Особенности проведения закрытых конкурентных закупок по Закону N 223-ФЗ В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, причем конкурентными считаются только закупки, соответствующие требованиям ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. При этом, как следует из чч. 2, 3, 3.1, 4 ст. 3, ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, конкурентные закупки, относимые к одному способу, могут быть открытыми или закрытыми.
Закрытый конкурс, закрытый аукцион, закрытый запрос котировок, закрытый запрос предложений или иная конкурентная закупка, осуществляемая закрытым способом (далее также - закрытая закупка), по смыслу ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ может проводиться только в случаях, если сведения о ней не подлежат размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС) и (или) на официальном сайте ЕИС вследствие того, что: - составляют государственную тайну (сведения о закупке не размещаются в ЕИС) (см. также абзац первый ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); - относятся к ряду закупок в рамках выполнения гособоронзаказа (сведения о закупке не размещаются в ЕИС) (см. также абзац первый ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); - координационным органом Правительства РФ в отношении закупки принято решение в соответствии п. 2 или п. 3 ч. 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ (сведения о закупке не размещаются в ЕИС); - закупка проводится в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ (сведения о закупке размещаются в ЕИС, но не на официальном сайте ЕИС). В таких случаях проведение закрытых закупок либо закупки у единственного контрагента, по сути, обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Именно из недопустимости размещения информации о закрытых закупках в ЕИС и (или) на официальном сайте ЕИС вытекают особенности порядка их проведения.
В частности, как следует из ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, в электронной форме закрытые закупки могут проводиться только на площадках, определенных Правительством РФ. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 N 1447-р утвержден, в том числе, перечень операторов электронных площадок, на которых могут проводиться закрытые закупки (Приложение N 2 к Распоряжению). В этот перечень входят: 1. Общество с ограниченной ответственностью "Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа"; 2. Общество с ограниченной ответственностью "Электронная торговая площадка ГПБ"; 3. Общество с ограниченной ответственностью "ЭТП". Заказчики должны проводить закрытые закупки в электронной форме исключительно на этих площадках (см. п. 6 письма Минфина России от 02.10.2018 N 24-06-08/70718).
Участвовать в закрытых конкурентных закупках вправе лица, указанные в ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Подробнее о требованиях к участникам закупок смотрите в отдельном материале. Отметим, что позиция Минфина России по вопросу участия в закрытых закупках "коллективного" участника изложена в письме от 09.06.2023 N 24-01-09/53777.
В соответствии с той же ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 утверждено Положение об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок.
В случаях, когда вышеупомянутыми нормативными правовыми актами не предусмотрено иного, в силу ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ в сроки, установленные для размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, документации о конкурентной закупке, заказчик направляет приглашения принять участие в закрытой конкурентной закупке с приложением документации о ней не менее чем 2 лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закрытой закупки. Таким образом, приглашения на участие в закрытой конкурентной закупке должны направляться потенциальным участникам такой закупки не менее чем за: - 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закрытом конкурсе, закрытом аукционе (чч. 17, 19 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ); - 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в закрытом запросе котировок (ч. 21 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ); - 7 рабочих дней до дня проведения закрытого запроса предложений (ч. 23 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).
Содержание приглашения на участие в закрытой конкурентной закупке законом не регламентировано. Полагаем, что поскольку при проведении закрытой закупки такое приглашение фактически заменяет собой извещение о проведении закупки, то и к его содержанию должны применяться те же требования, что и к содержанию извещения о проведении любой иной конкурентной закупки (ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, эти требования рассмотрены в отдельном материале). Что касается документации о закрытой закупке, помимо запроса котировок, то к ее содержанию, безусловно, применяются требования, установленные ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ к содержанию документации о любой конкурентной закупке (эти требования рассмотрены в отдельном материале). При проведении закрытого запроса котировок документация не составляется, поэтому, очевидно, требования, предъявляемые ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ к содержанию документации о конкурентной закупке, должны применяться к содержанию приглашения принять участие в закрытом запросе котировок.
Участник закрытой конкурентной закупки представляет заявку на участие в ней в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать ее содержание до вскрытия конверта (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ). Иных требований к форме и содержанию заявки на участие в закрытой закупке законодательство не устанавливает, а потому, очевидно, во всем остальном к ним должны применяться требования, вытекающие из норм Закона N 223-ФЗ к форме и содержанию заявки на участие в любой иной конкурентной закупке. Такие требования рассмотрены в отдельном материале). Поскольку нормами Закона N 223-ФЗ не предусмотрено иного, полагаем, заказчик вправе установить и требование об обеспечении заявки на участие в закрытой конкурентной закупке, исходя из условий установления такого требования при любой иной конкурентной закупке, которые также рассмотрены в отдельном материале).
Иная информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе ее осуществления, в силу ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ направляются участникам такой закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные Законом N 223-ФЗ. Отсюда следует, что положением о закупке должен быть предусмотрен порядок направления участникам закрытых закупок следующих документов и в следующие сроки: - изменения, вносимые в документацию, - в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении таких изменений (ч. 11. ст. 4 Закона N 223-ФЗ); - разъяснения документации - в течение 3 дней со дня получения запроса о даче таких разъяснений (но не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок) (ч. 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); - протоколы, составляемые в ходе закупки, - не позднее 3 дней со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); - иная информация, размещение которой в ЕИС и на официальном сайте ЕИС предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке или направление которой участникам закрытых конкурентных закупок предусмотрено положением о закупке (см. также ч. 6 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Поскольку законом не предусмотрено иного, в отношении закрытой конкурентной закупки должны применяться и нормы чч. 5 - 7 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ об отмене проведения конкурентной закупки, которые рассмотрены в отдельном материале).
Случаев признания закрытой конкурентной закупки, как, впрочем, и любой иной конкурентной закупки, не состоявшейся Закон N 223-ФЗ не устанавливает, а потому этот случай должен быть урегулирован положением о закупке. Полагаем, что закрытая закупка может быть признана не состоявшейся в случаях, рассмотренных в отдельном материале применительно к конкурентным закупкам в принципе. Впрочем, это не значит, что положение о закупке должно предусматривать все те же основания признания закрытой закупки не состоявшейся и те же последствия такого признания, что и иная конкурентная закупка. В частности, полагаем, закрытая конкурентная закупка не обязательно должна признаваться несостоявшейся при наличии только одной надлежащей заявки и не обязательно должна предусматривать заключение договора с единственным участником, подавшим надлежащую заявку, или именно с ним.
Также, по нашему мнению, общие соображения о порядке заключения договора по итогам закупки, изложенные в отдельном материале применительно к конкурентным закупкам в принципе, должны быть применимы и к порядку заключения договора по итогам закрытой закупки.
Как видно из приведенной ч. 1 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ, заказчик в положении о закупке может предусмотреть осуществление закрытой закупки не только путем проведения закрытых конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, но и путем проведения иных конкурентных способов, то есть процедур, условия проведения которых соответствуют установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ требованиям и которые предусмотрены положением о закупке (см. чч. 2, 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и, безусловно, требованиям ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ. В связи с этим представляется очевидным, что указание ч. 24 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, что конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов, относится и к закрытым закупкам (см. также, например, чч. 4, 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ). При этом количество и содержание этапов (осуществляемые в ходе их действия заказчика и участников закупки) законом не регламентировано и должно устанавливаться положением о закупке (общие соображения по последнему вопросу высказаны в отдельном материале). Также из ч. 4 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ следует, что закрытая закупка может проводиться в электронной форме. Соответственно, заказчик может предусмотреть проведение в рассматриваемой ситуации, например, закрытого трехэтапного запроса котировок или закрытого двухэтапного запроса предложений в электронной форме. Причем, по нашему мнению, вероятнее всего, такие процедуры будут квалифицированы как виды соответствующих способов закупки, предусмотренных законом, а потому к порядку их проведения должны будут предъявляться те же требования. Однако, как следует из сказанного выше, заказчик может предусмотреть и иные, вовсе не предусмотренные законом закрытые конкурентные процедуры.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах