Типовые положения о закупке по Закону N 223-ФЗ
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является положение о закупке. Оно должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора,*(1) порядок подготовки и осуществления закупок конкурентными и неконкурентными способами, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
По общему правилу положение о закупке разрабатывается самим заказчиком и утверждается на основании ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ его органами управления или - в отношении положения о закупках бюджетного учреждения - органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале).
Однако ч. 2.1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ предусматривает возможность утверждения государственными и муниципальными органами типовых положений о закупке (далее - Типовые положения), применение которых обязательно для определенных ими заказчиков при утверждении последними положений о закупке или внесении в них изменений, а также может применяться и другими заказчиками.
Типовые положения могут утверждаться следующими органами, одновременно определяющими заказчиков, для которых применение таких Типовых положений обязательно, из следующих категорий заказчиков:
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения, такие органы либо организации, осуществляющие от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества унитарного предприятия, - для заказчиков из числа бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий;
органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения субъекта РФ либо полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия субъекта РФ, либо иной орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, - для заказчиков из числа бюджетных или автономных учреждений субъекта РФ, государственных унитарных предприятий субъекта РФ;
органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя муниципального бюджетного или автономного учреждения либо полномочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, либо иной орган, уполномоченный местной администрацией, - для заказчиков из числа муниципальных бюджетных или автономных учреждений, муниципальных унитарных предприятий.
Представляется очевидным, что государственные, муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения либо полномочия собственника имущества унитарного предприятия, могут утверждать Типовые положения, обязательные для применения бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, в отношении которых они осуществляют соответствующие полномочия. В случае же предоставления соответствующих полномочий какому-либо отдельному органу, полагаем, что круг заказчиков, из числа которых этот орган может определить тех, для которых применение утвержденного им Типового положения будет обязательно, должен быть установлен соответствующим решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации. Однако в любом случае этот круг будет ограничен категориями бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий субъекта РФ или муниципальных бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий соответственно.
Типовое положение согласно ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении соответствующими бюджетными, автономными учреждениями, унитарными предприятиями положений о закупке следующие сведения:
- порядок подготовки и (или) осуществления закупки (п. 1 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);
- способы закупок и условия их применения (п. 2 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);
- срок заключения по результатам конкурентной закупки договора, установленный в соответствии с Законом N 223-ФЗ (п. 3 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Также Типовое положение, в силу ч. 2.4 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, должно предусматривать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, определяемые Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
Должны заметить, что приведенные нормы допускают некоторые разночтения.
Во-первых, в п. 1 ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ говорится о том, что Типовое положение должно содержать не подлежащие изменению сведения о порядке подготовки и (или) осуществления закупки. Вследствие употребления такой связки не вполне ясно, является ли допустимым включение в Типовое положение требований или только к порядку подготовки, или только к порядку осуществления закупки, либо Типовое положение должно обязательно содержать требования к порядку подготовки закупки, но не обязательно - к порядку осуществления закупки. Очевидно только, что включение в Типовое положение требований и к тому, и к другому порядку определенно не будет противоречить закону.
Во-вторых, с одной стороны из ч.ч. 2.1, 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ следует, что положения о закупках заказчиков, для которых обязательно применение Типового положения, разрабатываются самими этими заказчиками на основе Типового положения и утверждается соответствующими органами. С другой стороны, ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ указывает, что включаемые в соответствии с нею в Типовое положение сведения не подлежат изменению при разработке и утверждении положения о закупке конкретного заказчика. С учетом того, что Типовое положение может описывать порядок подготовки закупки, способы закупок и условия их применения и порядок осуществления закупки, получается, что на усмотрение заказчика, для которого обязательно применение Типового положения, остается только описание порядка заключения и исполнения договоров, а также иных связанных с обеспечением закупки положений. Вместе с тем, указание ч. 2.3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ можно понимать и так, что Типовое положение должно содержать не подлежащие изменению в отдельных положениях о закупках условия закупки по перечисленным в ней вопросам, но может содержать и подлежащие изменению. В таком случае возможность изменения тех или иных условий, предусмотренных Типовым положением, должно быть установлена в его собственном тексте.
В любом случае, исходя из текста закона для бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, для которых обязательно применение Типовых положений, обязательна и разработка на основе Типового положения собственного положения о закупке, утверждаемого соответствующими органами управления заказчика. Присоединение к Типовому положению, независимо от степени его подробности, решением соответствующих органов законом не предусмотрено.
В Типовом положении определяется, в том числе, дата, до наступления которой соответствующие бюджетные учреждения, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке либо утвердить новое положение о закупке в соответствии с этим Типовым положением (ч. 2.2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Изменения, внесенные в Типовое положение, также обязательны для применения бюджетными, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, положения о закупке которых утверждены в соответствии с этим Типовым положением (ч. 2.6 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Типовые положения в силу ч. 2.5 ст. 2 Закона N 223-ФЗ размещаются в единой информационной системе (далее - ЕИС) утвердившими их органами либо организациями в течение 15 дней с даты его утверждения.
Равным образом, согласно ч. 2.7 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, изменения, внесенные в Типовое положение, подлежат размещению в ЕИС утвердившими их органом либо организацией в течение 15 дней с даты их утверждения. При этом указывается срок, в течение которого соответствующие бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия обязаны внести изменения в положение о закупке или утвердить новое положение о закупке. Такой срок не может составлять менее 15 дней с даты размещения в ЕИС изменений, внесенных в Типовое положение.
_______________________
*(1) Норма о включении в положение о закупке требований к порядку определения обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора вступила в силу 16 апреля 2021 года, при этом положения о закупках должны быть приведены в соответствие с этими обновленными требованиями, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней с этой даты (по 16 июля 2021 года включительно), в противном случае они будут считаться неразмещенными (ст. 2 Федерального закона от 05.04.2021 N 86-ФЗ), что повлечет необходимость применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в объеме, установленном ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ (см. по данному вопросу отдельный материал).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах