Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика вследствие аварии, ЧС, непреодолимой силы, необходимости оказания медпомощи и гуманитарной помощи
Смотрите в этом материале:
Условия применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для закупки у единственного поставщика
Медицинская помощь в экстренной или неотложной форме
Чрезвычайная ситуация и введение режима повышенной готовности
В п. 1 письма Минфина России, МЧС России и ФАС России от 03.04.2020 NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 указано, что, по мнению названных ведомств, распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы.
Как указано в п. 2 названного письма, с учетом того, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС), вправе осуществить на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика, требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения ЧС (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС).
Условия применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ для закупки у единственного поставщика
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе закупать товары, работы, услуги:
- при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме;
- вследствие аварии,
- вследствие обстоятельств непреодолимой силы,
- для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);
- для оказания гуманитарной помощи.
Закупка в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ может быть осуществлена для указанных выше целей при одновременном соблюдении перечисленных в нем самом условий, а именно:
- применение конкурентных способов определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), требующих затрат времени, нецелесообразно;
- закупается такое количество товара, объем работ, услуг, которые необходимы для оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации ЧС, для оказания гуманитарной помощи.
Медицинская помощь в экстренной или неотложной форме
Определение медицинской помощи в экстренной форме и неотложной форме дано в ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которому:
- экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
- неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.
Чрезвычайная ситуация и введение режима повышенной готовности
ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (часть первая ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ)).
Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (часть вторая ст. 1 Закона N 68-ФЗ).
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов (часть третья ст. 1 Закона N 68-ФЗ).
В силу пп. "а1" ст. 10 Закона N 68-ФЗ Правительство РФ принимает решение о введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части в случае угрозы возникновения и (или) возникновения ЧС федерального или межрегионального характера.
Органы государственной власти субъектов РФ согласно пп. "м" п. 1 ст. 11 Закона N 68-ФЗ принимают решения об отнесении возникших ЧС к ЧС регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Органы местного самоуправления самостоятельно принимают решения об отнесении возникших ЧС к ЧС муниципального характера, а также вводят режим повышенной готовности или ЧС для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (пп. "б", пп. "и" п. 2 ст. 11 Закона N 68-ФЗ).
Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, вводят режим повышенной готовности или ЧС для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (п. 5 ст. 13 Закона N 68-ФЗ).
Руководитель организации, на территории которой может возникнуть или возникла ЧС, вводит режим повышенной готовности или ЧС для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС и принимает решение об установлении уровня реагирования и о введении дополнительных мер по защите от ЧС работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории (пп. "и" части первой ст. 14 Закона N 68-ФЗ).
Обстоятельства непреодолимой силы
Определение непреодолимой силы дано в п. 3 ст. 401 ГК РФ в связи с определением основания для освобождения от ответственности за неисполнение гражданско-правовых обязанностей. Эта норма применяется к рассматриваемым отношениям в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, п.п. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Толкование чрезвычайности и непредотвратимости дано в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, согласно которому:
- чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
- непредотвратимым обстоятельство признается, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (если иное не предусмотрено законом).
На практике к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства (см. письма Минэкономразвития России от 12.08.2009 N Д05-4029, от 08.09.2009 N Д05-4387, письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 16.10.2014 NN 25361-ЕЕ/Д28и, АЦ/41845/14).
Как видим, непреодолимая сила может выступать причиной возникновения ЧС. В то же время формулировка п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в которой она упоминается отдельно, позволяет сделать вывод, что он может применяться и в тех случаях, когда воздействие непреодолимой силы приводит к возникновению не ЧС, но, например, ситуации, когда заказчик теряет возможность исполнять свои гражданско-правовые обязательства.
Когда п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ не применяется
Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать ситуацию в течение определенного периода времени может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. На это указывалось, например, в теме 2 Обзора (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2016). В этом случае закупка была проведена для ликвидации последствий ЧС, причем сложившейся вследствие воздействия непреодолимой силы, однако через значительный промежуток времени.
Необходимость выполнения капитального ремонта, как правило, признается следствием обстоятельств, которые не могут признаваться чрезвычайными (см. постановления Пятнадцатого ААС от 12.02.2016 N 15АП-330/16, Тринадцатого ААС от 19.08.2015 N 13АП-15029/15).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах