Согласование с контрольным органом заключения контракта с единственным контрагентом по Закону N 44-ФЗ при признании несостоявшейся конкурентной процедуры
Смотрите в этом материале:
Случаи необходимости согласования заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшейся конкурентной процедуры
При признании несостоявшейся процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее - контрагент), проводившейся конкурентным способом, заказчик в ряде случаев вправе, а в ряде случаев обязан заключить контракт с единственным контрагентом на основании пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом данные нормы единообразно указывают, что контракт в этих случаях заключается в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Согласно же п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным контрагентом заключается по согласованию с контрольным органом в сфере закупок (далее также - согласование) в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) превышает предельный размер (предельные размеры), который устанавливается Правительством РФ. (Полагаем очевидным, что при проведении закупок с определением цен единиц товаров, работ, услуг эта необходимость должна определяться в зависимости от величины максимального значения цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Однако в законе на это прямо не указано.)
Обращаем внимание, что согласование заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшимся электронного запроса котировок не требуется в принципе.
В п. 1 постановления Правительства РФ от 30.06.2020 N 961 (далее - постановление N 961), принятом на основании п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, установлены предельные размеры НМЦК, при превышении которых для заключения контракта с единственным контрагентом необходимо согласование с контрольным органом. Они составляют:
- 500 млн руб. - при закупке для обеспечения федеральных нужд (за исключением признания электронного конкурса, электронного аукциона, закрытой закупки несостоявшимися в случаях, когда единственная надлежащая заявка отсутствует) (абзац второй п. 1 Постановления N 961);
- 250 млн руб. - при закупке для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд (за исключением признания электронного конкурса, электронного аукциона, закрытой закупки несостоявшимися в случаях, когда единственная надлежащая заявка отсутствует) (абзац третий п. 1 Постановления N 961);
- 1 тыс. руб. - при признании электронного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в случаях, предусмотренных пп. 3 - 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ (т. е. когда единственная надлежащая заявка отсутствует), а также при осуществлении закупки путем проведения закрытого способа определения контрагента, признанного несостоявшимся в случаях, предусмотренных пп. 1 (в случаях, предусмотренных пп. 3 - 6 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ), 2 и 3 ч. 1 ст. 77 Закона N 44-ФЗ (т. е. когда единственная надлежащая заявка отсутствует) (абзац четвертый п. 1 Постановления N 961).
Порядок согласования заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшейся конкурентной процедуры
Как следует из ч. 7 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, согласование осуществляется следующими органами, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (далее - контрольные органы):
- при закупках для обеспечения федеральных нужд, а также при применении закрытых конкурентных способов определения контрагента - федеральным контрольным органом в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа (п. 1 ч. 7 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- при закупках для обеспечения нужд субъекта РФ - органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 2 ч. 7 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- при закупках для обеспечения муниципальных нужд - контрольным органом местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа (п. 3 ч. 7 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Для согласования заключения контракта с единственным контрагентом, как указано в ч. 6 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик либо наделенные полномочиями в рамках централизации закупок (ст. 26 Закона N 44-ФЗ) уполномоченный орган или уполномоченное учреждение (далее также именуется заказчиком), направляет в соответствующий контрольный орган обращение о таком согласовании не позднее чем через 5 рабочих дней с даты:
- размещения в единой информационной системе (далее - ЕИС) протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся (п. 1 ч. 6 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- подписания указанного протокола, если он не подлежит размещению в ЕИС в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 2 ч. 6 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) в соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ утверждены Постановлением N 961.
Фактически Правилами урегулированы, в основном, "технические" аспекты указанного согласования, в том числе определена форма обращения заказчика в контрольный орган о согласовании (приложение к Правилам) и его содержание, в том числе требования к информации о заказчике (п. 4 Правил), о закупке (п. 5 Правил), об участнике закупки, с которым заключается контракт (п. 6 Правил).
В п. 7 Правил в том числе установлен перечень документов, прилагаемых к обращению при признании несостоявшимся определения контрагента закрытым способом, устанавливающих условия заключения контракта (при признании несостоявшимся определения контрагента открытым способом всю необходимую информацию контрольный орган получает из ЕИС):
- решение уполномоченного органа о согласовании проведения процедуры определения контрагента закрытым способом (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) (подп. "а" п. 7 Правил). Таким органом является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728);
- приглашение принять участие в такой процедуре (далее - приглашение) (подп. "б" п. 7 Правил);
- документация о данной закупке (далее - документация) (подп. "в" п. 7 Правил);
- протоколы, составленные в ходе указанной процедуры (подп. "г" п. 7 Правил);
- заявки, поданные на участие в ней (подп. "д" п. 7 Правил).
Пунктом 8 Правил установлены особенности обращения о согласовании в случаях признания как открытой, так и закрытой закупки несостоявшейся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок.
В этих случаях к обращению, как следует из подп. "б" п. 8 Правил, прикладывается:
- информацию и документы или их копии, предусмотренные в извещении об осуществлении открытой закупки (далее - извещение), документации (при закрытой закупке), приглашении (при закрытой закупке), для представления в заявке на участие в закупке (за исключением документов, подтверждающих предоставление обеспечения заявки) (подп. "е" п. 7 Правил);
- предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги - в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, но только при признании несостоявшимися электронного аукциона, закрытого аукциона, закрытого электронного аукциона (подп. "ж" п. 7 Правил).
В подп. "а" п. 8 Правил отдельно указывается, что участник закупки, заключение контракта с которым предлагается согласовать, должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Если не установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, обязательно устанавливается требование, предусмотренное подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Подробнее об этом смотрите в отдельном материале.
Порядок направления обращения при проведении электронных процедур установлен п. 9 Правил. В этих случаях заказчик формирует обращение и прикладывает к нему документы с использованием ЕИС (при этом часть информации формируется автоматически (подп. "а" п. 9 Правил). Сформированное обращение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (подп. "а" п. 9 Правил). Если обращение сформировано без нарушений, оно направляется в контрольный орган автоматически с использованием ЕИС не позднее 1 часа с момента его подписания (подп. "б" п. 9 Правил). Обращение считается поступившим в контрольный орган в день его поступления в контрольный орган (в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрольный орган) (подп. "в" п. 9 Правил). Если обращение направлено в контрольный орган с нарушением подведомственности, получивший обращение контрольный орган самостоятельно не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, направляет с использованием ЕИС обращение в контрольный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение обращения (подп. "г" п. 9 Правил). Если к обращению о согласовании по итогам закупки, в которой отсутствовали надлежащие заявки, не приложены информация и документы, предусмотренные подп. "е" и "ж" п. 7 Правил, контрольный орган уведомит об этом заказчика с указанием причины (подп. "д" п. 9 Правил). После получения уведомления заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления, направляет с использованием ЕИС в контрольный орган информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления (подп. "е" п. 9 Правил). Если такие информация и документы не поступят в срок, обращение не будет рассматриваться контрольным органом (подп. "ж" п. 9 Правил).
Порядок направления обращения при признании несостоявшейся процедуры определения контрагента, проводившейся закрытым способом, установлен п. 10 Правил. В этих случаях обращение направляется в контрольный орган на бумажном носителе в 1 экземпляре и при наличии технической возможности - на съемном машинном носителе информации (подп. "а" п. 10 Правил).
В случае формирования обращения не по утвержденной форме и (или) непредставления необходимых в силу Правил информации и документов контрольный орган не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации такого обращения, направляет заказчику уведомление о выявленном несоответствии обращения установленным требованиям с указанием причин (подп. "д" п. 10 Правил). Если заказчик не позднее 2 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанного уведомления, направляет в контрольный орган информацию и документы, которые явились основанием для направления такого уведомления, то обращение считается полученным в день регистрации поступления таких документов и информации (подп. "е", "ж" п. 10 Правил). В противном случае обращение не рассматривается (подп. "з" п. 10 Правил).
Контрольный орган обязан рассмотреть вышеуказанное обращение в течение 8 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч. 8 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Основания для отказа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом перечислены в п. 13 Правил и рассмотрены, наряду с последствиями такого отказа, ниже.
Условия заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшейся конкурентной процедуры после согласования контрольным органом
Как следует из п. 2 ч. 9 ст. 93, п. 4 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, контрольный орган вправе согласовать заключение контракта с единственным контрагентом, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект такого контракта.
В случае согласования контрольным органом заключения контракта с единственным контрагентом в соответствии с ч. 9 ст. 93 Закона N 44-ФЗ непосредственно при таком заключении должны соблюдаться следующие требования:
- срок для подписания заказчиком проекта контракта подлежит исчислению со дня, следующего за днем получения заказчиком, направившими обращение, решения о согласовании (п. 1 ч. 9 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного контрольным органом предписания по результатам проведения внеплановой проверки (п. 4 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Если предписанием предусмотрена необходимость внесения изменений в проект контракта, заказчик вносит соответствующие изменения в проект контракта и направляет его участнику закупки, с которым заключается контракт, в порядке, установленном для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения контрагента (п. 2 ч. 9 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС или подписания протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения такого решения не допускается (п. 3 ч. 9 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
По мнению Минфина России, изложенному в п. 1 письма от 18.03.2021 N 24-04-07/19432, порядок заключения контракта на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом выглядит следующим образом:
1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;
2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;
3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п. 3 ч. 9 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Основания и последствия отказа контрольного органа в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом при признании несостоявшейся конкурентной процедуры
В соответствии с п. 13 Правил контрольный орган принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом в случае выявления при проведении внеплановой проверки:
- выбора способа определения контрагента с нарушением Закона N 44-ФЗ (подп. "а п. 13 Правил);
- проведения определения контрагента закрытым способом без согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) (подп. "б" п. 13 Правил). Таким органом является ФАС России (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728);
- описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законом (подп. "в" п. 13 Правил);
- установления требований к участникам закупки с нарушением Закона N 44-ФЗ (подп. "г" п. 13 Правил);
- сокращения предусмотренного Законом N 44-ФЗ срока подачи заявок на участие в закупке (подп. "д" п. 13 Правил);
- отклонения заявки на участие в закупке либо ее части, признания заявки на участие в закупке либо ее части не соответствующими требованиям извещения (приглашения) и документации, отказа в допуске к участию в определении контрагента с нарушением закона (подп. "е" п. 13 Правил);
- несоответствия требованиям, установленным в извещении, приглашении и документации, заявки, поданной единственным контрагентом, информация о котором указана в обращении, либо (в случае признания закупки несостоявшейся ввиду полного отсутствия надлежащих заявок) аналогичной информации и (при признании несостоявшимся электронного аукциона, закрытого аукциона, закрытого электронного аукциона ввиду полного отсутствия заявок) предложения о цене, прилагаемых к обращению (подп. "ж" п. 13 Правил);
- несоответствия единственного контрагента, информация о котором указана в обращении, требованиям, установленным в извещении (приглашении) и документации в соответствии с ч. 1, чч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона N 44-ФЗ (подп. "з" п. 13 Правил).
Также полагаем, что решение об отказе в согласовании заключения контракта будет принято в случае несоответствия единственного контрагента, информация о котором указана в обращении, требованию, установленному в извещении (приглашении) и документации в соответствии с подп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Данное требование устанавливается обязательно, если не устанавливалось требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Подробнее об этом смотрите в отдельном материале.
В случае принятия контрольным органом решения об отказе в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом в силу ч. 10 ст. 93 Закона N 44-ФЗ определение контрагента признается несостоявшимся, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости), осуществляет новую закупку в соответствии с Законом N 44-ФЗ (при необходимости).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах