Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 14 августа 2017 г. по заявке N 17-234 0И
Заявка: |
17-234 ОИ |
Название: |
УАЗ |
Дата обращения: |
18.04.2017 |
Дата коллегии: |
05.07.2017 |
Дата утверждения: |
14.08.2017 |
Заявитель: |
ООО "Ульяновский автомобильный завод" |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела заявление, поступившее 18.04.2017, о признании обозначения "УАЗ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.1983 на имя ООО "Ульяновский автомобильный завод", Российская Федерация (далее - заявитель), в отношении товаров 12 класса МКТУ "автомобили".
Обозначение "УАЗ" выполнено стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита.
Для подтверждения общеизвестности данного товарного знака в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению копии следующих документов:
1) сведения об истории предприятия заявителя, учредительные документы;
2) сведения о заявителе и его продукции в сети Интернет, в том числе материалы по разработке сайта uaz.ru и его функционировании, распечатки страниц данного сайта;
3) эфирная и историческая справки ВГТРК ГТРК "Волга";
4) распечатки кадров из фильмов "Знакомьтесь "УАЗ", "Восхождение на эльбрус", "Машина всех широт";
5) DVD-R диск с записями фильмов;
6) материалы журнала "За рулем" с 1968 по 1980 г.г.;
7) копии балансов по основной деятельности производственного объединения;
8) копии производственно-технических паспортов;
9) руководство по эксплуатации автомобиля 1976 г., руководства по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию 2003, 2004 г.г.;
10) архивная справка, справка об основных показателях деятельности;
11) копии фрагментов книг о заводе, статей из газеты "Коммунистический труд";
12) копии фрагментов каталога внедорожников Ульяновского завода;
13) каталог деталей и сборочных единиц автомобилей;
14) копии справок о поставках автомобилей в Англию, Исландию;
15) копии наград (медаль, дипломы, грамоты);
16) копия удостоверения о государственных испытаниях автомобиля УАЗ-469;
17) копия ответа представительства СССР в Италии об автопробеге по Африке в 1975 г.;
18) отчет о социологическом опросе, 2013.
На заседании коллегии, состоявшемся 05.07.2017, заявителем были представлены дополнительные материалы:
19) распечатки кадров из фильмов;
20) копия отчета об оценке рыночной стоимости;
21) материалы журнала "За рулем" 1957, 1960, 1965, 1972, 1973 г.г.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (18.04.2017), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе обозначения "УАЗ" на предмет возможности признания его с 01.01.1983 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком на имя ООО "Ульяновский автомобильный завод" в отношении товаров 12 класса МКТУ: "автомобили", установлено следующее.
Представленные заявителем материалы [1-21] (справки, страницы газет и журналов, данные из книг и официального сайта, и т.д.) свидетельствуют о том, что история Ульяновского автомобильного завода началась в июле 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принимает решение об эвакуации из Москвы ряда крупнейших предприятий. Было принято решение об открытии сборочного производства Завода Имени Сталина (ЗИС) в Ульяновске. К маю 1943 года был выпущен опытный образец дизельного грузовика УльЗИС-253, а 26 октября 1947 г. с главного конвейера сошел первый полуторатонный грузовик ГАЗ-АА. В 1956 году начат экспорт автомобилей УАЗ, а уже в 1959 году ульяновские автомобили повышенной проходимости были отправлены на экспорт в 22 страны мира. С 1956 года УАЗ официально специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.
В 1972 году УАЗ-469 успешно прошел государственные испытания и в декабре этого года с главного конвейера сошла наладочная партия автомобилей УАЗ-469. В августе 1974 года три автомобиля УАЗ-469Б поднялись по серпантинному склону Эльбруса на высоту 4000 метров над уровнем моря. 18 февраля 1974 года с конвейера сошел миллионный УАЗ. Этим автомобилем был УАЗ-452 (фургон) завоевавший к тому времени большую популярность среди автомобилистов.
Таким образом, в период времени с 1943 года по 1983 год Ульяновский автомобильный завод производил и реализовывал на территории Российской Федерации и за рубежом автомобили УАЗ, в том числе моделей: УАЗ-450, УАЗ-469, УАЗ-452 и т.д.
Кроме того, следует отметить, что согласно историческим справкам 20 августа 1966 года УАЗ награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 16 февраля 1976 года - автозавод награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Следует указать, что рассматриваемый период (с 01.01.1983 г. ) представляет собой советское время, в которое характерен централизованный выпуск продукции на нескольких заводах, автомобили УАЗ производил и реализовал единственный завод - Ульяновский автомобильный завод.
Несмотря на то, что событие не входит в рассматриваемый период, коллегия считает необходимым подчеркнуть, что в октябре 1994 года заводу был вручен международный приз "Золотой глобус" за выдающийся вклад в развитие экономики своей страны и интеграцию в мировую экономику, а также за конкурентную и качественную продукцию.
Рассматриваемый элемент используется как во всех документации, сопровождающей деятельность завода в целом и автомобилей в частности (в технических документах; в товарной документации; в рекламных материалах; в публикациях; в предложениях о продаже; в каталогах; в изданиях) - в стандартной графике, так и сами автомобили маркировались обозначением "УАЗ" - в оригинальной графической манере.
За всю историю существования завода насчитывалось более 10 логотипов, при этом, практически во все из них входили два элемента: стилизованная буква "У" и буквы "УАЗ" (, , , и т.д.).
Характер стилизации шрифтового исполнения элемента "УАЗ" немного менялся в разные временные отрезки, однако буквосочетание всегда легко прочитывалось, т.е. оригинальность шрифта не влияла на восприятие обозначения в качестве слова "УАЗ".
Следует обратить во внимание, что заявитель является владельцем исключительных прав на товарные знаки со словесным элементом "УАЗ" (свидетельства N 124566 (), N 276613 (), N 434879 (), N 351224 (), N 351223 ()) в отношении товаров 12 класса МКТУ, в том числе автомобилей.
В отношении маркировки товаров коллегия отмечает, что автомобильной отрасли хозяйства (особенно грузовых автомобилей) часто используется (является характерным) применение в названии автомобиля сокращения наименования завода, его выпускающего (например, КАМАЗ - Камский автомобильный завод, ГАЗ - Горьковский автомобильный завод, КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод, ЗИЛ - Завод имени Лихачева, БЕЛАЗ, МАЗ, ГолАЗ, КАвЗ и т.д.). В этой связи, коллегия считает, что обозначение "УАЗ" будет однозначно ассоциироваться с автомобилями, при этом восприниматься как их маркировка.
Продукция, маркированная рассматриваемым знаком, реализовывалась и реализовывается практически на всей территории Российской Федерации, в таких регионах, как: Поволжский, Центральный, Западно-Сибирский, Волго-Вятский, Северо-Кавказский Центрально-Черноземный, Северо-Западный. Кроме того, продукция, маркированная знаком "УАЗ", поставлялась на экспорт в различные страны мира, среди которых Англия, Италия, Исландия [14] и другие.
Среднегодовой объем реализованной продукции составляет свыше 70 тыс. автомобилей, что отражено в годовых отчетах и справке об основных показателях деятельности ООО "Ульяновский автомобильный завод" [7, 10]. Кроме того, в доказательство интенсивности использования обозначения "УАЗ" на территории Российской Федерации представлены материалы публикаций в различных источниках, в том числе, в СМИ [3-6, 11, 21]. Коллегия отмечает, что все публикации, относящиеся к рассматриваемому периоду, содержат информацию об автомобилях УАЗ и их производителе - Ульяновском автомобильном заводе. Справка [21], выданная учредителем и издателем журнала "За рулем", содержит сведения о том, что издание представляет собой первый автомобильный журнал России и издается с 1928 года. За период времени с 1966 по 1980 год в издании "За рулем" был опубликован ряд статей, посвященный описанию автомобилей "УАЗ" и Ульяновскому автомобильному заводу.
Таким образом, в распоряжении коллегии имеются материалы, которые свидетельствуют о длительности и интенсивности использования заявителем обозначения "УАЗ" до испрашиваемой даты - 01.01.1983.
В материалах дела представлен отчет о проведении социологического исследования [18], результаты которого, действительно, показывают высокий уровень известности потребителям автомобилей Ульяновского автомобильного завода. Вместе с тем, коллегия отмечает, что опрос касался иного знака - "", и не может быть применен к рассматриваемому обозначению.
Коллегия также обращает внимание на то, что на заседании коллегии заявителем были даны пояснения относительно выбора даты (01.01.1983), который обусловлен 40-летием выпуска с конвейера первого автомобиля Ульяновского автомобильного завода.
Резюмируя изложенное, коллегия полагает, что в заявлении представлены убедительные материалы, позволяющие сделать обоснованный вывод об общеизвестности в Российской Федерации обозначения "УАЗ" в качестве товарного знака заявителя.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
удовлетворить заявление, поступившее 22.04.2016, и признать обозначение "УАЗ" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.1983 на имя ООО "Ульяновский автомобильный завод" в отношении товаров 12 класса МКТУ: "автомобили".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 17-234 0И
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru