Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика задачи СПБ, для решения которой разработана ВЦП
Для устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности сельского хозяйства, в том числе роста показателей производительности труда и роста объемов производства сельскохозяйственной продукции, одним из приоритетов аграрной политики Томской области является обеспечение агропромышленного комплекса и сельских территорий качественными трудовыми ресурсами, квалифицированными консультационными услугами и доступными информационными ресурсами.
По состоянию на 01.01.2015 года в Томской области числилось 1656 работников, занимающих должности руководителей и специалистов, 844 из которых имеют высшее профессиональное образование (51% от общего числа), 597 - среднее профессиональное образование. По отношению к 2013 году, количество руководителей, не имеющих высшего или среднего профессионального образования, снизилось на 13,5%, но по-прежнему остается высоким. 43% руководителей и специалистов сельского хозяйства не повышали квалификацию за последние три года.
В молочном и мясном животноводстве работает 30 зоотехников, 17 из которых (56,6%) с высшим образованием; 47 ветеринарных врачей, 26 из которых (55,3%) с высшим образованием; 8 зоотехников-селекционеров, 6 из которых (75%) с высшим образованием. Низкая квалификация приводит к ошибкам в селекционно-племенной работе, некачественному ветеринарному обслуживанию, недостаткам в содержании и обслуживании крупного рогатого скота, что в свою очередь ведет к снижению показателей надоев и валового производства молока.
Для достижения высоких производственных показателей необходимы повышение профессионального уровня кадров агропромышленного комплекса, организация трудового соперничества сельскохозяйственных товаропроизводителей. Для достижения целей и решения задач устойчивого развития сельских территорий необходимо также повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления путем создания условий и стимулов для проведения ими эффективной работы по социально-экономическому развитию территорий, поощрение муниципальных образований, демонстрирующих наилучшие результаты деятельности.
В целях повышения качества подготовки кадров необходимо укреплять научную, учебную, производственную и опытную базу подготовки кадров, проводить мероприятия, конференции, семинары, способствующие доведению инновационных разработок в аграрном секторе до сельскохозяйственных товаропроизводителей, совершенствовать мотивационный механизм материального и морального поощрения специалистов и работников массовых профессий, в том числе проводить областные конкурсы с премированием победителей, показавших наилучшие результаты деятельности.
В сфере сельского хозяйства наблюдается процесс оттока работников массовых профессий из организаций. На 34 человека снизилась общая численность постоянного состава работников в сельском хозяйстве, что составило 99% к показателю 2013 года. В 2014 году принято на работу в сельскохозяйственные организации на 420 человек меньше, чем в предыдущем (1729 чел), при этом доля выпускников увеличилась на 2,6 %. Доля принятых на работу по рабочим специальностям снизилась на 5% и составила в 2014 году 22%. от общего числа работающих. Возросла доля уволенных в связи с ликвидацией (сокращением) сельскохозяйственных организаций с 1,8% до 2,2% от общего числа уволенных в отчетном периоде. На 135 человек увеличилась численность штатных механизаторов.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.
В целях совершенствования условий получения и содержания профессионального образования необходимо развивать систему целевой подготовки специалистов в отраслевых образовательных организациях, реализовывать в сельских школах профориентационные проекты в области сельскохозяйственного производства, а также стимулировать приток кадров на село с помощью предоставления социальных выплат.
Приоритетным направлением развития сельского хозяйства Томской области является развитие животноводства. По данным на 01.01.2014 г., животноводством в области занималось 36 хозяйств. Полностью укомплектованы кадрами 12 хозяйств (33,3%), 5 хозяйств (14%) не имеют в штате специалистов, в 19-и хозяйствах работает по 1 специалисту (зоотехник, либо ветврач).
Для роста обеспеченности кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечения и закрепления молодежи в сельской местности необходимо проводить мероприятия по информационному обеспечению, направленные на создание положительного образа сельских территорий и АПК, информирование широких масс населения о сравнительных преимуществах жизни в сельской местности, в том числе о доступном и просторном жилье, здоровой окружающей среде, дружелюбной социальной атмосфере, возможностях для реализации молодежи и предпринимателей.
Эффективное использование научно-технических достижений в сельском хозяйстве в значительной степени зависит от механизма доведения знаний до товаропроизводителей.
В целях повышения эффективности агропромышленного производства и качества жизни сельского населения на основе освоения достижений научно-технического прогресса и использования знаний об инновационных методах производства, развития сельских территорий и жизнеобеспечения сельского населения важными задачами являются расширение доступа к консультационным и методическим услугам, совершенствование форм и методов консультационной деятельности.
В 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению было оказано более 3000 тыс. консультационных услуг. При этом 60 процентов консультаций по разным направлениям получили фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы информационного взаимодействия с органами местного самоуправления, являющихся важным звеном в реализации государственной политики.
В этой связи необходимо продолжить работу по формированию единой системы информационного обеспечения, расширения доступа сельхозтоваропроизводителей и муниципальных органов управления АПК к государственным информационным ресурсам и базам данных, обеспечение их информационными продуктами, содержащими актуальную научную, экономическую, технологическую, техническую и иную информацию по направлениям сельского хозяйства и развития сельских территорий. Создание информационных ресурсов и баз данных должно быть направлено как на информирование широкого круга потребителей о производителях и ассортименте сельскохозяйственной продукции, так и на практическое использование сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Одним из важных направлений информационного обеспечения развития агропромышленного комплекса и сельских территорий является совершенствование информационно-аналитического обеспечения. В настоящее время периодические всероссийские сельскохозяйственные переписи проводятся 1 раз в 10 лет. Для повышения актуальности и полноты получаемой информации целесообразно усовершенствовать систему сбора, обработки и анализа информации.
Для оценки эффективности реализации настоящей Программы используются целевые индикаторы, представленные в таблице 2.
Таблица 1
Целевые индикаторы Программы
Показатели |
2016 г |
2017 г |
2018 г |
Количество молодых специалистов, привлеченных в сферу агропромышленного комплекса, чел. |
35 |
35 |
35 |
Количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым оказаны консультационные и методические услуги, шт. |
110 |
110 |
110 |
Обеспечение государственной поддержки в полном объеме позволит обеспечить достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам.
Таблица 2
Кадровый состав работников, замещающих должности руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, на 2014 год
Наименование должностей |
Количество штатных единиц |
Фактически работает, чел. |
Из числа фактически работающих (гр.4): |
Принято на работу |
Уволено с работы |
|
|||||||||
имеют профессиональное образование |
не имеют высшего или среднего профессионального образования |
лица в возрасте |
Повысили квалификацию в отчетном году в системе дополнительного профессионального образования |
|
|||||||||||
Всего |
в том числе женщин |
высшее |
среднее |
всего |
в т.ч. обучается по заочной или вечерней формам |
до 30 лет |
старше: 55 л.-жен. 60 л.-муж. |
Всего |
из них молодых специалистов выпуска отчетного года |
Всего |
в т.ч. по инициативе администрации как несправившиеся с работой или скомпрометировавшие себя |
|
|||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
|
Всего работников, занимающих, должности руководителей и специалистов |
1779,05 |
1656 |
999 |
844 |
597 |
215 |
34 |
317 |
159 |
91 |
192 |
27 |
162 |
6 |
|
Руководители сельскохозяйственных организаций |
91,1 |
91 |
14 |
63 |
24 |
4 |
1 |
9 |
17 |
4 |
3 |
0 |
2 |
0 |
|
Главные агрономы |
26 |
22 |
3 |
21 |
1 |
0 |
0 |
8 |
4 |
7 |
3 |
2 |
5 |
1 |
|
Главные зоотехники, в т.ч. гл. селекционеры |
24,5 |
23 |
16 |
17 |
5 |
1 |
0 |
4 |
1 |
5 |
5 |
1 |
4 |
0 |
|
Главные ветеринарные врачи |
24 |
15 |
7 |
13 |
1 |
1 |
0 |
4 |
2 |
0 |
1 |
0 |
6 |
0 |
|
Главные инженеры всех специальностей |
42,6 |
43 |
0 |
24 |
15 |
4 |
0 |
6 |
3 |
5 |
4 |
0 |
3 |
0 |
|
Главные энергетики и электрики |
23,5 |
16 |
0 |
5 |
9 |
2 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
5 |
1 |
|
Руководители среднего звена |
308 |
294 |
144 |
93 |
125 |
76 |
5 |
23 |
27 |
10 |
26 |
0 |
17 |
1 |
|
Работники служб управления персоналом |
41,25 |
42 |
42 |
17 |
21 |
4 |
1 |
10 |
6 |
2 |
6 |
0 |
6 |
0 |
|
Специалисты-строители всех |
21 |
20 |
6 |
15 |
4 |
1 |
0 |
7 |
1 |
2 |
3 |
0 |
3 |
0 |
|
Специалисты службы землеустройства |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Специалисты по информационным технологиям |
14,5 |
13 |
2 |
11 |
1 |
1 |
1 |
6 |
0 |
1 |
4 |
0 |
4 |
0 |
|
Агрономы всех специальностей |
39 |
30 |
13 |
18 |
11 |
1 |
4 |
9 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
0 |
|
Зоотехники всех специальностей |
65 |
58 |
50 |
31 |
21 |
6 |
2 |
15 |
5 |
6 |
15 |
2 |
9 |
1 |
|
Ветеринарные врачи, ветфельдшеры, ветинспекторы |
141 |
122 |
95 |
66 |
45 |
11 |
3 |
37 |
2 |
1 |
22 |
8 |
13 |
1 |
|
Специалисты по воспроизводству стада (в т.ч. техники-осеменаторы) |
50,5 |
47 |
46 |
6 |
27 |
14 |
1 |
9 |
5 |
4 |
5 |
0 |
5 |
0 |
|
Инженеры и техники всех специальностей |
103 |
96 |
16 |
51 |
35 |
10 |
1 |
21 |
12 |
3 |
8 |
4 |
7 |
0 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.