Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2019
(подготовлено экспертами компании "Гарант", июль 2018 г. - октябрь 2019 г.)
Изменения с 1 января 2019 года
Иностранные организации, оказывающие в РФ услуги в электронной форме, подлежат постановке на налоговый учет независимо от категории заказчика (с 1 января 2019 года)
(п. 7 ст. 1, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)
Речь идет об иностранных организациях, оказывающих услуги в электронной форме, указанные в п. 1 ст. 174.2 НК РФ, местом реализации которых признается территория РФ (за исключением оказывающих указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории РФ), и осуществляющих расчеты непосредственно с покупателями названных услуг. Причем категория заказчиков услуг в электронной форме (физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, или иное лицо) уже не имеет значения (см. также письмо Минфина России от 16.03.2018 N 03-07-08/16354, информацию ФНС России от 05.12.2017).
Это также касается иностранных организаций - посредников, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг в электронной форме на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с п. 3 ст. 174.2 НК РФ (за исключением осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг в электронной форме через обособленное подразделение, расположенное на территории РФ).
Соответствующие изменения внесены в п. 4.6 ст. 83 НК РФ. Они вступили в силу 01.01.2019. При этом порядок постановки указанных иностранных организаций на учет в налоговом органе изменений не претерпел (на основании заявления, которое подается не позднее 30 календарных дней со дня начала оказания услуг в электронной форме).
Регламентирован порядок перерасчета имущественных налогов физлицам (с 1 января 2019 года)
(ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ)
Так, согласно п. 2.1 ст. 52 НК РФ, вступившему в силу 01.01.2019, перерасчет сумм ранее исчисленных транспортного, земельного налога и налога на имущество физических лиц может осуществляться налоговым органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. При этом установлен запрет на перерасчет в сторону увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц: перерасчет в отношении налогов, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, не осуществляется, если он влечет увеличение ранее уплаченных сумм данных налогов (см. также информацию ФНС России от 04.09.2018, письмо ФНС России от 17.08.2018 N ПА-4-21/16028@).
Налоговые органы получили доступ к аудиторской тайне (с 1 января 2019 года)
(Федеральный закон от 29.07.2018 N 231-ФЗ)
Согласно абзацу второму п. 4 ст. 82 НК РФ с начала текущего календарного года в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (далее - аудиторы) документов (информации) в случаях, предусмотренных ст. 93.2 НК РФ.
Пункт 1 указанной статьи устанавливает, что должностное лицо налогового органа по месту учета аудитора вправе истребовать у него полученные им при осуществлении аудиторской деятельности и оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, предусмотренных п.п. 1, 2, 4 и 5 ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"*(1), документы (информацию). Основанием для таких действий является решение руководителя (заместителя руководителя) ФНС России об истребовании документов (информации) (далее - Решение). То есть принимать такие решения самостоятельно территориальные налоговые органы не могут.
Также определен закрытый перечень случаев, в которых налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) у аудиторов (п.п. 2, 3 ст. 93.2 НК РФ):
- непредставление налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) документов (информации), служащих основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов) по требованию налогового органа при проведении в отношении него выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В таком случае требование о представлении документов (информации) с приложением копии Решения направляется налоговым органом аудитору только после истечения срока представления в установленном порядке документов (информации) налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом);
- поступление в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ. В таком случае аудитор вправе информировать лицо, в отношении которого получен указанный запрос, о получении соответствующего требования налогового органа и о передаче касающейся его информации только в случае, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование (п. 4 ст. 93.2 НК РФ).
Аудитор обязан представлять истребуемые документы (информацию) налоговому органу в течение десяти дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со дня получения соответствующего требования с учетом положений п.п. 2 и 3 ст. 93 НК РФ (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).
Статья 93.2 НК РФ вступила в силу 01.01.2019.
Более подробно вопросы, связанные с данным нововведением, раскрыты в информационном сообщении Минфина России от 03.08.2018 N ИС-аудит-23 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии".
______________________________
*(1) Речь идет о следующих услугах:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;
- юридическая помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Физлица вправе уплачивать имущественные налоги посредством единого налогового платежа (с 1 января 2019 года)
(пп. "а" п. 2, п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Суть данного механизма, который начал работать с начала текущего календарного года, заключается в возможности исполнения налогоплательщиками-физическими лицами (или иными лицами за них) обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц (далее - имущественные налоги) путем добровольного перечисления денежных средств в валюте РФ в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без детализации в разрезе указанных налогов. Данной процедуре посвящена ст. 45.1 НК РФ.
В таком случае обязанность по уплате имущественных налогов считается исполненной налогоплательщиком со дня принятия налоговым органом решения о зачете суммы единого налогового платежа (далее - ЕНП) в счет уплаты имущественных налогов, что должно осуществляться в установленные сроки их уплаты (пп. 8 п. 3 ст. 45, п. 5 ст. 45.1 НК РФ).
Заметим также, что суммы ЕНП подлежат направлению и на погашение недоимки по имущественным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, процентам за предоставление отсрочки (рассрочки) (п.п. 4, 6 ст. 45.1 НК РФ).
Кроме того, предусмотрена возможность возврата налогоплательщикам денежных средств, перечисленных в бюджетную систему РФ в качестве ЕНП, до момента их зачета налоговым органом (п.п. 7, 8 ст. 45.1 НК РФ).
Ведение института ЕНП направлено на упрощение уплаты физическими лицами имущественных налогов (доп. см. письмо УФНС России по Новгородской области от 06.08.2018 N 9-18/08970 "О направлении информации").
Предусмотрена возможность уплаты физлицами налогов через определенные региональными властями МФЦ (с 1 января 2019 года)
(пп."а" п. 2, пп. "а" п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Соответствующие дополнения внесены в п. 4 ст. 58 НК РФ: физические лица могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка, а также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему РФ.
В таком случае обязанность по уплате налогов признается исполненной со дня внесения физическим лицом в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 3 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Данные новшества вступили в силу 01.01.2019.
Введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 1 января 2019 года)
(п. 1 ст. 1, п. 7 ст. 2, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ, далее - Закон N 199-ФЗ)
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее также - налог) действует с 01.01.2019 на всей территории РФ (как федеральный налог) (п. 2 ст. 12, п. 11 ст. 13 НК РФ). Ему посвящена глава 25.4 НК РФ, которая вступила в силу с указанной даты.
Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона N 325651-7 "О внесении изменений в НК РФ (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)", особенности установления налога заключаются в его исчислении с учетом экономики разработки месторождений углеводородного сырья за весь инвестиционный период. При этом уровень налоговых изъятий зависит от доходности каждого участка недр в отдельности, что позволяет ввести в разработку низкорентабельные месторождения углеводородного сырья, содержащие, в том числе, трудноизвлекаемые запасы.
Изменены правила уточнения налоговых платежей (с 1 января 2019 года)
(пп. "в" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Основное изменение в данной части заключается в обеспечении возможности уточнения налогового платежа в связи с допущенной ошибкой, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, в счете Федерального казначейства. При этом установлен пресекательный срок для уточнения налоговых платежей - три года с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему РФ. Заявление об уточнении платежа плательщики вправе представлять как на бумажном носителе, так и в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, налоговым органам предоставлены полномочия по самостоятельному уточнению налоговых платежей: при обнаружении налоговым органом ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ, налоговый орган в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему РФ самостоятельно принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджетную систему РФ.
Заметим также, что налоговый орган может принимать решение об уточнении платежа лишь в случаях, если оно не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.
Соответствующие поправки внесены в п. 7 ст. 45 НК РФ. Они вступили в силу 01.01.2019.
Установлена ответственность "посредников" за нарушение срока перечисления налоговых платежей в бюджетную систему РФ (с 1 января 2019 года)
(п. 10 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
Так, ст. 129.12 НК РФ, вступившей в силу 01.01.2019, установлен штраф в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки за нарушение установленного НК РФ срока перечисления (внесения в организацию федеральной почтовой связи, банк для перечисления) в бюджетную систему РФ денежных средств, принятых в счет уплаты (перечисления) налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа). Субъектами указанного правонарушения являются:
- местные администрации;
- организации федеральной почтовой связи;
- многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
ФНС России вправе контролировать цены для проверки налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 1 января 2019 года)
(пп. "а" п. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ)
Соответствующее правило установлено пп. 5 п. 4 ст. 105.3 НК РФ, вступившим в силу 01.01.2019: федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 14.5 НК РФ, проверяется полнота исчисления и уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.
Дополнены основания признания "внутрироссийских" сделок между взаимозависимыми лицами контролируемыми (с 1 января 2019 года)
(пп. "а" п. 3 ст. 1, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 N 199-ФЗ, далее - Закон N 199-ФЗ)
Так, с 01.01.2019 на основании пп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой также в случае, если хотя бы одна из ее сторон является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по указанному налогу (если иное не предусмотрено п.п. 3, 4 и 6 приведенной статьи). Заметим при этом, что сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, не выводятся из-под понятия контролируемых (пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
Уточнен порядок действия актов налогового законодательства для участников специальных инвестиционных контрактов (с 1 января 2019 года)
(ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ, ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)
Так, п. 4.1 ст. 5 НК РФ в редакции, вступившей в силу 01.01.2019, установлено, что положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими специального инвестиционного контракта в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - контракт), и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:
- даты утраты налогоплательщиком статуса участника специального инвестиционного контракта;
- даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения контракта, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта.
Обновленные положения п. 4.1 ст. 5 НК РФ распространяются на акты законодательства о налогах и сборах в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяются для налогоплательщика - участника специального инвестиционного контракта при условии указания в соответствующем контракте ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов в связи с выполнением ими контракта.
Резиденты территории опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток частично ограждены от изменений налогового законодательства (с 1 января 2019 года)
(ст. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 300-ФЗ, ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ)
Так, п. 4.2 ст. 5 НК РФ, вступившим в силу 01.01.2019, установлено, что положения актов законодательства о налогах и сборах в части увеличения и (или) отмены пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов, установленных для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений об осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ" или Федеральным законом от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - соглашения), и (или) в части отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для таких налогоплательщиков, не применяются в отношении указанных налогоплательщиков до наступления наиболее ранней из следующих дат:
- даты утраты налогоплательщиком соответственно статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток;
- даты окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения соглашения, если дата окончания сроков действия налоговых ставок, тарифов страховых взносов, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения соглашения, наступает ранее даты утраты налогоплательщиком статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток.
Следует учитывать, что положения приведенной нормы распространяются:
- на акты законодательства о налогах и сборах, вступившие в силу после 01.01.2019, в части страховых взносов, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, транспортного налога, земельного налога и применяться для налогоплательщика - резидента территории опережающего социально-экономического развития или резидента свободного порта Владивосток при условии указания в соответствующем соглашении ссылок на положения актов законодательства о налогах и сборах в части пониженных налоговых ставок, тарифов страховых взносов или налоговых льгот и иных преференций (включая особый порядок и сроки уплаты, порядок исчисления налогов и сборов), установленных для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток в связи с исполнением ими соглашений;
- в том числе на резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, резидентов свободного порта Владивосток, получивших соответствующий статус до 01.01.2019.
Изменения с 28 января 2019 года
В налоговых уведомлениях должны отражаться сведения, необходимые для уплаты налога (с 28 января 2019 года)
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 546-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 52 НК РФ, которая с 28.01.2019 предусматривает, что в налоговом уведомлении кроме суммы налога, подлежащей уплате, объекта налогообложения, налоговой базы и срока уплаты должны указываться также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему РФ. Данное нововведение способствует упрощению процедуры исполнения физическими лицами обязанности по уплате налогов.
Налоговые агенты могут избежать ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (с 28 января 2019 года)
(п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 N 546-ФЗ)
Так, на основании п. 2 ст. 123 НК РФ, вступившего в силу 28.01.2019, налоговый агент будет освобождаться от ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов, предусмотренной той же статьей, при одновременном выполнении следующих условий:
- налоговый расчет (расчет по налогу) представлен в налоговый орган в установленный срок;
- в налоговом расчете (расчете по налогу) отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджетную систему РФ;
- налоговым агентом самостоятельно перечислены в бюджетную систему РФ сумма налога, не перечисленная в установленный срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначении выездной налоговой проверки по такому налогу за соответствующий налоговый период.
Данное новшество явилось следствием постановления КС РФ от 06.02.2018 N 6-П, согласно которому взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ не противоречат Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Напоминаем, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу (п. 3 ст. 5 НК РФ).
Изменения с 29 мая 2019 года
Представление спецдекларации в рамках третьего этапа "амнистии капитала" исключает взыскание налога (с 29 мая 2019 года)
(ст.ст. 1, 3 Федерального закона от 29.05.2019 N 111-ФЗ)
Так, на основании пп. 3 п. 2.1 ст. 45 НК РФ, вступившего в силу 29.05.2019, взыскание налога не производится в случае неуплаты или неполной уплаты налога декларантом, признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", и (или) иным лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, представленной в соответствии с указанным законом, если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и (или) иного лица до 01.01.2019 в результате совершения операций, связанных с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом (имущественными правами) и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 01.06.2019 по 29.02.2020, либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в такой специальной декларации.
Однако действия данного правила не распространяются на обязанность по уплате НДФЛ и налога на прибыль организаций в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний.
Изменения с 2 сентября 2019 года
Участники специальных инвестиционных контрактов выделены в отдельную категорию налогоплательщиков (с 2 сентября 2019 года)
(п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 02.08.2019 N 269-ФЗ)
С 02.09.2019 правовой статус участников специальных инвестиционных контрактов как налогоплательщиков регулируется нормами отдельной главы 3.5 части первой НК РФ.
Так, для целей законодательства РФ о налогах и сборах налогоплательщиком - участником специального инвестиционного контракта (далее - СПИК) признается лицо, являющееся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в РФ", при условии, что оно:
1) не является:
- участником консолидированной группы налогоплательщиков,
- резидентом особой экономической зоны любого типа,
- резидентом территории опережающего социально-экономического развития,
- участником (правопреемником участника) регионального инвестиционного проекта,
- участником свободной экономической зоны,
- резидентом свободного порта Владивосток и
2) не применяет специальные налоговые режимы.
Установлено, что лицо приобретает статус налогоплательщика - участника СПИК со дня включения сведений о заключении СПИК в специальный реестр СПИК (далее - Реестр).
Кроме того, налогоплательщиками - участниками СПИК признаются лица, являющиеся сторонами СПИК, заключенных с участием РФ, которые подлежат автоматическому включению в Реестр, - с момента включения инвестиционных проектов, реализуемых данными налогоплательщиками, в перечень инвестиционных проектов, СПИК по которым подлежат автоматическому включению в указанный Реестр.
Лицо утратит статус налогоплательщика - участника СПИК при наступлении одного из следующих событий:
1) прекращение действия СПИК - со дня прекращения действия такого контракта;
2) расторжение СПИК - со дня включения сведений о расторжении специального инвестиционного контракта в Реестр.
Изменения с 29 сентября 2019 года
Скорректирован порядок определения прибыли КИК (с 29 сентября 2019 года)
(п. 5 ст. 1, п. 40 ст. 2, ч.ч. 1, 9 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Во-первых, изменениям подвергся абзац третий п. 1 ст. 25.15 НК РФ, согласно действующей с 29.09.2019 редакции которого при определении прибыли контролируемой иностранной компании не учитываются все доходы, указанные в п. 1 ст. 309 НК РФ, источником выплаты которых являются российские организации, если контролирующее лицо этой контролируемой иностранной компании имеет фактическое право на такие доходы с учетом положений ст. 312 НК РФ. Ранее же из расчета исключались лишь такого рода доходы в виде дивидендов.
Во-вторых, с 29.09.2019 дополнены правила определения финансового результата от выбытия финансовых активов для целей корректировки прибыли контролируемых иностранных компаний, предусмотренной п. 3.1 ст. 309.1 НК РФ: при реализации или ином выбытии долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организации в состав расходов также включаются расходы контролируемой иностранной компании в сумме денежных средств, внесенных в имущество (капитал) такой организации в финансовом году, начавшемся в 2015 году, или в любом последующем финансовом году, если соответствующие расходы изменяют стоимость долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организации по данным учета контролируемой иностранной компании.
Новые правила применяются в отношении прибыли контролируемых иностранных компаний, определяемой начиная с периодов, начинающихся в 2018 году.
Уточнены правила определения налогового периода по ЕСХН и УСН (с 29 сентября 2019 года)
(п. 13 ст. 1, ч.ч. 1, 10 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
В силу изменений, внесенных в п. 4 ст. 55 НК РФ и вступивших в силу 29.09.2019, определение налогового периода в отношении налогов, уплачиваемых в связи с применением ЕСХН и УСН, осуществляется без учета особенностей, предусмотренных п.п. 2 и 3 той же статьи. Это означает, что налоговым периодом по указанным налогам является календарный год (п. 1 ст. 346.7, п. 1 ст. 346.19 НК РФ), независимо от того, когда имели место факты создания (прекращения) организации, государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя (утраты силу государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя).
Действие обновленной редакции п. 4 ст. 55 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.
Изменения с 29 октября 2019 года
Уточнен порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (с 29 октября 2019 года)
(п. 48 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Так, на основании п. 1 ст. 113 НК РФ в редакции, вступившей в силу 29.10.2019, исчисление установленного им срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (три года) со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных не только ст.ст. 120, 122 НК РФ (как ранее), но и ст.ст. 129.3, 129.5 НК РФ. Напоминаем, что последние предусматривают ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате:
- применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми;
- невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.
Для физлиц предусмотрена возможность документооборота с налоговыми органами через МФЦ (с 29 октября 2019 года)
(п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Пункт 1.1 ст. 21 НК РФ, вступивший в силу 29.10.2019, закрепляет за налогоплательщиками - физическими лицами право в случаях, предусмотренных НК РФ, представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), в которых в соответствии с решениями региональных властей организована такая возможность.
Наряду с этим в НК РФ введены положения, направленные на обеспечение реализации данного механизма взаимодействия.
Через МФЦ можно будет представить, например, заявления о постановке на учет, о предоставлении льготы по транспортному налогу, уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется вычет по земельному налогу, о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц, налоговую декларацию по НДФЛ (доп. см. информацию ФНС России от 30.09.2019). Получить же через МФЦ получится, например, налоговые уведомления и документы о постановке на учет в налоговом органе.
Для получения налогового уведомления под расписку нужно подать соответствующее заявление (с 29 октября 2019 года)
(пп. "б" п. 12 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ в редакции, вступившей в силу 29.10.2019, налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форма заявления о выдаче налогового уведомления подлежит утверждению ФНС России.
Таким образом, основанием для передачи налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю) налогового уведомления лично под расписку является соответствующее заявление. В его отсутствие налоговое уведомление будет отправляться почтой или передаваться в электронной форме.
Уточнено начало отсчета срока для принятия решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога при проведении камеральной проверки (с 29 октября 2019 года)
(пп. "и" п. 22 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ)
Так, на основании п. 8.1 ст. 78 НК РФ, вступившего в силу 29.10.2019, в случае проведения камеральной налоговой проверки десятидневный срок, установленный для принятия налоговым органом решения о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, будет исчисляться по истечении 10 дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки указанный срок отсчитывается со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.