Применение электронной подписи в ходе государственных и корпоративных закупок
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ в рамках отношений, связанных с осуществлением закупок по этому Закону, допускается обмен электронными документами, которые должны быть подписаны усиленной электронной подписью. Частное уточнение применительно к закупкам в электронной форме содержится в ч. 5 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ, согласно которой электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, специализированной электронной площадки (далее - оператор) должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора.
Равным образом ч. 5 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ гласит, что электронные документы участника осуществляемых в соответствии с этим Законом конкурентных закупок (корпоративные закупки) в электронной форме, заказчика, оператора должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора.
При этом ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ указывает, что квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные для использования участниками контрактной системы в сфере (государственных) закупок (за исключением участников закупок, являющихся иностранными лицами) в целях Закона N 44-ФЗ, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
В связи с этим необходимо иметь в виду следующее.
Подпись - обязательный реквизит любого документа, придающий ему юридическую силу (ст. 160 ГК РФ, ст. 57 ТК РФ, ст. 313 НК РФ, ч. 2 ст. 9, ч. 4 ст. 10, ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Электронная подпись (далее - ЭП) является аналогом собственноручной подписи, ее использование допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п. 2 ст. 160 ГК РФ, ст. 6 Закона N 63-ФЗ). Закон N 63-ФЗ регулирует отношения в области использования ЭП при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, а также во всех случаях, установленных федеральными законами (ст. 1 Закона N 63-ФЗ).
Под ЭП понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписывающего информацию (п. 1 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Виды ЭП установлены ст. 5 Закона N 63-ФЗ:
ЭП
/-----------/\--------\
Простая ЭП Усиленная ЭП
| |
Неквалифицированная усиленная ЭП Квалифицированная усиленная ЭП
Очевидно, что нормы и Закона N 44-ФЗ, и Закона N 223-ФЗ устанавливают обязательность применения именно квалифицированной усиленной ЭП (далее - КУЭП), предусмотренной Законом N 63-ФЗ.
Усиленная электронная подпись может быть создана с использованием уникальной последовательности символов - ключа ЭП (п. 5 ст. 2 Закона N 63-ФЗ). С ключом ЭП неразрывно связан ключ проверки ЭП - уникальная последовательность символов, предназначенная для проверки подлинности ЭП (п. 6 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Принадлежность ключа проверки ЭП определенному лицу подтверждает сертификат ключа проверки ЭП (далее также - сертификат) - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо его доверенным лицом (п. 2 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Удостоверяющий центр (далее также - УЦ) - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов (п. 7 ст. 2 Закона N 63-ФЗ).
Как следует из ч.ч. 3 - 5 ст. 5 Закона N 63-ФЗ, КУЭП признается ЭП, которая:
- получена в результате криптографического преобразования информации с обязательным использованием ключа ЭП (п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ);
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ (п. 2 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ);
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания (п. 3 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ);
- для создания и проверки ЭП используются средства ЭП, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с Законом N 63-ФЗ (п. 2 ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ);
- ключ проверки ЭП указан в квалифицированном сертификате (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона N 63-ФЗ).
При этом:
- квалифицированный сертификат - сертификат, созданный аккредитованным УЦ либо федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере использования ЭП (далее - уполномоченный орган), и являющийся в связи с этим официальным документом (п. 3 ст. 2 Закона N 63-ФЗ);
- аккредитованный УЦ (далее также - АУЦ) - являющееся УЦ юридическое лицо, которое добровольно прошло аккредитацию, то есть, фактически, процедуру признания его соответствия требованиям, установленным ч. 3 ст. 16 Закона N 63-ФЗ, уполномоченным органом - головным удостоверяющим центром (далее - ГУЦ) (п. 8 ст. 2, ч.ч. 1, 3, 9 ст. 16 Закона N 63-ФЗ).
В настоящее время уполномоченным органом является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (п. 5.4.8 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13.04.2012 N 108).
Уполномоченным органом - ГУЦ прошедшему аккредитацию УЦ выдается квалифицированный сертификат, созданный с использованием средств ГУЦ (ч. 5.3 ст. 16 Закона N 63-ФЗ). Аккредитованный УЦ обязан использовать КУЭП, основанную на вышеуказанном квалифицированном сертификате, для подписания от своего имени квалифицированных - и только квалифицированных! - сертификатов (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 63-ФЗ).
При обращении в АУЦ за получением квалифицированного сертификата заявитель указывает на ограничения использования КУЭП (если они им устанавливаются) и представляет следующие документы либо их надлежащим образом заверенные копии и сведения:
1) заявитель - физическое лицо:
- страховой номер индивидуального лицевого счета (п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- идентификационный номер налогоплательщика (п. 3 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- если заявитель является индивидуальным предпринимателем - основной государственный регистрационный номер (п. 5 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
2) заявитель - российское юридическое лицо:
- основной государственный регистрационный номер (п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
3) заявитель - иностранное юридическое лицо:
- номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (в том числе филиалов, представительств и иных обособленных подразделений иностранной организации) или идентификационный номер налогоплательщика (п. 6 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
4) непосредственно обращающееся с заявлением физическое лицо - заявитель либо орган или представитель заявителя:
- основной документ, удостоверяющий личность (п. 1 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- документ, подтверждающий право заявителя действовать от имени юридического лица без доверенности либо подтверждающий право заявителя действовать от имени государственного органа или органа местного самоуправления (п. 7 ч. 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
При этом АУЦ обязан:
- идентифицировать заявителя - физическое лицо (п.п. 1 и 3 ч. 1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- получить от лица, выступающего от имени заявителя - юридического лица, подтверждение его соответствующего правомочия (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
Также АУЦ запрашивает из государственных информационных ресурсов:
- выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении заявителя - юридического лица (п. 1 ч. 2.2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в отношении заявителя - индивидуального предпринимателя (п. 2 ч. 2.2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ);
- выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков в отношении заявителя - иностранной организации (п. 3 ч. 2.2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
Если полученные сведения подтверждают достоверность информации, представленной заявителем для включения в квалифицированный сертификат, идентифицирован заявитель, АУЦ осуществляет процедуру создания и выдачи заявителю квалифицированного сертификата. В противном случае, а также в случаях, установленных п.п. 5 и 6 ч. 2 ст. 13 Закона N 63-ФЗ, АУЦ отказывает заявителю в выдаче квалифицированного сертификата (ч. 2.3 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
Необходимо заметить, что состав документов, представляемых для получения квалифицированного сертификата, метод подтверждения соответствия достоверности сведений, содержащихся в данных документах, в сочетании с императивным, однозначным указанием, что квалифицированный сертификат выдается только если достоверность указанных сведений подтверждена именно этим методом, как будто указывает, что получить квалифицированный сертификат может только то иностранное юридическое лицо, которое поставлено на налоговый учет в Российской Федерации. Вместе с тем, надо заметить и то, что согласно п. 2 ч. 2 ст. 17 Закона N 63-ФЗ квалифицированный сертификат, помимо прочей информации, содержит идентификационный номер налогоплательщика иностранной организации при наличии такового, что подразумевает возможность получения такого сертификата и иностранными организациями, не стоящими на налоговом учете в Российской Федерации. Представляется очевидным, что при внесении изменений в закон были допущены ошибки юридической техники, приведшие к возникновению коллизии. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, разрешавших бы данную коллизию, нам найти не удалось. Мы полагаем, что следует исходить из того, что нормы Закона N 63-ФЗ не исключают возможности получения квалифицированных сертификатов ЭП иностранными гражданами и юридическими лицами, не стоящими на налоговом учете в Российской Федерации. Однако в отсутствие и норм, прямо указывающих на такую возможность, очевидно, на практике возможность получения таких сертификатов указанными лицами будет зависеть, в том числе, от позиции конкретного удостоверяющего центра.
Следует также напомнить, что ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ делает исключение из обязательности наличия квалифицированных сертификатов ключей проверки ЭП, выданных УЦ, именно для участников закупок по данному Закону - иностранных организаций.
Полагаем, что в отношении участников закупок по Закону N 44-ФЗ - иностранных организаций должна применяться норма ч. 1 ст. 7 Закона N 63-ФЗ, согласно которой электронные подписи, созданные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, в Российской Федерации признаются электронными подписями того вида, признакам которого они соответствуют на основании Закона N 63-ФЗ, с учетом ч. 3 ст. 7 Закона N 63-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона N 63-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2020 года, признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются в случаях, установленных международными договорами РФ. Такие электронные подписи признаются действительными в случае подтверждения соответствия их требованиям указанных международных договоров аккредитованной доверенной третьей стороной, аккредитованным удостоверяющим центром, иным лицом, уполномоченными на это международным договором РФ, с учетом Закона N 63-ФЗ.
Ранее в письме Минфина России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 01.08.2018 NN 24-06-05/54209, ОП-П15-085-18306 указывалось, что участниками закупок, являющимися иностранными лицами, при участии в электронных процедурах, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, могут использоваться:
- усиленные квалифицированные электронные подписи и квалифицированные сертификаты, выданные удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию на соответствие требованиям Закона N 63-ФЗ;
- электронные подписи и сертификаты, выпущенные в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, и являющиеся сертификатами того вида (обладающие теми признаками), который соответствует усиленной квалифицированной электронной подписи и квалифицированному сертификату, выданным удостоверяющим центром, получившим аккредитацию на соответствие требованиям Закона N 63-ФЗ;
- электронные подписи и сертификаты, в отношении которых в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществлены мероприятия по взаимному признанию электронной подписи, изготовленной в соответствии с законодательством одного государства-члена соответствующего международного договора, другим государством-членом соответствующего международного договора, для использования в сфере государственных (муниципальных) закупок.
При этом из указанного письма следует, что фактически вопрос о признании ЭП, изготовленных в соответствии с законодательством иностранного государства, на дату выхода письма был решен только в отношении ЭП, созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах