Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 17-232 0И
Заявка: |
17-232 ОИ |
Название: |
UAZ |
Дата обращения: |
18.04.2017 |
Дата коллегии: |
05.07.2017 |
Дата утверждения: |
14.08.2017 |
Заявитель: |
ООО "Ульяновский автомобильный завод" |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 31 января 2018 г. по делу N СИП-556/2017 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 18.04.2017 заявление о признании обозначения "UAZ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2008 на имя ООО "Ульяновский автомобильный завод", Российская Федерация (далее - заявитель), в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили".
Для подтверждения общеизвестности данного товарного знака в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению копии следующих документов:
1) сведения об истории предприятия заявителя, учредительные документы;
2) сведения о заявителе и его продукции в сети Интернет, в том числе материалы по разработке сайта uaz.ru и его функционировании, распечатки страниц данного сайта;
3) распечатки кадров об участии автомобилей UAZ в зимнем ралли в Италии в 1972 г.;
4) распечатки кадров из фильма "Восхождение на эльбрус".
На заседании коллегии, состоявшемся 05.07.2017, заявителем были представлены дополнительные материалы:
5) копии страниц из журналов "Грузовик пресс", 2004, 2006, 2007, "За рулем", 1998, "Gentemotori", 1998;
6) копии страниц руководства по эксплуатации "UAZPATRIOT", 2007, и иные материалы по данному автомобилю;
7) отчет о социологическом опросе, 2013;
8) материалы отчета о маркетинговом исследовании, 2014, в том числе копии договоров;
9) материалы по оценке товарных знаков;
10) материалы, касающиеся автомобиля "UAZ HUNTER";
11) копия кадра из фильма "УАЗ. Машина всех широт", 1978;
12) письмо об изменении знака на крышке выключателя сигнала, 2005;
13) рисунок чехла запасного колеса, 2005, чертеж колеса рулевого управления, 2007;
14) копия договора на изготовление полиграфической продукции; 15) копии договоров 2004-2007 г.г.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (18.04.2017), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе обозначения "UAZ" на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2008 в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили" коллегией установлено следующее.
Из представленных заявителем материалов [1 - 15] следует то, что обозначение"UAZ" в период ранее даты, с которой испрашивается признание его общеизвестным товарным знаком, действительно использовалось им в отношении соответствующих товаров.
Однако представленные материалы не содержат в себе каких-либо сведений, позволяющих установить на указанную дату (01.01.2008) или в период, предшествовавший этой дате, наличие на российском автомобильном рынке какой-то существенной определенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию заявителя, индивидуализируемую рассматриваемым товарным знаком, наличие выраженной определенной динамики роста объемов производства, продаж и затрат на рекламу этих товаров к указанной дате, наличие именно в данный период активной широкой рекламной кампании в федеральных средствах массовой информации и, как следствие, роста интереса потребителей к соответствующей продукции заявителя и расширения круга ее потребителей.
Так, представленные материалы [1 - 15] свидетельствуют лишь о фрагментарном использовании рассматриваемого обозначения, в подавляющем большинстве публикаций акцент всегда делался на обозначении, выполненном буквами русского алфавита - "УАЗ".
Следует отметить, что проиллюстрированы лишь единичные факты использования на самом товаре (тестовые или опытные образцы), см., например, в документальном кинофильме [11]. При этом отсутствуют сведения об обнародовании и общедоступности данного фильма.
Что касается материалов по изменению знака на крышке выключателя сигнала, коллегия обращает внимание на следующее. В письме [12] приведена информация о том, что изменение наклейки потребует доработки форм для литья и дополнительных затрат, что увеличит стоимость рулевого колеса. При этом в пункте 4 отмечено, что доработка форм заканчивается испытаниями, результат которых может быть отрицательным, что приведет к повторным доработкам. Каких-либо материалов о том, был ли изменен дизайн крышки рулевого колеса, и когда это произошло, в материалы дела не представлено.
Коллегия отмечает, что каких-либо материалов по объемам производства или по затратам на рекламу обозначения"UAZ" в материалы дела не представлено.
В материалах дела имеются материалы договоров по осуществлению рекламных работ [14-15], анализ которых показал, что часть из них не содержит рассматриваемое обозначении (см., например, агентский договор от 23.01.2007), часть - не позволяют судить, какая рекламная продукция была выпущена и в каких объемах (см., например, договор N 787/04-39-86 от 18.05.2004 и дополнительные соглашения к нему).
Так, представленные по договору N 787/04-39-86 материалы [15] свидетельствуют о том, что в 2005 г. планировалось создание и тиражирование презентационного комплекта для автомобилей "UAZ PATRIOT" и"UAZ HUNTER" как на русском языке, так и на английском языке (см., например, соглашение от 06.12.2004, согласно которому годовая потребность в переводе рекламно-информационной продукции составляет: брошюра UAZ Simbir - около 7 стр., брошюра UAZ Hunter - около 7 стр., листовка UAZ Hunter - 2 стр. и презентационный диск - 4 шт.).
Из договора [14] усматривается, что печатные материалы по автомобилям "UAZ PATRIOT" и "UAZ HUNTER", в том числе сервисная книжка, руководство по эксплуатации ([6]), вкладыши и т.д., были заказаны в типографии 12.07.2007, т.е. менее, чем за полгода до испрашиваемой даты признания обозначения "UAZ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Кроме того, исполнение договора также не проиллюстрировано, что не позволяет установить, в какой период автомобили начали сопровождаться документацией, содержащей рассматриваемое обозначение.
В отношении публикаций в средствах массовой информации, следует указать, что представленные копии страниц из журналов "Грузовик пресс", 2004(две статьи), 2006(две статьи), 2007(две статьи), "За рулем", 1998(одна статья), "Gentemotori", 1998(одна статья) не могут считаться активной широкой рекламной кампанией на федеральном уровне, соответствующем притязаниям на статус общеизвестности для товарного знака. При этом в части статей на фотографиях представлены тестовые образцы (номерной знак содержит надпись "ТЕСТ").
Что касается результатов социологического опроса [7], то они, действительно, показывают высокий уровень известности потребителям автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Вместе с тем, коллегия отмечает, что опрос касался иного знака - "", и не может быть применен к рассматриваемому обозначению. При этом целесообразно обратить внимание на ретроспективный показатель - большинство респондентов (28,8%) указало, что узнали о существовании знака "" от года до пяти лет назад (опрос проводился в 2013 году), т.е. позже испрашиваемой даты.
Анализ отчета об оценке рыночной стоимости исключительных прав [9] показал, что оценке подлежали товарные знаки N 124567 (), N 278837 (), N 434878 (), N 351221 (), N 351222 () и N 536018 (), т.е. данный отчет также не может быть применен к рассматриваемому обозначению.
В отношении маркетингового исследования [8] коллегия отмечает, что все основные выводы и рекомендации содержат только обозначение "УАЗ", при этом даже автомобили "Патриот" и "Хантер" названы буквами русского алфавита: УАЗ "Патриот", УАЗ "Хантер". Изложенное относится и к материалам по оценке удовлетворенности покупателей "UAZ HUNTER" [10], при этом необходимо отметить, что оценка проводилась методом телефонных интервью, т.е. наименование "UAZ" потребитель оценивал только фонетически. Здесь целесообразно также обратить внимание на то, что все машины, произведенные Ульяновским автомобильным заводом, еще с середины прошлого столетия имели модификации "УАЗ" (УАЗ-450, УАЗ-469 и т.д.) и в народе ласково назывались "Уазик". В этой связи маловероятно, что российский потребитель воспримет звуковое название автомобиля как "UAZ".
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств, собственно, общеизвестности рассматриваемого товарного знака на дату 01.01.2008. В этой связи следует отметить, что заявителю на заседании коллегии, состоявшемся 13.06.2017, были заданы вопросы и представлено дополнительное время для сбора необходимых материалов.
По результатам рассмотрения заявления было представлено заявителем особое мнение, поступившее в Роспатент 10.07.2017, доводы которого повторяют доводы заявления, а также содержат анализ представленных ранее материалов [5-13]. Приведенные доводы особого мнения рассмотрены по тексту заключения и не требуют дополнительного анализа.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 18.04.2017, о признании обозначения "UAZ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 17-232 0И
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru