Общие требования к закупкам исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства по Закону N 223-ФЗ. Извещение, документация, заявка, проект договора
Смотрите в этом материале:
Общие положения об особенностях закупок среди МСП
Требование о предоставлении обеспечения заявок на участие в закупке среди МСП
Требования к составу заявки на участие в закупке среди МСП
Информация об участнике закупки среди МСП и правомочиях его представителя
Информация о соответствии участника закупки среди МСП требованиям, установленным документацией
Предложения участника закупки среди МСП относительно предмета закупки
Предложение участника закупки среди МСП о цене
Общие положения об особенностях закупок среди МСП
В соответствии с ч. 2 ст. 3, чч. 2, 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством РФ в соответствии п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - субъекты МСП, закупка среди МСП), осуществляются путем проведения в электронной форме:
- конкурса;
- аукциона;
- запроса предложений, если начальная (максимальная) цена договора (далее - НМЦД) не превышает 15 млн руб. (п. 3 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- запроса котировок, если НМЦД не превышает 7 млн руб. (п. 4 ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
В настоящее время действует Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее - Положение), утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (далее - Постановление N 1352), которое должно применяться с учетом актуальной редакции Закона N 223-ФЗ. В силу п. 2.4 Постановления N 1352 Положение применяется в течение срока, предусмотренного ч. 15 ст. 8 Закона N 223-ФЗ (т.е. до 31 декабря 2028 года включительно), к самозанятым физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (НПД), с учетом особенностей, указанных в названном пункте.
Закупки среди МСП осуществляются в соответствии со ст. 3.2 и 3.3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающих правила проведения всех конкурентных закупок в целом и всех электронных конкурентных закупок соответственно, с учетом требований ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и Положения (ч. 1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Положением установлены ряд общих требований к проведению закупки среди МСП, которые должны быть отражены в извещении об осуществлении такой закупки (далее - извещение), документации о такой закупке (далее - документация) и проекте договора, являющемся их неотъемлемой частью (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Причем из требований, установленных к документации, вытекают и требования к содержанию заявок на участие в закупке среди МСП (далее - заявки, заявка).
Следует учитывать, что согласно ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ извещение является неотъемлемой частью документации. Сведения, содержащиеся в извещении, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации. Иными словами, между извещением и "собственно документацией" не должно быть разночтений. В случае же с запросом котировок среди МСП, составление "собственно документации" при проведении которого законом не предусмотрено (см. также ч. 9 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ), к извещению о его проведении должны предъявляться и требования, которые при проведении закупок иными способами предъявляются к "собственно документации".
Также ч. 3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ предусмотрены сокращенные сроки размещения извещения, документации для запроса котировок и запроса предложений, а при закупках на определенные суммы - и для конкурса и аукциона. Эти сроки, а также дополнительные требования к содержанию извещения документации при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений, предъявляемые при включении в эти процедуры предусмотренных ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ этапов, рассмотрены в отдельных материалах.
Общие специальные требования к содержанию извещения, документации, заявки, проекта договора при осуществлении закупки среди МСП
Анализ норм ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ и Положения позволяет выделить следующие общие требования к содержанию извещения, документации, заявки, проекта договора при осуществлении закупки среди МСП:
1) В извещении, документации обязательно указывается, что участниками данной конкретной закупки могут быть только субъекты МСП (п. 20 Положения).
2) Извещение, документация могут включать требование о предоставлении обеспечения заявок, если это предусмотрено положением о закупке (чч. 25, 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, пп. 23, 24 Положения).
3) Извещение, документация могут включать требование о предоставлении обеспечения исполнения договора (ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
4) Требования к составу заявки по сути определяются чч. 19.1, 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в форме требований к определению таких требований в документации, первая из которых определяет перечень документов, включения в заявку которых заказчик вправе требовать при проведении любой закупки среди МСП, а вторая определяет принципы, исходя из которых заказчик вправе определить состав документов, включения в заявку которых он вправе требовать при проведении конкурса МСП, запроса предложений среди МСП для оценки таких заявок. При этом в силу ч. 19.3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ установление в документации обязанности представлять в заявке иные информацию и документы не допускается.
5) Условия проекта договора о порядке расчетов должно учитывать максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки, предусмотренный п. 28 Положения, - не более 7 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору (отдельному этапу договора).
Отметим, что ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение заказчиком установленного законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом МСП.
Во всем прочем должны применяться общие требования к содержанию извещения, к содержанию документации о конкурентной закупке, и к содержанию договора, заключаемого по результатам закупки, которые рассмотрены в отдельных материалах. В частности, описание предмета закупки (предмета договора) должно соответствовать требованиям ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, которые сами по себе также рассмотрены в отдельном материале.
Документы и информация, связанные с осуществлением закупки среди МСП и полученные или направленные оператором заказчику, участнику закупки в форме электронного документа в соответствии с Законом N 223-ФЗ, хранятся оператором не менее 3 лет (ч. 30 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Требование о предоставлении обеспечения заявок на участие в закупке среди МСП
Извещение, документация могут включать требование о предоставлении обеспечения заявок, если это предусмотрено положением о закупке (чч. 25, 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, пп. 23, 24 Положения).
Учитывая указания ч. 27 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ и п. 23 Положения, которые в этой части закону не противоречат, положение о закупке может предусматривать возможность установления такого требования в тех или иных случаях с учетом того, что оно может быть установлено:
- только если НМЦД превышает 5 млн руб.;
- в размере не более 2% НМЦД.
Подробнее вопросы, связанные с обеспечением заявки, рассмотрены в отдельном материале.
Требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам закупки среди МСП
Извещение, документация могут включать требование о предоставлении обеспечения исполнения договора, с учетом того, что, исходя из ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, п. 25 Правил, размер такого обеспечения:
- не может превышать 5% НМЦД (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса (подп. "а" п. 25 Правил);
- устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса (подп. "б" п. 25 Правил).
Исходя из п. 26 Правил документация должна включать указания о допустимых способах предоставления такого обеспечения (путем внесения денежных средств на указанный в ней счет, путем предоставления банковской гарантии, иным способом), выбор из которых осуществляется участником такой закупки самостоятельно.
Исходя из ч. 17 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ предоставление обеспечения исполнения договора может быть предусмотрено извещением, документацией в качестве условия заключения договора с победителем закупки среди МСП, иным участником такой закупки. При установление такого условия непредоставление обеспечения должно расцениваться как уклонение от заключения договора.
Требования к составу заявки на участие в закупке среди МСП
Требования к составу заявки по сути определяются чч. 19.1, 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в форме требований к определению таких требований в документации, первая из которых определяет перечень документов, включения в заявку которых заказчик вправе требовать при проведении любой закупки среди МСП, а вторая определяет принципы, исходя из которых заказчик может определить состав документов, включения в заявку которых он вправе требовать при проведении конкурса МСП или запроса предложений среди МСП. Установление в документации обязанности представлять в заявке иные информацию и документы в силу ч. 19.3 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ не допускается.
Тем не менее, в любом случае из анализа указанных норм, а также чч. 19.5 - 19.7 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ следует, что заказчик не вправе требовать предоставления документов, не предусмотренных документацией о конкретной закупке.
Анализ ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ в контексте иных норм этого Закона, регулирующих порядок проведения закупки среди МСП, показывает, что заказчик вправе установить обязанность представления в документации информации (в том числе документов, содержащих ее), которую можно разделить на следующие категории:
1) информация об участнике закупки среди МСП и правомочиях его представителя;
2) информация о соответствии участника требованиям, установленным документацией;
3) предложения участника закупки среди МСП относительно предмета такой закупки;
4) предложение участника закупки среди МСП о цене;
5) информация о предоставлении обеспечения заявки на участие в закупке среди МСП, предоставляемая если такое требование предусмотрено извещением, документацией;
6) информация, необходимой для оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе МСП или запросе предложений у МСП, предоставляемая если документацией установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок и определен состав такой информации.
При этом из анализа указаний чч. 19.5 - 19.7, 21, 22 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ следует, что сведения и подтверждающие их документы, относящиеся к разным категориям информации, включаются в разные части заявки, которые направляются участниками закупки среди МСП оператору одновременно, но передаются оператором заказчику на разных стадиях проведения соответствующей процедуры.
Более того, в зависимости от процедуры различается объем информации, предоставления которой может требовать заказчик.
Информация об участнике закупки среди МСП и правомочиях его представителя
К информации и документам об участнике закупки среди МСП и правомочиях его представителя относятся:
в отношении юридического лица:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), адрес в пределах места нахождения, учредительный документ (п. 1 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН таких лиц (п. 4 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- копия решения о согласии на совершение крупной сделки или о последующем одобрении этой сделки, если требование о наличии указанного решения установлено законодательством РФ и для участника закупки среди МСП заключение по результатам такой закупки договора либо предоставление обеспечения заявки (если требование о его предоставлении установлено в извещении, документации), обеспечения исполнения договора (если требование о его предоставлении установлено в извещении, документации) является крупной сделкой (п. 7 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
в отношении физического лица - индивидуального предпринимателя, самозанятого:
- фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, адрес места жительства (п. 2 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
в отношении всех лиц, физических и юридических:
- ИНН участника закупки среди МСП или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог ИНН (для иностранного лица) (п. 3 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- копия документа, подтверждающего полномочия лица действовать от имени участника закупки среди МСП, за исключением случаев подписания заявки самим участником закупки среди МСП - индивидуальным предпринимателем (подп. "а" п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ) или лицом, указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени участника закупки среди МСП юридического лица (подп. "б" п. 5 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Информация о соответствии участника закупки среди МСП требованиям, установленным документацией
К информации и документам о соответствии участника требованиям, установленным документацией, относятся:
- копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подп. "е" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, то есть когда информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в сети "Интернет" (п. 6 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- декларация, формируемая с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, возможность чего должен обеспечивать участникам закупки среди МСП оператор при их аккредитации на электронной площадке (ч. 19.8 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ),*(1) подтверждающая на дату подачи заявки:
отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки среди МСП несостоятельным (банкротом), а в отношении участника закупки среди МСП - юридического лица и непроведение ликвидации (подп. "а" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
неприостановление деятельности участника закупки среди МСП в порядке, установленном КоАП РФ (подп. "б" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
отсутствие у участника закупки среди МСП недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит; которые реструктурированы; по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника такой закупки, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период. Участник закупки среди МСП считается соответствующим установленному требованию, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по данному заявлению на дату рассмотрения заявки не принято (подп. "в" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
отсутствие у участника закупки среди МСП - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера участника к закупки среди МСП - юридического лица непогашенной или неснятой судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся предметом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации (подп. "г" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
отсутствие фактов привлечения в течение 2 лет до момента подачи заявки участника закупки среди МСП - юридического лица к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (подп. "д" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
соответствие участника закупки среди МСП указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, с указанием адреса сайта или страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещены информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержащиеся в открытом и общедоступном государственном реестре (подп. "е" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
обладание участником закупки среди МСП исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты (подп. "ж" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
обладание участником закупки среди МСП правами использования результата интеллектуальной деятельности в случае использования такого результата при исполнении договора (подп. "з" п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Предложения участника закупки среди МСП относительно предмета закупки
К информации и документам о предложении участника закупки среди МСП в отношении предмета такой закупки, помимо самого предложения (п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ), относятся:
- копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги, являющихся предметом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если таковые действительно установлены и перечень документов предусмотрен документацией. Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром (п. 11 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства РФ, принятым в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 12 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Предложение участника закупки среди МСП о цене
Предложение о цене представляется в форме предложения определенной цены договора в целом или в форме предложения цены единицы товара, работы, услуги; при проведения аукциона среди МСП предложение о цене в заявку не включается (п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ)
Информация о предоставлении обеспечения заявки
К информации и документам о предоставлении обеспечения заявки относятся:
- реквизиты специального банковского счета участника закупки среди МСП, если обеспечение заявки предоставляется путем внесения денежных средств (подп. "а" п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- банковская гарантия или ее копия, если заявка обеспечивается ею (подп. "б" п. 8 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).
Информация, необходимая для оценки и сопоставления заявок
Состав информации, необходимой для оценки и сопоставления заявок, отражающей соответствие участников конкурсов МСП и запросов предложений у МСП и (или) их предложений в отношении товара, работ, услуг и (или) условий исполнения договора критериям оценки, установленным в документации, как следует из ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, определяется заказчиком самостоятельно. Установление требования предоставления такой информации в силу той же нормы возможно только если документацией установлены такие критерии и порядок оценки и сопоставления заявок и определены соответствующие информация и документы.
Заострим внимание, во-первых, на том, что сопоставление заявок на основе включенной в них информации возможно только при проведении конкурсов МСП и запросов предложений у МСП: в силу ч. 19.4 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ при проведения аукциона среди МСП, запроса котировок у МСП установление критериев и порядка оценки, указанных в ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, не допускается.
Во-вторых, в силу прямого указания ч. 19.2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ отсутствие указанных информации и документов не является основанием для отклонения заявки.
Полагаем, и то, и другое следует из различения законодателем природы разных процедур определения контрагента: в рамках запроса котировок и аукциона единственным критерием выбора победителя является цена (предлагаемая в заявке или в текущем режиме в ходе специальной процедуры соответственно), в то время, как при проведении запроса предложений и конкурса в совокупности с ценой оцениваются также степень выгодности исполнения договора в целом, и (или) сравнительные преимущества предлагаемых товаров, решений в отношении работ или услуг (исходя из свойств, характеристик товара либо применяемых технологий и оборудования или порядка выполнения работ, оказания услуг), и (или) вероятность надлежащего исполнения договора (исходя из опыта, квалификации участника закупки и (или) его сотрудников, его репутации, наличия у него производственных, финансовых, трудовых мощностей). Соответственно, при проведении запроса котировок, аукциона подтверждение существования иных критериев оценки не может запрашиваться, а при проведении запроса предложений, конкурса отсутствие такого подтверждение является основанием для проставления наинизшей оценки, но не для отказа от рассмотрения заявки вообще.
__________________________________
*(1) К сожалению, ч. 19.8 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ не указывает, каким образом оператор должен обеспечивать участникам закупок среди МСП при их аккредитации на электронной площадке "техническую" возможность предоставления декларации об их соответствии установленным п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ требованиям и может ли быть обеспечена такая возможность участникам закупки, ранее уже аккредитованным на электронной площадке. Полагаем, что этот вопрос может и должен решаться исключительно регламентами функционирования электронных площадок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах