Распоряжение Администрации Томской области от 4 июня 2015 г. N 361-ра
"Об утверждении Методических рекомендаций по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области"
1. В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Закона Томской области от 12 марта 2015 года N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", в целях организации деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области утвердить Методические рекомендации по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области согласно приложению к настоящему распоряжению.
2. Департаменту по работе с органами местного самоуправления Администрации Томской области (Банин) организовать работу по проведению экспертизы заинтересованными исполнительными органами государственной власти Томской области при поступлении проектов стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Томской области при разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными настоящим распоряжением.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Томской области по экономике Антонова А.А.
И.о. Губернатора Томской области |
А.М. Феденёв |
Методические рекомендации
по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области
(утв. распоряжением Администрации Томской области от 4 июня 2015 г. N 361-ра)
1. Общие положения. Основание для разработки Методических рекомендаций
1. Настоящие Методические рекомендации по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью организации деятельности по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области и формирования на территории Томской области взаимосвязанной системы стратегического планирования и установления сбалансированных подходов к формированию и реализации в муниципальных образованиях Томской области (далее - муниципальное образование) основных направлений социально-экономического развития Томской области.
Документами, определяющими общие подходы, принятые при разработке настоящих Методических рекомендаций, являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Закон Томской области от 12 марта 2015 года N 24-ОЗ "О стратегическом планировании в Томской области", Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденная постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 N 2580 (далее - Стратегия Томской области).
2. Настоящие Методические рекомендации определяют цель, задачи, принципы разработки, структуру, требования к основным разделам, а также порядок разработки, согласования, утверждения, мониторинга и контроля реализации, корректировки стратегии социально-экономического развития муниципального образования.
Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях
3. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
стратегия социально-экономического развития муниципального образования (далее - Стратегия) - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды социально-экономического развития муниципального образования и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы;
внешние факторы развития - не зависящие от действий органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области (далее - органы местного самоуправления) условия, оказывающие существенное влияние на развитие муниципального образования;
внутренние факторы развития - ресурсы и потенциал, на базе которых основывается Стратегия, которыми определяется способность муниципального образования реагировать на различные изменения внешних факторов;
корректировка Стратегии - изменение Стратегии без изменения периода, на который разрабатывалась Стратегия;
актуализация Стратегии - изменение Стратегии с целью продления периода действия и пересмотра параметров Стратегии с учетом изменения внутренних и внешних факторов;
муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития;
муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования;
сценарии - различные варианты развития муниципального образования, которые зависят от сочетания внешних факторов, воздействующих на муниципальное образование, и реакции внутренних факторов на указанные воздействия;
цель социально-экономического развития - состояние экономики, социальной сферы, которое определяется муниципальными образованиями в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
задача социально-экономического развития - комплекс взаимоувязанных мероприятий, которые должны быть проведены в определенный период времени и реализация которых обеспечивает достижение целей социально-экономического развития;
результат социально-экономического развития - фактическое (достигнутое) состояние экономики, социальной сферы, которое характеризуется количественными и (или) качественными показателями;
отдельные указы Президента Российской Федерации - указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 10.09.2012 N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности".
4. Иные понятия, используемые в Методических рекомендациях, применяются в значениях, принятых в законодательстве Российской Федерации и Томской области.
Принципы разработки Стратегии
5. Стратегия разрабатывается для муниципальных районов и городских округов Томской области.
6. Стратегия разрабатывается с учетом приоритетов, целей, задач и приоритетных направлений социально-экономического развития Томской области, определенных в Стратегии Томской области и иных документах стратегического планирования региона.
7. При разработке Стратегии необходимо учитывать результаты реализации стратегических документов муниципального образования, действующих в предшествующем разработке Стратегии периоде.
8. Определение целей и задач социально-экономического развития муниципального образования осуществляется на основании результатов проведенного SWOT-анализа, который позволяет выявить сильные и слабые стороны муниципального образования, а также угрозы и возможности для развития муниципального образования.
В Стратегии определяются конкурентные преимущества и специализация муниципального образования с учетом потенциала, проблем и перспектив развития основных отраслевых комплексов, представленных или предполагаемых к размещению на территории муниципального образования.
В Стратегии определяются перспективы инновационного, инвестиционного, пространственного развития муниципального образования, развития человеческого капитала, муниципального управления с учетом приоритетов, обозначенных в Стратегии Томской области.
В Стратегии определяются наиболее перспективные и значимые инвестиционные проекты, реализация которых окажет существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
9. Механизмом реализации Стратегии является план мероприятий по реализации Стратегии, который включает комплекс мероприятий и перечень муниципальных программ, обеспечивающих достижение на каждом этапе реализации Стратегии долгосрочных целей социально-экономического развития муниципального образования, указанных в Стратегии.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ.
10. Стратегия разрабатывается на долгосрочный период, продолжительностью более 6 лет, но не превышающий период долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования, с учетом срока реализации Стратегии Томской области.
11. Корректировка и актуализация Стратегии осуществляется при изменении внешних и внутренних факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования.
12. Актуализация Стратегии осуществляется не реже одного раза в 6 лет.
2. Основные методические положения разработки Стратегии. Требования к структуре Стратегии
13. Структура Стратегии содержит основные разделы и дополнительные (рекомендуемые) разделы. Общий объем Стратегии не должен превышать 100 страниц (включая приложения). Рекомендуется следующая структура Стратегии:
1) основные разделы:
а) оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности муниципального образования;
б) стратегическая цель, цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования;
в) ожидаемые результаты реализации Стратегии;
г) сценарии социально-экономического развития муниципального образования;
д) сроки и этапы реализации Стратегии;
е) оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии;
ж) информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии;
з) система управления и мониторинга реализации Стратегии;
2) дополнительные (рекомендуемые) разделы:
а) определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования;
б) территориальное развитие муниципального образования;
в) иные положения.
14. Содержание разделов Стратегии.
Основные разделы:
Раздел 1. Оценка достигнутых целей и задач социально-экономического развития муниципального образования и текущего уровня конкурентоспособности муниципального образования.
В данном разделе приводится оценка результатов достижения показателей социально-экономического развития муниципального образования, установленных в документах планирования социально-экономического развития муниципального образования (стратегии, программы социально-экономического развития и др.), действующих в период, предшествующий разработке Стратегии. Делаются выводы о причинах, ограничениях и факторах, как внутренних, так и внешних, повлиявших на сложившиеся значения показателей социально-экономического развития муниципального образования.
Кроме того, в данном разделе приводится анализ социально-экономического развития муниципального образования, его конкурентоспособности, а также отражается описание сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 2. Цели, задачи социально-экономического развития муниципального образования.
В данном разделе на основании анализа ситуации социально-экономического развития муниципального образования формулируются стратегическая цель, цели и задачи долгосрочного развития муниципального образования.
Раздел 3.Ожидаемые результаты реализации Стратегии.
В данном разделе устанавливаются ожидаемые показатели в разрезе каждого элемента целеполагания с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 4. Сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
В разделе приводится описание наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования с учетом сценариев, определенных в Стратегии.
Обосновывается выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития и приводятся основные результаты долгосрочного прогноза.
Раздел 5. Сроки и этапы реализации Стратегии.
В данном разделе обозначаются сроки и этапы реализации Стратегии. Срок реализации Стратегии должен соответствовать периоду реализации Стратегии Томской области и не должен превышать срок реализации долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования.
Раздел 6. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Содержание данного раздела включает в себя описание источников и способов финансирования Стратегии, расходы на реализацию муниципальных программ.
Раздел 7. Система управления и мониторинга реализации Стратегии.
Данный раздел содержит способы и инструменты управления Стратегией. В данном разделе указываются лица, ответственные за реализацию Стратегии и контроль, в том числе по принятию управленческих решений по результатам мониторинга достижения целей и задач Стратегии. Обозначается порядок мониторинга и сроки его проведения.
Раздел 8. Информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
В данном разделе содержится информация о муниципальных программах муниципального образования, утверждаемых в целях реализации Стратегии.
Дополнительные разделы:
Раздел 1. Определение развития отраслей (сфер) экономики и инфраструктуры муниципального образования.
В данный раздел могут быть включены подразделы по отраслевым комплексам, занимающим ведущие позиции в экономике муниципального образования, и определены их:
конкурентные преимущества;
перспективы развития;
внешние и внутренние рынки;
основные инвестиционные проекты и инвесторы;
ожидаемый результат развития отрасли.
Также в данный раздел могут быть включены подразделы по основным видам инфраструктуры, отражающие развитие транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципального образования.
Раздел 2. Территориальное развитие муниципального образования.
В данном разделе определяются приоритеты территориального развития муниципального образования на долгосрочную перспективу, в том числе определяется потенциал развития населенных пунктов муниципального образования, предусматривается определение мер, направленных на развитие каждого населенного пункта для достижения общих целей Стратегии, сокращение различий в социально-экономическом развитии, уровне жизни, объеме и качестве предоставляемых государственных и муниципальных услуг, повышение экономической и транспортной взаимосвязанности территорий.
Организационно-подготовительный этап разработки Стратегии
15. Решение о разработке Стратегии принимается уполномоченным органом местного самоуправления.
16. В решении определяется порядок процедуры разработки и утверждения Стратегии. Разработка Стратегии может осуществляться органами местного самоуправления самостоятельно либо с привлечением сторонних организаций путем проведения конкурса на право разработки проекта Стратегии в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
17. В случае привлечения представителей сторонних организаций и проведения конкурса на право разработки Стратегии необходимо разработать техническое задание заказчика на разработку Стратегии, которое содержит основные этапы разработки Стратегии, требования к содержанию работ и выходным документам.
18. В случае принятия решения о разработке Стратегии органами местного самоуправления самостоятельно рекомендуется сформировать межведомственную рабочую группу по подготовке Стратегии. К разработке Стратегии могут привлекаться внешние организации: представители вузов, научно-исследовательских институтов, общественных организаций и бизнес-сообщества, имеющие опыт разработки стратегических документов социально-экономического развития и требуемый уровень квалификации, а также независимые эксперты, население.
19. На всех этапах подготовки Стратегии с целью обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях Стратегии проект Стратегии рекомендуется размещать на официальном портале муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в сроки, позволяющие обеспечить учет мнения граждан и организаций до его внесения на утверждение.
Замечания и предложения, поступившие в ходе общественного обсуждения проекта Стратегии, должны быть рассмотрены органом местного самоуправления и учтены при доработке данного документа.
20. Рекомендуется разработать и утвердить план-график работы над проектом Стратегии с указанием этапов, календарных сроков и ответственных исполнителей.
При разработке Стратегии муниципальным образованиям рекомендуется руководствоваться планом-графиком, который приведен в таблице.
Таблица
План-график разработки Стратегии
Этапы разработки Стратегии |
Виды работ |
Формы и требования предоставления отчетности (выходные документы), ответственный исполнитель |
I этап. Организационный блок |
1. Инициация разработки Стратегии. 2. Определение способа разработки Стратегии. 3. Разработка технического задания и проведение конкурса на разработку Стратегии либо формирование рабочей группы по разработке Стратегии |
|
II этап. Аналитический блок |
1. Стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития муниципального образования. 2. SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования. 3. Анализ проблем развития муниципального образования, выбор наиболее актуальных. 4. Обсуждение результатов стратегического анализа |
|
III этап. Блок целеполагания |
1. Выбор целей и задач социально-экономического развития муниципального образования. 2. Обозначение индикаторов целей, задач, определение этапов долгосрочного развития муниципального образования |
|
IV этап. Сценарный блок |
Разработка наиболее вероятных сценариев долгосрочного развития муниципального образования |
|
V этап. Прогнозный блок
Дополнительные блоки:
Пространственный блок
Отраслевой блок |
1. Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования для каждого сценария. 2. Выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития муниципального образования. 3. Определение финансовых ресурсов на реализацию Стратегии.
Определение перспектив развития административных единиц (населенных пунктов).
Выделение ключевых отраслей, оказывающих наиболее существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального образования, определение их перспектив развития |
|
VI этап. Заключительный блок |
1. Обсуждение проекта Стратегии. 2. Утверждение Стратегии |
|
21. В целях проработки блоков Стратегии, определения целей и задач социально-экономического развития муниципального образования, а также контроля выполнения работ по разработке Стратегии рекомендуется проводить стратегические сессии, круглые столы и пр. с участием заинтересованных сторон.
Требования к выбору методических приемов разработки отдельных блоков Стратегии. Разработка аналитического блока Стратегии
22. Анализ современного социально-экономического положения муниципального образования является исходным пунктом разработки Стратегии и выполняется в целях:
определения достигнутого уровня социально-экономического развития и оценки основных показателей социально-экономического развития муниципального образования, в том числе путем проведения мониторинга результатов реализации предыдущих документов стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования (стратегии социально-экономического развития, программы социально-экономического развития, планы и т.д.);
выявления и оценки важнейших внешних и внутренних факторов, ключевых проблем, потенциала и предпосылок развития экономики и социальной сферы муниципального образования в долгосрочной перспективе;
определения места муниципального образования в экономике Томской области.
Разработка аналитического блока Стратегии предполагает объективную оценку показателей социально-экономического развития муниципального образования в сравнении с показателями других муниципальных образований и показателей по Томской области в целом, выполнение сравнительной оценки его конкурентоспособности.
Оценка конкурентоспособности муниципального образования основывается на анализе системы индикаторов, характеризующих:
экономическую активность населения;
реальные доходы населения;
инвестиционную активность;
активность малых и средних предприятий;
бюджетную обеспеченность за счет собственных доходов.
23. Анализ текущего состояния социального развития и выявление ключевых проблем муниципального образования проводится по следующим направлениям:
демография и миграция;
рынок труда и занятость;
уровень и качество жизни населения;
здравоохранение;
образование;
культура;
физическая культура и спорт;
жилищная сфера;
молодежная политика.
Анализируются также закономерности и проблемы расселения, формирования и развития населенных пунктов на территории муниципального образования.
24. В ходе анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования исследуются характеристики производственного потенциала муниципального образования (уровень и темпы развития промышленного производства, уровень развития малого и среднего предпринимательства, обеспеченность муниципального образования транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой), характеристики социального потенциала муниципального образования, характеристики природно-географического потенциала муниципального образования и его географическое положение.
При проведении анализа инвестиционной привлекательности муниципального образования требуется выявить ключевые проблемы в использовании его инвестиционного потенциала, оценить наиболее сильные конкурентные преимущества в привлечении инвестиций в основной капитал.
25. Комплексный анализ социально-экономического положения муниципального образования включает оценку его производственно-экономического потенциала, что предполагает выявление ключевых проблем развития основных отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике муниципального образования.
В рамках развернутого анализа производственной сферы для каждого отраслевого комплекса выполняются исследование конкурентоспособности продукции, потенциала развития, оценка внешних и внутренних рынков.
Состав отраслевых комплексов, подлежащих рассмотрению в рамках Стратегии, для каждого муниципального образования определяется в индивидуальном порядке на основании сравнительной оценки современной роли того или иного комплекса (отрасли, сферы деятельности) в социально-экономическом развитии и перспектив конкурентоспособного развития, включающей оценку ресурсов, потенциала, возможностей и рисков его развития в муниципальном образовании.
В перечень отраслевых комплексов, подлежащих рассмотрению в рамках Стратегии, для каждого муниципального образования могут входить, например: добывающие производства, обрабатывающие производства, машиностроение, химический комплекс, нефтехимический комплекс, лесопромышленный комплекс, АПК, рыбохозяйственный комплекс, фармацевтическая промышленность, высокотехнологичные производства, легкая промышленность, строительный комплекс, туристско-рекреационный комплекс, торговля и сфера услуг, финансово-банковский сектор и т.д.
Использование SWOT-анализа позволяет выявить сильные и слабые стороны отрасли, а также угрозы и возможности для развития, возникновение которых вероятно в прогнозируемом периоде.
В результате анализа должна быть дана оценка степени реализации потенциала отраслевого комплекса с учетом особенностей его территориального размещения и выявлены те конкурентные преимущества комплекса, которые в настоящее время используются недостаточно.
26. Комплексный анализ экономического развития муниципального образования предполагает также выполнение анализа современного состояния различных видов инфраструктуры: транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной, в результате которого выявляются ключевые проблемы развития каждого вида инфраструктуры, оценивается потенциал развития.
На основе выполненного анализа современного состояния транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры производится оценка транспортно-инфраструктурного потенциала муниципального образования.
27. В случае размещения на территории муниципального образования научной и инновационной инфраструктуры необходимо в ходе анализа провести оценку потенциала научно-инновационной сферы.
Оценка научно-инновационного потенциала муниципального образования включает анализ состояния сферы высшего образования, отраслевых научно-исследовательских организаций и академической науки, приоритетные направления их развития, эффективность взаимодействия с бизнес-структурами, с органами власти, а также с производственными организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Комплексный анализ эффективности функционирования существующей инновационной инфраструктуры, в том числе с учетом ее основных преимуществ и слабых сторон, включает оценку таких ее элементов, как бизнес-инкубаторы, технопарки, технологические платформы, инновационно-технологические центры и др.
28. Оценка институционально-управленческого потенциала муниципального образования включает анализ нормативно-правовой базы муниципального образования, институциональных преобразований, эффективности использования различных механизмов государственно-частного партнерства, институтов развития, программно-целевого и проектного управления.
Оценка эффективности институциональных преобразований, качества созданной в муниципальном образовании институциональной среды включает комплексный анализ современного уровня развития малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании, позволяющий выявить проблемы, препятствующие повышению предпринимательской активности в муниципальном образовании.
Объектом анализа являются малые и средние предприятия, микропредприятия и индивидуальные предприниматели.
Масштабы развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях определяются на основе оценки количества малых и средних предприятий, численности занятых, оборота, инвестиций в основной капитал и других показателей.
29. На основе анализа в аналитическом блоке дается также оценка имеющегося природно-ресурсного потенциала и степени его использования.
Природно-ресурсный потенциал муниципального образования определяется разведанными запасами минерально-сырьевых ресурсов, обеспеченностью лесными, водными, рекреационными и иными природными ресурсами.
30. В результате проведенного комплексного анализа формируется характеристика муниципального образования, которая включает информацию о его географическом положении, численности населения, площади территории, запасах полезных ископаемых, а также об основных видах экономической деятельности, отраслях специализации и объемах производства отдельных видов продукции, что позволяет оценить роль и вклад муниципального образования в экономику Томской области.
Кроме того, в аналитическом блоке определяются ключевые проблемы социально-экономического развития муниципального образования, а также направления развития совокупного рыночного потенциала, пути улучшения использования ресурсов региона.
Обобщенные материалы данного этапа являются базой для разработки Стратегии.
Разработка блока целеполагания в составе Стратегии
31. Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования являются основными элементами системы целеполагания Стратегии.
Дополнительными элементами целеполагания по усмотрению муниципального образования могут быть выбраны миссия муниципального образования, а также определены приоритеты и приоритетные направления развития.
Главная стратегическая цель муниципального образования определяется на основе комплексного анализа его потенциала, конкурентных преимуществ и оценки перспектив их реализации с учетом внешних вызовов и ограничений.
С учетом стратегической цели социально-экономического развития муниципального образования формируются цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования.
При определении стратегической цели, целей, задач и основных целевых показателей долгосрочного социально-экономического развития муниципального образования в качестве ориентира выступает Стратегия Томской области.
Стратегическая цель, цели и задачи социально-экономического развития муниципального образования, сформулированные в Стратегии, должны учитывать направления деятельности градообразующих предприятий, расположенных на его территории.
Формулировка стратегической цели, целей, задач должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с ее реализацией.
32. Стратегическая цель - это состояние экономики, социальной сферы муниципального образования, которое устанавливается в качестве ориентира социально-экономического развития ("образа будущего") муниципального образования.
В качестве базовых стратегических целей, реализация которых позволит обеспечить социально-экономическое развитие муниципального образования, можно выделить следующие цели:
цель, касающаяся повышения благосостояния или качества жизни населения;
цель, направленная на рост экономического потенциала муниципального образования как определяющего условия обеспечения его конкурентоспособности на рынках товаров и услуг;
цель, направленная на развитие человеческого капитала;
цель, направленная на улучшение среды обитания.
В качестве главной стратегической цели рекомендуется выбирать одну цель, которая обеспечивается ресурсным потенциалом местного сообщества и может дать наибольший экономический и социальный эффект развития муниципального образования.
33. Стратегическая цель, в свою очередь, детализируется 3 - 5 целями более низкого уровня.
При определении целей муниципальных образований необходимо руководствоваться следующими критериями:
цели должны быть сформулированы в рамках полномочий муниципального образования и с учетом специализации муниципального образования;
достижение цели можно проверить, в том числе с помощью количественных индикаторов;
реализация цели должна быть обеспечена объективными ресурсами;
цели социально-экономического развития муниципального образования согласованы и синхронизированы с системой целей развития Томской области.
34. К числу важнейших задач социально-экономического развития муниципального образования могут быть отнесены следующие задачи:
развитие инфраструктуры социальной сферы для создания условий развития человеческого капитала;
создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
проведение институциональных преобразований;
развитие науки и инновационной инфраструктуры муниципального образования;
обеспечение безопасности населения;
повышение качества окружающей среды, экологии;
диверсификация экономики;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры;
развитие доступа к современным информационным технологиям;
внедрение энергосберегающих и энергоэффективных технологий;
развитие приоритетных отраслей и др.
35. С учетом установленных стратегической цели, целей и задач формируются ожидаемые результаты. Для каждого элемента целеполагания устанавливаются количественно измеримые или качественно обоснованные показатели, которые отражают степень достижения стратегической цели, целей и решения задач.
Показатели стратегической цели, целей и задач Стратегии формируются на основе:
показателей, установленных в отдельных указах Президента Российской Федерации;
показателей, установленных в Стратегии Томской области, в том числе планируемых в ней целевых показателей социально-экономического развития муниципальных образований;
показателей государственных программ Томской области и муниципальных программ.
Формулировки целевых показателей приводятся в Стратегии в точном соответствии с формулировками, установленными соответственно отдельными указами Президента Российской Федерации, Стратегией Томской области, государственными программами Томской области и муниципальными программами.
Разработка сценарного блока в составе Стратегии
36. Сценарий долгосрочного развития муниципального образования представляет собой описание картины будущего, отражающей все факторы и взаимосвязи предполагаемых событий. Сценарий развития муниципального образования формируется в рамках сценариев развития экономики Томской области.
Разработка сценариев социально-экономического развития муниципального образования заключается в:
выявлении наиболее существенных факторов, влияющих на состояние каждого из направлений социально-экономического развития муниципального образования, их структурировании, определении тенденций их изменений посредством использования различных методов прогнозирования;
обосновании альтернативных сценариев будущего социально-экономической системы муниципального образования, анализе выбранных сценариев социально-экономического развития муниципального образования с позиции учета возможных противодействующих событий, оценке рисков их реализации.
Факторы, определяющие социально-экономическое развитие муниципального образования, разделяются на:
внутренние, которые формируются на основе результатов анализа развития демографических и социально-экономических процессов в муниципальном образовании, природно-ресурсного, производственного, научно-инновационного потенциалов, а также разработанных в Томской области документов прогнозного характера;
внешние, обусловленные взаимодействием социально-экономической системы муниципального образования с внешней средой.
В данном случае под внешними факторами, определяющими социально-экономическое развитие муниципального образования, понимаются общие тренды развития экономики Томской области и Российской Федерации в целом:
денежно-кредитная и бюджетная сферы (инфляционные ожидания и риски, профицит/дефицит муниципального бюджета, структура расходов бюджета муниципального образования, включающая дотации, субвенции, субсидии консолидированного бюджета Томской области);
финансовые рынки (изменения валютных и биржевых курсов, уровень кредитования, норма сбережения домашних хозяйств);
реальный сектор (инвестиционная и экономическая активность, уровень частного потребления, ожидания и риски промышленных предприятий);
уровень инвестиционной активности (уровень процентных ставок, доступность кредитования, обеспечение благоприятных условий для инвестиций);
наука и образование (активность частного сектора в НИОКР, стимулирование эффективных направлений развития науки, расходы бюджета муниципального образования);
институциональная среда (издержки бизнеса, связанные с открытием новых предприятий, инфраструктурные ограничения (логистические цепочки, транспортная инфраструктура, тарифы на перевозки и т.д.).
В зависимости от степени реализации этих факторов разрабатываются 3 качественно отличных сценария социально-экономического развития муниципального образования в долгосрочной перспективе:
консервативный;
базовый;
оптимистический.
37. Обосновывается выбор базового сценария с учетом наиболее вероятных направлений реализации внешних факторов развития, оценки динамики отдельных направлений социально-экономического развития муниципального образования, формирования стратегических направлений реализации базового сценария.
Разработка прогнозного блока в составе Стратегии
38. В составе прогнозного блока Стратегии должны быть разработаны сценарные прогнозы показателей социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочную перспективу.
Долгосрочный прогноз развития муниципального образования разрабатывается с целью обоснования эффективных направлений развития хозяйственного комплекса муниципального образования, обеспечивающих наилучшие результаты в социальной сфере, на основе наиболее полного использования имеющегося экономического потенциала.
Прогноз разрабатывается по вариантам, в основе которых лежат сценарии социально-экономического развития муниципального образования.
Прогнозы, разрабатываемые в рамках Стратегии, должны содержать качественный анализ возможных альтернатив развития той или иной сферы, таких как реализация крупных инвестиционных проектов, которые приводят к изменению специализации экономики муниципального образования, появлению новых производств, изменению демографических тенденций, социальной политики, изменению системы расселения и т.д. Прогнозы социально-экономического развития муниципального образования должны содержать количественные характеристики прогнозируемого объекта по годам прогнозного периода на среднесрочный период и по конечным годам периода реализации Стратегии на долгосрочную перспективу.
39. В качестве основных показателей, используемых при формировании долгосрочного прогноза развития муниципального образования для каждого из разработанных сценариев, могут быть рекомендованы:
реальные располагаемые денежные доходы населения, рублей;
реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году;
численность населения, человек;
темп прироста численности населения, %;
уровень младенческой смертности, на 1000 рождений;
коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек;
индекс производства по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в % к предыдущему году;
численность экономически активного населения, % от общей численности населения;
оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, млн. рублей;
доля занятых на средних и малых предприятиях, включая микропредприятия, в общей численности занятых в муниципальном образовании, %;
общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя муниципального образования, кв. м;
уровень зарегистрированной безработицы, %;
коэффициент напряженности на рынке труда;
обеспеченность врачами, на 10 тысяч человек;
доля населения, живущих в неблагоустроенном жилье, %;
обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях, количество мест на 1000 детей;
протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км;
удельный вес общей площади жилого фонда, оборудованного водопроводом, %;
доля населенных пунктов, не обеспеченных регулярным транспортным сообщением в Томской области (дорогами с твердым покрытием), %;
уровень газификации природным газом (сетевым, сжиженным) жилого фонда Томской области, %;
доля населения муниципального образования, обеспеченного доступом к современным услугам связи (сотовая связь, широкополосный доступ в Интернет, цифровое телевидение), %;
число созданных и модернизированных высокопроизводительных рабочих мест, единиц;
инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млн. рублей.
Возможным методом оценки эффективности реализации Стратегии на стадии ее реализации является метод сопоставления достигнутых целевых показателей перспективного развития муниципального образования с намечаемыми, а также с соответствующими показателями развития Томской области.
40. В рамках данного блока необходимо осуществить расчет потребности в финансовых ресурсах на реализацию Стратегии.
В расчет потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Стратегии, следует включать бюджетные (за счет средств местного, областного и федерального бюджетов) и внебюджетные источники.
Оценка бюджетных источников производится исходя из прогноза доходной части местного бюджета с учетом параметров, закрепленных в основных направлениях налоговой и бюджетной политики Томской области.
Привлечение средств областного и федерального бюджета для реализации Стратегии осуществляется в рамках реализации муниципальных программ в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и действующими порядками финансирования государственных программ Российской Федерации и Томской области.
Оценка внебюджетных средств осуществляется исходя из предполагаемых к реализации инвестиционных проектов и объема инвестиций в основной капитал частных организаций.
При оценке финансовых ресурсов следует использовать индекс потребительских цен по Томской области, рассчитанный Департаментом экономики Администрации Томской области.
Разработка отраслевого блока
41. В данном блоке рассматриваются основные отраслевые комплексы промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и пр., занимающие ведущие позиции в экономике муниципального образования, с учетом приоритетных отраслей, обозначенных в Стратегии Томской области.
По каждому отраслевому комплексу определяются:
приоритетные направления развития;
основные инвестиционные проекты.
В данном блоке обосновываются параметры развития отраслевого комплекса исходя из спроса на его продукцию (товары и услуги) на внутреннем и внешнем рынках. На этой основе определяется перспективная потребность отраслевого комплекса в производственных и инфраструктурных ресурсах.
Обзор крупных инвестиционных проектов, заявленных и реализуемых в отраслевом комплексе на территории муниципального образования, включает в себя анализ каждого проекта с указанием основных его характеристик, целей, достигаемых в результате его реализации, а также эффектов для отрасли и муниципального образования, получаемых в среднесрочном и долгосрочном периодах.
На основании обобщения информации о крупных инвестиционных проектах рассчитывается потребность отраслевого комплекса в инвестиционных ресурсах.
Перспективы развития отрасли или отраслевого комплекса должны формироваться с учетом тенденций развития производства, положения предприятий на внутреннем и внешнем рынках, конкурентных преимуществ сфер деятельности и видов инфраструктуры, их роли в хозяйственном комплексе муниципального образования.
Возможность развития отраслей и отраслевых комплексов муниципального образования основывается на:
оценке международного (в случае если предполагается поставка продукции на международный рынок), межрегионального и внутрирегионального рынков соответствующей продукции на прогнозируемый период;
оценке конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом (в случае необходимости), межрегиональном и внутрирегиональном рынках;
определении резервов роста производства на имеющихся мощностях;
оценке возможностей ввода новых мощностей за счет собственных и привлекаемых финансовых ресурсов.
Разработка пространственного блока
42. При разработке данного раздела Стратегии следует исходить из того, что одним из факторов устойчивого социально-экономического развития муниципального образования является гармонизация его пространственного развития, сбалансированный и пропорциональный рост экономики и развития социальной сферы населенных пунктов муниципального образования, поэтапное сокращение различий между ними по важнейшим индикаторам экономической активности и уровня жизни населения.
С учетом этого важным направлением стратегии должно стать повышение эффективности использования имеющегося экономического потенциала населенных пунктов, а также его последовательное накопление, обеспечивающие стабильный рост уровня социально-экономического развития муниципального образования.
Анализ территориального развития включает:
общую характеристику пространственной структуры муниципального образования, включая его административно-территориальное деление и распределение населения по населенным пунктам;
анализ существующих проблем в сфере муниципального развития, в том числе территориальных диспропорций в распределении современного экономического потенциала муниципального образования, объектов социальной инфраструктуры, в развитии основных отраслей, а также в уровне доходов и занятости населения;
определение основных факторов (условий и предпосылок) перспективного развития населенных пунктов муниципального образования.
В результате анализа выявляется характер тенденций социально-экономического развития населенных пунктов, определяются их конкурентные преимущества и специализации на основе выделения факторов (условий и предпосылок) их экономического роста. При этом учитываются, прежде всего, территориальные устойчивые факторы, в числе которых благоприятные природные условия, имеющийся экономический (в том числе ресурсно-сырьевой и кадровый) потенциал, особенности сложившейся структуры экономики, выгодное транспортно-географическое положение и т.д. Следует учитывать также обусловленность перспектив развития населенных пунктов сочетанием благоприятных факторов с имеющимися (или ожидаемыми) рисками (экологическими, социальными, инфраструктурными и др.), то есть комплексом ограничений, в своей совокупности препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию населенных пунктов.
Заключительный блок
43. Проект Стратегии рекомендуется выносить на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации. Форма, порядок и сроки общественного обсуждения проекта Стратегии определяются органами местного самоуправления. В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях Стратегии ее проект подлежит размещению на официальном сайте органа муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Порядок проведения общественных слушаний рекомендуется закрепить в уставе или ином правовом акте муниципального образования.
Организация рассмотрения Стратегии осуществляется администрацией муниципального образования. В рассмотрении Стратегии участвуют руководители организаций, являющихся крупными налогоплательщиками, представители общественных, научных организаций, депутаты муниципального образования, главы и депутаты поселений, входящих в состав муниципального образования.
44. Рекомендуется провести согласование Стратегии со всеми заинтересованными исполнительными органами государственной власти Томской области и структурными подразделениями Администрации Томской области, в том числе с Департаментом по работе с органами местного самоуправления Администрации Томской области, Департаментом финансов Томской области и Департаментом экономики Администрации Томской области.
45. Рекомендуется направить проект Стратегии для рассмотрения в Ассоциацию "Совет муниципальных образований Томской области" с участием заинтересованных сторон, в том числе органов исполнительной власти.
46. Утверждение Стратегии осуществляется в соответствии с действующими муниципальными правовыми актами, принятыми соответствующим органом местного самоуправления.
47. Утвержденная Стратегия представляется в Департамент экономики Администрации Томской области для включения в Реестр документов стратегического планирования Томской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Администрации Томской области от 4 июня 2015 г. N 361-ра "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Томской области и планов мероприятий по их реализации"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Администрации Томской области от 13 августа 2024 г. N 595-ра
Изменения вступают в силу с 13 августа 2024 г.
Распоряжение Администрации Томской области от 19 октября 2021 г. N 640-ра
Изменения вступают в силу с 19 октября 2021 г.