Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2017 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете"
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2017 г., с. 20-23/
Статья 21 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) определяет следующую структуру нормативных документов (помимо нормативных актов - законов и кодексов), регулирующих сферу бухгалтерского учета (см. схему).
Виды нормативных документов, регулирующих сферу бухгалтерского учета |
/------------------------------------------------------\
/----------------\ /--------------\ /-----------------\ /---------------\
| Федеральные | | Отраслевые | | Рекомендации | | Стандарты |
| стандарты | | стандарты | | | |экономического |
| | | | | | | субъекта |
\----------------/ \--------------/ \-----------------/ \---------------/
/---------------\ /-----------------\ /---------------\
| Обязательны к | | Применяются в | | Применяются |
| применению, | | добровольном | | только у |
| если иное не | | порядке | | конкретного |
| установлено | | | | субъекта |
| этими | | | | |
| стандартами | | | | |
\---------------/ \-----------------/ \---------------/
При этом федеральные стандарты устанавливают как общие требования к бухгалтерскому учету (которые должны применять все экономические субъекты независимо от вида экономической деятельности), так и специальные требования к учету в отдельных отраслях (ч. 3 и 4 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). К общим требованиям относятся, в частности:
- определения и признаки объектов учета, порядок их классификации, условия их принятия к учету и списания в учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов учета;
- порядок пересчета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту РФ;
- требования к учетной политике (в том числе к определению условий ее изменения), инвентаризации активов и обязательств, документам и документообороту;
- план счетов и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм этой отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим законом.
В свою очередь, особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности устанавливаются отраслевыми стандартами (ч. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
На момент введения в действие Закона N 402-ФЗ (напомним, он применяется с 1 января 2013 года) не было утверждено ни одного федерального стандарта. Более того, и за прошедшие (с 2013-го) годы не были утверждены эти стандарты. У Минфина есть только планы по их утверждению, причем срок их ввода часто переносится.
Очередной перенос сроков введения новых федеральных стандартов был осуществлен недавним Приказом Минфина России от 07.06.2017 N 85н. В нем приведен предполагаемый график введения в действие федеральных стандартов (см. таблицу).
N | Рабочее наименование проекта стандарта | Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения |
1 | "Запасы" | 2019 |
2 | "Нематериальные активы" | 2019 |
3 | "Аренда" | 2020 |
4 | "Основные средства" | 2020 |
5 | "Незавершенные капитальные вложения" | 2020 |
6 | "дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)" | 2020 |
7 | "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" | 2020 |
8 | "Бухгалтерская отчетность" | 2020 |
9 | "Некоммерческая деятельность" | 2020 |
10 | "Доходы" | 2020 |
11 | "расходы" | 2020 |
12 | "Финансовые инструменты" | 2021 |
13 | "Добыча полезных ископаемых" | 2021 |
14 | "Участие в зависимых организациях и совместная деятельность" | 2021 |
Как видим, первый федеральный стандарт финансисты планируют ввести в действие только с 2019 года. Значит, при ведении бухгалтерского учета экономическим субъектам, как и прежде, следует руководствоваться правилами, утвержденными ПБУ, вступившими в силу до 1 января 2013 года.
Более того, Федеральным законом от 18.07.2017 N 160-ФЗ*(1) (далее - Закон N 160-ФЗ) эти стандарты признаны федеральными. Соответствующие поправки были внесены в ст. 30 Закона N 402-ФЗ, в которой с 19 июля 2017 года появилась новая ч. 1.1, где говорится об этом. В данной части содержится еще и важная оговорка о том, что в отношении таких стандартов не применяется правило о приоритете федеральных стандартов над отраслевыми.
Добавим: обозначенные поправки внесены в Закон N 402-ФЗ весьма своевременно, поскольку сразу после подписания Президентом РФ Закона N 160-ФЗ Минюстом был зарегистрирован Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н, внесший ряд существенных поправок в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организаций" (которые экономическим субъектам нужно будет учесть при составлении учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета на 2018 год). В частности, названный стандарт дополнен новыми положениями, определяющими базовые принципы формирования главного бухгалтерского документа любого экономического субъекта*(2). Суть их такова:
1. Организациям предоставлено право выбора способов ведения бухгалтерского учета автономно от других юридических лиц. Исключение сделано для дочерних компаний: они должны использовать те же способы, что и материнская компания.
2. Если компания составляет отчетность по МСФО, то она при формировании учетной политики вправе руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета, исходя из требований МСФО. Однако если способ учета, рекомендованный федеральными стандартами, противоречит МСФО, то организация может этот способ не применять. Компания должна будет в таком случае обосновать, почему способ, предложенный федеральным стандартом, противоречит МСФО.
3. Субъекты, имеющие право применять упрощенные способы бухгалтерского учета, при отсутствии в федеральных стандартах предложений по ведению учета по конкретному вопросу могут формировать учетную политику исходя только из принципа рациональности.
4. В исключительных ситуациях, если применение ПБУ 1/2008 приведет к получению недостоверной информации о финансовом положении субъекта, ему разрешено отступать от правил ПБУ 1/2008 при условии, что будут определены обстоятельства, мешающие использовать это ПБУ, и внедрены альтернативные способы учета, которые не приведут к еще большей недостоверности учета. Организация обязана раскрыть выбранные альтернативные способы учета (в учетной политике и пояснениях к бухгалтерской отчетности).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете".
*(2) О других нововведениях в ПБУ 1/2008 см. на стр. 13-18.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"