Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 223-ФЗ. Положение о закупке
В настоящем материале рассматриваются действующие требования Закона N 223-ФЗ. Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ каждое положение о закупке должно было быть приведено в соответствие с данными требованиями, утверждено и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. В противном случае положение о закупке считается не размещенным в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ влечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой (см. отдельный материал по данному вопросу). Однако закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.
В настоящее время, Законом N 223-ФЗ установлены общие требования к порядку осуществления конкурентных закупок.
Напомним, что в п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ дан перечень некоторых способов конкурентных закупок, форм торгов: конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений. Системный анализ норм Закона N 223-ФЗ показывает, что каждый способ закупки, форма торгов включает целую группу видов процедур закупки, разграничиваемых по обязательности опубликования информации (открытая - закрытая), форме проведения (электронная - неэлектронная), выделению этапов в процессе проведения (без выделения - многоэтапные), причем эти признаки могут сочетаться. Вопросы определения видов процедур конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.
Перечень способов конкурентных закупок, данный в п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, не является закрытым, в силу п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положение о закупке может предусматривать и иные способы конкурентных закупок - закупок, условия проведения которых соответствуют всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Однако заказчику при определении видов процедур конкурентных закупок необходимо учитывать, что из сказанного выше можно сделать вывод, что те виды процедур закупки, которые подпадают под определение одного из предусмотренных законом способов закупки, могут быть признаны относящимися к такому способу, даже если они поименованы иначе. Полагаем, заказчику целесообразно иметь это в виду и при установлении порядка проведения процедур, подпадающих под одно из определений, данных в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, учитывать установленные законом требования к порядку проведения закупки соответствующим способом.
Косвенно сказанное подтверждает и характер установления требований к порядку осуществления закупок. Законом N 223-ФЗ установлены:
- общие требования к порядку проведения конкурентных закупок, без оговорок, что они относятся только к предусмотренным законом способам, а потому применяющиеся к любым конкурентным закупкам (ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, см. также ч. 1 этой статьи);
- дополнительные требования к порядку проведения конкурентных закупок в электронной форме (далее - электронные конкурентные процедуры), также без оговорок, что они относятся к предусмотренным законом способам (ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ);
- дополнительные требования к порядку проведения электронных конкурентных процедур, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - закупки среди МСП), которые могут проводится только предусмотренными законом способами (ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ);
- особенности порядка проведения любых закрытых конкурентных закупок (ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ).
При этом Законом N 223-ФЗ установлены в основном только самые общие требования к порядку. Иными словами, в основном порядок проведения процедур закупки должен быть установлен положением о закупке, утверждаемым органами управления самого заказчика (ч.ч. 2, 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также отдельный материал по данному вопросу).
При формировании положения о закупке следует также принимать во внимание, что все предусмотренные Законом N 223-ФЗ способы конкурентных закупок поименованы в нем торгами. Согласно же п. 6 ст. 447 ГК РФ правила, предусмотренные ст.ст. 448 и 449 ГК РФ, применяются к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений. (На практике суды и ранее применяли нормы о торгах не только к конкурсу и аукциону, но и к иным конкурентным способам закупки (см., например, постановление Первого ААС от 27.04.2015 N 01АП-385/15)).
Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок и ряд общих вопросов, которые должны быть решены в положении закупки, а также вопросы относительно отдельных стадий конкурентных закупок и составляемых в их ходе документов рассмотрены в отдельных материалах.
Дополнительные требования к порядку проведения электронных конкурентных процедур и к функционированию электронной площадки для целей их проведения относятся в основном к порядку документооборота в ходе таких закупок. Соответственно они не меняют существенно самого порядка проведения конкурентных закупок, а только предусматривают определенные особенности такого порядка, которые рассмотрены в отдельном материале.
Особенности закупок среди МСП, которые могут осуществляться только предусмотренными законом способами и только в электронной форме, урегулированы более несколько более детально и рассмотрены в отдельных материалах.
Особенности проведения закрытых конкурентных закупок проистекают из главного условия для их проведения - недопустимости размещения информации о них в ЕИС (п.п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1, ч.ч. 1, 3 ст. 3.5, ч.ч. 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). В рамках настоящей Энциклопедии в отдельных материалах рассмотрены вопросы размещения информации о закупке в ЕИС, включая случаи, когда оно недопустимо, и в отдельном материале - особенности проведения закрытых конкурентных закупок.
Еще раз обратим внимание, что все вышеперечисленные требования не могут подменить положения о закупке. Это касается, в частности, выделения этапов: по общему правилу Закон N 223-ФЗ не регулирует требований к их содержанию. Исключение составляют закупки среди МСП, в отношении которых предусмотрены общие требования к выделению этапов, их количеству, содержанию и последовательности при осуществлении таких закупок разными способами. Но эти требования вариативны и могут быть применены заказчиком в положении о закупке, а могут быть и не применены. Указанные требования могут быть приняты заказчиками за ориентир при установлении правил проведения других многоэтапных конкурентных закупок, хотя для них эти требования необязательны.
Обратим внимание, что, по нашему мнению, к многоэтапным закупкам не могут быть отнесены процедуры, не предполагающие заключения договора по их итогам. Этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Требования к порядку проведения неконкурентных закупок законом в принципе не устанавливаются, такой порядок должен определяться положением о закупке. Именно это указано в единственной норме Закона N 223-ФЗ, касающейся проведения закупки одним из неконкурентных способов - закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент) - ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ (фактически эта норма требует только установления исчерпывающего перечня случаев применения этого способа, см. отдельный материал по данному вопросу). Тем не менее некоторые наиболее общие требования к порядку проведения закупок иными неконкурентными способами вытекают из буквального прочтения специальных норм Закона N 223-ФЗ и рассмотрены в отдельном материале.
В том случае, если заказчиком не разместил в ЕИС утвержденное соответствующими органами положение о закупке либо если его положение о закупке ввиду неисполнения им требований законодательства считается не размещенным в силу закона - и только в этих случаях! - заказчик обязан руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных ч. 8.1 ст. 3, ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ. Эти пределы рассмотрены в отдельном материале.
Особенности, установленные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ для закупки продукции машиностроения при реализации отдельных инвестиционных проектов, а ст. 3.1-1 Закона N 223-ФЗ - осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, аренды отдельными категориями заказчиков - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50% и их дочерними обществами, касаются, скорее, планирования закупок и не затрагивают непосредственно условий выбора и порядка проведения способов закупки. Соответственно и первые, и вторые особенности рассмотрены в отдельных материалах соответствующего раздела настоящей Энциклопедии.
Тема
Общие требования к порядку проведения закупок
См. также
Органы, утверждающие положения о закупке по Закону N 223-ФЗ
Размещение в ЕИС информации о закупке по Закону N 223-ФЗ
Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ. Положение о закупке
Особенности проведения закрытых конкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ
Разграничение неодноэтапных и "сложных" закупок по Закону N 223-ФЗ (конкурентных и неконкурентных)
Закупки заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, не применяющими положение о закупке
Формы документов
Положение о закупке товаров, работ, услуг
Положение о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах