Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением тех, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет допуска на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, по поручению Правительства РФ устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. В настоящее время таким органом является Минфин России (см. п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, пп. 5.2.29.3 Положения о Министерстве финансов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329). В силу ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативные правовые акты, принятые на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.
В настоящее время действует приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н).
До 5 ноября 2018 года действовали условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, которое до 25 апреля 2017 года являлось вышеуказанным органом (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).
В соответствии с п. 1 Приказа N 126н под действие этого Приказа подпадают закупки товаров, перечисленных в Приложении к нему (далее - Товары). При этом Приложение содержит перечень Товаров с указанием Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД 2), а также наименования таких товаров.
В письме Минфина России от 05.08.2019 N 24-01-08/58632 разъяснено, что в случае указания в Приложении кода ОКПД 2, состоящего из трех цифровых знаков (подкласс), положения Приказа N 126н распространяются на все позиции, включенные в соответствующий подкласс кода ОКПД 2.
Как указано в п. 2 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281, условия допуска товаров, предусмотренные положениями Приказа N 126н, не применяются к товарам, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Такой вывод следует из ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, на основании которой принят Приказ N 126н.
Однако следует учитывать, что целый ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающих ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок, предусматривают применение условий допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, то есть, по сути, положений Приказа N 126н, в тех случаях, когда заявки в рамках установленных ограничений по тем или иным причинам не были отклонены. Представляется очевидным, что в таких случаях к товарам, указанным в вышеуказанных нормативных правовых актах, условия допуска, установленные Приказом N 126н, применяются в том же объеме, что и к Товарам, указанным в Приложении к нему.
Кроме того, пп. 1.4 Приказа N 126н устанавливает специальные условия допуска жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, заявки с предложением поставки которых не были отклонены в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данные условия рассмотрены в отдельном материале, посвященном закупкам данной категории товаров.
Приказ N 126н подлежит применению при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 4 Приказа N 126н), то есть путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
В п. 1 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 отмечается, что предусмотренные Приказом N 126н условия допуска товаров применяются и при проведении процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме.
В соответствии с п. 3 Приказа N 126н для целей применения данного приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.
К сожалению, данная формулировка допускает разночтение. Она может быть понята как указание, что в случае закупки в рамках одного контракта указанных Товаров и иных товаров нормы Приказа N 126н не применяются. Однако мы полагаем, что на практике контролирующие органы скорее будут исходить из того, что эта норма устанавливает запрет на совмещение в рамках одной процедуры закупки конкурентным способом приобретения данных Товаров и иных товаров.
В п. 5 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 указано, что включение заказчиком в состав одного лота товаров, указанных в Приложении и не указанных в нем, не будет соответствовать условиям допуска товаров, предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Таким образом, закупки Товаров конкурентными способами всегда должны осуществляться отдельно от закупок прочих товаров.
Вместе с тем норм, требующих осуществлять закупки Товаров только конкурентными способами, не установлено. Следовательно, заказчики вправе приобретать Товары у единственного поставщика в случаях, когда это допускается Законом N 44-ФЗ (ч.ч. 1, 5 ст. 24, ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
При осуществлении закупок Товаров конкурентными способами участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок (далее - надлежащие заявки) и содержат исключительно предложения о поставке Товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее также - ЕАЭС, Товары евразийского происхождения)*(1), предоставляются преимущества в отношении цены контракта в размере 15% (пп. 1.1 Приказа).
Подтверждением страны происхождения Товаров является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом N 44-ФЗ наименования страны происхождения товара (пп. 1.6 Приказа N 126н).
Минфин России в п. 4 письма от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 разъяснил, что указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара, поскольку Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара.
Преимущества не предоставляются в следующих случаях:
- закупка конкурентным способом признается не состоявшейся в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (пп. "а" п. 2 Приказа N 126н);
- все надлежащие заявки содержат предложения о поставке Товаров евразийского происхождения (пп. "б" п. 2 Приказа N 126н);
- все надлежащие заявки содержат предложение о поставке Товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является государство, не являющееся членом ЕАЭС (пп. "в" п. 2 Приказа N 126н);
- если в отношении Товаров Правительством РФ установлен запрет на допуск к закупкам в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (пп. "г" п. 2 Приказа N 126н).
Механизм предоставления преимуществ выглядит следующим образом:
1) При осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса котировок и запроса предложений рассмотрение и оценка заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке Товаров евразийского происхождения, осуществляются комиссиями заказчиков по осуществлению закупок и операторами электронных площадок с применением к предложенной в указанных заявках (окончательных предложениях) цене контракта понижающего 15%-ого коэффициента. Контракт заключается по цене, предложенной в заявке (окончательном предложении) победителем соответствующей процедуры (пп. 1.2 Приказа N 126н).
2) При проведении аукциона контракт с победителем заключается по цене:
- сниженной на 15% от предложенной им, если его заявка содержит предложение о поставке Товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является государство, не являющееся членом ЕАЭС (пп. "а" пп. 1.3 Приказа N 126н);
- предложенной им, если его заявка содержит предложение о поставке исключительно Товаров евразийского происхождения (пп. "б" пп. 1.3 Приказа N 126н).
В случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта и заключении контракта с иным участником закупки, цена контракта определяется заказчиком в соответствии с теми же правилами (пп. 1.5 Приказа N 126н). Иными словами, если заявка на участие в аукционе, которой присвоен второй номер, содержит предложение о поставке Товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является государство, не являющееся членом ЕАЭС, при уклонении победителя аукциона от заключения контракта контракт заключается с участником аукциона, подавшим такую заявку (ч. 16 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ), по цене, также сниженной на 15% от предложенной этим участником в ходе аукциона.
Как видим, фактически в данном случае речь следует вести, скорее, об ухудшении положения участников закупки, предлагающих иностранные Товары.
Замена страны происхождения данных Товаров при исполнении контракта на их поставку не допускается, за исключением случая, когда в результате такой замены страной происхождения товаров, указанных в Приложении, будет являться государство - член ЕАЭС (пп. 1.7 Приказа N 126н).
______________________________
*(1) Указание на исключение из особых условий допуска товаров, произведенных на территории государств - членов ЕАЭС, включено в Приказ N 126н на основании ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ.
К таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок - приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах