Проведение электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ (с 1 января 2022 года)
Смотрите в этом материале:
Общие положения
Электронный аукцион (далее - аукцион) - это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки (далее - участник), заявка на участие в закупке (далее - заявка) которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (далее - извещение), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником за заключение контракта (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
При проведении аукциона процедуру обеспечивает на электронной площадке ее оператор (далее - оператор) (ч. 1 ст. 24.1 Закона N 44-ФЗ).
В том числе оператор направляет заказчику относящиеся к заявке документы и информацию об участнике, перечисленные в п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ. Участник такие документы и информацию самостоятельно в заявку не включает.
Условия выбора заказчиком аукциона в качестве способа закупки рассмотрены в отдельном материале.
Процедура заключения контракта по итогам аукциона рассмотрена в отдельном материале.
Вопросы, связанные с участием в открытых электронных конкурентных закупках, рассмотрены в отдельном материале.
Проведение электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ
1. Размещение извещения
Заказчик размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) извещение в сроки, предусмотренные п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, а именно:
- не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 300 млн руб.;
- не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК при закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает 2 млрд руб.;
- не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок в остальных случаях.
При закупках по цене единиц товара, работы, услуги и максимальному значению цены контракта приведенные выше сроки зависят не от размера НМЦК, а от максимального значения цены контракта (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Заказчик вправе по своей инициативе или по результатам рассмотрения запроса участника изменить извещение (кроме наименования объекта закупки и увеличения размера обеспечения заявок). Изменения размещаются ЕИС (ч.ч. 4 и 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Любой участник, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить на электронной площадке заказчику не более 3 запросов о разъяснении положений извещения. Заказчик должен разместить разъяснение в ЕИС (ч. 5 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).
Не позднее чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок заказчик вправе отменить закупку (п. 1 ч. 2 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). По истечении этого срока и до заключения контракта закупку можно отменить только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия размещения извещения рассмотрена в отдельном материале.
2. Подача заявок
Участник вправе подать 1 заявку до окончания срока подачи заявок (п. 21 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Ценового предложения заявка не содержит (п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Заявка направляется оператору (п. 1 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Изменить заявку нельзя (ч. 8 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Если заявка не соответствует установленным требованиям, оператор возвращает ее участнику (п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). В этом случае можно подать новую заявку (п. 7 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Если оснований для возврата нет, оператор присваивает заявке идентификационный номер (п. 8 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
До окончания срока подачи заявок участник может отозвать поданную заявку (п. 1 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). После отзыва заявки участник вправе подать новую заявку (пп. "б" п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
После окончания срока подачи заявок оператор направляет заказчику заявки, которые не были возвращены, информацию о дате и времени их подачи (п. 9 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ). Возможно, в данном случае допущена ошибка юридической техники, поскольку в силу п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ заявки и указанную информацию оператор направляет заказчику после проведения процедуры подачи ценовых предложений.
Подробно стадия подачи заявок рассмотрена в отдельном материале.
3. Подача ценовых предложений
В силу ч. 2 ст. 49 Закона N 44-ФЗ участники, подавшие заявки, подают с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие:
- снижение НМЦК либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (далее - НСЦЕ);
- увеличение ценового предложения, которое снизило в ходе аукциона цену до 0,5% НМЦК или НСЦЕ или ниже (в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Если участник не подал ценовое предложение, его минимальным ценовым предложением признается НМЦК либо НСЦЕ (п. 8 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры оператор:
- присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ), предложенных подавшим заявку участником. В случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, порядковые номера заявкам участников, подавших ценовые предложения, определяющие размер платы за право заключения контракта, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги. Если несколькими участниками поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке, поданной участником, подавшим ценовое предложение ранее других. При присвоении порядкового номера заявкам, поданным участниками без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке, которая поступила ранее других таких заявок (п. 1 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ);
- формирует протокол подачи ценовых предложений и размещает его в ЕИС и на электронной площадке (п.п. 2 и 3 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ);
- направляет заказчику протокол, заявки, а также информацию и документы подавших заявки участников (п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Участник, принимавший участие в закупке, после размещения в ЕИС протокола подачи ценовых предложений, но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору запрос о разъяснении порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником. Оператор обязан на этот запрос ответить (ч. 7 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия подачи ценовых предложений рассмотрена в отдельном материале.
4. Рассмотрение заявок и подведение итогов аукциона
Члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают заявки, информацию и документы участников и признают заявки соответствующими извещению либо отклоняют (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ);
- присваивают каждой неотклоненной заявке порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ, при котором порядковые номера заявкам участников, подавших ценовые предложения, определяющие размер платы за право заключения контракта, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения). Заявке победителя присваивается первый номер (пп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
По итогам процедуры заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и направляет его оператору (п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Получив протокол, оператор размещает его в ЕИС и на электронной площадке (п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
Участник, принимавший участие в аукционе, после размещения в ЕИС протокола, но не позднее даты заключения контракта вправе направить запрос о разъяснении информации, содержащейся в протоколе в отношении своей заявки. Заказчик обязан на этот запрос ответить (ч. 18 ст. 48, ч. 9 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).
После размещения в ЕИС протокола и до размещения проекта контракта участники, заявкам которых присвоены порядковые номера, начиная с четвертого, вправе отозвать свои заявки (п. 2 ч. 9 ст. 43 Закона N 44-ФЗ).
Подробно стадия рассмотрения заявок и подведения итогов аукциона рассмотрена в отдельном материале.
Признание электронного аукциона по Закону N 44-ФЗ несостоявшимся
В силу ч. 9 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях:
- по окончании срока подачи заявок подана только 1 заявка (п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки (п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения заявок только 1 заявка соответствует требованиям извещения (п. 2 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- по результатам рассмотрения заявок комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки (п. 4 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- все участники, не отозвавшие заявку, признаны уклонившимися от заключения контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ);
- заказчик в соответствии с ч.ч. 9 и 10 ст. 31 Закона N 44-ФЗ отказался от заключения контракта с участником, подавшим единственную заявку, либо с участником, подавшим заявку, признанную единственной соответствующей требованиям извещения (п. 5 ч. 1 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).
Каждый из случаев признания аукциона несостоявшимся рассмотрен в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах