "принципа запрета", предусмотренного еще Актом Шермана от 2 июля 1890 года*(14). Так, любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать либо вступающее в сговор с любым другим лицом или лицами с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами либо с иностранными государствами подлежит штрафу или тюремному заключению.*(15)
Американская традиция запрета монополий и монополизации оказала влияние на законотворчество России в сфере антимонопольного регулирования. В российском законодательстве термин "монополия", а также созвучные термины монополизация", "монополистическая деятельность", "монополизм", "предприятие-монополист" трактовались в негативном аспекте, т.е. в качестве противоправного поведения на рынке. Начиная с 1995 г. начался новый этап развития антимонопольного законодательства России, основанный больше на европейской традиции "принципа контроля" за монополиями и монополизацией.
Нами ранее указывалось, что использование экономических терминов "монополизация" и "монополистическая деятельность" вряд ли следует считать удачным для обозначения правонарушений и запретов в сфере монополий. Ведь при буквальном их толковании под неправомерную подпадает всякая монополизация (монополия). Однако последняя сама по себе не является противоправной, поскольку может быть специально установлена государством (государственные или естественные монополии), либо являться следствием естественных экономических законов (рыночные монополии)*(16). Предприниматели, стремясь увеличить свою прибыль, объективно заинтересованы в занятии большей доли рынка, в открытии дополнительных предприятий, филиалов, что неизбежно приводит к их доминированию на рынке и монополизации самого рынка.
Ведь, как отмечается в литературе, "монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса"*(17). По мнению экономиста П. Самуэльсона, "экономике крупного производства, возможно, присущи определенные факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей"*(18).
Недопустимыми и противоправными признаются правонарушения в сфере монополии, т.е. поименованные запреты: злоупотребление доминирующим положением на рынке, антиконкурентные соглашения, антиконкуретные согласованные действия, антконкурентная координация экономической деятельности, противоправные акты, действия и соглашения органов власти, ограничивающие конкуренцию, нарушение порядка совершения сделок и действий по экономической концентрации и др.
Представляется, что использование и толкование в законодательстве экономических терминов "монополия", монополизация", опосредующих объективные экономические явления и процессы, в качестве юридических категорий (правонарушений, запретов), зачастую приводит к подмене понятий, смешению противоправного и правомерного поведения на рынке, установлению презумпции противоправности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее (в том числе монопольное) положение на рынке, что недопустимо.
Также следует обратиться к вопросу о роли государства в установлении монополий. В зависимости от степени вмешательства государства следует различать следующие основные виды монополий: 1) устанавливаемые государством при запрете или существенном ограничении конкуренции; 2) образуемые хозяйствующими субъектами при отсутствии запретов или ограничений государства на конкуренцию (рыночные монополии); 3) монополии обладателей исключительных прав.
Как следует из указанной классификации, указанные виды монополий выделяются в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии либо не допускают, либо существенно ограничивают конкуренцию на законных основаниях. К ним относятся: 1) монополии, устанавливаемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав. Последние получили в литературе "легальные", "юридические" монополии"*(19).
Рыночные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействию спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства. Соответственно, государство устанавливает правовой режим недопустимости ограничения конкуренции.
Монополии обладателей исключительных прав могут сочетаться как с "рыночными" монополиями, так и с монополиями, непосредственно регулируемыми государством.
Монополии первого вида - монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Эти монополии защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Их можно назвать государственными монополиями в широком смысле. Существует две разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные и естественные монополии.
При анализе государственных монополий следует констатировать, что их правовое регулирование является бессистемным, разрозненным, что, в конечном счете, вызывает вопросы эффективности и "прозрачности" их деятельности, влиянии на другие сферы экономики и функций антимонопольных органов в их регулировании.
Прежде всего, отсутствует законодательное определение понятия "государственная монополия". Ранее существовавшее определение, сформулированное в Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции 1994 г.*(20) не отражало сущности и содержание данного явления. Так, под государственной понималась монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств и т.д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.
Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.
Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными законами, в частности, Законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", Законом от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и др.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.
Согласно ст. 5 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Указанные виды деятельности, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается: введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения; регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами РФ; проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств РФ.
Однако возникает вопрос о роли государственных корпораций (государственных компаний), о ряде хозяйственных обществах с преобладающим государственным участием, подпадают ли они под режим государственной монополии.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о снижении государственного сектора в экономике, как одной из направлений государственной конкурентной политики, в частности, путем установления предварительного антимонопольного контроля за созданием государственных и муниципальных предприятий и изменением видов их деятельности. Предполагается, что введение такого контроля позволит создавать такие предприятия лишь на товарных рынках с неразвитой или недостаточно развитой конкуренцией.
Другая разновидность монополий, создаваемых при непосредственном участии государства - естественные монополии. В отличие от государственных монополий, имеется специальный Закон о естественных монополиях, который содержит общее определение, сферы естественных монополий, меры государственного регулирования и др. Определение естественной монополии является сугубо экономическим: естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).
Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:
1) существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;
2) товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
3) спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела правовой статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Существует перечень сфер деятельности, в которых введен режим естественной монополии: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути (ст. 4 Закона о естественных монополиях).
В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит специальный правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Федеральная антимонопольная служба РФ осуществляет государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.
Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, на недискриминационных условиях. В сферах естественных монополий вводится также режим недискриминационного доступа к товарам (услугам) естественных монополий.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о сокращении сфер естественных монополий до так называемых естественных инфраструктурных монополий. Также предлагается основы правового регулирования естественных монополий предусмотреть в Законе о защите конкуренции в качестве специальной главы. Эти предложения вызывают интерес и должны быть детально проработаны.
Второй вид монополий - рыночные монополии. Они создаются вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства.
Такие монополии могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и выхода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.
Монополии третьего вида - монополии обладателей исключительных прав. Монопольное положение может возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.*(21)
Термины "юридическая монополия" и "легальная монополия" широко используются в доктрине. Истоки такого подхода связывают с Английским Статутом о монополиях 1623 г., с которого по мнению О.А. Городова ведут история патентного права в Европе.*(22)
По мнению В.А. Дозорцева, "для материальных вещей монополия выражается в институте права собственности, а для нематериальных результатов интеллектуальной деятельности - в исключительных правах... Если быть точным, монополия получает юридическое выражение в общей категории абсолютных прав, одной из ветвей которых... является право собственности, а другой... - исключительные права".*(23)
И.Я. Хейфец полагает, что сущность монопольных (исключительных) прав на объекты промышленной собственности заключается именно в привилегированном положении обладателей этих прав по сравнению с другими конкурентами. Автор в связи с этим отмечал, что у колыбели таких юридических монополий, как патент, товарный знак, стояла феодальная привилегия.*(24)
В настоящее время обсуждаются инициативы ФАС России по антимонопольному регулированию действий и соглашений хозяйствующих субъектов, обладающих интеллектуальными (исключительными) правами, которые приводят к антиконкурентным последствиям на товарных рынках. В экономической действительности России нередки случаи монополизации рынка и монопольных злоупотреблений с использованием исключительных прав.
В данной связи, следует отметить, что антимонопольное регулирование не должно разрушать конструкцию самого исключительного права, а лишь затрагивать оборот товара с использованием исключительных прав, поскольку исключительные права, при их "монопольном" характере в целом призваны способствовать дифференциации товаров, работ, услуг, развитию технологий и инноваций, что, в конечном счете, направлено на создание условий для развития конкуренции.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См: Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
*(2) Например, см.: Федеральный закон от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами".
*(3) См.: Петров, Д.А. Конкурентное право: теория и практика применения. / Под. общ. ред. В.Ф. Попондопуло. - М.: Юрайт, 2013.С. 63.
*(4) См.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право (правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий). М.: РДЛ, 2003. С. 32.
*(5) См.: Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М., 1998. С. 254.
*(6) См.: Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. М., 1995. С. 128.
*(7) Анализу таких рыночных ситуаций посвящены следующие работы: Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986. С. 32; Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. М., 1996.
*(8) См: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
*(9) См.: Еременко В.И. Особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации. // Адвокат. 2000. NN 4, 5.
*(10) См.: Вишневер Э.В. Монополизация в современных условиях хозяйствования: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2003. С. 12.
*(11) См.: Рыженков А.Я. Конституционный запрет монополизации и его отражение в отраслевом законодательстве // Юрист. 2016. N 1. С. 27-31.
*(12) См.: Шайхеев Т.И. Индивидуальная и коллективная монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов по конкурентному (антимонопольному) праву России и зарубежных стран // Международное публичное и частное право. 2012. N 4. С. 35-41.
*(13) См.: Борзило Е.Ю. Антимонопольные риски предпринимательской деятельности: Научно-практическое руководство. М.: Статут, 2014. 335 с.
*(14) Закон, США, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий.
*(15) См.: Кинев А.Ю. Картели и другие антиконкурентные соглашения // 2014.
*(16) См.: Паращук С.А. Конкурентное право (правовое регулирование конкуренции и монополии). М.: Городец-издат, 2002.
*(17) См.: Борисова Л.Н., Ларионова В.А. Расширенный экономико-правовой комментарий к Федеральному закону от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (постатейный) // СПС. 2006.
*(18) См.: Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. 18-е изд. М., 2010.
*(19) См.: Хейфец И. Я. Личные права и их хозяйственное назначение в Союзе ССР и на Западе. М., 1930. С. 95; Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е. А. Суханов. Т. 1. М., 1998. С. 629; Долан Э. Д., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. С. 194.
*(20) Постановление Правительства РФ от 09.03.1994 N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)". Утратило силу.
*(21) В соответствии с п. 2 ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности они именуются объектами права промышленной собственности.
*(22) См: Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011. 942 с.
*(23) Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М., 2003. С. 112.
*(24) См: Хейфец И.Я. Личные права и их хозяйственное назначение в Союзе ССР и на Западе. М., 1930.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Белицкая А.В., Белых В.С., Вайпан В.А., Войцехович А.А., Егорова М.А., Зимарев К.А., Кванина В.В., Кинёв А.Ю., Князева И.В., Мелешкина А.И., Павлова Н.С., Паращук С.А., Петров Д.А., Попондопуло В.Ф., Самолысов П.В., Стадник Т.В., Тенишев А.П., Тепкина А.В., Хохлов Е.С., Шаститко А.Е. Актуальные вопросы современного конкурентного права: сборник научных трудов (отв. ред. М.А. Егорова) - выпуск 1, 2017 // Московское отделение Ассоциации юристов России. Комиссия по совершенствованию антимонопольного законодательства. - Юстицинформ, 2017. - 281 с.
В сборнике материалов научно-практической конференции рассмотрены актуальные вопросы развития современного конкурентного права России и перспективы его дальнейшего совершенствования.
Авторский коллектив
1. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова",
2. Белых Владимир Сергеевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского права Уральского государственного юридического университета
3. Вайпан Виктор Алексеевич - Заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат юридических наук, Почетный юрист города Москвы
4. Войцехович А.А.
5. Егорова Мария Александровна - Председатель комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства при Московском отделении Ассоциации юристов России, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
6. Зимарев Кирилл Андреевич - Генеральный директор ООО "СтейрЛигал"
7. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет)
8. Кинёв Александр Юрьевич - доктор юридических наук, член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
9. Князева Ирина Владимировна - руководитель Центра исследований конкурентной политики и экономики Сибирского института управления-филиала РАНХиГС, доктор экономических наук профессор, профессор.
10. Мелешкина Анна Игоревна - научный сотрудник Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС.
11. Павлова Наталья Сергеевна - Старший научный сотрудник. Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС, доцент кафедры конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат экономических наук
12. Паращук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", член Экспертного совета ФАС России по применению антимонопольного законодательства, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
13. Петров Дмитрий Анатольевич - кандидат юридических наук, доц., доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета
14. Попондопуло Владимир Федорович - доктор юридических наук, проф., заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета.
15. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, кандидат педагогических наук, доцент.
16. Стадник Т.В. - Старший прокурор Управления по надзору за законностью в социально - экономической сфере прокуратуры Костанайской области.
17. Тенишев Андрей Петрович - начальник Управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы.
18. Тепкина Анна Васильевна - кандидат юридических наук, член экспертного совета Подкомитета по лизингу Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации и Некоммерческого Партнерства "Лизинговый Союз", участник комитета по лизингу Ассоциации Европейского Бизнеса.
19. Хохлов Евгений Сергеевич - партнер юридической фирмы Antitrust Advisory, преподаватель кафедры конкурентного права МГЮА(У)
20. Шаститко Андрей Евгеньевич - заведующий кафедрой конкурентной и промышленной политики экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследований конкуренции и экономического регулирования ИПЭИ РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор.
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.