Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 мая 2017 г. по заявке N 2013104422/12
Заявка: |
2013104422/12 |
Название: |
Способ Исмаиловой Н.В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления |
Объект охраны: |
изобретение |
Дата обращения: |
08.05.2015 |
Дата коллегии: |
14.03.2017 |
Дата утверждения: |
03.05.2017 |
Заявитель: |
Исмаилова Н.В., Россия |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в выдаче патента на ИЗ, ПМ, ПО |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 18 декабря 2017 г. по делу N СИП-482/2017, оставленным без изменения Постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 2 апреля 2018 г. N С01-166/2018, настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение Исмаиловой Н.В. (далее - заявитель), поступившее 08.05.2015, на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее -Роспатент) от 11.11.2014 об отказе в выдаче патента на изобретение по заявке N 2013104422/12. При этом установлено следующее.
Заявлено группа изобретений "Способ Исмаиловой Н.В. обучения чтению и учебное пособие для его осуществления", совокупность признаков которых изложена в уточненной формуле, представленной в корреспонденции, поступившей 17.10.2014, в следующей редакции:
"1. Способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием набора носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями при том, что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота, при этом при изучении букв их озвучивание осуществляют с таким звучанием, какое необходимо при прочтении буквы в составе слова; причем, по меньшей мере, части изучаемых букв присваивают присущий букве визуальный образ; при этом освоение гласных букв осуществляют первоначально из первой группы, содержащей буквы "А", "О", "У","Ы", "Э", а затем из второй группы, содержащей буквы "Я", "У", "Ю", "И", "Е"; при том, что побуждают прочтение обучаемым последовательно первоначально открытых двухбуквенных слогов, а затем слов, отличающийся тем, что каждой гласной букве присваивают образованный движением руки присущий ей жестовый образ, при этом освоение гласных букв производят с ориентировкой на жестовые образы, воспроизводимые обучаемым синхронно с их звучанием, причем освоение гласных букв осуществляют после ознакомления со всеми согласными буквами, причем используют второй набор носителей информации, при том, что каждый набор содержит число носителей информации по числу согласных букв алфавита.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что жестовый образ гласной букве присваивают с учетом присвоенного ей визуального образа.
3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что жестовый образ буквы "А" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде большой горы, и воспроизводят отведением вниз большого пальца, находящегося в исходном положении под указательным пальцем кисти правой руки, расположенной с плотно прижатыми пальцами возле правого уголка рта; жестовый образ буквы "О" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде колеса, и воспроизводят обведением открытого рта указательным пальцем руки при сжатых в кулачок остальных пальцах; жестовый образ буквы "У" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде дудочки, и воспроизводят отведением вниз соединенных вместе кончиков пальцев руки, находящейся в исходном положении возле нижней губы; жестовый образ буквы "Ы" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде слегка растянутого рта с показывающими зубки приоткрытыми губками, и воспроизводят обведением поднесенными ко рту и разведенными в разные стороны большим и указательным пальцами; жестовый образ буквы "Э" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде открытого рта с язычком, и воспроизводят покачиванием выпрямленного указательного пальца расположенной возле уголка рта руки при сжатых в кулачок остальных пальцах; жестовый образ буквы "Я" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде малыша, и воспроизводят показом руки на себя; жестовый образ буквы "Е" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде ежика с глазками, и воспроизводят показом над головой собранных в кружок наподобие глазка двух пальцев; жестовый образ буквы "Е" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде ежихи с закрытыми глазками и высунутым язычком, и воспроизводят показом движущегося вверх пальца показывающего движение язычком; жестовый образ буквы "И" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде иголочки, и воспроизводят показом указательным пальцем укола вниз; жестовый образ буквы "Ю" присваивают, ориентируясь на ее визуальный образ в виде ключика, и воспроизводят кистью руки совершающей вращательное движение.
4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что состоит из пяти этапов; при этом на занятиях первого этапа осуществляют ознакомление со всеми согласными буквами; на занятиях второго этапа осуществляют ознакомление со всеми гласными первой группы; на занятиях третьего этапа осуществляют последовательное освоение гласных букв первой группы чтением открытых двухбуквенных слогов и слов со всеми согласными и освоенными гласными буквами; на занятиях четвертого этапа осуществляют отработку быстрого чтения слов с гласными первой группы; на занятиях пятого этапа осуществляют ознакомление и освоение гласных второй группы чтением открытых двухбуквенных слогов с гласными буквами второй группы и чтением слов со всеми согласными буквами и освоенными гласными буквами, а также осуществляют ознакомление с мягким знаком, твердым знаком и буквой "Й".
5. Способ по п. 4, отличающийся тем, что ознакомление с мягким знаком осуществляют перед освоением гласных второй группы.
6. Способ по п. 4, отличающийся тем, что при чтении слов добавление количества букв в них осуществляют постепенно от занятия к занятию по мере освоения гласных букв.
7. Способ по п. 4, отличающийся тем, что длительность первого этапа составляет от 1-го до 2-ух занятий, длительность второго этапа составляет от 1-го до 2-ух занятий, длительность третьего этапа составляет от 5-ти до 10-ти занятий, длительность четвертого этапа составляет от 3-х до 6-ти занятий, длительность пятого этапа составляет от 5-ти до 12-ти занятий, при том, что каждое занятие длится от 25 до 30 минут.
8. Способ по п. 4, отличающийся тем, что дополнительно содержит шестой этап, на котором осуществляют самостоятельное чтение.
9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при изучении гласной буквы объясняют артикуляцию при ее произношении.
10. Способ по п. 1, отличающийся тем, что при изучении согласных букв, по меньшей мере, части из них присваивают жестовые образы и/или вспомогательные слова-обозначения и/или звуковые образы.
11. Способ по п. 10, отличающийся тем, что жестовые образы, вспомогательные слова-обозначения и звуковые образы согласной буквы воспроизводит обучающий при ознакомлении обучаемых с согласными буквами и использует на последующих занятиях в качестве подсказки.
12. Способ по п. 1, отличающийся тем, что обучающий придает учебному процессу игровой характер.
13. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно содержит этап отработки скорости чтения.
14. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно используют учебное пособие, выполненное в виде таблицы с изображением букв алфавита и/или с присвоенными буквам визуальными образами.
15. Способ по п. 1, отличающийся тем, что дополнительно используют игру-головоломку по типу пазлы, при том, что игра имеет разделенное на участки поле и отдельные карточки с нанесенными на них частями собираемой на поле общей картинки; причем на обратной стороне размещено, по меньшей мере, одно выбранное для нее слово, а на соответствующем карточке участке поля размещено или упомянутое выбранное слово или изображение, подходящее по смыслу выбранному слову.
16. Учебное пособие для обучения чтению, содержащее, по меньшей мере, два набора носителей информации, при этом каждый носитель информации первого и второго набора имеет отдельные участки поверхности с размещенными на их изображениями выбранного количества букв, при этом отдельные участки поверхности выполнены с возможностью перемещения, при том, что каждый носитель информации первого и второго набора имеет единое информационное поле, образованное заданным количеством отдельных участков, размещенных по существу в одной плоскости, отличающийся тем, что каждый набор имеет число носителей информации по числу согласных букв алфавита, при этом упомянутое единое информационное поле образовано двумя отдельными участками, причем каждый носитель информации имеет один отдельный участок поверхности с изображением выбранной для носителя информации согласной буквы; при том, что носитель информации первого набора имеет четыре отдельных участка для размещения по одному изображений четырех гласных букв, выбранных из первой группы гласных букв, содержащей буквы "А", "О", "У","Ы", "Э"; носитель информации второго набора имеет четыре отдельных участка для размещения по одному изображений четырех гласных букв, выбранных из второй группы гласных букв, содержащей буквы "Я", "Е", "У", "Ю", "И", "Е"; причем каждый носитель информации имеет отдельный участок поверхности с изображением открытого двухбуквенного слога с выбранной согласной буквой и той гласной буквой из группы гласных букв, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв; при том, что каждый носитель информации выполнен с возможностью образования единого информационного поля, на котором сформировано изображение открытого двухбуквенного слога, состоящего из выбранной согласной буквы и одной из выбранных четырех гласных букв, причем каждый носитель информации первого набора содержит дополнительный участок поверхности со вторым изображением выбранной согласной буквы, при том, что каждый носитель информации второго набора содержит дополнительный участок поверхности с изображением выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком, при том, что учебное пособие приспособлено для осуществления способа обучения чтению по любому из пунктов 1-15.
17. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что входящими в число четырех выбранных гласных букв из первой группы гласных являются буквы "А", "О", "У", "Ы", при том, что входящими в число четырех выбранных гласных букв из второй группы гласных являются буквы "Я", "Е", "Ю", "И".
18. Учебное пособие для обучения чтению по п.16 или п.17, отличающееся тем, что носители информации, по меньшей мере, одного набора выполнены в виде кубиков, составленных из двух частей, соединенных вместе с возможностью поворота одной части относительно другой и с образованием у кубика четырех составных граней, при этом отдельными участками поверхности, на которых размещены четыре выбранные гласные буквы являются относящиеся к составным граням кубика грани одной части; а отдельным участком поверхности, на котором размещено изображение выбранной согласной буквы, является относящаяся к составным граням кубика грань другой части; при том, что отдельным участком, на котором размещено изображение открытого двухбуквенного слога, составленного из выбранной согласной буквы и той гласной буквы, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв, является одна из граней кубика, не относящихся к его составным граням; причем дополнительным участком, на котором для кубиков первого набора размещено второе изображение выбранной согласной буквы, а для кубиков второго набора размещено изображение выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком, является вторая грань кубика, не относящаяся к его составным граням.
19. Учебное пособие для обучения чтению по п.16 или п.17, отличающееся тем, что носитель информации, по меньшей мере, одного набора выполнен в виде сброшюрованного пакета карточек; при том, что пакет имеет верхнюю карточку, нижнюю карточку и блок расположенных между ними внутренних карточек, причем отдельным участком поверхности с изображением выбранной согласной буквы является лицевая сторона верхней карточки; отдельным участком поверхности с изображением открытого двухбуквенного слога с выбранной согласной буквой и той гласной буквой из группы гласных букв, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв, является обращенная к блоку внутренних карточек сторона нижней карточки; отельными участками поверхности с изображениями выбранных гласных букв, входящих в число четырех гласных, являются внутренние карточки; причем верхняя и нижняя карточки пакета превышают формат внутренних карточек так, что блок внутренних карточек при образовании единого информационного поля оставляет открытым изображение согласной буквы, входящей в состав изображения открытого двухбуквенного слога, размещенного на участке поверхности нижней карточки.
20. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что, по меньшей мере, часть носителей информации дополнительно имеет участок поверхности, на которой размещено изображение визуального образа, присвоенного выбранной согласной букве.
21. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями, входящих в число четырех выбранных гласных букв осуществляют путем из поворота.
22. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что, мягкий знак на, по меньшей мере, части носителя информации, изображен в сочетании с присвоенным ему визуальным образом.
23. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что, буквы, предназначенные для составления двухбуквенного слога, подчеркнуты половинками скобки с образованием общей скобки, обозначающей слияние звуков.
24. Учебное пособие для обучения чтению по п.16, отличающееся тем, что, под изображением выбранной согласной буквы на дополнительном участке поверхности изображен значок, например, точка, обозначающий быстрое произношение буквы.
По результатам проведения экспертизы по существу Роспатентом было принято решение от 11.11.2014 об отказе в выдаче патента на изобретение (далее- решение об отказе).
Суть доводов, содержащихся в решении об отказе, сводится к следующему.
Из уровня техники известен патентный документ США N 5788503 (далее - [1]), из которого известен способ обучения чтению. Признаки, отличающие заявленный способ от известного из документа [1] способа являются характерными для решений, которые в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Кодекса, не являются изобретениями.
Предложение, охарактеризованное в независимом пункту 16 формулы, не является изобретением, поскольку признаки, отличающие его от ближайшего аналога, известного из патентного документа США N 5788503 (далее - [1]), характеризуют решение, заключающееся только в предоставлении информации. Такие решения в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Кодекса, не являются изобретениями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1387 Кодекса заявитель представил возражение на решение Роспатента.
Суть доводов, содержащихся в возражении, сводится к следующему. Заявленное учебное пособие отличается от известного ближайшего аналога [1] количеством следующих элементов: наборов, носителей информации и участков, приспособленных для размещения в одной плоскости с образованием информационного поля.
При этом результаты, полученные от реализации заявленной группы решений - "повышение эффективности бучения", "упрощение процесса обучения в такой степени, что любой взрослый без помощи специально обученного педагога может быстро, без особых усилий научить своего ребенка читать" - являются техническими, и свидетельствуют о том, что предложения, охарактеризованные в независимых пунктах 1, 16 формулы являются изобретениями.
Заявитель приводит перечень патентов, которыми защищены решения, признанные изобретениями, в описании которых указаны подобные результаты.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи заявки (01.02.2013) правовая база для оценки патентоспособности группы заявленных предложений включает Кодекс, Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 N 327, зарегистрированного в Минюсте РФ 20 февраля 2009, рег. N 13413 и опубликованным в Бюллетене нормативных актов федеральных органов власти от 25.05.2009 N 21 (далее - Регламент ИЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1350 Кодекса в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).
Согласно пункту 5 статьи 1350 не являются изобретениями, в частности, правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности. В соответствии с настоящим пунктом исключается возможность отнесения этих объектов к изобретениям в случае, когда заявка на выдачу патента на изобретение касается этих объектов как таковых.
В соответствии с пунктом 10.4. Регламента ИЗ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту или способу.
Согласно подпункту 1 пункта 10.7.4.3. Регламента сущность изобретения как технического решения выражается в совокупности существенных признаков, достаточных для достижения обеспечиваемого изобретением технического результата. Технический результат представляет собой характеристику технического эффекта, явления, свойства и т.п., объективно проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта, в том числе при использовании продукта, полученного непосредственно способом, воплощающим изобретение.
Получаемый результат не считается имеющим технический характер, в частности, если он достигается лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении тех или видов деятельности на основе договоренности между ее участниками или установленных правил.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 24.5 Регламента ИЗ при проверке патентоспособности проверяется, может ли заявленное предложение быть признано относящимся к изобретениям. Для этого определяется, не относится ли заявленное предложение к решению, не являющемуся изобретением в соответствии с пунктом 5 статьи 1350 Кодекса. Проверка осуществляется с учетом прототипа, выявленного заявителем. Заявленное решение не признается относящимся к изобретением в смысле положений пункта 5 статьи 1350 Кодекса, в частности, если все признаки, отличающие заявленное решение от его прототипа, являются характерными для решений, которые в соответствии с указанным пунктом не являются изобретениями. В случаях, когда эти признаки невозможно однозначно отнести к характерным для указанных решений, следует учитывать характер задачи, на решение которой направлены эти отличительные признаки, и характер результата, на достижение которого они влияют.
Анализ доводов, приведенных в решении об отказе и в возражении, показал следующее.
Существо заявленной группы изобретений выражено в приведенной выше формуле.
Анализ доводов заявителя и доводов, указанных в решении об отказе, показал следующее.
Согласно независимому пункту 1 формулы заявлен способ обучения чтению.
Заявленное предложение включает условия обучения детей чтению с использованием наборов носителей информации (карточек), каждый набор содержит число носителей информации по числу букв алфавита для демонстрации обучаемому субъекту изображенных на нем символов (согласных и гласных букв) с помощью жестовых образов, необходимых для формирования у обучающихся навыков запоминания букв и развития умственных способностей.
Из патентного документа [1] известен способ обучения чтению, содержащий несколько этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием наборов носителей информации. При этом каждый из носителей информации (карточка) одного из наборов выполнен с возможностью перемещения или поворота отдельных носителей информации (карточек) с имеющимися на них изображениями. Информация на носителях (карточках) представлена в виде гласных и согласных букв алфавита и визуальных образов, присваиваемых буквам. Озвучивание букв осуществляют с таким звучанием, какое необходимо при прочтении буквы в составе слова. Наборы носителей информации (карточки) содержат такое количество информации, которое соответствует числу гласных и согласных букв алфавита (реферат; кол. 2, стр. 39; кол. 3, стр. 14; кол. 8, стр. 44-46; кол.12, стр. 7-24, 46-51; кол.13, стр. 44-51; фиг. 1).
Заявленный способ отличается от известного из патентного документа [1] следующими признаками: освоение гласных букв осуществляют первоначально из первой группы, содержащей буквы "А", "О", "У","Ы", "Э", а затем из второй группы, содержащей буквы "Я", "У", "Ю", "И", "Е"; побуждают прочтение обучаемым последовательно первоначально открытых двухбуквенных слогов, а затем слов; каждой гласной букве присваивают образованный движением руки присущий ей жестовый образ; освоение гласных букв производят с ориентировкой на жестовые образы, воспроизводимые обучаемым синхронно с их звучанием после ознакомления со всеми согласными буквами.
Содержащаяся в формуле совокупность отличительных признаков представляет собой методику обучения, основанную на проведении обучающей (деловой) игры, предписывающей последовательное освоение букв (первоначально из первой группы, содержащей буквы "А", "О", "У","Ы", "Э", а затем из второй группы, содержащей буквы "Я", "У", "Ю", "И", "Е") путем их показа с синхронным сопровождением присущего каждой букве "жестового образа", образованного движением руки для формирования навыка запоминания по разработанному автором алгоритму на основе установленных им правил. То есть, обучение навыкам запоминания и развитие умственных способностей обучаемого происходит за счет освоения разработанной схемы практического действия.
Как следует из материалов заявки, разработанная заявителем схема является программой обучения, позволяющей приобрести навык и опыт для запоминания алфавита, то есть является методом интеллектуальной деятельности, что исключает возможность отнесения указанного объекта к изобретениям в силу принадлежности его к перечисленным в пункте 5 статьи 1350 Кодекса объектам.
Данный вывод подтверждается изложенными в описании заявки сведениями, согласно которым время прохождения любого этапа обучения "индивидуально для каждого ребенка" (стр. 34). Предлагаемая заявителем методика обучения направлена на оценку результатов обучаемого индивидуума и позволяет осуществить выбор дальнейших действий, в зависимости от способности ученика ("визуальные и жестовые образы схватываются глазом и поступают в обработку сознательными и бессознательными структурами мозга", "полученные визуальные изображения проходят обработку в мозгу путем их сравнения с чем-то знакомым или аналогичным из окружающего мира", "каждое последующее занятие должно быть сложнее предыдущего" в зависимости от его усвоения).
То есть, заявленное предложение представляет собой метод, заключающийся в выполнении предписаний, устанавливающих порядок осуществления умственной деятельности человека. При этом человек осуществляет процесс анализа и переработки информации, полученной в результате обучения, что приводит к получению знаний о проведении его дальнейшей тактики.
Что касается признака "носитель информации", то данный носитель является предметом для предоставления на нем обучающей информации, сопутствующим интеллектуальной деятельности. При этом характеристики этого носителя не претерпевают никаких изменений, также как и индивидуума, вовлекаемого в процесс обучения. В результате осуществления действий (выбор буквы на этом носителе, жестовый образ, присущий этой букве) получают только знания о способностях индивидуума. То есть, осуществляемые в заявленном решении приемы характеризуют только умственную работу индивидуума с информацией.
При проверке патентоспособности следует, в частности, учитывать характер задачи, на решение которой направлены отличительные признаки, и характер результата, на достижение которого они влияют (подпункт 1 пункта 24.5 Регламента ИЗ).
Нетехнический характер заявленного предложения подтверждается отсутствием указанного в описании заявки результата, который носит технический характер.
Результаты, согласно материалам заявки, представляют собой "упрощение процесса обучения чтению, повышение уровня грамотности детей за счет развития образно, ассоциативного мышления, повышения интереса ребенка к процессу обучения" (стр. 6 описания). Упомянутые результаты достигаются лишь благодаря соблюдению определенного порядка при осуществлении действий индивидуума и его индивидуальной оценки на основе установленных правил. При этом они (результаты) обусловлены только особенностями смыслового содержания информации, содержащейся на бумажном носителе, и мыслительной деятельности индивидуума от увиденных им жестовых и буквенных образов.
В отношении результатов "повышение эффективности бучения", "упрощение процесса обучения в такой степени, что любой взрослый без помощи специально обученного педагога может быстро, без особых усилий научить своего ребенка читать", на который обращает внимание заявитель, целесообразно отметить следующее.
Данные результаты не представляют собой характеристику технического эффекта, явления, свойства, проявляющихся при осуществлении способа или при изготовлении либо использовании продукта и они не носят объективного характера, поскольку зависят лишь от способностей обучаемого субъекта (ребенка) к восприятию и запоминанию информации и от способностей (таланта) педагога правильно преподносить нужную информацию.
В соответствии с вышеизложенным, заявленное предложение по независимому пункту 1 формулы не может быть признано относящимися к охраняемым в качестве изобретений, в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 1350 Кодекса.
Таким образом, приведенный в решении об отказе вывод можно признать правомерным.
Независимый пункт 16 формулы описывает учебное пособие для обучения чтению.
Согласно формуле, "учебное пособие" включает комплект носителей информации, содержащий количество носителей (карточек), соответствующее числу гласных и согласных букв алфавита. Информация на носителях представлена в виде гласных и согласных букв алфавита. При этом носитель информации имеет участки для размещения на нем изображения гласных и согласных букв.
Сущность заявленного предложения, согласно описанию, заключается в том, что педагогом (обучающим) показываются ребенку (обучаемому) различные карточки (носители информации), на которых изображены буквы для запоминания. При этом педагог для лучшего запоминания учеником буквы синхронизирует показываемую на носителе информации эту букву жестовыми образами.
В результате реализации заявленного учебного пособия происходит познание новых букв, слогов, развитие памяти, интеллекта и других психофизиологических показателей человека путем увеличения и обогащения собственного запаса запоминаемой информации.
Ближайшим аналогом заявленного решения является известное из патентного документа [1] учебное пособие для обучения чтению, содержащее два набора носителей информации. Отдельные участки этих носителей выполнены с возможностью перемещения и образования единого информационного поля в одной плоскости. Наборы содержат количество носителей, соответствующее числу гласных и согласных букв алфавита. Информация на носителях представлена в виде гласных и согласных букв алфавита (реферат, фиг. 1-23).
Заявленное учебное пособие отличается от известного из патентного документа [1] тем, что носители информации имеют участки для размещения по одному изображению четырех гласных букв, выбранных из первой группы гласных букв, содержащей буквы "А", "О", "У", "Ы", "Э", а носитель информации второго набора имеет участки для размещения по одному изображений четырех гласных букв, выбранных из второй группы гласных букв, содержащей буквы "Я", "Е", "У", "Ю", "И", "Е"; каждый носитель информации имеет отдельный участок поверхности с изображением открытого двухбуквенного слога с выбранной согласной буквой и той гласной буквой из группы гласных букв, которая не вошла в число выбранных четырех гласных букв; каждый носитель информации выполнен с возможностью образования единого информационного поля, на котором сформировано изображение открытого двухбуквенного слога, состоящего из выбранной согласной буквы и одной из выбранных четырех гласных букв, каждый носитель информации первого набора содержит дополнительный участок поверхности со вторым изображением выбранной согласной буквы, каждый носитель информации второго набора содержит дополнительный участок поверхности с изображением выбранной согласной буквы в сочетании с мягким знаком.
То есть, отличием заявленного учебного пособия от известного из патентного документа [1] является использование на носителях информации участка с четырьмя гласными или согласными буквами, а также изображением на участке носителя информации открытого двухбуквенного слога с выбранной согласной буквой вместо букв, которые используются на носителях, а именно по одной букве на каждом носителе по патентному документу [1]. Однако, замена на носителях информации одних символов (букв) на другие (слоги) будет приводить лишь к изменению характера информации.
Используемые в заявленном учебном пособии "носители информации" представляют собой носители для размещения на нем букв и слогов. При этом, для получения новых слогов, заявитель присоединяет одно из полей носителя с буквой (например гласной) к другому полю носителя с буквой (например, согласной) для образования необходимого слога. То есть, выполнение их "с возможностью образования единого информационного поля, на котором сформировано изображение открытого двухбуквенного слога" направлено лишь на осуществление установленного порядка обучения и описывает правило, соблюдение которого приводит к решению конкретной задачи - получению нового слога.
Целесообразно обратить внимание, что, как отмечалось выше, в материалах заявки отсутствуют сведения о результате, который может считаться имеющим технический характер (подпункт 1 пункта 10.7.4.3 Регламента ИЗ).
Таким образом, поскольку все отличительные признаки являются характерными для решений, которые не являются изобретениями, то заявленное предложение также не может быть признано относящимся к изобретениям (подпункт 1 пункта 24.5 Регламента ИЗ).
На основании изложенного можно сделать вывод о правомерности вынесенного Роспатентом решения об отказе.
На заседании коллегии, состоявшемся 01.03.2016 и проводимом в условиях видеоконференции, заявитель озвучил ходатайство о предоставлении ему возможности скорректировать формулу в соответствие с пунктом 4.9 Правил ППС. Заседание коллегии было перенесено для корректировки заявителем формулы.
Уточненная формула была представлена заявителем в объеме одного независимого пункта в следующей редакции:
"Способ обучения чтению характеризующийся тем, что содержит пять этапов обучения буквам, звукам и навыкам чтения слов с использованием по меньшей мере двух наборов носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями; при том, что перемещение отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями осуществляют путем поворота; при этом при изучении букв их озвучивание осуществляют с таким звучанием, какое необходимо при прочтении буквы в составе слова; причем, по меньшей мере, части изучаемых букв присваивают присущий букве визуальный образ; при том, что на занятиях первого этапа осуществляют ознакомление со всеми согласными буквами; на занятиях второго этапа осуществляют ознакомление со всеми гласными первой группы, содержащей буквы "А", "О", "У", "Ы", "Э", на занятиях третьего этапа осуществляют последовательное освоение гласных букв первой группы чтением открытых двухбуквенных слогов и слов со всеми согласными и освоенными гласными буквами; на занятиях четвертого этапа осуществляют отработку быстрого чтения слов с гласными первой группы; на занятиях пятого этапа осуществляют ознакомление и освоение гласных второй группы содержащей буквы "Я", "Ё", "Ю", "И", "Е"; чтением открытых двухбуквенных слогов с гласными буквами второй группы и чтением слов со всеми согласными буквами и освоенными гласными буквами, а также осуществляют ознакомление с мягким знаком, твердым знаком и буквой "Й"; причем каждой гласной букве присваивают образованный движением руки присущий ей жестовый образ, при этом освоение гласных букв производят с ориентировкой на жестовые образы, воспроизводимые обучаемым синхронно с их звучанием, при том, что каждый набор содержит число носителей информации по числу согласных букв русского алфавита".
Даная формула была принята коллегией, поскольку она не изменяет сущности заявленного решения.
Материалы заявки были направлена для проведения дополнительного информационного поиска (пункт 5.1 Правил ППС).
До даты заседания коллегии от экспертного отдела были представлены 14.06.2016 результаты информационного поиска и заключение экспертизы.
В отчете по результатам информационного дополнительного поиска приведены патентные документы: [1]; RU 2399405 [2], RU 2216049 [3].
В заключении, приложенном к отчету по результатам дополнительного информационного поиска, сделан вывод о невозможности отнесения указанного в уточненной формуле способа обучения чтению к изобретениям, согласно положениям пункта 5 статьи 1350 Кодекса.
Данные материалы были направлены в адрес заявителя, который в своем ответе, представленном 12.10.2016, выразил несогласие с приведенным в заключении выводом в связи с тем, что учебное пособие, используемое в заявленном способе, отличается от пособия, известного из патентного документа [1] "количеством носителей информации и отдельными участками, приспособленными для размещения в одной плоскости, а также возможностью образования единого информационного поля".
Рассмотрев доводы, указанные в заключении по результатам дополнительного информационного поиска и в ответе заявителя, коллегия установила следующее.
Из патентного документа [1] известно учебное пособие, реализующее способ обучения чтению, заключающийся в использовании, по меньшей мере, двух наборов носителей информации, каждый из которых выполнен с возможностью перемещения отдельных участков поверхности с имеющимися на них изображениями. Каждый из участков носителя информации выполнен с возможностью поворота. Информация на носителях представлена в виде гласных и согласных букв алфавита и визуальных образов, присваиваемых буквам. Озвучивание букв осуществляют с таким звучанием, какое необходимо при прочтении буквы в составе слова. Наборы носителей информации содержат такое количество информации, которое соответствует числу гласных и согласных букв алфавита (реферат; фиг. 1-23).
Заявленный способ отличается от известного из патентного документа [1] тем, что на первом этапе обучения осуществляют ознакомление со всеми согласными буквами, на втором этапе - со всеми гласными буквами, на третьем этапе осваивают гласные буквы в двухбуквенных слогах, на четвертом этапе осуществляют отработку быстрого чтения слов с гласными первой группы, на пятом этапе осваивают другие гласные буквы путем чтения двухбуквенных слогов, затем осуществляют ознакомление с мягким знаком, твердым знаком, а каждой букве придают соответствующий ей жестовой образ.
Однако данные отличительные признаки характеризуют решение, относящееся к методам интеллектуальной деятельности (см. доводы выше). Используемая в уточненном процессе обучения поэтапность ознакомления обучаемого с буквами и слогами лишь указывает на определенный порядок действий с информационным носителем (первый этап - ознакомление со всеми согласными буквами, второй этап - ознакомление со всеми гласными буквами, третий этап - освоение двухбуквенных слогов, четвертый этап -отработка чтения слов, пятый этап - освоение других буквы путем чтения двухбуквенных слогов, затем ознакомление с мягким знаком, твердым знаком).
При этом, как уже говорилось выше успешность запоминания показываемой ребенку информации (букв, слогов) зависит от умственных способностей ребенка и его личностных качеств (усердие, трудолюбие).
В отношении мнения заявителя о том, что учебное пособие, используемое в заявленном способе, отличается от известного из патентного документа [1] такими конструктивными признаками, как количество "носителей информации" и количество "участков, приспособленных для размещения в одной плоскости с возможностью образования единого информационного поля", целесообразно отметить следующее.
Носители информации (карточки) уже использовались в известном из патентного документа [1] учебном пособии. В предложенной заявителем формуле не уточнено количество носителей, следовательно, признак, касающийся количества носителей информации, не является отличительным.
Как следует из материалов заявки, учебное пособие состоит из носителей информации (карточек), на которых изображены буквы алфавита, а под "участками, приспособленными для размещения в одной плоскости с возможностью образования единого информационного поля" понимается накладывание маленькой карточки с буквой на другую большую карточку с изображением на ней двух букв для образования необходимого слога. То есть, заявленное учебное пособие представляет собой блокнот, который, в свою очередь, известен из патентного документа [1]. При этом и в заявленном учебном пособии и в известном из патентного документа [1] информационные носители (карточки) блокнота располагаются в одной плоскости, например, горизонтальной.
Кроме того, такое решение не может быть техническим, так как результат от использования такого учебного пособия, не является техническим.
Изменения, внесенные заявителем в независимый пункт уточненной формулы, не устраняют причин, послуживших основанием для вывода о невозможности отнесения предложенного решения к техническому (пункт 1, статья 1350 Кодекса), поскольку согласно положениям пункта 5 статьи 1350 Кодекса.
В отношении доводов заявителя о наличии патентов, в которых указаны результаты, аналогичные результатам, приведенным в описании заявки, целесообразно отметить следующее. Каждое возражение рассматривается в отдельности. Упомянутые патенты могут быть оспорены любым лицом в установленном действующим законодательством порядке.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 08.05.2015, решение Роспатента от 11.11.2014 оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 3 мая 2017 г. по заявке N 2013104422/12
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 18 декабря 2017 г. по делу N СИП-482/2017 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству