Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задачи, для решения которой разработана ВЦП
Финансовая грамотность - это знания и навыки управления финансовыми инструментами, способность принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.
Проблема недостаточной финансовой грамотности населения в последние годы стала актуальной как в России, так и в целом ряде развитых и развивающихся стран. Особенной остроты она достигла в условиях глобального финансового кризиса, с повышением долговой нагрузки домохозяйств, недостаточностью сбережений и неумением населения предпринять рациональные шаги по защите своих сбережений и улучшению финансового положения.
При этом для России характерно быстрое построение сложной финансовой системы, которая приводит к появлению на рынке разнообразных и не всегда простых для понимания финансовых продуктов и услуг. Это ставит перед населением задачи, к решению которых оно в большинстве своем недостаточно хорошо готово.
Кроме того, у значительной части населения в силу социалистического прошлого отсутствуют традиции использования финансовых инструментов. Новые навыки приобретаются, в основном, молодежью и людьми средних лет, тогда как старшее поколение наиболее трудно понимает и принимает перемены в финансовой сфере. Отсутствие у граждан финансовых знаний, навыков планирования личного бюджета, опыта анализа и обоснованного выбора финансовых услуг в условиях агрессивной рекламы таких услуг могут привести к нерациональности финансового поведения, неоправданным рискам в надежде получения быстрого дополнительного заработка. Или напротив, столкнувшись с мошенническими действиями в финансовой сфере, население начинает занимать крайне консервативную позицию и неоправданно ограничивает свое взаимодействие с любыми финансовыми институтами, особенно, негосударственными. Оба крайних варианта финансового поведения наносят вред как личным бюджетам граждан, так и экономике в целом, поскольку создают препятствия для улучшения материального положения населения, а также снижают возможности инвестиций в экономику.
Недостаточность уровня финансовых знаний населения подтверждается опросами 1. Хотя за период с 2008 года оценка населением собственного уровня финансовой грамотности выросла (доля населения, считающего свои знания отличными, хорошими либо удовлетворительными увеличилась с 46 до почти 70% опрошенных), однако оценка конкретных знаний показывает, что в действительности их уровень невысок:
- недостаточно развито планирование личного бюджета: подобное планирование осуществляют менее 30% опрошенных (в г. Томске - показатель выше, 44% опрошенных), при этом ежегодно эта доля сокращается - по видимому, в связи с постепенным ростом доходов населения и снижением необходимости жестко экономить, считая "каждый рубль");
- крайне слабы знания относительно системы страхования вкладов (более 50% опрошенных не имеют о ней никакого представления);
- еще не стало распространенной практикой сравнение финансовых услуг, предлагаемых в различных компаниях (лишь около половины опрошенных старается проводить такие сравнения, в г. Томске ситуация несколько лучше - 66% стараются проводить подобные сравнения), а также предварительное ознакомление с текстом заключаемого договора (менее 40% опрошенных читают договор и уточняют непонятные моменты);
- население преимущественно, заблуждается относительно того, что является финансовой пирамидой, демонстрируя при этом избыточную настороженность относительно предлагаемых финансовых продуктов и услуг;
- граждане недостаточно уверены в том, что спор с финансовой организацией по поводу финансовых услуг может быть разрешен быстро и справедливо (уверенных в быстром положительном исходе всего 15%).
Важной предпосылкой для развития культуры сбережения является рост доходов населения, позволяющий направлять личные средства не только на текущее потребление, но и на сбережение. В целом по Российской Федерации в течение уже более 10 лет наблюдается превышение совокупных доходов населения над его текущими расходами, при этом процент превышения колеблется от 25 до 30%.
По данным Росстата, объем денежных накоплений населения демонстрирует постепенный рост. Например, если в январе 2012 года общая сумма денежных накоплений населения составляла 14 796,6 млрд. рублей, то в мае 2013 года - уже 18 023,7 млрд. рублей.
Глобальный финансовый кризис оказал негативное влияние на возможности населения сберегать и способы сбережения (население активнее стало приобретать валюту), однако уже в 2008 году доля средств, направленных на сбережение во вкладах и приобретение ценных бумаг, в общем объеме расходов превысила докризисный уровень, а в 2012 году стабилизировалась на докризисном уровне (немногим более 10% от общего объема денежных доходов).
Таким образом, предпосылки для активизации потребления населением финансовых услуг, а, следовательно - потребности в повышении финансовой грамотности будут нарастать.
Повышение финансовой грамотности населения невозможно без развития финансовой инфраструктуры и расширения спектра финансовых услуг с учетом потребностей населения.
По данным ЦБ РФ на начало 2013 года в Томской области действовало 23 кредитные организации и их филиала, что ставило область на 7 место среди других субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ (лидером по числу кредитных организаций и их филиалов является Новосибирская область). При этом в области, как и в федеральном округе и в Российской Федерации в целом отмечается снижение числа действующих кредитных организаций и их филиалов.
1 Опрос Национального агентства финансовых исследований по Российской Федерации; опрос компанией Relation Consulting населения г. Томска
Таблица 1. Количество кредитных организаций и их филиалов
|
2010 |
2011 |
2012 |
|||
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
Число кредитных организаций |
Число филиалов |
|
Томская область |
2 |
26 |
2 |
24 |
2 |
21 |
Новосибирская область |
10 |
70 |
9 |
72 |
9 |
60 |
Сибирский федеральный округ |
56 |
366 |
54 |
347 |
51 |
250 |
Российская Федерация |
1 012 |
2 926 |
978 |
2 807 |
958 |
2204 |
Помимо этого, в настоящее время в области действует более 20 страховых компаний и их филиалов, 2 негосударственных пенсионных фонда. На территории области установлено 1400 банкоматов (1,342 на 1 тыс. человек населения).
Отмечается высокая концентрация финансовой инфраструктуры в крупных городах (Томск, Северск), вследствие чего основными ее пользователями являются именно городские жители, в то время как население в районах минимально вовлечено в потребление финансовых услуг.
Таким образом, основными причинами проблемы недостаточной финансовой грамотности населения являются:
- исторически сложившееся отсутствие культуры управления личными финансами, неумение пользоваться всем разнообразием предлагаемых на рынке финансовых инструментов;
- недостаточность возможностей для обучения финансовой грамотности различных категорий населения, в т.ч. поддерживаемых со стороны государства (экспресс-курсов, теле- и радиопередач, тематических изданий), при недостаточном доверии граждан информации, получаемой от организаций, оказывающей финансовые услуги;
- недостаточная мотивированность населения обучаться управлению личными финансами (надежда на "авось", опасение деятельности любых финансовых структур и т.п.);
- недостаточная сеть организаций, оказывающих финансовые услуги, в небольших городах и в сельской местности.
Особого внимания требует молодежь (старшеклассники общеобразовательных школ, учащиеся средних профессиональных учреждений, студенты ВУЗов и др.), а также взрослое население области со средним и низким уровнем дохода, которые в настоящее время либо в ближайшей перспективе станут активными пользователями финансовых услуг.
В случае если проблема недостаточного уровня финансовой грамотности населения решаться не будет, в области будет наблюдаться отставание роста благосостояния населения и сравнительное замедление роста экономики, недостаточное развитие финансового сектора и нарастание финансовых потерь населением в связи с нерациональными решениями при управлении личными бюджетами.
В соответствии с Соглашением о займе между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития реализуется федеральный Проект "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (далее - Проект). Исполнителем Проекта является Министерство финансов Российской Федерации. Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов осуществляет техническое содействие Минфину России в реализации Проекта. Проект призван сформировать условия для повышения финансовой грамотности российских граждан путем разработки и внедрения образовательных программ и широкого информирования общественности о подходах и правилах грамотного финансового поведения. Проект также способствует укреплению и расширению имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей и содействует появлению новых инициатив в этой сфере.
Министерством финансов Российской Федерации, Некоммерческим Фондом реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов и администрацией Томской области подписан Договор о реализации Проекта, определяющий обязанности данных структур в рамках реализации Проекта на территории Томской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за исполнение на территории Томской области мероприятий Проекта, разработку и утверждение порядка ее реализации, является Департамент финансов Томской области. В целях обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти Томской области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, образовательные организации, финансово-кредитных, страховых организаций и иных организаций, средств массовой информации по реализации Проекта в Томской области создается Координационный совет.
Координационный совет определяет стратегические направления работы, осуществляет общий контроль за реализацией Проекта, технический контроль за реализацией конкретных мероприятий в рамках Проекта, а также оказывает содействие в реализации Проекта на территории Томской области. Координационный совет вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня программных мероприятий. Состав и Положение о Координационном совете утверждается постановлением Губернатора Томской области.
В ходе реализации Проекта решаются две основные задачи:
- повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также активных и потенциальных пользователей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов);
- укрепление основ для усиления защиты прав потребителей финансовых услуг.
ВЦП разработана в рамках реализации Проекта и является его составной частью.
Мероприятия ВЦП направлены на следующие целевые группы: учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; пользователи финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода; пенсионеры; представители малого и среднего предпринимательства.
Для целей оперативного управления реализацией ВЦП при Департаменте финансов Томской области создается рабочая группа. Состав рабочей группы утверждается Распоряжением заместителя Губернатора Томской области - начальника Департамента финансов Томской области.
Региональный центр финансовой грамотности (далее - РЦФГ) функционирует на базе Некоммерческого партнерства по развитию финансовой культуры "Финансы Коммуникации Информация", который координирует деятельность исполнителей в рамках Проекта, а также выполняет мероприятия по оказанию консультационных услуг, проведению семинаров и конференций, организации обучающих мероприятий, проведению процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, мониторингу реализации программы финансовой грамотности, реализации иных мероприятий. РЦФГ содействует внедрению образовательных программ, созданных в рамках Проекта, участвует в подготовке региональных образовательных программ, осуществляет отбор педагогов, которых необходимо обучить работе с созданными образовательными программами; организует повышение квалификации и методическую поддержку педагогов, реализующих программы повышения финансовой грамотности, участвует в отборе консультантов, а также оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий, связанных с развитием потенциала в области финансового образования и реализацией программ в сфере финансового образования и повышения финансовой грамотности.
В ходе реализации Проекта РЦФГ по согласованию с Департаментом финансов Томской области может привлекать: Департамент общего образования Томской области, Департамент профессионального образования Томской области, Департамент по высшему профессиональному образованию Томской области, Департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области, Департамент по культуре и туризму Томской области, Департамент по вопросам семьи и детей Томской области, Департамент по работе с органами местного самоуправления Администрации Томской области, общеобразовательные организации, организации начального, среднего профессионального образования, высшего образования, профессиональные объединения участников финансового рынка и иные организации.
В целях выполнения мероприятий Проекта и ВЦП РЦФГ будет привлекать областные, муниципальные и школьные библиотеки в части информирования населения, проведения консультаций, семинаров, конференций, "Дней финансовой грамотности" и т.п. Также планируется задействовать реализация по удаленному обучению с помощью созданной на территории Томской области информационной системы "Электронный гражданин". В рамках реализации данной информационной системы на базе бюджетных учреждений созданы центры общественного доступа населения Томской области: в 98 населенных пунктах Томской области создано 103 центра общественного доступа (ЦОД) для граждан. Учитывая, что часть жителей Томской области живет в отдаленных труднодоступных местностях, центры общественного доступа станут важным элементом в системе доступа к информации по финансовой грамотности.
Мероприятия, разработанные и реализуемые в рамках ВЦП, а также переданные с федерального уровня в Томскую область, разработанные в рамках реализации Проекта (такие как: организация деятельности РЦФГ и его представительств; проведение занятий в общеобразовательных учебных организациях, организациях среднего профессионального образования, высшего образования по разработанным методикам; обучение субъектов малого и среднего предпринимательства вопросам финансовой грамотности; издание периодического СМИ Делового вестника "Ваши личные финансы", проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами; проведение разовых и (или) систематических мероприятий по разъяснению основ ответственного финансового поведения; освещение мероприятий по повышению финансовой грамотности через интернет-портал VLFin.ru, а также ведение региональной страницы на федеральном веб-портале по освещению мероприятий по повышению финансовой грамотности населения; проведения консультаций, семинаров, конференций, "Дней финансовой грамотности" и др.), будут продолжены на территории Томской области по завершению ВЦП. Формы работы, объемы финансирования будут уточнены по итогам реализации мероприятий Программы в 2015-2017 годах.
Поскольку ВЦП является частью Проекта, помимо текущего мониторинга ВЦП, осуществляемого в соответствии с разделом 4 ВЦП, мониторинг и оценка результатов реализации ВЦП также будет осуществляться в рамках Проекта.
Показатели результатов, связанные с финансовой осведомленностью, установками, представлением и базовыми навыками финансовой арифметики целевых групп населения, будут измеряться в рамках национальных исследований уровня финансовой грамотности.
Оценка воздействия ВЦП будет проводиться на основе мониторинга и независимой оценки эффективности реализации ВЦП. Исследования по оценке воздействия станут основой принятия решений по расширению наиболее эффективных инициатив, пересмотру структуры ВЦП, доработке конкретных инициатив.
Отчеты о результатах реализации ВЦП как части федерального Проекта, в том числе реализации мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, готовятся и представляются в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации, а также иными органами управления федеральным Проектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.