Направляем для использования в практической работе Методические рекомендации по формированию перечней добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Приложение: на 4 листах.
Первый заместитель Комитета |
|
Приложение
к письму ГТК РФ
от 26 декабря 2002 г. N 01-06/51349
Методические рекомендации
по формированию перечня добросовестных участников ВЭД
1. Общие положения
2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
3. Критерии, применяемые для формирования Перечня
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации по формированию перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Методические рекомендации), разработаны в целях совершенствования таможенного администрирования, сопряжения налогового и таможенного законодательства, осуществления контроля соблюдения участниками ВЭД норм налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, создания благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности, в соответствии со статьями 180, 182 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Методические рекомендации предназначены для повышения эффективности осуществления контрольных функций таможенных органов Российской Федерации, увеличения поступлений в федеральный бюджет путем применения механизмов таможенного контроля, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации.
Целями формирования перечня добросовестных участников ВЭД (далее - Перечень), являются:
- активизация внешнеэкономической деятельности;
- воспрепятствование функционированию "фирм-однодневок".
Задачами формирования Перечня являются:
- уменьшение субъективного фактора при принятии решений сотрудниками таможенных органов Российской Федерации;
- достижение оптимального сочетания затрачиваемого на проведение таможенного контроля времени и эффективности его проведения;
- оптимизация принятия решений по результатам использования информационных ресурсов, информационно-аналитической и организационно-экспертной работы;
- предупреждение экономических и налоговых правонарушений.
2. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях:
1) участники ВЭД - юридические и физические лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
2) объекты - участники ВЭД - хозяйствующие субъекты всех форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) субъекты, участвующие в формировании перечней - структурные подразделения таможенных органов Российской Федерации:
- в таможнях: отделы таможенной инспекции, отделы федеральных таможенных доходов и учета денежных средств, отделы валютного контроля, отделы по контролю за доставкой товаров, структурные подразделения, осуществляющие организацию таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительный блок;
- в региональных таможенных управлениях: Служба таможенной инспекции, Организационно-инспекторская служба, Служба федеральных таможенных доходов, Служба организации таможенного контроля, оперативная таможня;
- в ГТК России: Управление таможенной инспекции, Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление федеральных таможенных доходов, Главное управление организации таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой;
4) критерии - условия отбора объектов для формирования Перечня.
Порядок формирования Перечня утверждается приказом (распоряжением) начальника регионального таможенного управления.
3. Критерии, применяемые для формирования Перечня
При рассмотрении объектов в качестве кандидатов для включения в Перечень необходимо принимать во внимание следующее:
- внешнеторговый оборот объекта;
- специализацию объекта в части перемещаемых товаров (исключение могут составлять крупные компании - инвесторы в российскую экономику, крупные налогоплательщики, осуществляющие уплату таможенных платежей в централизованном порядке);
- размер таможенных и иных платежей, уплачиваемых объектом в течение прошедшего и текущего года;
- продолжительность работы объекта в сфере внешнеэкономической деятельности;
- частота поставок определенных товаров;
- использование объектом льгот и преференций;
- ввоз объектом товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, облагаемых высокими ставками налогов;
- разница между статистической стоимостью ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров и транспортных средств и их среднерыночной стоимостью;
- результаты проверок деятельности партнеров объекта на внутреннем рынке, требующих встречных проверок;
- сведения, поступившие из иных правоохранительных органов (МВД России, ФСБ России, ФСНП России, Генеральная Прокуратура Российской Федерации).
Для формирования Перечня могут использоваться следующие критерии:
1) внешнеэкономическая деятельность;
2) учет в таможенных органах Российской Федерации;
3) признаки "фирм-однодневок":
- срок со дня государственной регистрации;
- размер уставного капитала;
- количество объектов, зарегистрированных по юридическому адресу;
- идентичность юридического и фактического адресов;
- учредители объекта;
- совмещение функций руководителя и главного бухгалтера;
- иные признаки в соответствии с Методическими рекомендациями по выявлению "фирм-однодневок" в ходе проведения учета участников ВЭД таможенными органами (письмо ГТК России от 21.12.2000 N 01-06/37255дсп);
4) регион деятельности;
5) перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
6) уплата таможенных платежей;
7) задолженность по уплате налогов и сборов, пеням и штрафам;
8) административные правонарушения;
9) отчетность перед таможенными, налоговыми и иными контролирующими органами;
10) объявление несостоятельности (банкротстве), ликвидация или реорганизация.
Объект может быть не включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:
- он не осуществлял внешнеэкономическую деятельность в текущем году;
- он не поставлен на учет в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с приказом ГТК России от 31.08.2000 N 787;
Приказом ГТК РФ от 23 декабря 2003 г. N 1517 вышеназванный приказ признан утратившим силу
- срок со дня его государственной регистрации составляет менее 6 месяцев;
- у него имеется минимальный размер уставного капитала, установленный законодательством Российской Федерации;
- количество зарегистрированных по его юридическому адресу объектов более 5;
- его фактический и юридический адреса не совпадают, а также в случае отсутствия у объекта мест нахождения должностных лиц и хранения документов по фактическому адресу;
- его учредители являются одновременно учредителями "фирм-однодневок";
- исполнение функций руководителя и главного бухгалтера возложено на одно лицо;
- он не осуществляет таможенное оформление товаров и транспортных средств в регионе деятельности таможни, поставившей его на учет;
- он не является лицом, ответственным за финансовое урегулирование поставок товаров в свой адрес;
- он на момент рассмотрения в качестве кандидата в перечень считается подвергнутым административному наказанию;
- им не представляется отчетность в таможенные, налоговые и иные контролирующие органы Российской Федерации при обязательном ее представлении, либо в представленных отчетах содержатся неполные или недостоверные сведения.
Объект не может быть включен в качестве кандидата в Перечень при условии, если:
- он является должником по уплате налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также пеней и штрафов;
- в отношении него начата процедура ликвидации или реорганизации.
Возможна разработка и иных критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД с учетом особенностей регионов. Однако для проведения анализа большого числа объектов и определения степени их добросовестности необходимо сформировать группу показателей, дающих в совокупности комплексную характеристику состояния и перспектив любого хозяйствующего субъекта. Количество таких показателей не может быть велико, так как только в этом случае можно, с одной стороны, создать предпосылки для оперативности и комплексности анализа, а с другой стороны, - избежать чрезмерной трудоемкости и исключить противоречивость выводов. Для формирования критериев отнесения объектов к добросовестным участникам ВЭД необходимо выбрать те стороны хозяйственной деятельности, которые наиболее важны для таможенных органов как органов управления, а именно, эффективность, надежность, долгосрочные и краткосрочные перспективы платежеспособности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 26 декабря 2002 г. N 01-06/51349 "О направлении Методических рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был