Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказом Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области от 16 декабря 2015 г. N 198 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика задачи СПБ, для решения которой разработана ВЦП
Ведомственная целевая программа "Развитие льноводства" (далее - Программа) направлена на увеличение объемов производства льна и на модернизацию льняного комплекса Томской области.
Лен-долгунец является одной из немногих технических культур, способных давать полноценное растительное волокно в условиях континентального климата Сибири. Его называют классическим растением северных широт. Он имеет неограниченный рынок сбыта как растительного волокна, так и семян.
В отличие от минеральных ресурсов лен является восстановимым природным ресурсом, что позволяет назвать развитие льняного комплекса приоритетным направлением для обеспечения долгосрочного экономического развития Томской области.
Томская область исторически являлась традиционным производителем и поставщиком льняного волокна для ткацких комбинатов Центральной России. В 1980-1990 годы лен в Томской области возделывался на площади более 23 тысяч гектаров. Значительный спад объемов производства льна произошел в 90-е годы прошлого столетия, первопричиной которого стал общесистемный кризис экономики. В результате льноводство в Томской области, как и во всей России, было значительно разрушено.
В середине 90-х годов площадь посевов льна составляла не более 200 гектаров. В период с 2000 до 2013 годы посредством целенаправленной государственной поддержки льноводческих хозяйств Томской области удалось нарастить площади посевов льна до 1430 гектаров, при этом потенциальные возможности льняного комплекса Томской области выше в несколько раз. По оценкам томских ученых, территория Томской области располагает высокими потенциальными возможностями для восстановления утраченных посевов льна, реально можно говорить о перспективной площади посевов 3 - 5 тысячи гектаров.
Несмотря на общий спад показателей льноводства, в Томской области удалось сохранить научное направление селекции льна на базе Сибирского научно-исследовательского института сельского хозяйства и торфа (СибНИИСХиТ).
Селекционная работа по выведению новых сортов сибирского льна непрерывно велась даже в периоды глубокого спада льноводства в России. В настоящее время в Сибирском научно-исследовательском институте сельского хозяйства и торфа сохранены кадры уникальных специалистов-селекционеров. В активе томских селекционеров имеется более десятка высокопродуктивных раннеспелых, устойчивых к стрессовым условиям сибирского климата сортов льна. Таким образом, потенциал льняного комплекса Томской области оценивается не только возможностями развития льноводства и льнопереработки, но и достижениями томских селекционеров.
В настоящее время значительные ресурсы российской экономики направляются на закуп продукции, выполненной на основе хлопкового волокна. Вместе с тем льняное волокно может являться сырьем для производства многих видов продукции и полноценно заменить присутствующую на российском рынке хлопковую продукцию. Процесс замещения хлопкового волокна на льняное сопряжен с интенсивным развитием технологий льнопереработки, внедрений инновационных методов выращивания и переработки волокна, ростом потребности льноводческих хозяйств в семенах льна высокой репродукции.
Именно поэтому льняной комплекс Томской области содержит высокий инновационный, технологический и экономический потенциал.
Существующий в последние годы дефицит льняного сырья для ткацких фабрик России создает предпосылки для значительного расширения объемов посевов льна на территории Томской области с одновременным созданием собственных перерабатывающих мощностей короткого льноволокна, ориентированных на внедрение инновационных технологий глубокой переработки льна, обеспечивающих качественные и ценовые преимущества продукции.
Поскольку основные потребители длинного льноволокна (ткацкие комбинаты) значительно удалены от Томской области, а для развития на территории собственной ткацкой подотрасли нет предпосылок, то такая продуктовая ориентация льняного комплекса сохранится на перспективу до 2020 года.
С учетом вышеизложенного можно сделать основной вывод, что льняной комплекс Томской области требует применения комплексных мер по обеспечению его устойчивого развития и восстановлению утраченного потенциала.
Решение проблемы может быть обеспечено реализацией таких направлений, как расширение объемов посевов льна, внедрение технологических процессов глубокой переработки длинного и короткого льняного волокна, существенное увеличение производства перспективных видов льняной продукции.
Технологическая отсталость предприятий и постоянный рост цен на энергоносители во многом определяют высокую себестоимость льняного сырья, а снижение финансовой устойчивости предприятий льняного комплекса приводит к повышению степени износа техники и других основных фондов.
Главным препятствием успешной реализации имеющегося потенциала для устойчивого развития льняного комплекса Томской области является устаревшая материально-техническая база и недостаточный уровень технического оснащения льноводческих и льноперерабатывающих предприятий, а также отсутствие институциональных предпосылок для повышения деловой активности сельхозпроизводителей.
Проблема высокой изношенности сельскохозяйственной техники усугубляется отсутствием отечественных производителей сельхозтехники для уборки и переработки льна.
Все перечисленные факторы отрицательно влияют на уровень рентабельности выращивания и первичной переработки льна и не стимулирует сельских товаропроизводителей и переработчиков к инвестированию финансовых средств в дальнейшее развитие.
Дальнейший рост объемов производства в льняном комплексе Томской области возможен только при реализации комплекса мер, направленных на преодоление технологической отсталости товаропроизводителей, повышение цен на длинное волокно и обеспечение условий для реализации инвестиционных проектов, направленных на переработку на территории области короткого волокна и костры, обеспечивающих высокую рентабельность льноводческих предприятий области.
Одним из основных направлений развития агротехнологий производства льна для сельхозпроизводителей области является интенсификация технологических процессов его возделывания и комплексная механизация уборки. Острота вышеизложенных проблем усугубляется недостатком комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития льняного комплекса, особенно в вопросах повышения эффективности отрасли за счет внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий.
На решение указанных проблем и направлена Программа.
Сегодня основным стимулом для роста посевных площадей льна и объемов его производства является стабильный рынок сбыта, для этого нужна своя переработка. Продукция предприятия "Томский лен" сегодня востребована на рынке.
Обеспечив хозяйства специализированной техникой, можно добиться:
1) посева льна в оптимальные агротехнические сроки, заложив тем самым основу для получения высоких урожаев и повышения качества продукции;
2) внедрение рулонной технологии, позволяющей сократить сроки и снизить трудоемкость при уборке более чем в 2 раза, обеспечить качество продукции.
Устойчивое развитие льняного комплекса Томской области возможно при условии расширения объемов посевов льна, интенсивного обновления, реконструкции и модернизации существующих производственных мощностей льноводческих предприятий, ввода новых высокотехнологичных перерабатывающих мощностей, внедрение инновационных методов переработки короткого льноволокна с целью получения конкурентоспособной продукции и расширения рынков сбыта.
Кроме того, реализация Программы обеспечит создание новых рабочих мест, будет способствовать привлечению в отрасль молодых высококвалифицированных кадров, что особенно актуально в сельскохозяйственном производстве. Успешное развитие льняного комплекса увеличит поступление финансовых средств от налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, в том числе в местные бюджеты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.