Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 июня 2017 г. по заявке N 2011723430
(Заключение по результатам рассмотрения заявления)
Заявка: |
2011723430 |
Название: |
ВДОХНОВЕНИЕ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
15.02.2017 |
Дата коллегии: |
17.05.2017 |
Дата утверждения: |
30.06.2017 |
Заявитель: |
ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 7 февраля 2018 г. по делу N СИП-558/2017 настоящее решение признано недействительным
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, рассмотрела заявление, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 15.02.2017, о признании товарного знака по свидетельству N 468179 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 14.02.2017 на имя ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", Москва (далее -заявитель) в отношении товаров 30 класса МКТУ "шоколад, конфеты".
Товарный знак по свидетельству N 468179 с приоритетом от 22.07.2011 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 13.08.2012 в отношении товаров 30 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства, в цветовом сочетании "темно-синий, синий, голубой, золотистый, белый, черный". Элемент является неохраняемым элементом товарного знака по свидетельству N 468179.
Согласно описанию, приведенному в заявке, в центральной части товарного знака расположено стилизованное изображение танцующей пары - мужчины (черным цветом в золотистом контуре) и женщины (белым цветом), которые окаймлены оригинальной рамкой овальной формы с изображением в верхней ее части стилизованного изображения здания (рамка и здание - золотистым цветом). Под рамкой расположена надпись "Вдохновение", выполненная в оригинальном шрифтовом начертании (золотистым цветом).
В качестве подтверждения общеизвестности товарного знака по свидетельству N 468179 заявителем представлены следующие материалы:
1. Распечатка из реестра товарных знаков Роспатента в отношении Товарного знака "Вдохновение" N 468179;
2. Изображение товарного знака "Вдохновение" по свидетельству N 468179;
3. Описание товарного знака "Вдохновение" по свидетельству N 468179;
4. Архивно-историческая справка о создании и деятельности ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" от 05.09.2014, а также документы, подтверждающие правопреемство от Московской кондитерской фабрики им. П.А. Бабаева;
5. Информация об истории ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" с сайта uniconf.ru;
6. Информация об истории ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" из Википедии;
7. Сведения из "Global top 100. The world's leading confectionary companies. 2017";
8. Информация об ООО "Объединенные кондитеры" из Википедии и с сайта uniconf.ru;
9. Награды ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" с 1997 года;
10. Объяснительная записка Московской кондитерской фабрики им. П.А. Бабаева (Заявитель) за 1976 год;
11. Годовой отчет Московской кондитерской фабрики им. П.А. Бабаева (Заявитель) за 1979 год;
12. Годовые отчеты заявителя за 1976-1987, 1988-1992, 1993-1997, 1998-2007, 2008-2016 годы;
13. Справка заявителя об объемах производства и реализации шоколада и конфет "Вдохновение" с 1977 по 2016 годы N 623 от 11.10.2016;
14. Справка заявителя о регионах реализации в Российской Федерации шоколада и конфет "Вдохновение" с 2008 по 2016 годы N 627 от 11.10.2016;
15. Образцы упаковок шоколада и конфет "Вдохновение" за 2008 - 2016 годы;
16. Декларации соответствия и сертификаты соответствия на шоколад и конфеты "Вдохновение";
17. Каталоги продукции на шоколад и конфеты "Вдохновение" производства заявителя за 2011, 2012, 2014, 2015, 2016 годы;
18. Награды на шоколад и конфеты "Вдохновение" производства заявителя за 1997, 1998, 2000, 2001, 2002,2005, 2006, 2007, 2009 годы;
19. Фото-отчеты, эфирные справки и договоры на изготовление и размещение рекламы на российских ТВ-каналах (Россия 1, Первый канал, ТВ-3 Россия, Петербург-5 канал, РУ.ТВ, МУЗ, Дом кино), в сети кинотеатров "Киностар", "Люксор", "????", "Синема парк", "Формула кино", "Кронверк синема", на радио, на дисплеях в магазинах и на торговом оборудовании магазинов (METRO, Пятерочка, Карусель, Магнит, Лента и др.), в сети Интернет (в т.ч. на сайте uniconf.ru), в печатных изданиях, в туристических зонах, на билбордах;
20. Справка ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский" N 626 от 11.10.2016 г. за 2009 - 2016 годы;
21. Копии сертификатов о регистрации товарного знака "Вдохновение" в Российской Федерации (свидетельства N 153385, N 201082, N 465120, N 465121, N 465217, N 465228, N 468179, N 470614, N 474208, N 479853, N 479967, N 479968, N 452572, N 454439, N 454627), а также за рубежом (Сертификат N M 20379 -Грузия, Сертификат N TJ 9247 - Таджикистан, Сертификат N 128652 -Украина, Сертификат N 47321А - Украина, Сертификат N 184182 - Израиль, Сертификат N 48085 - Эстония, Сертификат N 9947 - Киргизия, Сертификат N MGU 19548 -Узбекистан, Сертификат N 10766 - Туркменистан, Сертификат N 60934 - Литва, Сертификат N 19628 - Молдова, Сертификат N 17196 -Эстония, Сертификат N 2010 0208 - Азербайджан, Сертификат N M 62150 -Латвия, Сертификат N MGU 18131 -Узбекистан, Сертификат N 36599 -Казахстан, Сертификат N 00380 - Абхазия, Сертификат N 3093378 - США, Сертификат N 10195 - Беларусь, Сертификат N 57904 - Беларусь, Сертификат N 839450 - Азербайджан, Германия, Греция, Грузия, Испания, Киргизия, Латвия, Молдова, Монголия, Туркмения, Китай, Литва, Таджикистан, Хорватия, Черногория, Сербия, Швейцария, Беларусь, Казахстан;
22. Отчет ВЦИОМ по определению уровня известности товарного знака "ВДОХНОВЕНИЕ" N 468179.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегия установила следующее.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты (15.02.2017) его подачи, включает Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), четвертую часть Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27 августа 2015 N 602 (далее - Административный регламент ОИ).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть признан общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак в результате интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 17 (3) Административного регламента ОИ в подтверждение общеизвестности товарного знака заявитель имеет право представить документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе товарного знака, описание которого приведено выше в заключении, на предмет возможности признания его с 14.02.2017 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком на имя ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", Москва в отношении товаров 30 класса МКТУ "шоколад, конфеты", установлено следующее.
Заявитель, ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", является одной из старейших и крупных фабрик (история предприятия ведется с 1804 года) российского кондитерского рынка, и был создан в 1998 году на базе "Московской кондитерской фабрики им. П.А. Бабаева", с 2003 года входит в Холдинг "Объединенные кондитеры" [4-8].
Первое упоминание о шоколаде "Вдохновение" (с добавлением мелко-дробленого ореха) относится к объяснительным запискам за 1976 год "Московской кондитерской фабрики им. П.А. Бабаева" [10]. В последующих объяснительных записках и другой производственной документации (годовые отчеты и т.д.) за период 1977-2016 [11,12] информация о шоколаде "Вдохновение" (с добавлением мелко-дробленого ореха), а потом и конфет, также присутствует.
Однако, из представленных документов [10-14; 16; 19; 20] не представляется возможным прийти к выводу, какое именно обозначение со словесным элементом "Вдохновение" длительно и интенсивно использовалось заявителем в качестве средства индивидуализации конфет и шоколада.
Таким образом, указанные доказательства не представляется возможным соотнести с комбинированным товарным знаком "Вдохновение" по свидетельству N 468179, заявленным в качестве общеизвестного товарного знака в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ребрендинг товарных знаков "Вдохновение" заявителя произошел только в 2011 году. Ранее использовался и был известен другой товарный знак заявителя по свидетельству N 153385 (приоритет от 16.08.1995, срок действия регистрации продлен до 16.08.2025). Указанный товарный знак выполнен в похожей цветовой гамме (товарный знак охраняется в "темно-синем, золотистом, синем, белом, черном, красном, желтом, коричневом цветовом сочетании"), что и испрашиваемый товарный знак по свидетельству N 468179, но имеет иное композиционное построение:
- на первом плане в большей степени визуализируется изображение Большого Театра, приближенное к натуралистическому;
- верх стилизованного овала, в котором расположена танцующая пара, не содержит схематического изображения Большого Театра;
- словесный элемент "Вдохновение" выполнен в ином шрифтовом стиле.
Сведений о разработке дизайна товарного знака по свидетельству N 468179, испрашиваемого в качестве общеизвестного, его прямой связи с товарным знаком заявителя советского периода (свидетельство N 153385), а также сведений о стоимости (ценности) заявленного в качестве общеизвестного товарного знака по свидетельству N 468179 материалы заявления не содержат.
В отношении социологического опроса [22] следует указать следующее. Данные социологического опроса ВЦИОМ не соответствуют описанным заявителем фактическим обстоятельствам. Так, согласно имеющимся сведениям, заявленное обозначение стало использоваться по результатам ребрендинга с 2011 года. А согласно социологическому опросу 66% респондентов утверждают, что оно им знакомо 6 лет и более, то есть до даты, когда они фактически могли с этим обозначением познакомиться в 2011 году (учитывая, что опрос проводился в апреле 2016 года самой поздний шестилетний период ознакомления потребителей с обозначением приходится на апрель 2010 года). Возраст респондентов (в % от общего количества опрошенных) следующий: 25-44 года - 24%, 35-44 года - 20%, 45-54 года - 31%, 55 и старше - 9%. То есть целевая группа потребителей - это наибольший процент опрошенных респондентов, проживавших в СССР, где рынок конкурентоспособности производителей кондитерских изделий (в том числе, шоколада, конфет) был ограничен. Как уже отмечалось выше, в советский период был известен товарный знак заявителя по свидетельству N 153385. Социологический опрос [22] и другие материалы заявления [4-21] не содержат данных о том, что репутация и известность двадцати-тридцатилетней давности "советского" товарного знака заявителя по свидетельству N 153385 распространяют свое действие на заявленный в качестве общеизвестного товарный знак по свидетельству N 468179. Кроме того, исследуемые изделия - это кондитерские товары широкого потребления, наиболее востребованные и любимые детской и подростковой аудиторией, которая социологическим исследованием охвачена не была.
Таким образом, не представляется возможным прийти к выводу, что именно испрашиваемый товарный знак по свидетельству N 468179 в результате длительного и интенсивного использования (после ребрендинга с 2011 года) стал на указанную в заявлении дату широко известен в Российской Федерации среди соответствующих потребителей кондитерских изделий в отношении товаров 30 класса МКТУ "шоколад; конфеты" заявителя.
В связи с изложенным у коллегии нет оснований полагать, что товарный знак по свидетельству N 468179 в отношении товаров 30 класса МКТУ "шоколад; конфеты" является общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком на испрашиваемую дату 14.02.2017.
Руководствуясь Парижской конвенцией, Кодексом и Административным регламентом ОИ, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 15.02.2017, в отношении товарного знака согласно государственной регистрации N 468179 о признании его общеизвестным товарным знаком в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 июня 2017 г. по заявке N 2011723430
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru