Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 27 июня 2017 г. по заявке N 2010733245
Заявка: |
2010733245 |
Название: |
7Я НАРОДНАЯ СЕМЬЯ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
16.01.2017 |
Дата коллегии: |
18.05.2017 |
Дата утверждения: |
27.06.2017 |
Заявитель: |
ООО "Управляющая компания "ЭКС" |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны ТЗ |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 29.10.2015, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭКС", г. Пермь (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 455176, при этом установлено следующее.
Оспариваемый товарный знак по заявке N 2010733245 с приоритетом от 15.10.2010 зарегистрирован 29.02.2012 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) за N 455176 в отношении товаров 03, 29, 30, 31, 32, 33 и услуг 35 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства, на имя компании ООО "Интервест", Санкт-Петербург (далее - правообладатель).
Оспариваемый товарный знак является комбинированным и включает словесные элементы, выполненные оригинальным шрифтом буквами русского алфавита с использованием цифры семь. Знак охраняется в белом, синем, красном цветовом сочетании.
В поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 29.10.2015 возражении выражено мнение лица, подавшего возражение, о том, что регистрация N 455176 товарного знака произведена в нарушение требований, установленных положениями пунктов 3 (1), 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, является владельцем серии товарных знаков, сходных до степени смешения с оспариваемым товарным знаком и охраняемых в Российской Федерации в отношении товаров 03, 05, 16, 29, 30, 31, 32, 33, 34 и услуг 35, 36, 39, 42 и 43 классов МКТУ: (свидетельство N 216000, приоритет от 04.08.2000), (свидетельство N 242719, приоритет от 05.07.2002), (свидетельство N 266169, приоритет от 30.04.2003), (свидетельство N 300530, приоритет от 27.10.2004);
- входящие в серию товарные знаки, принадлежащие лицу, подавшему возражение, представляют собой комбинированные обозначения, содержащие либо оригинально выполненный изобразительный элемент "7Я", читаемый как "СЕМЬЯ", либо сочетание этого элемента со словом "семья";
- данная серия товарных знаков основана на регистрации товарного знака по свидетельству N 142829, зарегистрированного, в частности, в отношении услуг 42 класса МКТУ, правовая охрана которого прекращена в связи с истечением срока действия;
- сопоставление серии товарных знаков лица, подавшего возражение, и оспариваемого товарного знака показало, что существует реальная возможность возникновения у потребителя ложного представления о том, что услуги, фактически оказываемые правообладателем под товарным знаком, оказываются лицом, подавшим возражение, и, соответственно, создается угроза введения потребителей в заблуждение (подтверждается выводами социологического отчета ВЦИОМ);
- словесные и буквенно-цифровые элементы "семья" и "7Я", входящие в серию товарных знаков лица, подавшего возражение, полностью входят в оспариваемый товарный знак;
- оценка сходства оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков лица, подавшего возражение, приведена в отчете ВЦИОМ;
- добавление слова "народная" к оспариваемому знаку не влечет за собой создание нового образа, порождающего принципиально иные ассоциации, нежели ассоциации, порождаемые словом "семья";
- при визуальном сравнении серии товарных знаков лица, подавшего возражение, и оспариваемого товарного знака прослеживаются визуально сходные символы и слова - "семьЯ" и "7Я";
- в оспариваемом знаке, также как и в товарных знаках лица, подавшего возражение, логическое ударение падает именно на слово "семья";
- словосочетание "народная семья" не является устойчивым и не имеет устоявшегося смыслового значения;
- лицом, подавшим возражение, приведены толкования и выдержки из нормативно-правовых источников;
- лицо, подавшее возражение, осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с розничной торговлей, и управляет сетью супермаркетов, а наиболее сходными с оспариваемым товарным знаком являются товарные знаки по свидетельствам NN 266169, 300530, правовая охрана которым предоставлена в отношении услуг 35 класса МКТУ, относящихся, в том числе, к продвижению товаров, а также услуг 43 класса МКТУ по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, которые однородны услугам 35 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак.
В подтверждение своих доводов лицо, подавшее возражение, представило отчет ВЦИОМ - [1].
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит удовлетворить возражение и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 455176 недействительным в отношении части услуг 35 класса МКТУ, а именно: "агентства по импорту-экспорту, агентства по коммерческой информации, агентства рекламные, аренда площадей для размещения рекламы, демонстрация товаров, изучение рынка, информация деловая, исследования в области маркетинга, консультации по вопросам организации и управления бизнесом, консультации по вопросам штата сотрудников, консультации по организации бизнеса, консультации по управлению бизнесом, консультации профессиональные в области бизнеса, менеджмент в сфере бизнеса, менеджмент в области творческого бизнеса, обновление рекламных материалов, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях, оформление витрин, оценка коммерческой деятельности, помощь в управлении бизнесом, помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями, продажа аукционная, продвижение товаров [для третьих лиц], в том числе услуги розничной и оптовой торговли, прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, публикация рекламных текстов, радиореклама, распространение образцов, распространение рекламных материалов, реклама, реклама интерактивная в компьютерной сети, реклама почтой, реклама телевизионная, сбор для третьих лиц различных товаров (не подразумевая их транспортировку) и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями, сведения о деловых операциях, услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров, услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами], продвижение товаров для третьих лиц, в том числе услуги оптовой и розничной торговли по реализации продовольственных товаров, сеть магазинов оптовой и розничной торговли".
Правообладатель, уведомленный в установленном порядке о поступившем 29.10.2015 возражении, представил отзыв по мотивам возражения, доводы которого сводятся к следующему:
- в 2010 году лицо, подавшее возражение, в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области уже пыталось оспорить законность использования товарных знаков NN 384339, 345046, и указанное дело было проиграно в судебных инстанциях;
- судами помимо прочего также исследовался вопрос о сходстве товарных знаков правообладателя (NN 384339, 345046) с товарными знаками лица, подавшего возражение (NN 266169, 216000, 300530);
- судами при разрешении спора был проведен сравнительный анализ обозначений, в результате которого они были признаны несходными до степени смешения за счет наличия значительного количества отличий;
- наличие в оспариваемом товарном знаке слова "НАРОДНАЯ" существенно отличает его от противопоставленных товарных знаков;
- сравниваемые обозначения производят разное общее зрительное впечатление;
- лицо, подавшее возражение, уже обращалось с возражением против предоставления правовой охраны оспариваемому товарному знаку, при этом согласно данным Госреестра от 20.05.2014 правообладателем были внесены изменения в товарный знак в части увеличения словесного элемента "НАРОДНАЯ", и лицу, подавшему возражение, было отказано в удовлетворении данного возражения;
- магазины (универсамы) "7Я народная семьЯ" находятся под управлением лицензиата - ООО "ТД Интерторг" и в настоящее время насчитывают более 400 универсамов (первый был открыт в апреле 2004 года) и ежедневно обслуживают свыше 500 000 покупателей;
- сеть универсамов динамично развивается, рекламируется в средствах массовой информации, и ежемесячно открываются новые универсамы (Северо-западный регион, Республика Карелия и т.д.), имеется свой собственный сайт http://www.7-ya.ru/;
- бренд "7Я народная семьЯ" стал широко известен и узнаваем потребителями, что свидетельствует об увеличении различительной способности магазинов правообладателя;
- фонетические различия между оспариваемым товарным знаком и серией товарных знаков лица, подавшего возражение, заключается в разном количестве слов, слогов, согласных звуков, при этом элемент "НАРОДНАЯ" существенно способствует усилению несходства сравниваемых товарных знаков;
- сравниваемые товарные знаки различаются визуально, так как состоят из разного количества слов - два и одно, соответственно, а также визуально разнятся в композиционном и цветовом решении;
- наличие в серии товарных знаков лица, подавшего возражение, стилизованного изображения человечка с раскинутыми руками придает особый характер знакам и значительно усиливает несходство по сравнению с оспариваемым товарным знаком;
- понятие "народная семья" в русском языке отсутствует. Раз нет предмета, характеризуемого этим понятием, значит, у каждого потребителя возникают собственные ассоциации в отношении оспариваемого обозначения;
- представленный отчет ВЦИОМ не имеет отношения к датам приоритета противопоставленной серии товарных знаков и опровергается данными социологического отчета, проведенного Кафедрой Методологии социологических исследований Социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова;
- в Госреестре можно найти ряд товарных знаков разных правообладателей со словом семья: "Экономная семья", "Моя семья", "Молочная семья", "Счастливая семья", зарегистрированных для услуг 35 и 42 классов МКТУ.
В подтверждение своих доводов правообладатель представил следующие материалы:
- копии судебных решений, постановлений - [2];
- заключение коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения, поступившего 28.11.2013 - [3];
- сведения из электронных словарей - [4];
- распечатки из Госреестра в отношении зарегистрированных товарных знаков, включающих словесный элемент "СЕМЬЯ" - [5];
- аналитический отчет по итогам Всероссийского социологического опроса потребителей - [6].
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.10.2015, и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 455176.
На заседании коллегии, состоявшемся 19.05.2016, представителями лица, подавшего возражение, к материалам дела были приобщены комментарии в отношении отзыва правообладателя, доводы которого сведены к следующему:
- предмет и основание предыдущих обращений с целью прекращения правовой охраны оспариваемого товарного знака не являются тождественными таковым в настоящем возражении;
- в результате сходства сравниваемых товарных знаков у потребителя возникает ложная ассоциативная связь о том, что услуги, фактически оказываемые правообладателем под оспариваемым товарным знаком, оказываются лицом, подавшим возражение;
- смысловое, фонетическое и визуальное сходство сравниваемых товарных знаков подтверждается отчетом ВЦИОМ [1];
- для признания сходства товарных знаков достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков в глазах потребителя;
- анализ судебной практики показал, что нет необходимости проводить ретроспективное исследование на дату приоритета товарного знака, а также результат опроса, согласно которому 20% опрошенной целевой аудитории не смогли однозначно отличить товарные знаки конкурентов, является достаточно внушительным для вывода о введении потребителя в заблуждение относительно принадлежности товарных знаков;
- факт введения потребителей в заблуждение также можно выявить из анализа социологического отчета [6].
В подтверждение своей позиции лицом, подавшим возражение, к материалам дела были приобщены копии судебных решений, постановлений и т.п. [7].
По результатам рассмотрения данного возражения Роспатентом было принято решение от 30.06.2016 "отказать в удовлетворении возражения, поступившего 29.10.2015, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 455176". Не согласившись с этим решением, заявитель обратился в Суд по интеллектуальным правам.
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16.01.2017 по делу N СИП-626/2016 было признано недействительным решение Роспатента от 30.06.2016 об отказе в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 455176. Указанным решением Суд по интеллектуальным правам обязал Роспатент повторно рассмотреть возражение, поступившее 29.10.2015, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЭКС".
В соответствии с указанным решением Суда по интеллектуальным правам возражение, поступившее 29.10.2015, было рассмотрено повторно. На заседаниях коллегии, состоявшихся 26.04.2017, 18.05.2017, от представителей сторон к материалам дела были приобщены:
- копии Определения Суда по интеллектуальным правам о принятии кассационной жалобы к производству и о назначении судебного заседания по делу N СИП-626/2016 от 17.03.2017, Постановления Суда по интеллектуальным правам от 15.05.2017 по делу N СИП-626/2016;
- подтверждение проведения социологического исследования;
- пояснения однородности испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ;
- ссылочные данные на социологическое заключение N 134-2017-2017 от 16.05.2017 (оригинал находится в материалах дела по свидетельству N 451147).
В удовлетворении ходатайства о переносе, поступившего от представителя правообладателя, было отказано коллегией. Наступление благоприятных обстоятельств для правообладателя в результате возможного дальнейшего обжалования судебного акта, подлежащего исполнению, c целью подготовки и направления кассационной жалобы в Верховный Суд Российской Федерации, административным порядком не предусмотрено.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
Правовая база с учетом даты (15.10.2010) приоритета товарного знака по свидетельству N 455176 для оценки его охраноспособности включает вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2. Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями, с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) и (г) пункта 14.4.2.2.Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;
наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 455176 является комбинированным и состоит из слов, выполненных оригинальным шрифтом буквами русского алфавита, и цифры семь. Словесные элементы расположены в две строки. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 03, 29, 30, 31, 32, 33, услуг 35 классов МКТУ, указанных в перечне, в цветовом сочетании "белый, синий, красный".
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в части соответствия/несоответствия оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса, Суд по интеллектуальным правам пришел к выводу, что имеющиеся по результатам социологических отчетов [1,6] выводы не свидетельствуют о возможности введения потребителей в заблуждение относительно лица, оказывающего услуги. Таким образом, Суд по интеллектуальным правам не выявил нарушений в части соответствия оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
В рамках пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса Судом по интеллектуальным правам установлено сходство до степени смешения оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 300530, 266169, 242719, 216000. Словесные и буквенно-цифровые элементы "СЕМЬЯ" и "7Я", входящие в противопоставленные товарные знаки, полностью входят в оспариваемый товарный знак, звучание начальных и конечных частей сравниваемых товарных знаков тождественно. Словесный элемент "народная", относящийся к слову "семья", не изменяет ассоциаций и не влечет создание нового образа в оспариваемом товарном знаке, поэтому его наличие не уменьшает фонетическое сходство сравниваемых товарных знаков. Восприятие оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков является одинаковым "7Я (СЕМЬЯ) - СЕМЬЯ".
Сходство товарных знаков связано с однородностью товаров и услуг, в отношении которых они зарегистрированы.
Анализ однородности услуг 35 класса, указанных в перечне оспариваемого товарного знака и услуг 35, 42 классов МКТУ, указанных в перечнях противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 216000, 242719, 266169, 300530, показал следующее.
Испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 однородны услугам 35, 42 классов МКТУ, в отношении которых действует правовая охрана противопоставленных в возражении товарных знаков по свидетельствам NN 266169, 242719, 216000. Сравниваемые услуги либо совпадают, либо соотносятся как род (вид) ["услуги в области рекламы", "услуги по продвижению товаров", "услуги по исследованию рынка", "услуги в сфере бизнеса"], имеют одинаковое назначение (для рекламы, сбыта, продвижения товаров на рынке, помощь в эксплуатации или управлении делами коммерческого или торгового предприятия), круг потребителей. Изложенное обуславливает совместную встречаемость сравниваемых услуг в гражданском обороте. В связи с чем, существует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих услуг одному производителю.
Вместе с тем, испрашиваемые услуги 35 класса МКТУ оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 и услуги 43 класса МКТУ противопоставленного товарного знака по свидетельству N 300530 не являются однородными, поскольку относятся к разному роду (виду) ["услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками" и "услуги в области рекламы", "услуги по продвижению товаров", "услуги по исследованию рынка", "услуги в сфере бизнеса"], имеют разное назначение (реклама, сбыт, продвижение товаров на рынке, помощь в эксплуатации или управлении делами коммерческого или торгового предприятия и услуги, предоставляемые с целью приготовления пищевых продуктов и напитков для употребления в пищу), круг потребителей.
Выводы социологического заключения N 134-2017-2017 от 16.05.2017 об отсутствии между сравниваемыми товарными знаками сходства до степени смешения идут в противоречие с выводами, сделанными в решении Суда по интеллектуальным правам от 16.01.2017 по делу N СИП-626/2016 о сходстве до степени смешения оспариваемого товарного знака по свидетельству N 455176 и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 300530, 266169, 242719, 216000. Согласно представленному Постановлению Суда по интеллектуальным правам от 15.05.2017 по делу N СИП-626/2016 кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, решение Суда по интеллектуальным правам от 16.01.2017 по делу N СИП-626/2016 оставлено без изменения.
При изложенных обстоятельствах коллегия пришла к выводу, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N 455176 противоречит требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса в отношении испрашиваемых услуг 35 класса МКТУ.
Особое мнение, представленное правообладателем, повторяет его доводы, представленные на заседаниях коллегии, состоявшихся 26.04.2017 и 18.05.2017, оценка которым дана выше.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить возражение, поступившее 29.10.2015, признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 455176 недействительным частично, а именно, в отношении услуг 35 класса МКТУ "агентства по импорту-экспорту, агентства по коммерческой информации, агентства рекламные, аренда площадей для размещения рекламы, демонстрация товаров, изучение рынка, информация деловая, исследования в области маркетинга, консультации по вопросам организации и управления бизнесом, консультации по вопросам штата сотрудников, консультации по организации бизнеса, консультации по управлению бизнесом, консультации профессиональные в области бизнеса, менеджмент в сфере бизнеса, менеджмент в области творческого бизнеса, обновление рекламных материалов, организация выставок в коммерческих или рекламных целях, организация торговых ярмарок в коммерческих или рекламных целях, оформление витрин, оценка коммерческой деятельности, помощь в управлении бизнесом, помощь в управлении коммерческими или промышленными предприятиями, продажа аукционная, продвижение товаров [для третьих лиц], в том числе услуги магазинов, продвижение товаров [для третьих лиц], в том числе услуги оптовой и розничной продажи товаров, прокат рекламного времени на всех средствах массовой информации, прокат рекламных материалов, публикация рекламных текстов, радиореклама, распространение образцов, распространение рекламных материалов, реклама; реклама интерактивная в компьютерной сети, реклама почтой, реклама телевизионная, сбор для третьих лиц различных товаров (не подразумевая их транспортировку) и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями, сведения о деловых операциях, услуги манекенщиков для рекламы или продвижения товаров, услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами], продвижение товаров [для третьих лиц], в том числе услуги магазинов продовольственных товаров; продвижение товаров [для третьих лиц] через сеть магазинов продовольственных товаров".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 27 июня 2017 г. по заявке N 2010733245
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru