Проведение электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)
Смотрите в этом материале:
Общие положения
Электронный конкурс (далее - конкурс) - это способ определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), при котором победителем признается участник закупки (далее - участник), который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке (далее - заявка) которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение) (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
При проведении конкурса процедуру обеспечивает на электронной площадке ее оператор (далее - оператор) (ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
В том числе оператор направляет заказчику относящиеся к заявке документы и информацию об участнике, перечисленные в п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Участник такие документы и информацию самостоятельно в заявку не включает.
Условия выбора заказчиком конкурса в качестве способа закупки рассмотрены в отдельном материале.
Процедура заключения контракта по итогам конкурса рассмотрена в отдельном материале.
Вопросы, связанные с участием в открытых электронных конкурентных закупках, рассмотрены в отдельном материале.
Проведение электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ при установлении в извещении критериев оценки заявок "расходы на эксплуатацию и ремонт" и (или) "характеристики объекта закупки"
1. Размещение извещения
Заказчик размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе по своей инициативе или по результатам рассмотрения запроса участника изменить извещение (кроме наименования объекта закупки и увеличения размера обеспечения заявок). Изменения размещаются ЕИС (ч.ч. 4 и 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Любой участник, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить на электронной площадке заказчику не более 3 запросов о разъяснении положений извещения. Заказчик должен разместить разъяснение в ЕИС (ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок заказчик вправе отменить закупку (п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). По истечении этого срока и до заключения контракта закупку можно отменить только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия размещения извещения рассмотрена в отдельном материале.
2. Подача заявок
Участник вправе подать 1 заявку до окончания срока подачи заявок (п. 21 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Заявка направляется оператору (п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Изменить заявку нельзя (ч. 8 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Заявка состоит из 3 частей: предложение в отношении объекта закупки, информация и документы об участнике и о соответствии товара, работы, услуги требованиям законодательства, ценовое предложение (ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Если заявка не соответствует установленным требованиям, оператор возвращает ее участнику (п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). В этом случае можно подать новую заявку (п. 7 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Если оснований для возврата нет, оператор присваивает заявке идентификационный номер (п. 8 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
До окончания срока подачи заявок участник может отозвать поданную заявку (п. 1 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). После отзыва заявки участник вправе подать новую заявку (пп. "б" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
После окончания срока подачи заявок оператор направляет заказчику заявки, которые не были возвращены, а также информацию о дате и времени их подачи (п. 9 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). По-видимому, допущена ошибка юридической техники. На наш взгляд, на этом этапе оператор должен направить заказчику только первые части заявок.
Подробно стадия подачи заявок рассмотрена в отдельном материале.
3. Рассмотрение и оценка первых частей заявок
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают первые части заявок и признают их соответствующими извещению либо отклоняют (пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- оценивают неотклоненные первые части заявок по критериям "расходы на эксплуатацию и ремонт" и "характеристики объекта закупки" (пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок и направляет его оператору (п. 2 ч. 3 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Получив протокол, оператор в соответствии с ч. 7 ст. 48 Закона N 44-ФЗ направляет участникам в том числе информацию о:
- рассмотрении первых частей заявок;
- наилучшем содержащемся в неотклоненных заявках ценовом предложении.
Подробно стадия рассмотрения и оценки первых частей заявок рассмотрена в отдельном материале.
4. Подача ценовых предложений
Участники, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению, вправе в течение процедуры подачи ценовых предложений (1 час) подать с использованием электронной площадки 1 предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Нельзя подать предложение, равное или превышающее указанного в третьей части заявки, а также равное нулю (ч. 8 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Если участник не подал ценовое предложение, его ценовым предложением считается указанное в третьей части заявки (ч. 9 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры оператор:
- формирует протокол подачи ценовых предложений (п. 1 ч. 10 ст. 48 Закона N 44-ФЗ;
- направляет заказчику вторые части заявок, первые части которых признаны соответствующими извещению, а также информацию и документы о подавших их участниках (п. 2 ч. 10 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия подачи ценовых предложений рассмотрена в отдельном материале.
5. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают вторые части заявок, а также информацию и документы об участниках и признают вторые части заявок соответствующими извещению или отклоняют заявки (пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- оценивают вторые части неотклоненных заявок по критерию "квалификация участников", если он установлен извещением (пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и направляет его оператору (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Получив протокол, оператор:
- направляет заказчику ценовые предложения участников, вторые части заявок которых не были отклонены, а также протокол подачи ценовых предложений (п. 1 ч. 14 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок, а также протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (п. 2 ч. 14 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия рассмотрения и оценки вторых частей заявок рассмотрена в отдельном материале.
6. Оценка ценовых предложений и подведение итогов конкурса
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- оценивают ценовые предложения по критерию "цена" (пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок, а также ценового предложения присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся них условий исполнения контракта. Заявке победителя присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия (пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Далее заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору, который размещает его в ЕИС и на электронной площадке (п. 2 ч. 15, п. 1 ч. 16 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Участник, принимавший участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола, но не позднее даты заключения контракта вправе направить запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки. Заказчик обязан на этот запрос ответить (ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
После размещения в ЕИС протокола и до размещения проекта контракта участники, заявкам которых присвоены порядковые номера, начиная с четвертого, вправе отозвать свои заявки (п. 2 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия оценки ценовых предложений и подведения итогов конкурса рассмотрена в отдельном материале.
Проведение электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ, когда в извещении не установлены критерии оценки заявок "расходы на эксплуатацию и ремонт" и (или) "характеристики объекта закупки"
1. Размещение извещения
Заказчик размещает в ЕИС извещение не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 1 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе изменить извещение (кроме наименования объекта закупки и увеличения размера обеспечения заявок). Изменения размещаются ЕИС (ч.ч. 4 и 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Любой участник, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить на электронной площадке заказчику не более 3 запросов о разъяснении положений извещения. Заказчик должен разместить разъяснение в ЕИС (ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок заказчик вправе отменить закупку (п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). По истечении этого срока и до заключения контракта закупку можно отменить только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия размещения извещения рассмотрена в отдельном материале.
2. Подача заявок
Участник вправе подать 1 заявку до окончания срока подачи заявок (п. 21 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Заявка направляется оператору (п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Изменить заявку нельзя (ч. 8 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Заявка состоит из второй и третьей частей: информация и документы об участнике и о соответствии товара, работы, услуги требованиям законодательства, ценовое предложение (ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Если заявка не соответствует установленным требованиям, оператор возвращает ее участнику (п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). В этом случае можно подать новую заявку (п. 7 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Если оснований для возврата нет, оператор присваивает заявке идентификационный номер и уведомляет об этом участника (п. 8 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
До окончания срока подачи заявок участник может отозвать поданную заявку (п. 1 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). После отзыва заявки участник вправе подать новую заявку (пп. "б" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
После окончания срока подачи заявок оператор направляет заказчику вторые части заявок, которые не были возвращены, информацию о дате и времени их подачи, информацию и документы о подавших их участниках (п. 9 ч. 6 ст. 43, п. 2 ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия подачи заявок рассмотрена в отдельном материале.
3. Рассмотрение и оценка вторых частей заявок
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают вторые части заявок, информацию и документы об участниках и признают вторые части заявок соответствующими извещению или отклоняют заявки (пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- оценивают вторые части неотклоненных заявок по критерию "квалификация участников", если он установлен извещением (пп. "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок и направляет его оператору (п. 2 ч. 11 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Получив протокол, оператор:
- направляет заказчику третьи части заявок участников, вторые части заявок которых не были отклонены (п. 4 ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- размещает в ЕИС и на электронной площадке протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (п. 4 ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия рассмотрения и оценки вторых частей заявок рассмотрена в отдельном материале.
4. Оценка ценовых предложений и подведение итогов конкурса
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- оценивают ценовые предложения по критерию "цена" (пп. "а" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ);
- на основании результатов оценки вторых частей заявок и ценового предложения присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся них условий исполнения контракта. Заявке победителя присваивается первый номер. Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие же условия (пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Далее заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения контрагента и направляет его оператору, который размещает его в ЕИС и на электронной площадке (п. 2 ч. 15, п. 1 ч. 16 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Участник, принимавший участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола, но не позднее даты заключения контракта вправе направить запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки. Заказчик обязан на этот запрос ответить (ч. 18 ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
После размещения в ЕИС протокола и до размещения проекта контракта участники, заявкам которых присвоены порядковые номера, начиная с четвертого, вправе отозвать свои заявки (п. 2 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия оценки ценовых предложений и подведения итогов конкурса рассмотрена в отдельном материале.
Проведение электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ при включении в описание объекта закупки проектной документации, типовой проектной документации или сметы на капитальный ремонт
В такой ситуации конкурс проводится в том же порядке, как и в случае, когда в извещении не установлены критерии оценки заявок "расходы на эксплуатацию и ремонт" и "характеристики объекта закупки" (абзац первый ч. 19 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Процедура подробно рассмотрена в соответствующем разделе.
Признание электронного конкурса по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
В силу ч. 20 ст. 48, ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ конкурс признается несостоявшимся в следующих случаях:
- по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки (п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения первых частей заявок только 1 заявка соответствует требованиям извещения (п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения вторых частей заявок только 1 заявка соответствует требованиям извещения (п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки (п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- все участники, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- заказчик в соответствии с ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку, либо с участником, подавшим заявку, признанную единственной соответствующей требованиям извещения (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Каждый из случаев признания конкурса несостоявшимся рассмотрен в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах