Заявка: |
2015703968 |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
12.05.2017 |
Дата коллегии: |
05.07.2017 |
Дата утверждения: |
14.08.2017 |
Заявитель: |
Публичное акционерное общество "Газпром нефть" |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 12.05.2017 заявление о признании товарного знака "" по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 31.12.2016 на имя ПАО "Газпром нефть", Российская Федерация (далее - заявитель), в отношении товаров 04 класса МКТУ "топливо моторное; бензин; дизельное топливо" и услуг 37 класса МКТУ: "станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; услуги автозаправочных станций".
Для подтверждения общеизвестности данного товарного знака в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению копии следующих документов:
1) выписки из ЕГРЮЛ и списки аффилированных лиц по дочерним обществам;
2) исследования и социологические опросы;
3) материалы по сети автозаправочных станций (далее - АЗС);
4) каталоги сопутствующих товаров;
5) оценочные отчеты (в том числе, об оценке годового вознаграждения по договорам, об оценке рыночной стоимости и т.д.);
6) маркетинговые исследования;
7) материалы по совместным маркетинговым акциям;
8) материалы по выставкам;
9) лицензионные договоры;
10) договоры коммерческой концессии;
11) финансовые и годовые отчеты;
12) отчеты об устойчивом развитии;
13) публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ), пресс-клиппинги;
14) публикации в корпоративных СМИ;
15) материалы по рекламным кампаниям;
16) примеры фотоочетов по рекламным кампаниям;
17) материалы из сети Интернет.
На заседании коллегии, состоявшемся 05.07.2017, заявителем были представлены дополнительные материалы:
18) распечатка по истории компании;
19) отчет по объектам интеллектуальной собственности;
20) сведения из ЕГРЮЛ;
21) распечатки фотографий АЗС, не относящихся к заявителю;
22) распечатки Докладов о состоянии конкуренции в Российской Федерации;
23) годовой отчет и отчет об устойчивом развитии, 2016.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (12.05.2017), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения;
среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе товарного знака "" на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 31.12.2016 в отношении испрашиваемых товаров и услуг 04 и 37 классов МКТУ коллегией установлено следующее.
Действительно, представленные заявителем материалы [1-23] свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, с 2006 года ОАО "Газпром нефть" совместно со своими дочерними обществами осуществляет добычу и реализацию нефтепродуктов на рынках Российской Федерации и за рубежом.
Однако представленные материалы не содержат в себе каких-либо сведений, позволяющих установить на указанную дату (31.12.2016) или в период, предшествовавший этой дате, наличие на российском рынке нефтепродуктов и автозаправочных станций какой-то существенной определенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию заявителя, индивидуализируемую рассматриваемым товарным знаком.
Из представленных заявителем материалов [1 - 23] следует то, что при реализации соответствующих товаров и оказании услуг заявителем использовалась характерная графика - композиция геометрических фигур в сине-бело-голубом цветовом сочетании (). При этом необходимо указать, что в материалах не проиллюстрировано постоянное использование знака в том виде, как он зарегистрирован. Напротив, в распоряжении коллегии имеются сведения об АЗС заявителя: , , , , в которых как форма составляющих элементов, так и их взаимное расположение отличаются от рассматриваемого знака.
В товарном знаке форма АЗС исключена из самостоятельной правовой охраны, т.е. представляет собой неохраноспособный элемент.
С точки зрения охраноспособности в качестве товарного знака цветовое сочетание может выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализировать товары и услуги конкретного производителя. Вместе с тем, само по себе цветовое сочетание не обладает высокой различительной способностью по сравнению со словесными и комбинированными обозначениями, имеющими фонетическую и семантическую составляющие.
Следовательно, знак, который содержит большое количество неохраноспособных элементов, входящих в неохраняемую форму АЗС, а его охраняемая часть представляет собой цветовое сочетание, изначально обладает слабой различительной способностью. Обозначение, обладающее низкой различительной способностью, не может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
При этом, как было отмечено выше, представленные документы [1-23] не содержат сведений о постоянном и длительном использовании рассматриваемого товарного знака в качестве маркировки испрашиваемых товаров и услуг в том виде, как он зарегистрирован, т.е. у коллегии отсутствуют основания считать, что знак приобрел высокую различительную способность в результате его использования.
Следует также обратить внимание, что на российском рынке нефтепродуктов и автозаправочных станций уже имеются близкие цветовые решения, выполненные в сине-бело-голубой цветовой гамме: , , , и т.д.
Что касается результатов социологического опроса [7], то они, действительно, показывают высокий уровень известности потребителям автозаправочных станций. Вместе с тем, коллегия отмечает, что в опросе демонстрировалась карточка с изображением рассматриваемого знака, однако ни один вопрос не содержал указание на объемный характер зарегистрированного товарного знака, что вызывает сомнения в возможности применения результатов опроса к рассматриваемому делу. Также целесообразно обратить внимание на следующее. Вопросы опроса не пронумерованы, а при исследовании демонстрировалась карточка N 2, на которой представлены два изображения - рассматриваемый знак и фотография реальной АЗС. При этом реальная АЗС содержала маркировку "Газпромнефть" (), что свидетельствует о наличии заведомой подсказки при ответе на вопрос "Как Вы считаете, какая компания оказывает услуги под данным обозначением?". Кроме того, ряд вопросов содержит прямое указание на заявителя, например: "Что Вы можете сказать об АЗС Газпром нефть?". Дополнительно следует указать, что опрос в целом касался только услуг автозаправочных станций, и только при ответе на вопрос: "Посмотрите, пожалуйста, на данное обозначение. Скажите, с чем оно у Вас ассоциируется?", имеется информация, что 5% респондентов ответили "бензин". Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств, собственно, общеизвестности рассматриваемого товарного знака на дату 31.12.2016 в отношении товаров 04 класса МКТУ "топливо моторное; бензин; дизельное топливо" и услуг 37 класса МКТУ: "станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; услуги автозаправочных станций".
По результатам рассмотрения заявления было представлено заявителем особое мнение, поступившее в Роспатент 10.07.2017, доводы которого сводятся к тому, что законодательство не содержит запрета на признание общеизвестными объёмных обозначений. С учетом того, что форма заявленной автозаправочной станции указана как неохраняемая, признание знака общеизвестным не нарушит права третьих лиц. Фактически на общеизвестность претендует широко известный и интенсивно используемый заявителем товарный знак, использующий сочетание синего и белого цвета без выраженного преобладания одного из них, и оригинальный изобразительный элемент (суперграфика). Состав композиционных элементов заявленного обозначения обусловлен фактическим использованием данных элементов при реализации товаров и услуг заявителя.
Приведенные доводы особого мнения рассмотрены по тексту заключения и не требуют дополнительного анализа.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 12.05.2017, о признании товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 14 августа 2017 г. по заявке N 2015703968
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru