Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Социальная поддержка детей данной категории представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством.
Меры социальной поддержки и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации, законодательством Томской области, а также регламентируются муниципальными правовыми актами и направлены на защиту прав и интересов детей, в том числе нуждающихся в государственной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По данным отдела государственной статистики в г. Томске, на территории городского округа Стрежевой проживают дети, не достигшие возраста совершеннолетия, по состоянию на 01.01.2015 г. 9900 детей; на 01.01.2016 г. 9786 детей.
Полномочия по опеке и попечительству на территории городского округа Стрежевой исполняет Отдел опеки и попечительства Администрации. Специалистами отдела ежегодно выявляется около 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них дети-сироты составляют не более 5%.
Одним из направлений деятельности Администрации в этой сфере является жизнеустройство детей данной категории в замещающие семьи. Сведения о количестве выявленных и устроенных таких детей в городском округе Стрежевой за последние три года, в соответствии с данными статистического отчета формы N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Отдел государственной статистики в г. Томске (в г. Стрежевой), приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
N пп |
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Источник информации |
1 |
Выявлено и учтено детей-сирот, чел. |
16 |
17 |
19 |
19 |
Ведомственная статистика |
2 |
Возвращены родителям, чел. |
1 |
0 |
4 |
3 |
Ведомственная статистика |
3 |
Остались неустроенными, чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ведомственная статистика |
4 |
Общая численность детей, проживающих в семьях опекунов, чел. |
127 |
133 |
126 |
114 |
Ведомственная статистика |
5 |
Численность детского населения, чел. |
9703 |
9765 |
9900 |
9786 |
Данные статистики |
6 |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от общей численности детского населения, ((стр. 4 / (стр. 5 + стр. 3)) x 100%), % |
1,31% |
1,36% |
1,27% |
1,16% |
Расчетный показатель |
В Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье. В последние годы семье уделяется повышенное внимание как на государственном уровне, так и на региональном, адресной поддержке семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Президентом Российской Федерации был принят Указ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в котором одним из ключевых принципов Национальной стратегии является реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Обозначены основные задачи государственной политики в интересах детей, одной из которых является реформирование сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершенствование системы стимулирования граждан к семейному устройству данной категории.
До недавнего времени чаще всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устраивали в учреждения для детей-сирот. Но учреждения, даже при надлежащем уходе и воспитании, не способны развить необходимые адаптационные способности у детей для самостоятельной жизни.
Определены меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, это - увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, до 90%. В городском округе Стрежевой этот показатель последние года составляет 100% (таблица 1.2).
Таблица 1.2
N пп |
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Источник информации |
1. |
Вновь выявленные дети-сироты, чел. |
15 |
17 |
19 |
19 |
Ведомственная статистика |
2. |
Устроено в семьи, чел., в т.ч.: |
15 |
17 |
19 |
14 |
Ведомственная статистика |
2.1 |
- под опеку |
8 |
14 |
10 |
10 |
Ведомственная статистика |
2.2 |
- в приемную семью |
5 |
2 |
2 |
4 |
Ведомственная статистика |
2.3 |
- на усыновление |
2 |
1 |
3 |
0 |
Ведомственная статистика |
2.4 |
- возвращены родителям |
0 |
0 |
4 |
0 |
Ведомственная статистика |
3. |
Устроены в государственные учреждения, чел. |
0 |
0 |
0 |
5 |
Ведомственная статистика |
4. |
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семьи, от общей численности вновь выявленных детей-сирот в текущем году (стр. 2 / стр. 1 x 100%) |
100% |
100% |
100% |
74% |
Расчетный показатель |
Несмотря на улучшение вышеназванных показателей, социальное сиротство продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. По данным статистического отчета формы N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", по состоянию на 01.01.2017 г. на учете в отделе опеки состоит 95 семей, в которых проживает 114 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Замещающая семья, сегодня является приоритетной формой воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако приемные родители сталкиваются с трудностями, обусловленными как малой информированностью о таких детях, так и спецификой их развития. Недостаточный уровень готовности приемных родителей в большинстве случаев может привести к возврату детей из замещающих семей. В целях подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью, предотвращения возвратов детей при ОГБУ "Центр помощи семье и детям г. Стрежевого" работает Школа приемных родителей. Прошли подготовку кандидатов в замещающие родители:
в 2013 году - 29 человек;
в 2014 году - 22 человека;
в 2015 году - 17 человек;
в 2016 году - 21 человек.
В настоящее время подготовка граждан ведется по программе, которая требует методического сопровождения и наглядных пособий, работу в этом направлении необходимо продолжать.
Одним из важнейших направлений по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение их жилыми помещениями в рамках Закона Томской области "О специализированном жилищном фонде Томской области" от 06.09.2006 N 212-ОЗ. За период с 2012 года Администрацией городского округа Стрежевой приобретено 27 квартиры для детей сирот и заключены договоры найма специализированного жилищного фонда сроком на 5 лет. По состоянию на 01.01.2017 г.
11 человек имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору специализированного найма.
Сведения о количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городском округе Стрежевой, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
N п/п |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Источник информации |
1. |
Всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, чел. |
3 |
2 |
8 |
14 |
4 |
Ведомственная статистика |
2. |
Всего детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, чел. |
3 |
2 |
8 |
14 |
4 |
Ведомственная статистика |
Работу в этом направлении необходимо продолжать в рамках настоящей муниципальной программы.
Одним из важных направлений деятельности в сфере защиты прав и интересов детей является помощь семьям, имеющим несовершеннолетних детей, не имеющим возможности для самостоятельного решения социальных проблем. В этой связи особо нуждающимся отдельным категориям граждан предоставлялись адресные меры социальной поддержки. По оценке ОГАУЗ "Стрежевская городская больница" и МКУ Управление образования Администрации городского округа Стрежевой, около 3% детского населения сегодня нуждаются в социальной помощи. Мероприятия по частичной оплате стоимости питания отдельных категорий, обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, являются одним из направлений социальной поддержки и защиты детей школьного возраста.
В целях профилактики роста уровня заболеваемости необходимо постоянно контролировать ситуацию с питанием детей, подверженных риску заражения ВИЧ-инфекцией через материнское молоко. Ежегодно в городе рождается порядка 20 детей от ВИЧ-инфицированных матерей. Организация их питания является важнейшей задачей муниципальной системы профилактики.
Особую значимость в социализации детей приобретает досуговая деятельность, организация мероприятий, в том числе направленных на ведение здорового образа жизни. Информация о мерах социальной поддержки за последние 5 лет представлена в таблице 1.4.
Таблица 1.4
N |
Наименование показателя |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Источник информации |
1. |
Численность детского населения |
9841 |
9703 |
9765 |
9900 |
9786 |
Данные статистики |
2. |
Питание детей, подверженных риску заражения ВИЧ-инфекцией через материнское молоко |
29 |
28 |
23 |
18 |
25 |
Ведомственная статистика |
3. |
Питание отдельных категорий детей, обучающихся в образовательных учреждениях |
269 |
283 |
217 |
280 |
243 |
Ведомственная статистика |
4. |
Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, выпускников ОУ одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием |
12 |
8 |
6 |
12 |
10 |
Ведомственная статистика |
5. |
Количество детей, принимающих участие в культурно-досуговых мероприятиях |
170 |
132 |
194 |
241 |
257 |
Ведомственная статистика |
6. |
Доля детей, вовлеченных в мероприятия по социальной адаптации, от общей численности детского населения городского округа Стрежевой, 100% (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) / стр. 1 x 100% |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
5,5 |
5,5 |
Ведомственная статистика |
Необходимость решения перечисленных вопросов программно-целевым методом обуславливается их комплексностью и взаимосвязанностью, требует скоординированного выполнения различных мероприятий правового, организационного и финансового характера. Принятие и реализация настоящей программы позволят обеспечить преемственность в реализации ранее проводимой политики в области комплексного решения проблем детского населения, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории городского округа Стрежевой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.