Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению
Администрации г. Томска
от 8 апреля 2015 г. N 298
II. Анализ текущей ситуации
В течение 2010-2014 годов развитие отрасли в Городе Томске основывалось на реализации ведомственных целевых программ: "Организация проведения физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий и работы с населением по месту жительства", "Организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях физкультурно-спортивной направленности". В этот период проводилась работа по привлечению населения Города Томска к систематическим занятиям физической культурой и спортом, а так же предоставлению дополнительного образованию детям в учреждениях физкультурно-спортивной направленности.
Рост благосостояния населения, формирование национального самосознания и обеспечение долгосрочной социальной стабильности всего населения являются приоритетными задачами современной российской государственной политики. Реализация выделенных задач возможна только при обеспечении ряда условий, поэтому крайне актуальным становится вопрос о проведении качественной и эффективной работы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Формирование здорового образа жизни людей через развитие физической культуры и спорта имеют исключительно важное значение.
Основной показатель эффективности деятельности в области физической культуры и спорта - доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % от общей численности населения города Томска (таблица 1).
Достижение показателя предполагает решение следующих тактических задач, которые включают в себя несколько направлений:
1. Организация предоставления детям дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности:
- обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и физического труда детей, формировании отношения к физической культуре, как к важнейшему условию разностороннего развития личности; решение данной задачи также заключается в доступности, востребованности, вариативности, качестве и эффективности образовательного процесса.
Задача предполагает удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.
2. Создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом на территории муниципального образования:
- популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения, организацию физкультурно-массовой работы по месту жительства граждан, а также пропаганду здорового образа жизни;
- участие в организации и проведении городских, межрегиональных и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий, проводимых на территории МО "Город Томск" способствует популяризации физической культуры и спорта, увеличению желающих заниматься физической культурой и спортом, росту мастерства занимающихся в спортивных объединениях города.
Оценка деятельности осуществляется по показателям, ряд из которых представлены в таблице 1:
Таблица 1
Сравнительный анализ показателей развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования "Город Томск" в период с 2012 по 2014 год
N |
Наименование показателя |
Год реализации |
||
2012 |
2013 |
2014 |
||
1 |
Численность занимающихся физической культурой и спортом |
96510,0 |
99931,0 |
102245,0 |
|
доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, % |
17,2 |
17,4 |
18,0 |
2 |
ВСЕГО проводимых официальных городских мероприятий, в том числе (шт.) |
250 |
228 |
252 |
|
кол-во видов спорта |
50 |
52 |
52 |
|
комплексные |
16 |
38 |
30 |
|
чемпионаты |
31 |
41 |
52 |
|
первенства |
48 |
50 |
67 |
|
всероссийские |
10 |
10 |
4 |
|
международные |
2 |
2 |
1 |
3 |
Кол-во учреждений, из них (ед.): |
21 |
17 |
17 |
|
ДЮСШ, из них автономные |
17/5 |
13/7 |
13/7 |
|
СДЮСШОР, из них автономные |
4/1 |
4/2 |
4/2 |
|
ДООПЦ (учреждения Департамента образования) |
1 |
1 |
1 |
|
Областные учреждения, расположенные на территории города Томска: |
3 |
3 |
3 |
4 |
Численность обучающихся в учреждениях (чел.) |
14316 |
13358 |
13577 |
|
УФКиС |
10169 |
10179 |
10367 |
|
ДООПЦ (Департамент образования) |
4147 |
3179 |
3210 |
5 |
Подготовка разрядников в год |
1414 |
2137 |
2154 |
|
массовые |
1198 |
1865 |
1860 |
|
1 разряд |
120 |
185 |
199 |
|
КМС |
84 |
70 |
85 |
|
МС |
11 |
15 |
9 |
|
МСМК |
1 |
2 |
1 |
6 |
Реализация программ по видам спорта в учреждениях дополнительного образования детей УФКиС |
36 |
36 |
41 |
7 |
Численность жителей занимающихся в группах у инструкторов по спорту |
3095 |
2731 |
3033 |
Основными приоритетными направлениями деятельности в части развития физической культуры и массового спорта является вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи. Ежегодно в Городе Томске проводится более 500 физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий от уровня дворовых состязаний до соревнований общегородского уровня. Официальные городские спортивные соревнования проводятся по 52 видам спорта. В 2013 году физкультурно-оздоровительной работой в городе было охвачено 99 931 человек, что составляет 17,4 % от общего количества населения муниципального образования "Город Томск". В целях привлечения населения к активным занятиям физической культурой и спортом в городе создана система проведения комплексных спортивно-массовых мероприятий, включающих в себя соревнования для всех категорий населения.
Работа с населением по месту жительства долгие годы держалась на энтузиазме самих жителей. К сожалению, значительная часть населения, даже имея высокий образовательный уровень, не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, чтобы с помощью физических упражнений поддерживать оптимальную работоспособность и здоровье. Благодаря реализации Закона Томской области от 13.12.2006 N 314-ОЗ "О предоставлении субсидий местным бюджетам на обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта" стало возможным трудоустроить людей, организующих по собственной инициативе работу на дворовых площадках, а, следовательно, систематизировать и направить работу по организации физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. По итогам 2014 года количество занимающихся в секциях по месту жительства 3 033 человек, что на 302 человека больше чем в 2013 году.
Уменьшение численности учреждений спортивного профиля связано с оптимизацией учреждений. Во второй половине 2013 года с целью эффективного использования муниципальной собственности, повышения качества муниципальных услуг, оптимизации учебного процесса, улучшения материально-технической базы была проведена реорганизация части учреждений спортивной направленности: присоединение МБОУ ДОД ДЮСШ "Строитель" к ДЮСШ N 15, ДЮСШ N 8 и 14 к МАОУ ДОД ДЮСШ ВК УСЦ имени В.А. Шевелева, МБОУ ДОД ДЮСШ N 5 к МБОУ ДОД ДЮСШ N 13. На данный момент управление физической культуры и спорта администрации Города Томска осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении 17 образовательных учреждений осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, из которых: 9 муниципальных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности и 8 муниципальных автономных образовательных учреждения дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности. Из них:
- 4 СДЮСШОР (N 1, 3, 6 им. В.И. Расторгуева, 16), в числе которых 2 автономных - СДЮСШОР N 3, 16;
-13 ДЮСШ (N 2, 4, 7, зимних видов спорта, 15, 17, "Светленская", единоборств, бокса, "Победа", ТВС, "Кедр", УСЦ водных видов спорта им. В.А. Шевелева), в числе которых 6 автономных - ДЮСШ N 2, 17, единоборств, ДЮСШ "Кедр", ДЮСШ УСЦ водных видов спорта им. В.А. Шевелева, ДЮСШ "Победа".
При этом численность детей в реорганизованных учреждениях не уменьшилась, и ставки тренеров-преподавателей были сохранены
Обучение в учреждениях дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮСШОР, ДООПЦ) проводится бесплатно. В тоже время существуют трудности по обеспечению обучающихся инвентарем и направлению на соревнования.
Численность занимающихся в учреждениях (по состоянию на август 2014 года) составляет 10287 человек, из которых на спортивно-оздоровительном этапе обучаются 2268 человек, на этапе начальной подготовки - 5395 человек, на учебно-тренировочном этапе - 2454 человек, на этапе совершенствования спортивного мастерства- 123 человека и на этапе высшего спортивного мастерства - 19 человек.
Одним из показателей эффективности деятельности учреждений спортивного профиля является подготовка разрядников и участие в соревнованиях. Из числа занимающихся спортсменов - разрядников 2940 человек. За 2013 год подготовлено 70 кандидатов в мастера спорта, Мастеров спорта России - 15 человек.
Можем отметить, что кол-во подготовленных спортсменов-разрядников остается примерно на одном уровне, по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о планомерной работе в учреждениях. Небольшое снижение в 2012 году связано с изменением требований в присвоении разрядов по некоторым видам спорта. Тем не менее в 2013 году 2 обучающимся было присвоено звание мастер спорта международного класса: Соколенко Екатерина (СДЮСШОР N 1 по легкой атлетике) и Скурлатова Александра (УСЦ Водных видов спорта - подводный спорт).
Кроме этого, мы наблюдаем рост спортивного мастерства в части количества завоеванных медалей томскими спортсменами и участия в соревнованиях различного уровня.
Увеличивается представительство томских спортсменов в сборных командах Российской Федерации с 13 человек в 2011 году до 21 человека в 2013 году.
Воспитанница ДЮСШ зимних видов спорта и Томской школой высшего спортивного мастерства будет представлять Томскую область и Город Томск на Олимпийских играх в Сочи в 2014 году (Столярова Екатерина, Миртова Анна).
По итогам 2013 года образовательный процесс в спортивных школах организуют 306 тренеров-преподавателей. Из числа штатных работников - 196 имеют высшее образование, 26 - среднее, в том числе высшее физкультурное - 147 человек, среднее физкультурное - 9 чел., из числа высшую квалификационную категорию - 61 чел., первую - 52 чел., вторую - 30 чел., звание заслуженный тренер России - 10 чел.
Кроме того, дополнительное образование детей, помимо обучения, воспитания и творческого развития личности, позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Учитывая, что потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей спортивной направленности в учреждениях дополнительного образования детей растет, растет численность жителей города, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а количество мест для организации занятий в муниципальных учреждениях не увеличивается, могут возникнуть следующие риски:
1. Потребность в получении услуг по дополнительному образованию детей будет выше, чем возможность учреждений спортивного профиля в предоставлении мест для зачисления в спортивные школы;
2. Недостаточность площадей зданий (спортивных объектов) для организаций дополнительного образования детей.
В соответствии с ФЗ РФ от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и поправками в ФЗ, вступившими в силу с 01.07.2012, которые устанавливают новые понятия, а именно спортивный резерв, спортивная подготовка и программа спортивной подготовки, а также письмом Министерства спорта Российской Федерации от 22.07.2013 N ВМ-03-09/4229 в котором указано на то, чтобы предусмотреть и финансово обеспечить переход муниципальных спортивных школ с сентября 2015 года на программы спортивной подготовки. Переход на новые программы, в том числе на программы спортивной подготовки носит обязательный характер. Программы спортивной подготовки реализуются на базе Федеральных стандартов спортивной подготовки - требования спортивной подготовки по видам спорта, которые обязательны для организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Согласно статье 34.3 ФЗ организация, осуществляющая спортивную подготовку, обязана обеспечить участие лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях, осуществлять материально-техническое обеспечение (инвентарь, оборудование, спортивная форма, обеспечение местом проведения занятий), в том числе проезд к местам соревнования, питание, проживание за счет средств выделенных организации на выполнение муниципального задания.
В связи с недостаточным финансирование могут возникнуть следующие риски:
1. Невыполнение программ спортивной подготовки в части участия в соревнованиях (выделении средств на проезд, проживание, питание и витаминизацию). В соответствии с программы по виду спорта спортсмены должны принять участие от 2-х до 6-ти соревнований в год и не менее 2-х тренировочных мероприятий (сборов). При этом учитывались показатели по тренировочным группам, группам совершенствования спортивного мастерства для 10 % от общего количества обучающихся в ДЮСШ (766 чел.) и 30 % от обучающихся в СДЮСШОР (675 чел.);
2. Недостаточное материально-техническое обеспечение спортивных учреждений;
3. Невозможность привлечения для организации и проведения образовательного процесса дополнительных педагогов по видам подготовки (акробатическая, хореографическая подготовка и др.).
В настоящее время более половины тренеров-преподавателей используют модифицированные образовательные программы, которые зачастую более слабые по сравнению с типовой программой.
Кроме этого в соответствии со статьей 37.1 ФЗ от 04.12.2007 N 329 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" Министерством спорта формируется Всероссийский реестр объектов спорта. Объект спорта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре спорта, не может использоваться для проведения официальных физкультурных мероприятий и спортивных соревнований. Вместе с тем 23.07.2013 принят ФЗ N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований", статьей 2 которой вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях: статья 20.32. Вышеуказанной статьей предусмотрен штраф от 100 тыс. руб. в случае использования объекта, сведения о котором отсутствуют во Всероссийском реестре объектов спорта. В 2014 году были выделены средства на сертификацию 4-х объектов. В 2015 году данную работу необходимо продолжить. В соответствии с данным законом запрещено проводить официальные мероприятия на несертифицированных объектах спорта, а в городе проводится более 250 мероприятий ежегодно, в том числе и на муниципальных объектах спорта. В связи с этим может возникнуть ситуация отмены проведения ряда мероприятий или проведение мероприятий на сертифицированных объектах, но за дополнительную плату.
Таким образом, проблема имеет системный характер и характеризуется:
- потребностью в дополнительном финансирования дополнительного образования в части реализации программ спортивной подготовки по видам спорта;
- дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей;
- наличием крайне слабой материально-технической базы (спортивное оборудование, инвентарь, пожарная безопасность и антитеррористическая защищенность).
В сложившейся ситуации необходимо принять меры по выравниванию и улучшению ситуации в городе, используя эффективные средства физической культуры и спорта, формировать здоровый образ жизни посредством пропаганды физической культуры и спорта, вовлекать большее количество населения к участию в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Подпрограмма направлена на повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей, совершенствование их социально-адаптирующих функций; обеспечение коренного обновления содержания, модернизацию материально-технической базы, закрепление тренерско-преподавательских кадров в системе дополнительного образования детей, развитие физической культуры и массового спорта на территории Города Томска.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 8 апреля 2015 г. N 298 "О внесении изменений в постановление администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.