Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Администрации г. Томска
от 20 октября 2015 г. N 995
Регламент
работы администрации Города Томска по вопросам перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
1. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент устанавливает процедуры и критерии принятия решений и осуществления иных действий администрацией Города Томска, органами, структурными подразделениями и должностными лицами администрации Города Томска по вопросам перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.
Сроки выполнения отдельных действий и принятия отдельных решений администрацией Города Томска, органами, структурными подразделениями и должностными лицами администрации Города Томска, не установленные настоящим Регламентом, определяются в соответствии с действующим законодательством.
1.2. Полномочия администрации Города Томска по перераспределению земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой закреплены в статье 39.27 Земельного кодекса РФ.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой осуществляется в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
1.3. В случаях, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1.2. настоящего Регламента, перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между администрацией Города Томска и органом, уполномоченным на подписание соглашений о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной, муниципальной собственности, за исключением случая, указанного в пункте 1.3.1. настоящего Регламента.
1.3.1. В случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми принадлежит администрации Города Томска, такое перераспределение осуществляется на основании постановления администрации Города Томска.
1.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, или, при его отсутствии, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
1.5. В перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно быть отказано при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) осуществляется перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и отсутствует согласие в письменной форме указанного лица;
2) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
3) границы земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) имеются одно или несколько из следующих оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
а) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе";
б) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
в) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам;
г) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
д) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
е) несоответствие размеров земельного участка или земельных участков предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, установленным в соответствии с земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности, законодательством о техническом регулировании, градостроительной, проектной документацией;
ж) расположение земельного участка или земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами;
з) планируемое использование земельного участка или земельных участков для размещения линейного объекта федерального, регионального, местного значения.
5) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.
2. Порядок подготовки и принятия постановлений, заключения соглашений о перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
2.1. При выявлении необходимости перераспределения земельных участков (земель) органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пункте 1.3 настоящего регламента, либо лицо, которому земельные участки, подлежащие перераспределению, принадлежат на одном виде права, обращаются в Департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска (далее - ДАиГ) с заявлением о перераспределении земельных участков в соответствии с приложением N 1 к настоящему регламенту, в котором указываются:
1) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления;
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2.1.1. К заявлению прилагаются следующие документы:
1) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный (исходные) земельный участок (земельные участки), если права на него (на них) не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2) письменное согласие лица, указанного в подпункте 3 пункта 1.2. настоящего Регламента;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя.
В случае если предполагается перераспределение в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, заявитель вправе представить схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить.
Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены посредством межведомственного информационного взаимодействия.
2.2. Основанием для отказа в приеме документов является:
2.2.1. отсутствие в заявлении следующих сведений (по одной или нескольким позициям):
- подписи руководителя заявителя (в случае обращения представителя государственного органа, органа местного самоуправления, отличного от руководителя, - личной подписи представителя);
- площади земельного участка или размеров земельного участка;
- адреса земельного участка;
- назначения (цели использования) земельного участка;
2.2.2. непредставление всех документов, прилагаемых к запросу в соответствии с пунктом 2.1.1. настоящего Регламента.
2.3. В течение десяти календарных дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков ДАиГ возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2.1 настоящего регламента, либо у администрации Города Томска отсутствуют полномочия по перераспределению земельных участков, указанных в заявлении или к заявлению не приложены документы, предусмотренные подпунктом 2.1.1. настоящего регламента.
Заявителю должны быть указаны причины возврата заявления, отказа в приеме документов.
2.4. Регистрация документов осуществляется в течение четырех часов с момента поступления документов сотрудником контрольно-диспетчерского отдела ДАиГ, ответственным за регистрацию входящих документов, в соответствии с графиком работы ДАиГ, который при приеме заявления проверяет принадлежность документа, удостоверяющего личность и полномочия представителя заявителя лицу, подающему запрос, свидетельствует (заверяет) тождественность всех копий прилагаемых документов их подлинникам, проверяет правильность заполнения запроса, определяет наличие (либо отсутствие) оснований для отказа в приеме документов, при отсутствии таких оснований производит его регистрацию в журнале регистрации входящих документов автоматизированной системы учета и контроля обращений "Канцелярия Lotus Notes ДАиГ" и в день регистрации передает зарегистрированное заявление с приложенными документами председателю комитета по формированию земельных участков ДАиГ для рассмотрения.
При наличии оснований, предусмотренных настоящим регламентом, выявленных при проверке, сотрудник контрольно-диспетчерского отдела ДАиГ ставит на заявлении отметку об отказе в приеме документов с обязательным указанием причины отказа, заверяет указанную отметку своей подписью и возвращает заявителю заявление с приложенными к нему документами, запись о чем вносится в журнал регистрации входящих документов автоматизированной системы учета и контроля обращений "Канцелярия Lotus Notes ДАиГ".
2.5. Председатель комитета по формированию земельных участков ДАиГ в течение четырех часов с момента поступления запроса с приложенными документами рассматривает запрос и приложенные к нему документы и налагает резолюцию об его исполнении.
Специалист комитета по формированию земельных участков ДАиГ при поступлении к нему для исполнения запроса проводит проверку поступивших документов в течение одного календарного дня со дня поступления документов с резолюцией председателя комитета по формированию земельных участков ДАиГ.
При выявлении одного или нескольких обстоятельств, являющихся основанием для возврата документов, специалист комитета по формированию земельных участков ДАиГ в течение трех календарных дней со дня поступления к нему документов подготавливает проект письма о возврате документов с указанием в нем основания (оснований) возврата и передает его на подпись председателю комитета (срок для согласования - два календарных дня).
Подписанное председателем комитета письмо о возврате документов на следующий день после подписания передается для регистрации контрольно-диспетчерским отделом ДАиГ в день поступления в контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ, и в день регистрации (либо в случае регистрации после 16 часов 00 минут - на следующий день после регистрации) направляется заявителю посредством почтовой связи заказным письмом по указанному в запросе почтовому (юридическому) адресу.
2.6. При отсутствии оснований для возврата документов специалист комитета по формированию земельных участков в течение одного календарного дня со дня поступления запроса и приложенных к нему документов обеспечивает направление межведомственных запросов, срок исполнения которых не должен превышать пяти рабочих дней с момента поступления запроса, через систему межведомственного электронного взаимодействия, а в период отсутствия технической возможности межведомственного электронного взаимодействия - посредством почтовой связи или путем доставки запроса адресату сотрудником контрольно-диспетчерского отдела ДАиГ, если необходимые документы не представлены самостоятельно заявителем (представителем заявителя).
2.7. После поступления всех документов, необходимых для работы (продолжения работы) по заявлению, специалист комитета в течение пяти календарных дней:
а) проверяет запрос, рассматривает документы на предмет отсутствия (наличия) оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, принятия решения о перераспределении земельных участков;
б) проводит обследование земельного участка;
в) осуществляет подготовку схемы расположения земельного участка (земельных участков), либо проводит анализ представленной заявителем схемы расположения земельного участка (земельных участков) на предмет соответствия установленным требованиям (а также материалам и сведениям), в том числе:
- утвержденным документам территориального планирования;
- правилам землепользования и застройки;
- проектам планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положениям об особо охраняемой природной территории,
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков,
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
- проводит сверку формируемых границ земельного участка с границами смежных земельных участков, границами утвержденных красных линий и границами естественных и искусственных объектов, проверяет наличие в отношении формируемого земельного участка прав третьих лиц, наличие ограничений формируемого земельного участка;
- проверяет местоположение границ и размер земельного участка на соответствие требованиям действующего законодательства;
- вносит в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования "Город Томск" "Geocad" (далее по тексту настоящего административного регламента - "Geocad"), информационную базу муниципального земельного кадастра - координаты поворотных точек границ образуемого земельного участка (земельных участков) с присвоением земельному участку (земельным участкам) условного номера в указанной базе, а также вносит данные о прекращении существования исходного земельного участка (исходных земельных участков);
- проверяет расположение образуемого земельного участка (земельных участков) в охранной зоне инженерных коммуникаций, путем осуществления согласования в течение одного календарного дня со дня поступления на согласование проекта схемы расположения земельного участка с начальником отдела формирования земельных участков для транспортной, инженерной инфраструктуры и изысканий комитета по формированию земельных участков ДАиГ;
г) подготавливает и подписывает один из следующих проектов:
- постановления о перераспределении земельных участков;
- соглашения о перераспределении земельных участков;
В указанных случаях схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков.
- постановления о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания;
- соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания.
В указанных случаях в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
д) при наличии оснований для отказа в перераспределении земельных участков, выявленных в ходе рассмотрения документов ответственным специалистом комитета, он подготавливает проект письма об отказе в перераспределении земельных участков.
2.8. Проект документа, указанный в подпункте г) пункта 2.7 настоящего регламента и схема расположения земельного участка (в случае, когда перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка), подписывается в течение одного календарного дня со дня представления на подписание начальником соответствующего отдела комитета по формированию земельных участков и передается в контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ для организации процедуры согласования.
2.9. Согласование проекта постановления (соглашения) о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания, проекта постановления (соглашения) о перераспределении земельных участков и проекта схемы расположения земельного участка (в случае, когда перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка) в структурных подразделениях и органах администрации Города Томска обеспечивают специалисты контрольно-диспетчерского отдела ДАиГ.
В случае, когда перераспределение земельных участков осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, согласование проекта схемы расположения земельного участка осуществляется одновременно с проектом постановления (соглашения) о перераспределении земельных участков.
Проект схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории согласуется с начальником отдела по формированию земельных участков для транспортной, инженерной инфраструктуры и изысканий ДАиГ (срок согласования - один календарный день со дня поступления на согласование), председателем комитета по формированию земельных участков ДАиГ (срок согласования - один календарный день со дня поступления на согласование), начальником ДАиГ (срок согласования - один календарный день со дня поступления на согласование)
2.10. Проект документа, указанный в подпункте г) пункта 2.7 настоящего регламента, согласуется с:
- председателем комитета по формированию земельных участков ДАиГ (срок согласования один календарный день со дня поступления на согласование),
- начальником ДАиГ (срок согласования один календарный день со дня поступления на согласование),
- департаментом управления муниципальной собственностью администрации Города Томска (срок согласования четыре календарных дня со дня поступления на согласование);
- департаментом правового обеспечения администрации Города Томска (срок согласования - десять рабочих дней со дня поступления на согласование);
- первым заместителем Мэра Города Томска (срок согласования два календарных дня со дня поступления на согласование).
2.11. Согласованный в установленном порядке проект постановления о перераспределении земель (земельных участков) в порядке, установленном Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска, на следующий день после его подписания первым заместителем Мэра Города Томска передается в протокольную часть комитета по общим вопросам администрации Города Томска (далее по тексту настоящего регламента - протокольная часть) для проверки соответствия проекта постановления требованиям Стандарта делопроизводства в администрации Города Томска и далее на подпись Мэру Города Томска.
Согласованный в установленном порядке проект соглашения о перераспределении земель (земельных участков) на следующий день после его подписания первым заместителем Мэра Города Томска передается в контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ для проверки соответствия проекта соглашения требованиям Стандарта делопроизводства в администрации Города Томска и далее на подпись Мэру Города Томска.
2.12. Подписанные Мэром Города Томска постановления о перераспределении земельных участков в течение одного календарного дня с момента подписания возвращаются в протокольную часть для регистрации и размножения в бумажном виде, после чего направляются для дальнейшей работы в ДАиГ.
Подписанные Мэром Города Томска соглашения о перераспределении земельных участков в течение одного календарного дня с момента подписания возвращаются в контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ для регистрации и размножения в бумажном виде.
Максимальный срок выполнения действий, указанных в настоящем пункте - 2 календарных дня.
2.13. В случае выявления согласующими органами администрации Города Томска замечаний к проекту схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и (или) к проекту постановления, соглашения о перераспределении земельных участков, документы с заключением о наличии замечаний или с мотивированным заключением о необходимости отказа в перераспределении земельных участков в день подписания заключения направляются для исправлений через контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ, который незамедлительно передает их ответственному специалисту комитета по формированию земельных участков ДАиГ.
В случае возможности устранения замечаний проект в срок не более пяти календарных дней с момента поступления документов с заключением о наличии замечаний ответственному специалисту комитета по формированию земельных участков ДАиГ направляется на повторное согласование в орган администрации, отклонивший проект от согласования.
В случае наличия оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, установленных в ходе согласования проектов, ответственным специалистом комитета по формированию земельных участков в течение трех календарных дней с момента получения документов и замечаний подготавливается письмо об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
2.14. Проект письма об отказе в перераспределении земельных участков передается на согласование председателю комитета по формированию земельных участков ДАиГ (срок согласования один календарный день со дня поступления на согласование), начальнику ДАиГ (срок согласования два календарных дня со дня поступления на согласование), начальнику департамента правового обеспечения администрации Города Томска (срок согласования пять календарных дней со дня поступления на согласование).
Проект письма об отказе в перераспределении земельных участков передается на подпись в порядке, определенном Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска, Первому заместителю Мэра Города Томска.
2.15. Подписанное первым заместителем Мэра Города Томска в течение двух календарных дней со дня поступления на согласование письмо об отказе в перераспределении земельных участков передается в комитет по работе с обращениями граждан и юридических лиц администрации Города Томска и регистрируется в соответствии со Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска.
2.16. В день регистрации экземпляр постановления о перераспределении земельных участков или письма об отказе в перераспределении передается в контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ, который в тот же день передает указанные документы ответственному специалисту комитета по формированию земельных участков ДАиГ.
Контрольно-диспетчерский отдел ДАиГ в день регистрации передает экземпляр соглашения о перераспределении ответственному специалисту комитета по формированию земельных участков ДАиГ
Специалист комитета по формированию земельных участков ДАиГ в день поступления к нему документов оповещает представителя заявителя по телефону о готовности документов и возможности личного их получения, а также о возможности подписания соглашения о перераспределении в удобное для представителя заявителя время в часы работы комитета по формированию земельных участков ДАиГ.
2.17. Перед выдачей заявителю (его представителю) документов, подписанием заявителем (его представителем) соглашения уполномоченный специалист ДАиГ проверяет наличие и содержание документов, удостоверяющих личность заявителя (его представителя), и документов, подтверждающих полномочия представителя заявителя на получение документов, подписание соглашения.
2.17.1. Специалист комитета по формированию земельных участков ДАиГ выдает заявителю два экземпляра соглашения о перераспределении для подписания. После подписания обоих экземпляров соглашения о перераспределении один экземпляр выдается заявителю.
2.17.2. Отметка о выдаче постановления о перераспределении, экземпляра подписанного соглашения делается в журнале учета выданных постановлений.
В получении письма об отказе в перераспределении земельных участков представитель заявителя расписывается на втором экземпляре соответствующего письма, помещаемого в дело, в соответствии со Стандартом делопроизводства в администрации Города Томска.
2.17.3. В случае указания в запросе необходимости получения постановления, экземпляров соглашения для их подписания заявителем по почте, указанные документы направляются почтовой связью с уведомлением о вручении на следующий день после регистрации.
В случае неявки представителя заявителя для получения документов в течение двух календарных дней со дня оповещения, через три календарных дня со дня регистрации экземпляр постановления и экземпляры соглашения для подписания направляются почтовой связью с уведомлением о вручении.
2.17.4. Экземпляры проекта соглашения, направленные для подписания лицу, с которым заключается соглашение о перераспределении, считаются полученными по истечении четырнадцати календарных дней с даты их направления и должны быть подписаны и направлены в ДАиГ в течение тридцати календарных дней с даты получения. Непредставление в ДАиГ в течение тридцати дней с даты получения подписанных экземпляров соглашения о перераспределении считается отказом от подписания соглашения о перераспределении.
В случае отказа от подписания соглашения лица, с которым предполагалось заключение соглашения о перераспределении, администрация Города Томска при наличии установленных законом оснований вправе обратиться в суд с иском об образовании земельных участков путем перераспределения в судебном порядке, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ.
2.17.5. В случае, когда экземпляры соглашения направлялись стороне для подписания по почте, подписанные и представленные в ДАиГ в установленный настоящим регламентом срок экземпляры соглашения регистрируются контрольно-диспетчерским отелом ДАиГ, один экземпляр соглашения выдается стороне соглашения (ее представителю), отметка о выдаче экземпляра подписанного соглашения делается в журнале учета выданных постановлений. Второй экземпляр соглашения передается контрольно-диспетчерским отелом ДАиГ в течение одного календарного дня с даты поступления ответственному исполнителю комитета по формированию земельных участков.
2.18. В срок не более чем пять рабочих дней со дня подписания постановления (соглашения) о перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ДАиГ направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное постановления (соглашение) с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных постановлении (соглашении) и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
2.19 Подписанное постановление о перераспределении земельных участков, а также соглашение о перераспределении земельных участков, при наличии в нем условия о возложении обязанности по проведению кадастровых работ на администрацию Города Томска, являются основанием для обеспечения ДАиГ кадастровых работ по образованию земельных участков в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или утвержденным проектом межевания территории.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Запрос |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 20 октября 2015 г. N 995 "О Регламенте работы администрации Города Томска по вопросам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.