Письмо ГТК РФ от 14 февраля 2003 г. N 21-12/6052
"О направлении рекомендаций"
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2004 г. N 727 приказ ГТК РФ от 24 августа 2001 г. N 847 признан утратившим силу по истечении 10 дней после официального опубликования названного приказа
Направляем для использования в практической деятельности подготовленные Управлением таможенной инспекции рекомендации по проверке организаций, осуществляющих таможенное оформление транспортных средств с применением упрощенной процедуры таможенного контроля, утвержденной приказом ГТК России от 24.08.2001 N 847.
Приложение: на 6 листах.
Начальник Управления |
А.Л.Волков |
Рекомендации
по проверке организаций, осуществляющих таможенное оформление транспортных средств с применением упрощенной процедуры таможенного контроля, утвержденной приказом ГТК России от 24 августа 2001 г. N 847
Настоящие рекомендации подготовлены в целях организации и проведения контроля за достоверностью сведений, заявленных при таможенном оформлении транспортных средств, перемещаемых через границу Российской Федерации с применением упрощенной процедуры таможенного контроля, утвержденной приказом ГТК России от 24.08.2001 N 847 "Об особенностях контроля таможенной стоимости транспортных средств".
Контроль за достоверностью сведений, заявленных при таможенном оформлении транспортных средств осуществляется с использованием карточек учета ввоза и реализации транспортных средств (далее - карточка учета), представляемых российскими организациями в соответствии с п. 9 Инструкции по контролю таможенной стоимости транспортных средств, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД России в товарных позициях 8701-8704, 8709 00, 8707, 8711, утвержденной приказом ГТК России от 24.08.2001 N 847 (далее - Инструкция).
Проверка проводится в соответствии с поручением УТИ ГТК России на основе материалов, представленных УОКТС ГТК России в УТИ ГТК России и содержащих достаточные основания для принятия решения о проведении проверочных мероприятий (распоряжение ГТК России от 31.01.2003 N 39-р "О применении приказов ГТК России от 24.08.2001 N 847, от 29.04.2002 N 430, от 07.10.2002 N 1062").
При проведении таможенного контроля после выпуска транспортных средств на основании документов и сведений, полученных из ГТК России, имеющихся в таможенном органе и полученных от проверяемого лица, проверяется достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, и соблюдение требований к российским организациям, установленных приказом ГТК России от 24.08.2001 N 847.
Проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении транспортного средства, целесообразно начать с анализа дилерских (дистрибьюторских) соглашений и внешнеторговых контрактов купли-продажи, заключенных российской организацией и организацией-производителем.
Дилерские (дистрибьюторские) соглашения заключаются, как правило, на один год с последующим продлением сроков действия и содержат порядок взаимоотношений организации-производителя и российской организации (территорию, на которую организация имеет право реализовывать автомобили, порядок гарантийного и сервисного обслуживания, включая поставки запасных частей, порядок предоставления права пользования торговыми марками, порядок расчетов за поставленные транспортные средства и т.д.).
Внешнеторговый контракт купли-продажи заключается в соответствии с дилерским (дистрибьюторским) соглашением и содержит конкретные условия поставки транспортных средств, условий расчетов, общую сумму контракта и т.д. В рамках дилерского (дистрибьюторского) соглашения российская организация регулярно направляет организации-производителю заказы (заявки) на производство и поставку необходимых моделей транспортных средств с указанием требуемой комплектации.
При реализации транспортных средств через дилерскую сеть организациями-производителями выпускается прейскурант цен (отпускные цены завода-изготовителя), направляемый российским организациям, а также в ГТК России (в том числе при внесении изменений в ранее представленный прейскурант).
Таким образом, стоимость транспортного средства, заявляемая при таможенном оформлении, включает в себя прейскурантную цену организации-производителя с учетом комплектации, расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию Российской Федерации (транспортировка, страхование и т.д.), а также комиссионное вознаграждение в случае, если организация-производитель осуществляет поставки через уполномоченного представителя.
Для подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости необходимо провести анализ всех ее составляющих, включая калькулирование стоимости на основе документов и сведений, имеющихся у российской организации (прейскурант цен, счета за транспортировку, договор с уполномоченным поставщиком и т.д.), и сравнить его результаты со сведениями, имеющимися у таможенного органа.
Проверка соблюдения требований приказа ГТК России от 24.08.2002 N 847 включает проверку:
- выполнения условия первой продажи транспортного средства организацией-производителем или организацией, уполномоченной организацией производителем;
- наличия и срока действия дилерских (дистрибьюторских) соглашений, внешнеторговых контрактов купли-продажи, заключенных российской организацией и организацией-производителем;
- обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости;
- соответствия марок, моделей, модификаций транспортных средств, которые российская организация может ввозить в соответствии с упрощенной процедурой контроля таможенной стоимости, маркам, моделям, модификациям автомобилей, фактически ввезенным российской организацией;
- отсутствия у российской организации задолженности по уплате таможенных и иных платежей;
- отсутствия у российской организации нарушений таможенного и налогового законодательства Российской Федерации;
- достоверности отчетности, представляемой российской организацией в ГТК России в соответствии с п. 9 Инструкции.
Для подтверждения достоверности сведений, указанных российскими организациями в карточках учета (идентификационный номер транспортного средства (VIN) (гр. 4), таможенная стоимость (гр. 6), фактурная стоимость (гр. 5) транспортного средства, сумма уплаченных таможенных платежей (гр. 7), цена продажи транспортного средства на российском рынке (гр. 8), размер торговой наценки российской организации (гр. 10-11), осуществляется проверка их соответствия данным, заявленным в ГТД и отраженным на счетах бухгалтерского учета.
При этом следует обратить внимание на следующее:
- соответствие сведений, указанных в карточках учета (гр. 2-7) сведениям, указанным в документах, представленных при таможенном оформлении (ГТД, внешнеторговый контракт, инвойс, товаротранспортные накладные, страховые документы, заказы на поставку транспортных средств);
- стоимость реализации транспортного средства российской организацией, которую необходимо сопоставить со средними рыночными ценами на аналогичные модели транспортных средств, действующими в данном регионе (источником ценовой информации могут служить прейскуранты цен, в том числе размещенные на интернет сайтах организаций, реализующих транспортные средства в данном регионе, периодические издания, содержащие рекламу, и т.д.);
- величину торговой наценки, указанную в карточках учета либо рассчитанную как разницу между суммой заявленной таможенной стоимости и таможенных платежей и средними рыночными ценами, действующими в данном регионе на аналогичные модели транспортных средств (высокая торговая наценка может служить признаком занижения таможенной стоимости; отсутствие торговой наценки либо ее минимальное значение, которое неспособно возместить расходы российской организации при реализации транспортных средств, может служить признаком сокрытия доходов от налогообложения);
- порядок реализации российской организацией транспортных средств (реализация транспортных средств одному и тому же покупателю);
С целью проверки соответствия сведений, содержащихся в карточках учета, сведениям, отраженным на счетах бухгалтерского учета, запрашиваются коммерческие и бухгалтерские документы по оприходованию и реализации товаров, движению денежных средств как при расчетах за импортируемые транспортные средства, так и при их реализации на российском рынке, по формированию финансовых результатов.
Оприходование транспортных средств у торговых организаций отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Аналитический учет по счету 41 ведется по ответственным лицам, наименованиям, а в необходимых случаях по местам хранения товаров. Вместе с отгрузкой продукции поставщик направляет покупателю расчетные и товарно-транспортные документы (инвойс, товарно-транспортные накладные и т.д.).
Учет расчетов за поставленные транспортные средства ведется на счете 60 в корреспонденции со счетами учета денежных средств. При перечислении валютных средств в счет оплаты за поставленные транспортные средства кредитуется счет 52 "Валютный счет". Оплата производится на основе выставленных инвойсов платежными поручениями либо с использованием других форм оплаты, указанных в дилерских (дистрибьюторских) соглашениях, внешнеторговых контрактах купли-продажи, заключенных российской организацией и организацией-производителем.
Реализация транспортных средств российскими организациями отражается на счете 90 "Продажи". По кредиту счета 90 отражается сумма поступившей выручки за проданные товары. Обороты по дебету счета 90 показывают себестоимость реализованных транспортных средств. По окончании каждого месяца разница между кредитовым и дебетовым оборотом (прибыль или убыток) списывается на счет 99 "Прибыли и убытки".
Учет расчетов за реализованные транспортные средства ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому счету предъявленному покупателю или заказчику, договорам купли-продажи, справкам-счетам.
В ходе проверки проверяющими запрашиваются следующие документы:
учредительные и регистрационные документы;
лицензия на торговлю транспортными средствами;
дилерские (дистрибьюторские) соглашения, внешнеторговые контракты купли-продажи, заказы на поставку транспортных средств, прейскурант цен организации-производителя на новые транспортные средства, дополнительную комплектацию;
приказ организации по учетной политике;
сведения об открытии счетов в банках и иных кредитных учреждениях;
банковские выписки;
товаросопроводительные документы;
документы годовой и квартальной отчетности;
главная книга, журналы-ордера, ведомости, оборотные ведомости, разработочные таблицы, материальные отчеты, документы по счетам бухгалтерского учета;
договоры купли-продажи по реализации транспортных средств российскому потребителю, справки-счета, акты приема передачи.
Проверка наличия транспортных средств, фактической комплектации ввезенных и нереализованных транспортных средств, указанных в карточках учета, проводится с использованием методов фактического контроля: инвентаризация, осмотр, экспертная оценка, досмотр транспортных средств и т.д. Полученные результаты необходимо сравнить с сведениями представленными при таможенном оформлении (ГТД, инвойс, акт таможенного досмотра и т.д.)
В случае выявления нарушений таможенного и налогового законодательства Российской Федерации принимаются меры в соответствии с действующим законодательством. Материалы (акт) проверки направляются в ГТК России для принятия решения об исключении российской организации из перечня организаций, которые могут производить таможенное оформление легковых автомобилей по упрощенной процедуре, утвержденной приказом ГТК России от 24.08.2001 N 847.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГТК РФ от 14 февраля 2003 г. N 21-12/6052 "О направлении рекомендаций"
Текст письма официально опубликован не был
Настоящее письмо фактически прекратило действие
Приказом ГТК РФ от 28 июня 2004 г. N 727 приказ ГТК РФ от 24 августа 2001 г. N 847 признан утратившим силу по истечении 10 дней после официального опубликования названного приказа