Закупка у единственного контрагента по Закону N 223-ФЗ, условия ее применения
В соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагента) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Иными словами, закупка у единственного контрагента возможна только в случаях, прямо указанных в положении о закупке, что, на наш взгляд, исключает возможность его применения по свободному усмотрению заказчика в тех же случаях, что и применение конкурентных или иных неконкурентных способов, как это практиковалось ранее. Безусловно, заказчик вправе иметь выбор между закупкой у единственного контрагента и проведением закупки конкурентным или иным неконкурентным способом. Однако, с учетом приведенной нормы, по нашему мнению, в таких случаях условия применения разных способов закупки должны быть проведены четче и условия, установленные для применения закупки у единственного контрагента, должны предусматривать применение этого способа закупки преимущественно перед другими, конкурентными и (или) неконкурентными способами, но не наоборот.
Примеры
I. Если положением о закупке предусмотрено применение различных способов закупки в зависимости от ее суммы, например, по общему правилу закупка на сумму свыше 100 тыс. руб. и до 500 тыс. руб. включительно осуществляется путем проведения запроса котировок, а на сумму свыше 500 тыс. руб. - путем проведения конкурентной закупки, по общему правилу - электронного аукциона, и одновременно предусмотрено, что закупка у единственного контрагента может проводиться на сумму до 1 млн руб. по усмотрению руководителя заказчика - это может быть сочтено нарушением требования ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ. Полагаем, что при применении такого принципа корректным должно быть определение условия, что закупка у единственного контрагента осуществляется по общему правилу на сумму до 100 тыс. руб., а на большие сумм - в иных случаях, однозначно определенных положением о закупке.
II. Если положением о закупке предусмотрено, что закупка, например, услуг по страхованию осуществляется путем проведения конкурса или у единственного контрагента по усмотрению руководителя, а услуг агента по агентскому договору - путем проведения, допустим, "неконкурентного запроса коммерческих предложений" или у единственного контрагента по усмотрению руководителя - это может быть сочтено нарушением требования ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ. Полагаем, что при применении такого принципа корректным должно быть определение условий, что закупка услуг по страхованию осуществляется путем проведения конкурса или у единственного контрагента в случаях, допустим, возникновения неотложной потребности ввиду развертывания производства вне места нахождения организации, при принятии решения о начале нового вида деятельности, для занятия которым необходимо получение лицензии, для чего требуется страхование определенного имущества или определенных рисков и т.п.; а закупка услуг агента по агентскому договору - путем проведения "неконкурентного запроса коммерческих предложений" или у единственного контрагента - в случаях, допустим, если такой запрос признается несостоявшимся, если состояние местного рынка делает нецелесообразным его проведение или при наличии долгого (3, 5 лет, иное) опыта сотрудничества с одним из участников местного рынка по аналогичным (схожим и т.п.) обязательствам и т.п..
Первоначально же заказчик может выделить условия, когда закупка возможна только у единственного контрагента ввиду состояния рынка, особого статуса контрагента и т.п. При выделении таких условий заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по Закону N 44-ФЗ, данный в ч. 1 ст. 93 этого Закона, и перечень закупок, исключаемый из совокупного годового объема закупок по Закону N 223-ФЗ, в целях определения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, данный в п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Положение), особенно в тех частях, в которых они совпадают. К таким случаям, безусловно, относятся:
- закупки у субъектов естественной монополии (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "в" п. 7 Положения);
- закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "з" п. 7 Положения);
- закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, а также законодательными актами соответствующего субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "и" п. 7 Положения);
- закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объекта капитального строительства авторами, а также по проведению технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов (п. 18 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "к" п. 7 Положения);
- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, пп. "л" п. 7 Положения);
- и т.п.
Во-первых, не все позиции, совпадающие в вышеуказанных перечнях, относятся к описанию ситуаций, когда закупка возможна только у единственного контрагента. Тем не менее в ряде случаев включение соответствующих условий в оба перечня подтверждает целесообразность установления возможности применения закупки у единственного контрагента в положении о закупке.
Во-вторых, приведенный выше перечень является перечнем примеров условий, когда закупка возможна только у единственного контрагента, но не исчерпывает всех таких случаев.
Заметим также, что закупка у единственного контрагента является единственным неконкурентным способом закупки, допустимым в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о закупке не подлежат размещению в ЕИС (см. отдельный материал по данному вопросу), а также для закупки товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616, в любых случаях (этот вопрос также подробнее рассмотрен в отдельном материале).
В прочих случаях, с учетом вышеописанных требований, закон не ограничивает заказчика в определении условий применения закупки у единственного контрагента, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение - см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС, если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб., - 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.
Требований к порядку заключения договора в ходе закупки у единственного контрагента Законом N 223-ФЗ не установлено. Соответственно, заказчику следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ о заключении договоров любого вида (глава 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, содержащимися в положении о закупке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах