Каков порядок установления режима функционирования "чрезвычайной ситуации" и участия в предупреждении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в границах сельского поселения?
В соответствии с информацией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на сегодняшний день в Российской Федерации органы управления, силы и средства органов государственной власти и местного самоуправления, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, объединены в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
В Положении о РСЧС, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (пункты 5 и 6), установлено, что на территории субъекта Российской Федерации создаются территориальные подсистемы РСЧС, состоящие из звеньев соответствующих административно-территориальному делению региона.
Организация, состав сил и средств территориальных подсистем РСЧС, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации показывает, что самостоятельными административно-территориальными единицами субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения) являются городские округа и муниципальные районы.
В настоящее время ответственность за организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрации городских округов и районов (по соглашению о передачи части полномочий).
С учетом вышеизложенных положений законодательно полномочиями по введению режимов "повышенная готовность" и "чрезвычайная ситуация" при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера наделены руководители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Главы администраций сельских поселений указанными полномочиями не наделены.
В то же время, законами субъектов Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и сельского поселения за сельскими поселениями могут закрепляться задачи по предоставлению информации о рисках чрезвычайных ситуации, созданию местных материальных ресурсов для ликвидации их последствий, обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения, а также оповещению населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Также с целью снижения рисков чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями, сельские поселения направляют в органы местного самоуправления муниципальных районов (в пределах которых находится сельские поселения) заявки на проведение противопаводковых мероприятий, в том числе предусматривающих инженерную защиту от наводнений.
Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения сельских поселений, касающиеся участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений, реализуются на основании законов соответствующих субъектов Российской Федерации и принятых в соответствии с ними уставами муниципальных районов и сельских поселений.
Комитет Государственной Думы
по федеративному устройству
и вопросам местного самоуправления
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (http://www.komitet4.km.duma.gov.ru)
Дата обращения к информационному ресурсу - 2 октября 2017 г.