Случаи и правила взимания платы операторами электронных площадок за проведение электронных процедур по Закону N 44-ФЗ В соответствии с ч. 4 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством РФ установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (далее совместно - операторы) взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
На основании указанной нормы Правительством РФ принято постановление от 10.05.2018 N 564 (далее - Постановление), которое устанавливает случаи взимания соответствующей платы и утверждает Правила взимания операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - Правила).
Из пп. 1, 3 Постановления следует, что операторы вправе взимать плату только с изначально определенного победителя (далее - победитель) электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - электронная процедура, электронные процедуры), но не с лица, с которым контракт заключается в случае уклонения от его заключения победителя (ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). При этом в п. 3 Постановления предусмотрено, что оператор вправе взимать плату однократно при проведении совместных конкурса или аукциона (см. также п. 2.2 письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659, направленного еще до введения в Постановление этой нормы). По смыслу приведенных норм, не включающих каких-либо оговорок, уточняющих круг возможных электронных процедур или, напротив, исключающих какие-либо электронные процедуры из-под их действия, право операторов взимать плату с победителя установлено для всех случаев проведения любых электронных процедур.
Предельный размер платы утвержден п. 2 Постановления по общему правилу в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) и не более чем 5 тыс. руб. без учета НДС, а для случаев заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - не более 1% НМЦК и 2 тыс. руб. В соответствии с разъяснениями, данными в п. 2.1 письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659, предельный размер установлен в отношении платы в целом, включая и НДС.
Точный размер платы согласно п. 2 Правил утверждается оператором в размере, не превышающем указанные предельные размеры. Информация о размере платы не позднее 1 дня со дня его утверждения подлежит размещению в соответствии с предусмотренными пп. 2 и 3 ч. 2 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ дополнительными требованиями к операторам и функционированию электронной площадки, специализированной электронной площадки в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ. ВниманиеПлата может взиматься и с победителей закупок, проводимых в соответствии с Законом N 223-ФЗ исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Причем, поскольку формально пониженный предельный размер платы установлен только в отношении закупок, проводимых исключительно среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, размер платы в данном случае может быть установлен в рамках общеустановленного предельного размера (см. также п. 2.4 письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659). При утверждении платы в соответствии с п. 3 Правил оператор устанавливает дату начала ее взимания. Если такая дата оператором не установлена плата подлежит взиманию со дня, следующего за днем размещения информации о ее размере. Плата подлежит взиманию только по результатам электронных процедур, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанного дня.
В соответствии с п. 4 Правил оператор вправе изменить размер платы в рамках установленного Правительством РФ предельного размера платы, а соответствии с п. 5 Правил - обязан это сделать, если Правительством РФ установлен новый предельный размер платы, который ниже установленного оператором. Изменение платы осуществляется в порядке, установленном пп. 2 и 3 Правил, то есть в том же порядке, что и ее утверждение. Как следует из п. 4 Правил, оператор в случае уменьшения размера платы по собственной инициативе вправе предусмотреть взимание платы в уменьшенном размере в отношении электронных процедур, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены до дня начала ее взимания в таком размере. По мнению Минфина России, при утверждении, изменении в соответствии с Правилами размера платы оператору следует учитывать срок, необходимый для размещения информации о ее размере как на сайте электронной площадки, так и в ЕИС (п. 2.3 письма Минфина России от 06.11.2018 N 24-06-08/79659).
Взимание платы осуществляется путем перечисления денежных средств на банковский счет оператора (п. 6 Правила). Согласно пп. 7, 8, 10 Правил плата взимается с победителя (в том числе совместного конкурса или аукциона) после размещения заказчиком в ЕИС либо заключенного, подписанного с обеих сторон контракта либо протокола о признании победителя уклонившимся от заключения контракта (п. 1 ч. 4, ч. 5, подп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
В случае наличия у участника закупки (в том числе совместного конкурса или аукциона) специального счета, предусмотренного подп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона N 44-ФЗ для размещения денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в электронной процедуре, оператор в силу пп. 7, 10 Правил не позднее 1 рабочего дня со дня размещения в ЕИС одного из вышеуказанных документов, вправе предъявить распоряжение о переводе денежных средств в размере платы к специальному счету.
В случае отсутствия у участника закупки (в том числе совместного конкурса или аукциона) указанного специального счета оператор в тот же срок вправе направить такому участнику закупки требование о перечислении денежных средств на свой банковский счет в размере платы посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки (пп. 8, 10 Правил).
При взимании платы оператор не вправе ограничивать участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (п. 9 Правил).
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах