Электронный больничный 2017: взаимодействие с ФСС и расчет в программах 1С
Эксперты 1С
Журнал "БУХ.1С", N 8, август 2017 г.
C 1 июля 2017 года на всей территории России возможно применение электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН). Медицинские учреждения могут оформлять ЭЛН наравне с бумажными больничными. Работник сообщает работодателю номер ЭЛН. Работодатель по этому номеру непосредственно из рабочей программы 1С запрашивает и получает из информационной системы ФСС все данные больничного. По полученным из базы ФСС данным в программах 1С автоматически рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Что представляет собой система взаимодействия с ФСС по обмену сведениями в целях формирования электронных больничных? Как этот функционал работает в программах 1С? Рассказывают эксперты 1С.
Поправки в положения Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" о введении ЭЛН внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ.
Целью появления электронных листков нетрудоспособности ФСС называет объединение информации по больничным в единую базу, уход от громоздкой системы хранения и обработки данных, а также снижение затрат страхователей. Ну, и экономия бюджетных средств, конечно.
Что получают работодатели
В общем, дивиденды неплохие. Начнем с того, что заполнение документов на компьютере удобнее и проще, поэтому бухгалтерам компаний не придется сталкиваться с ошибочно оформленными медиками больничными, бояться претензий ФСС и обращаться туда с запросами по поводу оплаты сомнительных листов.
Во-вторых, бухгалтерам самим не нужно руками вписывать информацию в листы нетрудоспособности, думать о цвете чернил, отсутствии ошибок и волноваться, чтобы не дрогнула рука.
Кроме того, не нужно бояться утраты самого бланка больничного листа или его порчи - все данные хранятся в электронном виде на сервере ФСС.
Как работает система
Итак, обмен сведениями о страховых случаях по временной нетрудоспособности и материнству осуществляется с помощью Единой интегрированной информационной системы "Соцстрах" ФСС РФ (ЕИИС "Соцстрах"). Участниками этой системы являются:
1. Страховщик - ФСС РФ.
2. Страхователи (работодатели).
3. Медицинские организации (больницы, поликлиники) и федеральные государственные учреждения (бюро) медико-социальной экспертизы (МСЭ).
Оформлять ЭЛН медицинские организации могут при соблюдении двух условий:
- работник-застрахованное лицо дает на это письменное согласие;
- медицинская организация и страхователь-работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия с ФСС по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН.
Работодатели могут взаимодействовать с ФСС по поводу ЭЛН прямо из программ 1С. Электронный листок нетрудоспособности и обмен с органами ФСС реализован в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" (ред. 3) начиная с версии 3.1.2.293.
Работник может отслеживать движение своего листка нетрудоспособности, если зарегистрируется на сайте ФСС РФ в кабинете застрахованного лица (см. http://cabinets.fss.ru/).
Взаимодействие по обмену сведениями в целях формирования ЭЛН
Схема взаимодействия между застрахованным лицом, работодателем, ФСС и медицинским учреждением выглядит следующим образом (рис. 1):
Рис. 1
1. Работник-застрахованное лицо дает медицинскому учреждению письменное согласие на формирование листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
2. Медицинское учреждение формирует ЭЛН, подписывает его усиленной квалифицированной подписью врача и медицинской организации и отправляет всю информацию по больничному в ФСС.
3. Медицинское учреждение выдает работнику номер ЭЛН для передачи его страхователю-работодателю.
4. Работник сообщает работодателю номер ЭЛН.
5. Работодатель по номеру ЭЛН непосредственно из своей программы 1С запрашивает и получает из базы ФСС все данные больничного.
6. По полученным из базы ФСС данным в программах 1С автоматически рассчитывается пособие по временной нетрудоспособности (сведения о страхователе, о застрахованном лице, о среднем заработке, стаже работы и другая необходимая информация уже хранится в 1С).
7. Работодатель оплачивает работнику больничный лист (при "зачетной" системе).
8. Информация о сумме пособия отправляется в ФСС.
9. ФСС частично оплачивает больничный (для регионов "прямых" выплат*(1)).
Работа с ЭЛН в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8" (ред. 3)
Минимальные требования, необходимые для возможности работы с электронным листком нетрудоспособности в программе "1С:Зарплата и управление персоналом 8" редакции 3:
- версия платформы 8.3.10 или выше;
- версия "1С:Зарплаты и управления персоналом 8" 3.1.2.293 и выше;
- подключение к 1С-Отчетности (или подключение сертификата ФСС для ЭЛН). Для пользователей, использующих 1С-Отчетность, настройка сертификата ФСС для ЭЛН производится автоматически (без участия пользователя).
Документ "Больничный лист"
При вводе в программу электронного больничного листа достаточно заполнить основную информацию:
- организацию (если ведется учет по нескольким организациям);
- сотрудника;
- номер листка нетрудоспособности.
После этого по кнопке Получить данные из ФСС документ автоматически заполняется данными ЭЛН, полученными с сервера ФСС.
Пособие рассчитывается исходя из сведений о заработке и стаже сотрудника, хранящихся в базе пользователя.
Сведения о медицинской организации будут загружены автоматически (см. рис. 2).
Рис. 2
Для просмотра этих сведений можно нажать на гиперссылку Заполнены данные ЛН.
Создание и отправка реестра ЭЛН в ФСС
Документ Реестр ЭЛН можно создать в рабочем месте 1С-Отчетность (раздел Отчетность, справки - 1С-Отчетность).
Табличную часть документа можно заполнить по выбранной организации двумя способами:
- по кнопке Заполнить таблица заполняется всеми ЭЛН, которые еще не были отправлены;
- по кнопке Добавить можно выбрать конкретные ЭЛН, которые необходимо отправить в ФСС.
Для просмотра дополнительной информации об ЭЛН, которая будет отправлена в ФСС, можно дважды щелкнуть по строке с этим ЭЛН.
Откроется форма дополнительной информации, где будут указаны сведения по каждому электронному листку нетрудоспособности, в том числе Страховой стаж, Оплачиваемый период, Оплата за счет средств ФСС, Средний дневной заработок и др.
Перед отправкой документ необходимо провести. При проведении документа выполняется проверка заполнения обязательных полей.
Для отправки реестра в ФСС необходимо нажать кнопку Отправить реестр в ФСС.
Если в программе не настроена связь с ФСС, то пользователю будет предложено подключиться к 1С-Отчетности.
Для пользователей, не применяющих 1С-Отчетность, возможна настройка сертификата ФСС для ЭЛН вручную.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) О пилотном проекте ФСС по выплате пособий напрямую из Фонда, в котором с 01.07.2017 участвуют еще 13 регионов, читайте в материале "Пилотный проект ФСС: прямые выплаты пособий по временной нетрудоспособности, как отразить в "1С:Зарплате и управлении персоналом 8" (ред. 3) (эксперты фирмы "1С").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "БУХ.1С"
Зарегистрировано Минпечати России. Рег. номер ПИ N 77-13289 от 15.08.2002.
Учредитель: ЗАО "1С Акционерное общество".
Издатель: ООО "1С-Паблишинг".
Адрес редакции: 103030, г. Москва, ул. Селезневская, д. 21.
Подписка: (495) 681-7667
Прием рекламы: (495) 681-7667
Почтовый адрес: 123056, а/я 64,
e-mail: buh@1c.ru, Internet: http://www.buh.ru, телефон (495) 681-7667