Новая редакция Инструкции N 157н. Обзор основных изменений, предусмотренных Приказом N 148н
октябрь 2017 г.
Приказом Минфина России от 27.09.2017 N 148н (далее - Приказ N 148н) предусмотрен ряд поправок, касающихся как непосредственно Единого плана счетов, так и Инструкции по его применению.
Нововведения в части использования счетов бухучета
1. Больше не будут применяться счета:
- 204 51 "Активы в управляющих компаниях";
- 206 61 "Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному; социальному и медицинскому страхованию населения";
- 215 51 "Вложения в управляющие компании".
Исключение из Единого плана счетов синтетических счетов учета 204 51 и 215 51 обусловлено новым подходом к учету имущества, переданного в доверительное управление. Так, согласно внесенным в п. 22 Инструкции N 157н изменениям переданное в доверительное управление имущество подлежит учету на соответствующих счетах аналитического учета раздела "Нефинансовые активы" Единого плана счетов. Аналогичные положения предусмотрены обновленной редакцией п. 22 Инструкции N 157н в отношении имущества, переданного в безвозмездное пользование или аренду, а также в отношении имущества, являющегося объектом концессионных соглашений.
Исключение из Единого плана счетов синтетических счетов учета 206 61 обусловлено тем, что характер расчетов по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному; социальному и медицинскому страхованию населения не предполагает авансовых платежей.
2. В описание счета 206 00 добавлена дополнительная аналитическая группа 1 "Расчеты по оплате труда".
В принципе, правка носит технический характер. Счет 206 11 надо было применять и раньше для учета переплат в части сумм, подлежащих с согласия работников удержанию из будущих начислений. Дело в том, что на отчетную дату по счету 302 11 недопустимы отрицательные остатки. Применение счета 206 11 возможно, например:
- при выявлении счетной ошибки;
- если сотрудник заболел в отпуске, перенес оставшуюся часть отпуска на более поздний срок, и в связи с этим образовалась излишняя выплата.
Схема корреспонденций для учета таких ситуаций следующая:
Дебет 401 20 (109 00) Кредит 302 11 - исправление способом "Красное сторно";
Дебет 302 11 Кредит 206 11 - исправление способом "Красное сторно";
Дебет 302 11 Кредит 206 11 - учет переплаты при расчетах;
Дебет 209 30 Кредит 206 11 - перенос дебиторской задолженности на счет 209 00, если не смогли пересчитать и начали претензионную работу.
3. Скорректированы наименования нескольких счетов.
Приказом N 148н предусмотрены такие новые наименования:
- 204 32 "Участие в государственных (муниципальных) предприятиях";
- 206 63 "Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления".
4. Уточнен общий порядок формирования 1-17 разрядов номеров счетов аналитического учета.
Обновленной редакцией п. 21 Инструкции N 157н теперь прямо установлено требование о том, что при формировании номера счета аналитического учета в зависимости от типа учреждения (казенное, бюджетное, автономное) необходимо учитывать детальный порядок, установленный Инструкциями NN 162н, 174н или 183н.
Уточнение порядка проведения инвентаризации
В преддверии годовой инвентаризации финансовое ведомство уточняет требования к ее проведению. В текст п. 20 Инструкции N 157н внесены два изменения.
Во-первых, теперь прямо указано, что инвентаризацию надо проводить в отношении любых объектов бухгалтерского учета, в том числе на забалансовых счетах. Обратите внимание, в ходе инвентаризации надо проверить даже наличие имущества, числящегося на забалансовом счете 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)". Порядок проведения этих проверок надо описать в учетной политике. Например, определить дату и время, когда сотрудники лично предъявят имущество инвентаризационной комиссии.
Во-вторых, в новой редакции Инструкции N 157н уточнен порядок отражения в отчетности результатов инвентаризации. Теперь указано, что в годовом отчете надо отразить результаты инвентаризации, проведенной "в целях составления" этой отчетности. Даже если инвентаризационная комиссия подписала протоколы и акты годовой инвентаризации в январе, ее результаты надо учесть при составлении отчетности за истекший год. Ранее использовалась формулировка "перед составлением" и на этом основании некоторые проверяющие не признавали подписанные в январе материалы инвентаризации в качестве документов, подтверждающих достоверность годового отчета.
Принципы обеспечения достоверности бухотчетности
Представление недостоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности - основание для штрафов. Причем в ближайшем будущем максимальный размер штрафов за это нарушение планируют увеличить до 50 000 рублей. А вот критериев определения достоверности отчетности до сих не было никаких. И некоторые проверяющие злоупотребляли этим - даже самые незначительные искажения трактовались как нарушение. Новая редакция п. 3 Инструкции N 157н отчасти исправляет ситуацию.
Во-первых, теперь наличие ошибок и искажений, которые не влияют на экономические решения пользователей отчетности, не может стать основанием для признания отчетности недостоверной.
Во-вторых, введен принцип осмотрительности: требование о приоритетном признании расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов. Этот принцип, пришедший из международных стандартов, уже заложен в некоторых учетных процедурах. Так, все больше внимания органы-учредители и контрольно-счетные органы уделяют достоверности Отчетов об обязательствах (ф.ф. 0503128, 0503738) и их сопоставлению с другими отчетами в части данных об исполнении обязательств. Причем для сотрудников казенных учреждений даже предусмотрен специальный штраф за нарушение порядка ведения бюджетного учета на 500-х счетах. Требование об отражении в строке 911 Отчетов (ф.ф. 0503128, 0503738) отложенных обязательств - один из примеров реализации принципа осмотрительности. Так что неотражение в отчетности резервов и отложенных обязательств теперь может трактоваться как нарушение этого принципа.
Исправление ошибок в учете и отчетности
Внесены поправки в п. 18 Инструкции N 157н. Одна из них - требование об обособленном учете операций по исправлению ошибок прошлых лет.
В этом году при исправлении ошибок прошлых лет рекомендуем использовать специальную аналитику, предусмотренную учетной политикой. Если потребует вышестоящая организация, вы легко сможете дать пояснения по количеству и характеру этих исправлений.
Начиная с отчетности за 2018 год, согласно планам Минфина будет действовать новый федеральный стандарт "Учетная политика, оценочные значения и ошибки". В соответствии с этим стандартом нельзя будет учитывать при составлении отчетов 2018 года исправительные проводки по ошибкам прошлых лет. Для исправления этих ошибок в План счетов вероятнее всего введут специальный аналитический счет к счету 401 00 "Финансовый результат экономического субъекта". Причем на сумму исправлений ошибок прошлых лет надо будет изменить остатки на 01.01.2017 в отчетных формах за 2018 год - в проекте стандарта эта процедура называется ретроспективный пересчет.
Вторая поправка касается порядка документального оформления при исправлении ошибок. Обязательные реквизиты Бухгалтерской справки (ф. 0504833), которая оформляется при исправлении ошибок, перечислены в абзаце 6 п. 18 Инструкции N 157н. Теперь в перечне этих реквизитов есть "период, в котором были выявлены ошибки".
Кроме того, обновленной редакцией п. 18 Инструкции N 157н уточнен порядок исправления ошибок в отчетности, уже ПРИНЯТЫХ вышестоящей организацией
Решение об исправлении в учетных регистрах учреждения и внесении уточненной отчетности принимает орган, который к моменту обнаружения ошибки сводит (консолидирует) отчетность. Это может быть финорган, ГРБС, орган-учредитель. Если решение об уточнении отчетности принято, порядок действий субъекта отчетности может быть следующим:
Какой датой исправить | Способ исправления | Как оформить |
Последним днем отчетного периода | Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись | 1. Составить Бухгалтерскую справку с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки
2. Подготовить уточненную отчетность. Информацию об исправительных проводках и изменении показателей отчета раскрыть в Пояснительной записке
3. Представить уточненную отчетность |
Если на момент выявления ошибки отчетность уже принята вышестоящей организацией, но эта организация НЕ приняла решение о внесении уточненного расчета, порядок исправления ошибки остается прежним:
Какой датой исправить | Способ исправления | Как оформить |
Датой обнаружения ошибки | Дополнительная запись
ИЛИ
запись способом "Красное сторно" и (или) дополнительная запись | Составить Бухгалтерскую справку с указанием исправительных проводок и периода, к которому относятся ошибки |
Другие важные изменения
1. Уточнен порядок отражения операций по передаче фактических вложений в объект НФА
Речь идет о передаче вложений организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в объеме затрат на модернизацию, дооборудование, техническое перевооружение или реконструкцию, в том числе с элементами реставрации. Указанные операции надо отражать на основании:
- Извещения (ф. 0504805);
- документов, подтверждающих объем произведенных капвложений по завершенным работам (этапам работ), которые надо приложить к извещению.
2. Исключена ссылка на старый ОКОФ
Из п. 45 Инструкции N 157н исключена ссылка на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359.
3. Изменен перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость НМА
Из этого перечня исключены расходы в виде регистрационных сборов, госпошлины, патентных пошлин и иных аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов, а также вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов. Вместе с тем перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость НМА, по-прежнему остается открытым.
4. Уточнены полномочия по регламентации порядка аналитического учета имущества казны
Согласно обновленной редакции п. 145 Инструкции N 157н указанный порядок устанавливается в рамках учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования. В отношении казны субъекта РФ или муниципальной казны иной порядок может быть установлен финорганом субъекта РФ или муниципального образования.
5. Определен порядок учета объектов Госфонда РФ
Инструкция N 157н дополнена новым разделом, регламентирующим порядок ведения бюджетного учета нефинансовых активов, составляющих ценности Госфонда России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.