Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 апреля 2017 г. по заявке N 2015713215
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2015713215 |
Название: |
АЛТАЙСКОЕ ALTAJSKOE |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
27.02.2017 |
Дата коллегии: |
28.03.2017 |
Дата утверждения: |
11.04.2017 |
Заявитель: |
ООО "Кипринский молочный завод" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 27 октября 2017 г. по делу N СИП-384/2017, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 19 марта 2018 г. N С01-1157/2017, настоящее решение признано недействительным
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 27.02.2017, поданное ООО "Кипринский молочный завод", Алтайский край, (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявкеN2015713215, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N 2015713215, поданной 30.04.2015, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 29 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ) "мясо, рыба, птица и дичь; мясные экстракты; овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца, молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые".
В качестве товарного знака заявлено словесное обозначение, выполненное стандартным шрифтом буквами русского и латинского алфавитов- (1).
Роспатентом 31.10.2016 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака, мотивированное в заключении по результатам экспертизы несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 3(1), 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы было указано, что словесный элемент "Алтайское Altajskoe" (Altajskoe транслитерация от "Алтайское") представляет собой географическое название (прил. от Алтай - Республика Алтай - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ (см. Интернет-словари), в связи с чем указывает на место нахождения изготовителя товаров и, следовательно, является неохраняемым элементом.
Также было указано, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 212789 с приоритетом от 22.11.1669, зарегистрированным на имя ООО "Алтай Холдинг" в отношении услуг 42 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 29 класса МКТУ - (2).
В Федеральную службупо интеллектуальной собственности 27.02.2017 поступило возражение, основные доводы которого сводятся к следующему:
- противопоставленный товарный знак (2) может быть снят, поскольку срок действия данной регистрации истек 22.11.2016. Кроме того, товары 29 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана товарного знака по заявке N 2015713215, и услуги 42 класса МКТУ противопоставленной регистрации не однородны;
- словесный элемент "Алтайское Altajskoe" в отношении заявленных товаров 29 класса МКТУ, в частности, "молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые" является фантазийным, в связи с чем ему может бытьпредоставленаправовая охрана;
- существует практика регистрации товарных знаков, содержащих словесные элементы: "УРАЛЬСКИЕ" (свидетельство N 258328); "Уральский продукт" (свидетельство N 412742); "Уральские пельмени" (свидетельство N 503711); "Уральская водка" (свидетельство N 368959); "Уральский" (свидетельства N 382163, N 478424, N 203253); "Сибирь" (свидетельство N 289769); "Евразийская Euraziyskaya" (свидетельство N 453492); "АЛТАЙСКАЯ СЛАВНАЯ" (свидетельство N 387416); "АЛТАЙ" (свидетельство N 185189); "АЛТАЙ" (свидетельство N 155624); "Сибирская" (свидетельству N 406464); "Сибирское" (свидетельство N 358102), "КУЗБАССКИЕ" (свидетельству N 540307), "МОСКОВСКИЙ" (свидетельства N 446650, N 283105), "" (свидетельство N 212789), что показывает возможность предоставления правовой охраны товарному знаку "Алтайское Altajskoe" по заявке N 2015713215;
- по мнению заявителя, качество и репутация заявленных товаров 29 класса МКТУ, в частности "молоко и молочные продукты; масла и жиры пищевые", не зависит от природных условий Алтайского края, тем самым исключается возможность ущемления прав иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность в Алтайскомкрае;
- Алтай, являясь довольно обширным регионом на территории России, Монголии и Китая, не может восприниматься как указание на определенное место производства товаров или нахождение производителя.
На заседании коллегии, состоявшемся 28.03.2017, заявитель ограничил перечень товаров 29 класса МКТУ, в отношении которых испрашивается правовая охрана товарного знака по заявке N 2015713215, следующими позициями: "овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца, молоко и молочные продукты; масла".
На основании изложенного заявитель просит отменить решения Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении уточненного перечня товаров 29 класса МКТУ (указанного выше).
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты подачи заявки (30.04.2015) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а такжена время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования.
Согласно пункту 2.3.2.3 Правил к обозначениям, характеризующим товары, в том числе указывающим на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта, относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер), указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий; которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.
Согласно пункту 14.4.1 Правил при определении, занимает ли неохраняемое обозначение в товарном знаке доминирующее положение, принимается во внимание его смысловое и/или пространственное значение.
Если такое обозначение занимает доминирующее положение, то делается вывод о невозможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака.
Положениями пункта 2.3 Правил установлено, что к доказательствам приобретения обозначением различительной способности относятся, в частности, сведения о длительности и интенсивности его использования и так далее. Доказательства приобретения обозначением различительной способности предоставляются заявителем.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товарови имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2 (б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг кдругу, алфавитуи цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (в) Правил: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках; совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленного обозначения по заявке N 2015713215 - (1) представляет собой словесное обозначение, выполненное буквами русского и латинского алфавитов стандартным шрифтом.
В качестве сходного до степени смешения с заявленным обозначением (1) в заключении по результатам экспертизы указан товарный знак по свидетельству N 212789 - (2).
Противопоставленный знак - (2) представляет собой словесное обозначение, выполненное буквами латинского алфавита стандартным шрифтом. Правовая охрана товарному знаку (2) предоставлена в отношении товаров 16, 21,35, 33, 34 и услуг 42 классовМКТУ.
Что касается довода заявителя о том, что срок действия регистрации товарного знака (2) истек 22.11.2016, то коллегия отмечает следующее.
Согласно данным Госреестра срок действия указанной регистрации, действительно истек, однако в соответствии с нормой пункта 2 статьи 1491 Кодекса по ходатайству правообладателя ему может быть предоставлено шесть месяцев по истечении срока действия исключительного права на товарный знак для подачи соответствующего заявления о продлении срока действия исключительного права на товарный знак. В связи с чем правообладатель товарного знака (2) до 22.05.2017 может воспользоваться данным правом и, следовательно, данный товарный знак не может не учитываться.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения (1) и противопоставленного товарного знака (2) показал, что они являются сходными в силу того, что содержат в своем составе фонетически сходные словесные элементы "Алтайское Altajskoe" - "". Данный факт заявителем не оспаривается.
Сравнение товаров и услуг с целью определения их однородности показало следующее.
В заключении по результатам экспертизы указано, что услуги 42 класса МКТУ, указанные в перечне противопоставленного товарного знака (2), однородны заявленным товарам 29 класса МКТУ.
Поскольку заявителем был скорректирован перечень товаров 29 класса МКТУ, то анализ однородности проводится в отношении уточненного перечня: "овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке; желе, варенье, компоты; яйца, молоко и молочные продукты; масла".
Услуги 42 класса МКТУ "обеспечение пищевыми продуктами и напитками; рестораны, обслуживание баров; реализация товаров", указанные в перечне противопоставленного товарного знака (2) отражают либо деятельность торговых предприятий, к которым могут относиться услуги супермаркетов, магазинов, оптово-розничных баз и т.д., по реализации уже произведенных товаров в интересах третьих лиц; либо деятельность предприятий общественного питания (в данном случае услуги ресторанов и баров), деятельность которых связана с предоставлением услуг по приготовлению по заказу потребителя различных блюд в сочетании с услугами по организации досуга.
Заявленные товары 29 класса МКТУ представляют собой объект/продукт производства.
Таким образом, товары 29 класса МКТУ уточненного перечня и услуги 42 класса МКТУ противопоставленного товарного знака (2) различаются по своей природе, относятся к разному роду деятельности ("продукты питания" / "торговая деятельность" или "услуги по приготовлению блюд с организацией отдыха) и имеют разное назначение.
Указанное свидетельствует об отсутствии принципиальной возможности возникновения у потребителя представления о принадлежности сравниваемых товаров 29 и услуг 42 классов МКТУ одному производителю и, следовательно, услуги 42 класса МКТУ противопоставленного товарного знака (2) не является однородными с товарами 29 класса МКТУ (уточненного перечня).
С учетом изложенного основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиямпункта6 статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Согласно словарно-справочным источникам информации обозначение "Алтайское" (Altajskoe - его транслитерация) представляет собой прилагательное, образованное от названия географического объекта - Алтай - Алтайский край, субъект Российской Федерации, входит в Сибирский федеральный округ, является частью Западно-Сибирского экономического района, см. https://ru.wikipedia.org.
Учитывая приведенную семантику, можно сделать вывод, что заявленное обозначение "Алтайское Altajskoe" ассоциируется у потребителя с названием определенного российского региона - Алтайским краем, а не территорией Монголии и Китая, следовательно, способно вызывать представление об определенном месте нахождения производителя товаров.
При этом следует указать, что согласно общедоступным сведениям сети Интернет, которые содержат ретроспективные данные, см. например, http://le22.ru/syr-elitnyj-brend-altajskogo-kraya/, "на протяжении многих лет Алтай славится своими экологически чистыми продуктами питания_", "_с 1900 года талантливые сыроделы подарили миру множество отменных сортов превосходных твердых сыров.", "_с 2005 года Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации по производству сыра", "_ сегодня в сыродельной отрасли края представлено около 50 предприятий различной мощности, крупнейшие из них ГК "Киприно", ЗАО "Барнаульский молочный комбинат", "Рубцовский молочный завод, предприятия ГК "Столица молока", ИП Емелин В.П., ООО "Холод", ООО АМК "Угриничъ", ООО "СП- переработка", в Барнауле проходит ежегодная выставка-ярмарка "Дни алтайского сыра", где можно оценить уникальность продукции алтайских сыроделов.
Кроме того, на своем сайте заявитель также размещает сведения о том, что уникальная природа Алтая является одним из факторов создания качественной продукции.
С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что на территории Алтайского края, который славится производством продуктов питания, в частности молочной продукции, в качестве производителей, помимо заявителя, зарегистрировано большое количество предприятий, которые вправе использовать при маркировке выпускаемой продукции обозначение "Алтайское" и как вариант его исполнения Altajskoe" в качестве указания на местонахождение предприятия, в связи с чем обозначение "Алтайское Altajskoe" должно быть свободным для использования различными предприятиями для продуктов питания, произведенных в данном регионе.
Относительно приведенных в возражении прецедентов регистрации товарных знаков, включающих охраняемый элементы: "УРАЛЬСКИЕ" (-АЯ, -ИЙ), "Сибирь", "Евразийская Euraziyskaya", "АЛТАЙСКАЯ СЛАВНАЯ", "АЛТАЙ", "Сибирская" (- ОЕ), "КУЗБАССКИЕ", "МОСКОВСКИЙ", "", то следует отметить, что каждый знак индивидуален, и возможность его регистрации рассматривается отдельно в зависимости от каждого конкретного случая с учетом всех обстоятельств дела. Указанное подтверждается тем, что существуют зарегистрированные товарные знаки: (свидетельство N 547403); (свидетельство N 600739); (свидетельство N 604311); (свидетельство N 509426); (свидетельства N 552406), в которых словесный элемент "АЛТАЙСКАЯ" (-ОЕ, -ИЕ) исключен из самостоятельной охраны.
С учетом изложенных обстоятельств коллегия полагает, что обозначение "Алтайское Altajskoe" является характеристикой товаров уточненного перечня, вследствие чего не соответствует требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, предъявляемым к товарным знакам.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятияРоспатентомследующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 27.02.2017, оставить в силе решение Роспатента от 31.10.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 апреля 2017 г. по заявке N 2015713215
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 27 октября 2017 г. по делу N СИП-384/2017 настоящее решение признано недействительным