Применение закрытых конкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ
В настоящем материале рассматриваются действующие требования Закона N 223-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ каждое положение о закупке должно было быть приведено в соответствие с данными требованиями, утверждено и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. В противном случае положение о закупке считается не размещенным в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ влечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой (см. отдельный материал по данному вопросу). Однако закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, причем конкурентными считаются только закупки, соответствующие требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. При этом, как следует из ч.ч. 2, 3, 3.1, 4 ст. 3, ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, конкурентные закупки, относимые к одному способу, могут быть открытыми или закрытыми.
Закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом (далее также - закрытая конкурентная закупка), по смыслу ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ может проводиться только в случаях, если сведения о такой закупке:
- составляют государственную тайну, или
- не подлежат размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС) в соответствии с решением координационного органа Правительства РФ на основании п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, или самого Правительства РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Соответственно, информация о закрытой конкурентной закупке не подлежит размещению в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
Как видно из приведенной ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ заказчик в положении о закупке может предусмотреть осуществление закрытой конкурентной закупки не только путем проведения закрытых конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, но и иными конкурентными способами, то есть процедур, условия проведения которых соответствуют установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требованиям (см. ч.ч. 2, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и, безусловно, требованиям ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ. В связи с этим заметим, что представляется очевидным, что указание ч. 24 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов относится и к закрытым конкурентным закупкам. Кроме того, ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей особенности осуществления закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и которые в силу ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ должны проводиться только предусмотренными законом способами в электронной форме, прямо предусмотрена возможность выделения в конкурсе и запросе предложений этапов (см., например, ч.ч. 4, 5, 9, 20 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, заказчик может предусмотреть проведение в рассматриваемой ситуации, например, закрытого двухэтапного запроса котировок или закрытого двухэтапного запроса предложений. Причем, по нашему мнению, вероятнее всего, такие процедуры будут квалифицированы как виды соответствующих способов закупки, предусмотренных законом, а потому к порядку их проведения должны будут предъявляться те же требования. Однако, как следует из сказанного выше, заказчик может предусмотреть и иные, вовсе не предусмотренные законом закрытые конкурентные процедуры.
При этом закон не регламентирует выбора конкретной закрытой конкурентной закупки в какой-либо конкретной ситуации, следовательно, такой выбор должен быть предусмотрен положением о закупке (ч. 2 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Заметим, что закон не говорит, что в предусмотренных ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях могут проводиться только закрытые конкурентные закупки. Согласно ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ информация о закупке у единственного у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) не обязательно должна размещаться в ЕИС. В отношении же иных, помимо закупки у единственного контрагента, способов неконкурентных закупок, которые в силу ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ могут быть предусмотрены положением о закупке, при буквальном прочтении ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, с учетом ч.ч. 3, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, некая информация в неопределенном объеме все равно должна размещаться в ЕИС (подробнее этот вопрос рассмотрен отдельном материале).
Соответственно, на наш взгляд, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, как закрытой конкурентной закупки, так и закупки у единственного контрагента, что гарантирует исполнение требования о том, что информация о закупке не должна размещаться в ЕИС.
В то же время из сказанного также, по нашему мнению, следует, что в предусмотренных ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях проведение закупки закрытых конкурентных закупок либо у единственного контрагента по сути обязательно, поскольку проведение конкурентной закупки, не являющейся закрытой, равно как и неконкурентной закупки, как было сказано выше, подразумевает размещение информации в ЕИС, где она будет находиться во всеобщем бесплатном доступе (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 3, ч. 6 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ), что в таких ситуациях недопустимо.
Согласно ч. 2 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ закрытая конкурентная закупка осуществляется в порядке, установленном ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, то есть в порядке установленном для "обычной", открытой закупки, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ. Подробнее эти особенности рассмотрены в отдельном материале).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах