Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению коллегии
ГТК РФ от 28 сентября 2001 г.
Концепция
информационно-технической политики Государственного таможенного комитета Российской Федерации
I. Общие положения
1. Настоящая Концепция разработана в соответствии с пунктом 39 Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2001 - 2003 годы (далее - Целевая программа) и решением коллегии ГТК России от 20.02.2001 "Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2000 году и задачах на 2001 год".
2. Концепция представляет собой совокупность взглядов на развитие информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации (Единая автоматизированная информационная система ГТК России, Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть, технические средства таможенного контроля и охраны, система обеспечения информационной безопасности таможенных органов) и на применение новых информационных технологий в таможенном деле, а также на организацию всестороннего обеспечения проведения единой информационно-технической политики в таможенных органах. Она является организационно-методической основой для создания комплексной системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов.
3. Целью Концепции является определение основ информационно-технической политики ГТК России на 2001 - 2003 годы и дальнейшую перспективу, механизмов ее реализации, а также путей развития информационно-технической службы таможенных органов Российской Федерации.
4. Информационно-техническая политика ГТК России (далее - информационно-техническая политика) - это реализуемая на практике система целей, задач, принципов, критериев эффективности и вытекающих из них согласованных организационных и технических мер, связанных с разработкой, внедрением информационных технологий и применением информационно-технических средств в деятельности таможенных органов.
К информационно-техническим средствам относятся средства информатизации, средства связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники, оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование и вспомогательные технические средства.
Основное содержание информационно-технической политики составляет целенаправленная деятельность ГТК России по информатизации таможенных органов и обеспечению эксплуатации объектов информационно-технической инфраструктуры. Информатизация таможенных органов является самостоятельным и приоритетным направлением деятельности ГТК России и представляет собой процесс внедрения в таможенное дело современных информационных технологий.
5. Правовую основу информационно-технической политики составляют положения Конституции Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации, Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, касающиеся вопросов информатизации и обеспечения информационной безопасности федеральных органов исполнительной власти и таможенной службы, а также ведомственные нормативные акты по вопросам информационно-технической политики и технической защиты объектов таможенной инфраструктуры.
II. Цель и основные задачи информационно-технической политики
6. В настоящее время в соответствии с Целевой программой проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.
Одним из рациональных, экономически целесообразных путей решения этой задачи является проведение комплекса мероприятий, направленных на совершенствование процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий, создания перспективных и развития существующих технических средств и программного обеспечения.
7. Целью информационно-технической политики является достижение качественно нового уровня информатизации таможенных органов и создание информационно-технической инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, федеральными законодательными актами и нормативными актами ГТК России, и совершенствование таможенного администрирования в соответствии с Целевой программой.
8. Основными задачами информационно-технической политики являются:
анализ, систематизация и актуализация методологической, нормативно-правовой и методической базы в области информатизации таможенных органов Российской Федерации;
внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, в первую очередь для совершенствования процедур таможенного оформления и повышения эффективности таможенного контроля, информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов;
создание перспективной информационной системы таможенных органов и организация эффективного ее применения;
создание и поддержание рациональной по составу и основным характеристикам системы информационно-технических средств, находящихся на оснащении таможенных органов;
развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств;
совершенствование организации информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с внешними организациями, в том числе зарубежными, и развитие сотрудничества с ними в области информационных технологий;
создание единой системы информационной безопасности Таможенных органов Российской Федерации;
обеспечение необходимого уровня подготовки сотрудников таможенной службы и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и технических средств.
9. Информационно-техническая политика реализуется информационно-технической службой таможенных органов Российской Федерации. Головным подразделением в вопросах формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах является Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий ГТК России. Другие подразделения ГТК России участвуют в формировании информационно-технической политики в соответствии с установленной компетенцией.
III. Принципы и критерии эффективности информационно-технической политики
10. Основными принципами информационно-технической политики являются:
системность и комплексность при определении (уточнении) целей, основных задач и направлений информационно-технической политики, а также мероприятий по обеспечению ее реализуемости;
соответствие информационно-технической инфраструктуры, задач информатизации и технического оснащения таможенных органов составу, структуре и задачам таможенной службы Российской Федерации;
упреждающее проведение научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области создания информационно-технических средств и информатизации таможенных органов;
сбалансированное развитие информационных таможенных технологий и информационно-технических средств при приоритетном решении задач автоматизации технологий таможенного оформления и таможенного контроля;
поэтапное совершенствование элементов информационно-технической инфраструктуры таможенной службы Российской Федерации и повышение обеспеченности таможенных органов современными техническими и программными средствами;
информационно-техническое единство таможенных технологий, предполагающее наличие единых форм документов и процедур документооборота, единых протоколов информационно-технического обмена, единых процедур агрегации и передачи информации, совместимости баз данных;
упреждающая разработка прикладного программного обеспечения для оперативного внедрения новых таможенных технологий, оптимизация выбора комплексов технических средств с учетом характеристик программного обеспечения;
комплексирование информационно-технических средств и систем охраны при оснащении ими объектов таможенной инфраструктуры;
принцип информационной безопасности, предполагающий предотвращение или существенное затруднение несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой в автоматизированных системах таможенных органов или циркулирующей в выделенных помещениях объектов таможенной инфраструктуры;
концентрация усилий и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях информационно-технической политики, целевое использование выделяемых финансовых средств;
централизация и преемственность руководства проведением информационно-технической политики в таможенных органах Российской Федерации.
11. При осуществлении информационно-технической политики в процессе создания единого информационного пространства Союзного Государства, единого информационного пространства таможенных служб государств - участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и единого информационного пространства таможенных служб государств - участников Содружества независимых государств реализуются следующие принципы:
информационного сопряжения, заключающегося в объединении информационных пространств таможенных служб в новую информационную среду, включающую в себя согласованные части отдельных информационных пространств и обладающую новыми качествами, отличными от качеств отдельных информационных пространств;
поэтапного и добровольного вхождения в единое информационное пространство, которое может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе по мере проявления заинтересованности и готовности к объединению;
эквивалентности состава информации, представляемой в единое информационное пространство и получаемой из него;
гармонизации технических средств и процедур таможенного контроля, применяемых таможенными службами государств, входящих в единое информационное пространство.
Мера вхождения каждой таможенной службы в единое информационное пространство определяется добровольно каждым из государств.
12. Оценка эффективности реализуемой системы организационных и технических мероприятий является важным инструментом информационно-технической политики, с помощью которого определяется текущее состояние информационно-технического обеспечения таможенных органов, производится выбор приоритетных направлений и мер по его дальнейшему развитию и совершенствованию, оценивается соответствие достигнутого (ожидаемого) результата предъявляемым требованиям.
Критериями (показателями) эффективности информационно-технической политики, отражающими степень улучшения выполнения таможенными органами своих основных функций в сопоставлении с затратами на проведение организационных и технических мероприятий, являются:
параметры оперативной деятельности таможенного органа с учетом применения информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля (пропускная способность таможенного органа, время выполнения процедур таможенного оформления и таможенного контроля и др.);
количество выявленных таможенных правонарушений с применением информационно-технических средств по отношению к общему количеству выявленных правонарушений;
объемы перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет (собираемость таможенных платежей);
степень интеграции информационных ресурсов таможенных органов с информационными системами других министерств и ведомств Российской Федерации, а также с информационными системами таможенных служб государств - участников ЕврАзЭС) и государств - участников СНГ;
защищенность таможенной информации от несанкционированного доступа и утечки по техническим каналам;
качественная характеристика потоков информации, их объемы, временные параметры обработки и передачи (представления) информации таможенными органами, оперативность мониторинга таможенной деятельности;
обеспеченность таможенных органов современными информационно-техническими средствами и охранными системами.
Основными критериями функционирования автоматизированной информационной системы таможенных органов являются полнота, актуальность, достоверность информации, необходимость минимизации времени выполнения задач и стоимости информационных технологий, обеспечивающих их решение.
При оценке эффективности учитывается многофункциональный характер таможенной деятельности, структура таможенных органов, многообразие форм и способов таможенного оформления и таможенного контроля, применяемые при этом различные технические средства и программное обеспечение.
IV. Основные направления информационно-технической политики
13. Основные направления информационно-технической политики определяются председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации, коллегией ГТК России, Научно-техническим советом ГТК России, которые осуществляют общее руководство ее проведением и определяют полномочия и задачи соответствующих организационных структур и должностных лиц по реализации информационно-технической политики.
14. Развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по вопросам формирования и проведения информационно-технической политики в таможенных органах Российской Федерации осуществляется на основе:
анализа отечественной и зарубежной методологической и нормативно-правовой базы по вопросам информационно-технического обеспечения таможенной деятельности с целью ее дальнейшего развития и интеграции таможенной службы Российской Федерации с аналогичными службами мирового сообщества;
проведения прогнозных исследований по перспективам развития таможенных, информационных и телекоммуникационных технологий и приоритетным направлениям развития системы информационно-технического обеспечения деятельности таможенной службы;
уточнения общей методологии формирования, функционирования и развития информационно-технического обеспечения деятельности таможенных органов;
разработки нормативно-правовых и методических документов для объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России, определяющих их статус, права, обязанности и ответственность;
разработки нормативно-правовых и методических документов, обеспечивающих согласованное функционирование объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России;
разработки нормативно-правовых и методических документов для планирования потребностей в информационных, программных и технических средствах, финансового обеспечения и распределения ассигнований на развитие и модернизацию информационно-технической инфраструктуры ГТК России;
совершенствования общей методологии и методов оценки эффективности применения информационно-технических средств в таможенной деятельности.
В ходе работы по указанным направлениям согласовываются и утверждаются следующие нормативные и организационно-технические документы:
Положение по информационно-технической службе таможенных органов;
Положение по организации разработки программного обеспечения ЕАИС ГТК России;
Положение по организации создания, закупки и оснащения таможенных органов информационно-техническими средствами;
Положение о Фонде программных средств ГТК России;
Положение о ведомственной электронной почте;
Положение по аттестации (сертификации) информационно-программных средств ЕАИС ГТК России;
типовые требования по оснащению пунктов пропуска оперативно-техническими средствами таможенного контроля (ОТСТК);
Положение по техническому обеспечению связи в таможенных органах;
Положение по опытной эксплуатации ОТСТК.
Предусматривается также разработка, согласование и утверждение следующих методических документов:
методического пособия по проведению технической проверки деятельности таможенных органов по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ);
методики определения трудозатрат на выполнение технического обслуживания и ремонта ТСТК, определения норм снабжения расходными материалами, горючим и смазочными материалами;
методических рекомендаций по анализу работы по пресечению незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу Российской Федерации;
методического пособия по контролю соответствия радиоактивного содержимого в транспортных упаковочных комплектах, заявленному в грузовой таможенной декларации;
методических рекомендаций по проведению первичной идентификации обнаруженных товаров с повышенной радиоактивностью в ходе таможенного контроля;
проекта дополнения к пояснениям к ТН ВЭД СНГ в части номенклатуры товаров, относящихся к опасным отходам.
15. Развитие информационных таможенных технологий.
Важным направлением дальнейшего развития системы таможенного администрирования, совершенствования механизмов таможенного оформления и контроля, повышения прозрачности таможенных процедур является автоматизация таможенных технологий и оперативного управления таможенной деятельностью, обеспечивающая решение следующих комплексных задач:
сбора, обработки, хранения и анализа (мониторинга) оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля, правоохранительной работы, других направлений деятельности таможенных органов;
планирования деятельности таможенных органов и оценки результатов (эффективности) их работы;
формирования и доведения в автоматизированном режиме до таможенных органов управляющей информации по всем направлениям их деятельности.
Автоматизация таможенных технологий должна сводить к минимуму негативное влияние "человеческого фактора" в принятии каждого конкретного решения путем применения информационно-технических средств, интегрированных в единую систему оперативного управления таможенной деятельностью.
Основными таможенными технологиями, требующими комплексной автоматизации, являются следующие технологии:
таможенного оформления и таможенного контроля в торговом и неторговом обороте;
контроля доставки товаров;
ведения таможенной статистики внешней торговли России, формирования данных для официальных публикаций и информационного обеспечения федеральных и местных органов власти данными таможенной статистики внешней торговли;
ведения региональной таможенной статистики внешней торговли России и формирования данных для публикаций;
прохождения таможенных платежей;
таможенно-банковского валютного контроля поступления валютной выручки от экспорта товаров и обоснованности платежей в иностранной валюте;
контроля соблюдения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
контроля внешнеторговых бартерных сделок;
контроля исполнения постановлений таможенных органов;
круглосуточного анализа деятельности и контроля состояния таможенных органов оперативно-дежурными службами ГТК России, региональных таможенных управлений и таможен;
таможенного контроля товаров из контролируемого списка;
информационной поддержки деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.
Кроме того, предусматривается совершенствование технологий обеспечивающего комплекса, в том числе:
контроля делопроизводства и исполнения в таможенной службе постановлений и поручений Правительства Российской Федерации, решений руководства ГТК России;
обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов;
кадрового обеспечения деятельности таможенных органов;
приема, передачи, хранения и представления данных оперативной и нормативно-справочной информации на различных уровнях организационной структуры таможенной службы Российской Федерации;
обеспечения администрирования данных и процессов в автоматизированных системах таможенных органов;
обеспечения функционирования и администрирования Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети и ведомственной электронной почты;
обеспечения информационной безопасности таможенных органов.
В области технологий таможенного оформления и таможенного контроля приоритетными направлениями являются:
автоматизация анализа рисков и выбор форм таможенного контроля с использованием системы управления рисками;
автоматизация технологии документального контроля товаров и ввозящих их на таможенную территорию автотранспортных средств;
совершенствование системы расчетов по таможенным платежам и учета участников внешнеэкономической деятельности с применением микропроцессорных карт;
разработка и внедрение системы электронного декларирования товаров и транспортных средств;
совершенствование технологий таможенного оформления, предусматривающих возможность совмещения его этапов с использованием комплексных автоматизированных систем, в том числе на базе центров таможенного оформления;
внедрение ситуационного моделирования в процесс автоматизации процедур таможенного оформления и таможенного контроля;
обеспечение обмена информацией между таможенными органами в масштабе времени, близком к реальному, и оперативного изменения баз данных, содержащих нормативно-справочную информацию;
разработка и внедрение системы электронной цифровой подписи;
внедрение в охрану объектов таможенной инфраструктуры интегрированных систем безопасности.
16. Развитие информационно-технической инфраструктуры таможенных органов Российской Федерации.
Развитие Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ГТК России включает:
оптимизацию структуры ЕАИС ГТК России и состава ее функциональных подсистем с учетом реорганизации таможенных органов, применяемых ими таможенных технологий и особенностей деятельности;
разработку единой информационной модели таможенной службы Российской Федерации (базовых информационных моделей таможенных органов) и обоснование общих технических требований к элементам перспективной ЕАИС ГТК России;
развитие и совершенствование функциональных подсистем ЕАИС для автоматизации деятельности подразделений ГТК России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов;
разработку автоматизированных подсистем, прикладных программных средств и информационного обеспечения для реализации перспективных информационных технологий, применяемых в ЕАИС ГТК России;
техническое переоснащение функциональных подсистем ЕАИС ГТК России, переход таможенных органов на использование современных средств вычислительной техники и периферийного оборудования;
унификацию и стандартизацию комплексов средств автоматизации (автоматизированных рабочих мест) таможенных органов в части используемых операционных систем и систем управления базами данных, а также решений по обеспечению информационной безопасности;
создание и совершенствование транспортной сети ЕАИС ГТК России в соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационному обмену, системой размещения и подчинения таможенных органов;
обеспечение информационно-технической совместимости существующих и создаваемых подсистем ЕАИС ГТК России, а также соответствующих телекоммуникационных систем;
обеспечение доступа к внешним источникам информации (Минэкономразвития, МПС, МНС, Минюст, Госкомстат, Госстандарт России, ФСНП и др.), проведение выборок и систематизация информации по определенной тематике.
Развитие Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) включает:
создание и внедрение ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети с использованием цифровых каналов связи для передачи различных видов информации (речь, данные, аудио-, видеоинформация и др.);
обеспечение строительства узлов связи, организация цифровых линий привязки, закупки и ввода в эксплуатацию перспективного телекоммуникационного оборудования в центральной зоне и региональных таможенных управлениях;
поэтапное создание сетей оперативной и транкинговой связи для правоохранительных подразделений таможенных органов с обеспечением выхода на ведомственную сеть связи;
поэтапное создание спутниковой сети связи таможенных органов, в первую очередь, в местах, труднодоступных для других видов связи;
создание системы управления ВИТС с центрами управления сетью на базе ГНИВЦ ГТК России и региональных таможенных управлений;
переход на аренду магистральных цифровых каналов общегосударственной сети;
развитие сети конфиденциальной связи таможенных органов;
организацию функционирования перспективной системы технического обслуживания и ремонта комплексов связи и телекоммуникационного оборудования.
Развитие технических средств таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, включает:
разработку (уточнение) исходных данных по типовым объектам (наркотические вещества, драгоценные металлы и камни, валюта, предметы искусства), незаконно перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации с указанием их количественных и качественных характеристик, способов сокрытия и транспортировки;
создание в местах таможенного оформления эшелонированной системы таможенного контроля, в том числе многофункциональных досмотровых комплексов таможенного контроля, работающих на различных физико-химических принципах;
внедрение на пунктах пропуска и таможенных постах, расположенных в крупных транспортных узлах, установок радиографического контроля крупногабаритных таможенных грузов (транспортные контейнеры, автофургоны и т.п.);
оснащение пограничных пунктов пропуска автоматизированными системами обнаружения делящихся и радиоактивных материалов;
разработку и внедрение методик применения новых ТСТК с учетом существующих и перспективных технологий таможенного оформления и таможенного контроля;
организацию и проведение информационно-аналитической работы по оценке эффективности применения ТСТК в таможенных процедурах;
поэтапную интеграцию (информационно-техническое сопряжение) ТСТК с автоматизированными подсистемами таможенного оформления и таможенного контроля ЕАИС ГТК России на уровне комплексов средств автоматизации таможенных постов (пунктов пропуска и центров таможенного оформления);
организацию разработки и производства ТСТК повышенной эффективности с максимальной унификацией конструкции, узлов и элементов;
создание и развитие системы эксплуатационного и сервисного обслуживания ТСТК.
Развитие технических средств охраны включает:
разработку и внедрение единых принципов и методик организации охраны объектов таможенной инфраструктуры с применением технических средств охраны, учетом существующих и перспективных технологий охраны и оценки возможных последствий при угрозе жизни и здоровью людей, материальном ущербе;
проведение единой технической политики, направленной на комплексную интеграцию подсистем безопасности объекта (систем охранной сигнализации, пожарной безопасности, управления доступом, входного контроля, систем видеонаблюдения охраняемых объектов, инженерных средств защиты);
оптимизацию организации управления подсистемами охраны объекта при внедрении интегрированных систем безопасности;
замену морально и физически устаревшего парка технических средств охраны на современные интегрированные системы охраны и системы видеонаблюдения;
информационно-техническое сопряжение интегрированной системы безопасности с ЕАИС ГТК России;
использование цифровых каналов связи для передачи информации о состоянии охраняемого объекта и систем охраны (контроль оборудования, актуализация баз данных, видеоинформация и др.).
Разработка и реализация принципов, методов и механизмов системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры предусматривает:
разработку комплекса организационно-технических документов, регламентирующих условия интеграции таможенных и информационных технологий и документов, обусловливающих требования к соответствующим программным и техническим средствам;
объединение различных информационно-технических средств (средств автоматизации, ТСТК и технических средств охраны), размещаемых на таможенном объекте, в распределенные системы (комплексы технических средств);
использование информационных, технических и программных ресурсов ЕАИС для системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры ГТК России;
упорядочение информационных потоков в информационно-технической инфраструктуре ГТК России;
обеспечение унифицированного доступа подразделений ГТК России и таможенных органов к центральной базе данных (базе данных ГНИВЦ ГТК России) и региональным базам данных.
Развитие информационно-технической службы таможенных органов обеспечивается:
завершением создания в соответствии с приказом ГТК России от 29.12.2000 N 1252 "Об утверждении типовых структур и наименований региональных таможенных управлений, таможен и их подразделений" в таможенных органах подразделений информационно-технической службы, решающих комплекс задач по внедрению новых информационных технологий, организации и развитию сетей связи, организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств, обеспечению защиты информации, организации таможенного контроля ДРМ;
совершенствованием организационно-штатной структуры ГНИВЦ ГТК России, как головного учреждения в области автоматизации и информатизации таможенных органов;
разработкой организационно-методических документов по вопросам, связанным с решением основных задач, возложенных на подразделения информационно-технической службы;
укреплением подразделений информационно-технической службы таможенных органов квалифицированными кадрами;
укомплектованием ГНИВЦ ГТК России подготовленными специалистами по направлению системных исследований и созданием научно-технического совета ГНИВЦ;
организацией многоуровневой подготовки и переподготовки сотрудников подразделений информационно-технической службы, а также сотрудников других подразделений таможенных органов по вопросам применения информационных таможенных технологий на базе Российской таможенной академии, ГНИВЦ ГТК России и региональных таможенных управлений.
При этом постоянное совершенствование организационно-штатной структуры информационно-технической службы ГТК России в подразделениях всех уровней является основой успешной практической реализации информационно-технической политики на местах. Это позволит сформировать и поддерживать вертикаль управления информационно-техническим обеспечением таможенных органов и создать необходимые условия для проведения единой информационно-технической политики, рационального использования материальных и финансовых ресурсов, направляемых на ее реализацию.
В целях повышения качественного уровня научного обеспечения информационно-технической политики планируется провести обоснование создания в структуре таможенной службы Российской Федерации научно-исследовательского института проблем развития ЕАИС ГТК России и других элементов информационно-технической инфраструктуры таможенных органов.
Повышение уровня оснащенности таможенных органов Российской Федерации современными информационно-техническими средствами обеспечивается:
определением потребности в оснащении таможенных органов информационно-техническими средствами, разработкой норм обеспеченности специальной техникой, средствами автоматизации таможенных технологий и предъявляемых к ним общих технических требований, основанных на фактических показателях деятельности таможенных органов;
разработкой типовых требований к оснащению таможенных органов и пунктов пропуска информационно-техническими средствами с учетом специфики перемещаемых грузов;
проведением НИОКР по созданию образцов информационно-технических средств и разработке способов их применения с учетом типовых моделей объектов правонарушения (в том числе способов сокрытия) при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
осуществлением централизованных и децентрализованных закупок информационно-технических средств и поставки их в таможенные органы;
изготовлением установочных партий образцов новой перспективной техники и внедрением ее в таможенные технологии (по результатам НИОКР);
проведением работ по модернизации информационно-технических средств, в целях продления сроков службы и расширения их функциональных возможностей;
осуществлением поставок информационно-технических средств в ходе выполнения планов капитального строительства (реконструкции) объектов таможенной инфраструктуры;
совершенствованием методов стандартизации, унификации и сертификации разрабатываемых и закупаемых технических средств и программного обеспечения;
определением (уточнением) порядка приема и ввода информационно-технических средств в эксплуатацию, а также их учета, освидетельствования и категорирования, рекламационной работы и авторского надзора;
заменой физически и морально устаревших информационно-технических средств, находящихся в эксплуатации в таможенных органах, их списанием и дальнейшей реализацией (утилизацией).
Кроме того, предусматривается выполнение мероприятий по совершенствованию системы заказов НИОКР, закупок и поставок технических средств и программного обеспечения для оснащения таможенных органов, метрологического обеспечения разработки информационно-технических средств.
Развитие системы технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств обеспечивается:
формированием в структуре информационно-технической службы таможенных органов специализированных подразделений по ремонту и техническому обслуживанию информационно-технических средств;
организацией в подразделениях ГТК России и региональных таможенных органах контроля применения информационно-технических средств и взаимодействия с соответствующими подразделениями информационно-технической службы;
привлечением на договорных условиях сторонних организаций, в том числе подразделений других министерств и ведомств Российской Федерации к проведению технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств.
17. Пути достижения качественно нового уровня информатизации таможенных органов.
Качественно новый уровень автоматизации деятельности региональных таможенных органов - таможенного поста, таможни, регионального управления - достигается, прежде всего, за счет создания и развития автоматизированной информационной системы (АИС) региона.
В ходе создания АИС региона обеспечиваются:
унификация, стандартизация и формализация таможенных и информационных технологий;
совершенствование таможенных технологий;
внедрение современных информационных технологий в АИС региона;
консолидация данных, централизация их хранения и обработки;
разработка и внедрение узла обработки и хранения данных.
Автоматизированная информационная система региона должна опираться как на международные и общегосударственные стандарты, так и на отраслевые стандарты ГТК России.
Объектами унификации, стандартизации и формализации таможенных и информационных технологий являются:
документы для таможенной деятельности;
интерфейсы внутреннего и внешнего взаимодействия;
архитектура АИС региона;
описание деловых процессов таможенных органов.
Для электронного представления документов таможенной деятельности используется язык, признанный в качестве международного стандарта и основным назначением которого является описание структуры и семантики документа.
Для обмена электронными документами должен быть выбран и использован международный протокол, определяющий правила передачи сообщений между различными компонентами автоматизированной системы.
В качестве стандарта программных средств АИС региона, обеспечивающих среду функционирования распределенных компонентов, средств генерации и анализа электронных документов, должен быть выбран стандарт, определяющий интерфейс и распределенную среду объектно-ориентированного программирования для серверных компонентов.
Основой построения функциональных компонентов АИС региона является система формальных моделей процессов, описывающая виды деятельности таможенных органов и позволяющая с использованием CASE-технологии модернизировать программное обеспечение в соответствии с новыми таможенными технологиями.
В АИС региона поэтапно, по мере готовности нормативно-правовой базы, внедряются в практику работы таможенных органов технологии, основанные на электронном представлении информации. Для реализации этих технологий используются электронные документы, в том числе таможенные документы, содержащие в электронном виде всю необходимую информацию о товарах, а также информацию об участнике ВЭД. Электронные документы объединяются в архив электронных документов базы данных соответствующего таможенного органа.
Для повышения достоверности информации и оперативности ее обработки реализуется принцип однократного ввода документов. Для этого могут использоваться возможности удаленного электронного информирования (в последствии# декларирования), технологии смарт-карт и других методов и средств. При этом первичными являются достоверные электронные таможенные документы, а бумажные копии должны формироваться на основе электронных документов с соответствующими средствами защиты и идентификации.
Внедрение средств автоматического приема, проверки и передачи документов на вышестоящие уровни позволит исключить необходимость вторичного форматно-логического контроля и ускорить процесс формирования центральной и региональных баз данных.
Основой развития АИС региона являются современные информационные технологии, обеспечивающие взаимодействие распределенных компонентов и их интеграцию в единую информационную систему на основе принципа консолидированного и централизованного хранения электронных документов. Работа пользователей с базами данных предусматривается в режиме "тонкого клиента" на основе защищенной WEB-технологии.
Администрирование информационно-вычислительной сети и баз данных будет производиться централизованно в рамках региона с учетом соответствующих мероприятий, проводимых в рамках всей ЕАИС.
Предусматривается переход от файл-серверной обработки и технологии "клиент-сервер" к объектно-ориентированной архитектуре на основе компонентной технологии.
Реализация новых принципов построения архитектуры АИС региона предполагает выполнение следующих работ:
разработку архитектуры и программного обеспечения унифицированного узла хранения и обработки данных;
внедрение узлов хранения и обработки данных по уровням иерархии таможенных органов региона в зависимости от пропускной способности каналов связи Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;
создание комплекса централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных.
Информация о товарах и участниках ВЭД хранится в базах данных в консолидированном виде. По мере развития ВИТС будет усиливаться централизация хранения таможенной информации в базах данных, обеспечивая процессы таможенного оформления и контроля.
Использование электронных таможенных разрешительных, справочных, платежных и других документов, обеспечение доступа к ним подразделений таможенных органов позволяют проводить контроль перемещения товаров и транспортных средств, обеспечивать администрирование таможенной деятельности в реальном масштабе времени.
В основу концепции развития АИС региона положены следующие архитектурные решения:
хранение и обработка данных на максимально высоком уровне иерархии таможенных органов;
использование электронного документа как основной единицы хранения информации и взаимодействия компонентов автоматизированной системы.
Повышение уровня информатизации центрального аппарата ГТК России обеспечивается:
созданием агрегированной базы данных для обеспечения деятельности структурных подразделений ГТК России;
организацией доступа заинтересованных подразделений ГТК России к информации, прежде всего, к формам статистической отчетности, формируемой другими подразделениями Комитета;
внедрением системы видеоконференций для осуществления оперативного управления деятельностью таможенных органов;
разработкой автоматизированных систем (комплексов программно-аппаратных средств) формирования и анализа таможенной статистики, контроля таможенной стоимости и анализа рисков;
модернизацией центрального вычислительного комплекса ГТК России.
18. Совершенствование системы информационного взаимодействия в таможенной сфере.
Повышение эффективности информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с внешними организациями, в том числе зарубежными, и сотрудничества с ними в области информационных технологий обеспечивается:
согласованием основных положений информационно-технической политики с базовыми положениями Доктрины информационной безопасности России, Федеральным законом об участии в международном информационном обмене, Концепции государственной информационной политики России, концепциями и программами развития информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов и других организаций;
развитием преимущественно на двусторонней основе межведомственного информационного обмена в целях реализации основных направлений таможенной политики Российской Федерации с использованием "Интранет" технологий и унифицированных средств обеспечения безопасности информации;
организацией информационного взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и с внешними организациями посредством создаваемой Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети и информационно-технического сопряжения с телекоммуникационными сетями других министерств и ведомств Российской Федерации;
совершенствованием процедур информационного взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД и информационными системами государственных и коммерческих организаций, повышением оперативности обновления информации на WEB-сервере ГТК России;
созданием Единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства с поэтапным осуществлением унификации НСИ и программного обеспечения на основе методологии сквозного документального контроля и формирования интегрированной телекоммуникационной сети. Обеспечение функционирования в составе ЕАИС ТКСГ первоочередных автоматизированных подсистем таможенного оформления и контроля;
осуществлением информационного обмена с таможенными службами стран ЕврАзЭС и государств - участников СНГ, в том числе:
- обеспечением информационного взаимодействия при осуществлении своей деятельности, характеризующегося последовательным сближением нормативно-правового обеспечения, начиная с приоритетных направлений;
- разработкой единых организационно-технологических схем таможенного регулирования, характеризующихся полномасштабным информационным взаимодействием по всем направлениям таможенной деятельности;
- поэтапным формированием единого информационного пространства, предполагающего взаимодействие, как на двусторонней, так и на многосторонней основе, а также возможность присоединения к такому сотрудничеству таможенной службы любого государства;
разработкой комплекса нормативных, организационно-технических документов и технических средств, обеспечивающих информационное взаимодействие с международными таможенными организациями, таможенными службами других государств, зарубежными фирмами - участниками ВЭД и другими международными организациями на основе современных протоколов информационного обмена (Edifact и др.).
19. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов.
Обеспечение информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации основывается на положениях Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.09.2000 N 1895, законах Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации в области обеспечения информации безопасности и защиты информации, а также на Таможенном Кодексе Российской Федерации, нормативно-методических и руководящих документах Гостехкомиссии России и ФАПСИ.
Объектами обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации являются:
информационные ресурсы, вне зависимости от форм хранения, содержащие таможенную информацию, составляющую государственную тайну, и таможенную информацию конфиденциального характера;
система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи таможенной информации;
информационные системы, обеспечивающие таможенную деятельность (контроль валютных операций по экспорту и импорту, специальная таможенная статистика, таможенная статистика внешнеторгового оборота, контроль соблюдения лицензий и квот и т.д.);
информационно-вычислительные комплексы, обслуживающие информационные технологии таможенной деятельности;
ведомственная система связи, системы и центры Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;
программные средства (операционные системы, системы управления базами данных, общесистемное и прикладное программное обеспечение);
технические средства обработки информации (средства звукозаписи и звукоусиления, звукосопровождения, переговорные и телевизионные устройства, средства изготовления, тиражирования документов и другой обработки информации);
помещения, предназначенные для ведения секретных переговоров, обработки, размножения и хранения документированной информации ограниченного доступа;
технический и обслуживающий персонал, сотрудники и работники таможенных органов.
Основными угрозами информационной безопасности таможенных органов являются:
непреднамеренные (ошибочные, случайные) действия сотрудников таможенных органов, приводящие к несанкционированному доступу к информации, ее несанкционированной модификации и нарушению конфиденциальности;
преднамеренные несанкционированные действия сотрудников таможенных органов, приводящие к подмене, удалению и модификации информации;
несанкционированный доступ внешних пользователей к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов;
нарушение целостности и конфиденциальности информации, при ее передаче по Ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети;
заражение информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов программными вирусами;
внедрение средств негласного съема информации на объектах информатизации таможенных органов;
утечка сведений, содержащих государственную тайну, по техническим каналам.
Обеспечение информационной безопасности таможенных органов достигается за счет комплексного использования следующих средств защиты информации:
технических средств защиты информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (системы активного зашумления, помехоподавляющие фильтры, средства экранирования и т.п.);
средств защиты информации от несанкционированного доступа для рабочих станций, серверов и сетевого телекоммуникационного оборудования;
средств криптографической защиты информации;
межсетевых экранов;
средств анализа защищенности, обнаружения атак и активного аудита;
средств антивирусной защиты информации.
Основой стратегии ГТК России по выбору сертифицированных средств защиты информации является ориентация на отечественных производителей, имеющих соответствующие лицензии Гостехкомиссии России и ФАПСИ.
Приоритетными направлениями обеспечения информационной безопасности таможенных органов являются: совершенствование соответствующей нормативно-методической базы, в том числе - уточнение Концепции информационной безопасности таможенных органов с учетом Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, разработка руководящих документов по организации администрирования разграничения доступа к информационно-вычислительным ресурсам таможенных органов и создания защищенной ведомственной электронной почты, интеграции ЕАИС ГТК России с информационными системами министерств и ведомств Российской Федерации и таможенных служб государств - участников СНГ;
создание в региональных таможенных управлениях и таможнях, а также на таможенных постах, имеющих статус юридического лица, структурных подразделений информационно-технической службы по защите информации;
организация системы повышения квалификации и обучения сотрудников таможенных органов в области обеспечения информационной безопасности;
организация специальных работ по защите информации и аттестации объектов информатизации, предназначенных для обработки сведений, содержащих государственную тайну;
разработка технических требований к типовым защищенным автоматизированным рабочим местам сотрудников таможенных органов и переход на оснащение таможенных органов средствами вычислительной техники с предустановленными сертифицированными средствами защиты информации от несанкционированного доступа;
разработка и внедрение унифицированных технологий использования при разработке специализированного программного обеспечения ЕАИС ГТК России сертифицированных средств защиты информации, а также аттестация программных комплексов на соответствие требованиям по безопасности информации;
оснащение таможенных органов сертифицированными средствами защиты межсетевого взаимодействия, сертифицированными средствами криптографической защиты информации;
разработка и внедрение защищенной ведомственной системы электронной почты в качестве основной транспортной среды передачи данных и основы внедрения электронного документооборота;
защита информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов от заражения программными вирусами;
обеспечение безопасности таможенной информации при организации автоматизированного взаимодействия с министерствами и ведомствами Российской Федерации, а также таможенными службами государств - участников СНГ;
обеспечение безопасности информационно-вычислительных ресурсов таможенных органов при использовании глобальных сетей общего пользования типа "Интернет".
20. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников таможенных органов и специалистов информационно-технического профиля для работы в условиях широкого использования новых информационных технологий и информационно-технических средств.
Система подготовки специалистов информационно-технической службы и сотрудников других подразделений в области информатизации таможенных органов (далее - система подготовки) является элементом единой системы кадрового обеспечения и профессиональной подготовки сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Она представляет собой комплекс согласованных мероприятий, обеспечивающих поддержание необходимого уровня знаний и навыков для качественного выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей в условиях широкого применения новых информационных технологий и информационно-технических средств. Система подготовки должна обеспечивать непрерывное многоступенчатое образование кадров таможенных органов по данному направлению.
Подготовка сотрудников таможенных органов должна включать в себя:
подготовку руководящего и инспекторского состава таможенных органов различного уровня независимо от занимаемой должности (от сотрудников, занимающих первичные должности в структурных подразделениях таможенных органов, до руководителей подразделений ГТК России);
подготовку специалистов (руководящего и инспекторского состава) подразделений информационно-технической службы, обеспечивающих комплексное решение задач информатизации деятельности таможенных органов в целом, по всем ее составляющим;
подготовку специалистов по отдельным направлениям деятельности подразделений информационно-технической службы.
При этом важной задачей подготовки кадров таможенных органов является обучение пользователей автоматизированных информационных систем таможенных органов основам информатики и работе с прикладным программным обеспечением.
Подготовка специалистов информационно-технической службы должна включать в себя:
подготовку специалистов с высшим и средним образованием;
повышение квалификации руководящего и инспекторского состава информационно-технической службы;
первоначальное обучение для вновь принятых сотрудников;
профессиональное обучение сотрудников на рабочем месте с учетом потребностей служебной деятельности.
Указанные типы образования должны применяться на различных уровнях таможенной системы. Выбор того или иного в качестве базового зависит от специфики и особенностей деятельности, квалификации и образования обучаемых. Подготовка специалистов может осуществляться на базе сети учебных заведений ГТК России, на межведомственной основе и в прошедших государственную сертификацию специализированных учебных центрах. Каждый сотрудник подразделения информационно-технической службы должен по
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.