Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, продолжающийся рост инфляции, отставание темпов роста доходов населения от темпов роста потребительских цен - все это приводит к значительному снижению жизненного уровня большинства граждан и, как следствие, наблюдается эмоционально-психологическая опустошённость.
Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры по улучшению материального положения пенсионеров, семей с детьми, количество граждан, доход которых ниже бюджета прожиточного минимума остаётся достаточно высоким. Инфляционные процессы не позволяют гражданам выйти из категории малообеспеченных.
Меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области, а также регламентируются муниципальными правовыми актами.
Программа призвана улучшить качество жизни отдельных категорий граждан городского округа.
Анализ сравнительный данных за последние 3 года свидетельствует об эффективности мер, принимаемых Администрацией городского округа в рамках реализации муниципальных программ по формированию социальной среды, способствующей всестороннему развитию человеческого потенциала; оказанию социальной помощи отдельным категориям граждан.
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
Источник данных |
Количество граждан, обратившихся за получением мер социальной поддержки, чел. |
454 |
378 |
312 |
Реестр обращений граждан в ФУ, ОЖП, МКУ УО |
Доля отдельных категорий граждан, получивших меры социальной поддержки, от числа обратившихся, % |
98 |
98 |
98 |
Реестр оказания помощи гражданам (информация ФУ, ОЖП, МКУ УО) |
Доля граждан, состоящих на учёте у врача-нарколога по отношению к общей численности населения города, % |
5 |
5 |
2 |
ОГАУЗ "Стрежевская ГБ" |
Доля организаций, на которые распространяется городское соглашение о социальном партнёрстве к общему количеству организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, зарегистрированных на территории города Стрежевого, % |
70 |
69 |
70 |
Перечень организаций городского округа Стрежевой, работающих в рамках городского Соглашения о социальном партнерстве |
Количество адаптированных для нужд инвалидов, в том числе условно, объектов социальной инфраструктуры (ОСИ) на территории городского округа Стрежевой, единиц |
45 |
48 |
49 |
Реестр ОСИ, согласованный комиссией по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной инфраструктуры |
Вместе с тем, начатую работу необходимо продолжать.
Серьезнейшей проблемой Стрежевого является кадровый дефицит, особенно в таких областях, как здравоохранение и образование, и решение этой проблемы невозможно без предоставления жилья приезжающим специалистам. В муниципальном жилищном фонде специализированного жилищного фонда свободное жильё отсутствует. По данным Отдела жилищной политики Администрации городского округа Стрежевой на конец 2015 года 67 семей из числа работников муниципальных учреждений нуждаются в предоставлении служебного жилого помещения. Строительство в городе в основном осуществляется в рамках программы ликвидации аварийного жилья. В специализированном муниципальном жилищном фонде числится всего 45 квартир. Часть работающих педагогов, тренеров в настоящее время проживает на съемных квартирах, оплачивая из семейного бюджета от 10 до 16 тысяч рублей в месяц. Выплата компенсации части затрат по найму жилого помещения специалистам муниципальных учреждений позволит обеспечить учреждения социальной сферы квалифицированными кадрами педагогов, работников культуры, спорта и молодёжной политики.
В результате реализации мероприятий программы планируется привлечь и закрепить на рабочих местах в муниципальных учреждениях бюджетной сферы городского округа Стрежевой не менее 77 специалистов за весь период действия программы и, как следствие, укомплектовать муниципальные бюджетные, казённые, автономные учреждения квалифицированными специалистами.
Проблемной остается доступность высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи, которую получить можно лишь в областных медицинских организациях, расположенных на территории Томской области, оказывающих специализированную онкологическую, наркологическую и психиатрическую помощь гражданам, проживающим на территории города Стрежевого.
Горожанам будет предоставлена возможность получения специализированной медицинской помощи в областных клиниках (не менее 200 человек ежегодно), повысится доступность специализированной медицинской помощи для больных, нуждающихся в онкологической, психиатрической и наркологической помощи.
По-прежнему актуальна проблема обслуживания населения в медицинских учреждениях города. Она заключается в наличии коммуникационных барьеров (низкая доступность телефонной связи, наличие очереди в регистратуре, отсутствие навигации), в недоброжелательности медицинского персонала и низком уровне комфорта при ожидании медицинской услуги. В рамках программы запланирована реализация проекта "Входная группа" в регистратуре поликлиники по обслуживанию детского населения в ОГАУЗ "Стрежевская городская больница", что позволит решить давние организационные проблемы по записи пациентов на первичный прием, а именно: увеличить количество обслуживаемых пациентов за рабочую смену, сократить очереди в регистратуру, повысить качество обслуживания пациентов и комфортность условий получения услуги и, как следствие, повысить степень удовлетворенности пациентов качеством и доступностью услуг при обращении в поликлинику.
Немаловажной задачей является предупреждение заболеваний клещевыми инфекциями. Уровень заболеваемости клещевым энцефалитом и болезнью Лайма зависит во многом от проведения комплекса противоэпидемических мероприятий на территории города. Необходимо отметить, что иммунопрофилактика клещевого вирусного энцефалита осуществляется на территории города, как в рамках Национального календаря профилактических прививок, так и за счет дополнительных средств (работодателей). По данным ОГАУЗ "Стрежевская ГБ" за 2014 год иммунная прослойка составила 13,2%, в 2013 году данный показатель составил 20,4% от всего населения города. За последние 5 лет с 2010 по 2014 гг. зарегистрировано всего 2 случая клещевого энцефалита, 7 случаев клещевого боррелиоза, из них в 2014 - 1 случай клещевого энцефалита и 2 случая кл.боррелиоза. Заболеваемость клещевыми инфекциями в Стрежевом в 4 раза ниже, чем в среднем по Томской области. В 2014 году на территории города зарегистрировано 368 случаев присасывания клеща. Из всех обратившихся с присасыванием клеща 29 детей. Получили экстренную профилактику (иммуноглобулин) 65 человек, в том числе 13 детей. Все случаи клещевого энцефалита - у лиц, не привитых и не обратившихся за экстренной профилактикой. В 2014 году 17 человек были укушены клещом на улицах города - 3 мкр., мкр. Новый, пос. Дорожников, район водозабора. Из числа укушенных на нефтяных месторождениях: 20 чел. - на Лугинецком, 11 - на Пионерном, 7 - на Крапивинском, 18 - на Игольско-Таловом. На протяжении ряда лет проводится инсектоакарицидная обработка зеленых территорий города. В 2015 году проведена противоклещевая обработка на 50,7 га (2014 - 50,3 га). Обработаны территории ДДУ, школ, учреждений дополнительного образования, стадиона, спортивного комплекса, МСК "Современник", загородного лагеря "Окуневое", городского парка. Именно постоянная обработка позволяет минимизировать риск присасывания клеща в городе. Кроме того, такая обработка служит положительным примером для предприятий и населения - организации начинают также обрабатывать свои территории. Есть пока немногочисленные случаи инсектоакарицидной обработки дачных участков.
Проведённые мероприятия позволят минимизировать риск присасывания клеща в городе.
Серьёзной задачей в городе является сдерживание роста числа случаев социально опасных заболеваний. По данным ОГАУЗ "Стрежевская ГБ" за 2014 год зарегистрировано 17 случаев впервые выявленного активного туберкулеза (2013 - 17). Из всех зарегистрированных случаев туберкулеза заразные формы составили 76% (13 случаев), что ниже показателя 2013 года - 94%, однако данные цифры остаются крайне высокими 3-ий год. С множественной лекарственной устойчивостью в 2014 году выявлены 5 человек (29%), в 2013 - 26%, в 2012 - 25%. Заболеваемость с устойчивой формой туберкулеза продолжает неуклонно расти. В текущем году были выявлены 2 случая внелегочного туберкулеза - позвоночника и лимфоузлов. Среди впервые выявленных больных 2 пациента - граждане Азербайджана и Украины. По половому составу преобладают мужчины (83%), женщин 17 %.
В 2014 г. умерли 3 больных туберкулезом, из них непосредственно от туберкулеза 2 человека (в т.ч.1 ВИЧ-инфицированный), еще 1 пациент умер от иной причины. В 2013 году непосредственно от туберкулеза умерли 4 человека, 3 из них - с ВИЧ-инфекцией.
На учете врача - фтизиатра на 01.12.2014 состоит 33 чел. с активной формой туберкулеза, 29 из них бацилловыделители, с ВИЧ - 13 чел. в 2014 году заболевших туберкулезом детей и подростков не выявлено.
Одним из способов предупреждения распространения туберкулеза (в том числе, недопущения заражения непосредственно в очаге туберкулезной инфекции при совместном проживании) является ежедневная текущая обработка очагов тубинфекции дезинфицирующими средствами, которая выполняется самими пациентами и их родственниками. Дезсредства выдаются тубслужбой поликлиники. Обязательной процедурой является проведение заключительной дезинфекции очагов, из которых выбывают больные туберкулёзом.
С целью обязательной процедуры предупреждения распространения туберкулеза планируется проведение заключительной дезинфекции очагов, из которых выбывают больные туберкулезом. Будет обработано 20 очагов, исследовано 100 смывов на контроль качества дезинфекции.
Санитарно-гигиеническое просвещение и повышение уровня информированности населения о путях распространения и тяжести туберкулеза, способствуют предупреждению распространения туберкулеза и выявлению малых форм, которые менее опасны для окружающих. Кроме того, ситуация по распространенности иных инфекционных заболеваний (ОРВИ, грипп, кишечные инфекции и др.) также требуют распространения малых средств информации среди населения.
В соответствии с пунктом д) статьи 6 раздела 2 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690, государство ставит стратегическую задачу: создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики. Предлагаемая программа предусматривает предоставление грантов структурам системы профилактики на осуществление мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, психологическую поддержку групп само- и взаимопомощи "Выход" и "Надежда". Оказание психологической поддержки членам групп самопомощи "Выход" и "Надежда" позволит обмениваться опытом, вырабатывать пути решения проблемы наркотизации близких, стабилизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации.
Посредством реализации программы планируется стабилизировать уровень заболеваемости наркоманией, алкоголизмом, туберкулёзом, снизить темпы распространения ВИЧ-инфекции.
Планируется предоставление ежегодно по 3 гранта структурам системы профилактики на осуществление программ (проектов) по пропаганде здорового образа жизни, профилактике заболеваний социального характера (ВИЧ, наркомании, алкоголизма, туберкулеза).
По данным ОГАУЗ "Стрежевская ГБ" социально-обусловленные инфекционные заболевания заняли четвертое место в общей структуре инфекционных заболеваний кроме гриппа и ОРВИ и составили 257 случаев, ИП 616,5, что ниже аналогичного показателя прошлого года (320 случаев ИП 754,7) на 18%. Крайне неблагоприятной ситуацией является рост данной группы инфекционных заболеваний преимущественно за счет ВИЧ-инфекции. В 2014 году зарегистрировано 47 случаев ВИЧ-инфекции, за 5 месяцев 2015 - 36 чел. В 2015 прибыли с установленным диагнозом 4 человека, родилось от ВИЧ-инфицированных матерей 5 детей. Умерло в 2015 году - 8 человек, убыло с территории города - 13 человек. Программа предусматривает оплату работы психолога по оказанию психологической поддержки членам групп самопомощи "Выход" и "Надежда" с целью обмена опытом, выработки путей решения проблемы наркотизации близких, стабилизации внутрисемейных отношений, социальной адаптации.
В рамках реализации Программы продолжатся мероприятия по развитию социального партнерства на территории городского округа Стрежевой и совершенствованию системы взаимоотношений социальных партнеров.
Коллективные договоры и территориальные отраслевые соглашения по-прежнему остаются эффективным механизмом повышения уровня правовой и социально-экономической защиты работников и являются правовой основой для развития договорного регулирования трудовых отношений. Коллективный договор помогает работникам и работодателям бесконфликтно преодолеть разногласия, которые неизбежно возникают в процессе их социально-трудовых взаимоотношений. Работники, защищённые коллективным договором, чувствуют уверенность в своём будущем, а это стимулирует рост производительности труда работников и повышает конкурентоспособность организации.
Специалистами ОСП осуществляется предоставление государственной услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории г. Стрежевого, за исключением коллективных договоров федеральных и областных государственных учреждений.
Необходимо продолжить традицию по проведению ежегодного городского конкурса "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства" (далее - Конкурс) в рамках реализации городского Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией городского округа Стрежевой, объединениями работодателей и Координационным Советом профсоюзов города Стрежевого. Целями Конкурса является выявление организаций, индивидуальных предпринимателей, добивающихся высокой социальной эффективности в решении социальных задач, изучение и распространение их опыта, развитие форм социального партнерства в организациях, малых предприятиях городского округа Стрежевой. Программа предусматривает сохранение стабильного участия в рамках реализации городского Соглашения о социальном партнерстве в городском конкурсе ежегодно не менее 20 организаций.
По состоянию на 24 августа 2015 года в ОГБУ "ЦСПН г. Стрежевого" состоят на учете 1332 инвалида, из них: 50 человек - инвалиды по зрению, 107 - дети-инвалиды.
В части формирования эффективной социальной инфраструктуры города, обеспечения равного доступа к культурным ценностям, обеспечения доступности к качественному образованию и качественным услугам здравоохранения, создания благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды предусматривается реализация ряда мероприятий по созданию доступной среды для инвалидов.
В городе планомерно проводятся работы по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения.
По данным Управления городского хозяйства Администрации городского округа Стрежевой начиная с 2011 года, в ходе проведения благоустроительных работ произведен ремонт тротуаров, в результате которого пандусами обеспечены около 40% переходов с тротуара на проезжую часть дорог.
Отделом архитектуры и градостроительства Администрации городского округа Стрежевой осуществляется контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов в части доступности объектов маломобильным группам населения при проектировании объектов социально-культурного и общественного назначения беспрепятственного доступа (устройство пандусов) в архитектурно-планировочных заданиях в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В список автотранспортных предприятий Томской области, оказывающих услуги "социального такси", опубликованный на официальном информационном сайте Томской области включена фирма "VIP-taxi", осуществляющая свою деятельность в городском округе с 2009 года.
В 2015 году приобретен автомобиль, оборудованный приспособлением для перевозки инвалидов-колясочников. Услуги по сопровождению отдельных категорий граждан предоставляются Областным государственным бюджетным учреждением "Центр социальной поддержки населения г. Стрежевого" в соответствии с Порядком предоставления услуг по сопровождению отдельных категорий граждан на специализированном транспорте.
В целях комплексного решения проблем ежегодно разрабатывается информационный бюллетень, включающий все основные услуги, которые можно получить на дому либо при помощи специалистов.
Информационный бюллетень для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения, проживающих в городе Стрежевом, вручается каждому первично освидетельствованному гражданину на предмет установления инвалидности и размещен на официальном сайте Администрации городского округа Стрежевой.
Несмотря на проводимую в городе работу по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями передвижения, проблема беспрепятственного доступа инвалидов к объектам городской инфраструктуры остается актуальной.
Для повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в городском округе Стрежевой необходимо обустройство не менее 10% выделенных парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов на открытых автостоянках, приобретение автотранспорта для перевозки граждан на муниципальных маршрутах полностью соответствующего требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (далее - обычные образовательные учреждения), и с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий.
Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом.
Необходимым условием реализации указанного направления является создание в обычном образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
К концу 2015 года 4 (СОШ N 2, СОШ N 3, СОШ N 6 и СКОШ) из 9-ти общеобразовательных организаций и 3 (ЦДОД, ЦЭВД, ДШИ (художественное отделение)) из 10-ти объектов социальной инфраструктуры дополнительного образования детей оборудованы пандусами либо пониженной линией входа.
Уменьшение архитектурных барьеров зданий образовательных учреждений будет способствовать социальной и образовательной интеграции детей, имеющих серьёзные ограничения по здоровью, формированию культуры общения и активной жизненной позиции.
Программа определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями передвижения на основе повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством. В рамках реализации программных мероприятий планируется создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования. За время действия программы повысится уровень доступности не менее 5-ти образовательных организаций, подведомственных Управлению образования, для детей-инвалидов и других маломобильных групп населения.
Фестиваль творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями "Теплый дом" проводится в Стрежевом с 1998 года. Он стал доброй традицией и своеобразной визитной карточкой города, праздником толерантности и заботы. Праздник ориентирован на равные возможности для всех горожан. Так же позволяет раскрыть свой творческий потенциал людям с ограниченными возможностями здоровья и выставка декоративно-прикладного искусства "Солнце на ладошке". Организация и проведение данных мероприятий финансируется из средств местного бюджета в рамках реализации программы.
Доступность приоритетных объектов и услуг для инвалидов повышают такие мероприятия, как обустройство выделенных парковочных мест для автотранспортных средств инвалидов на открытых автостоянках; приобретение автотранспорта для перевозки граждан на муниципальных маршрутах полностью соответствующего требованиям по обеспечению его доступности для инвалидов; обустройство мест общего пользования жилых домов специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями передвижения (по месту жительства инвалидов-колясочников), оказание материальной помощи на приобретение индивидуального транспортного средства реабилитации для инвалидов.
В городском округе Стрежевой создана система патриотического воспитания граждан. Сложились традиции проведения торжественных проводов призывников в ряды Вооружённых Сил Российской Федерации, акций "История без учебника", "Георгиевская ленточка", конкурса "Этническая красавица", Дней национальных культур и других. Вместе с тем, внедряются новые виды мероприятий, повышается уровень их проведения и эффективности, растёт количество участников, распространяется практика проведения циклов мероприятий. На протяжении многих лет в патриотическое воспитание детей, подростков и молодежи были активно включены члены Совета ветеранов. Но, в силу возраста, ветераны Великой Отечественной войны все реже участвуют в тематических встречах с учащимися образовательных учреждений, собраниях, митингах и шествиях, реже посещают культурно-массовые мероприятия. В то же время члены стрежевского городского отделения Томской региональной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" (РСВА) все активнее участвуют в общественной жизни города и стремятся внести свой вклад в воспитание молодежи. При их непосредственном участии ежегодно проходят военно-спортивные сборы старшеклассников, представители РСВА проводят для ребят теоретические и практические занятия, готовят школьные команды к участию в военно-спортивной игре "Защита". Военно-патриотическая игра "Защита" вызывает особый интерес подростков, способствует моральной и физической подготовке к Защите Отечества, вооружает знаниями о действиях в экстремальных ситуациях. Финансовая поддержка на протяжении последних лет позволила юным стрежевчанам быть лучшими участниками всероссийского движения "Школа безопасности", победителями регионального и всероссийского уровней.
Программа включает комплекс мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Период действия программы совпадает со значимыми юбилейными датами, празднование которых расставляет особые акценты в процессе патриотического воспитания граждан: в 2016 г. отмечается 50-летие Томской нефти и г. Стрежевой, 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны и 75-летних юбилеев событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Подвиг народа в освоении Томской земли, борьба за независимость и свободу в годы Великой Отечественной войны - события, которые позволяют сформировать новые подходы в патриотическом воспитании стрежевчан. Любовь человека к своей малой родине, привязанность к местам, где он родился и вырос рассматривается как готовность для дальнейшего изучения и сохранения славной истории своего народа, города и области, готовности обеспечения национальной независимости Отечества, умению выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время, выживать в суровых климатических условиях.
Необходимость решения перечисленных вопросов программно-целевым методом обуславливается их комплексностью и взаимосвязанностью, требует скоординированного выполнения различных мероприятий правового, организационного и финансового характера. Принятие и реализация программы позволит обеспечить преемственность в реализации ранее проводимой политики в области комплексного решения проблем отдельных категорий граждан, проживающих на территории городского округа Стрежевой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.