Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 9 июня 2018 г. по заявке N 2016710192
Заявка: |
2016710192 |
Название: |
СССР ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
04.12.2017 |
Дата коллегии: |
17.04.2018 |
Дата утверждения: |
09.06.2018 |
Заявитель: |
индивидуальный предприниматель Саркисян С.С. |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела поступившее 04.12.2017 возражение индивидуального предпринимателя Саркисяна С.С., Ростовская область (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2016710192 (далее - решение Роспатента), при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N 2016710192 было заявлено на государственную регистрацию в качестве товарного знака с приоритетом от 30.03.2016 на имя заявителя в отношении товаров 34 и услуг 35 классов МКТУ.
Согласно описанию, приведенному в заявке, заявленное обозначение представляет собой объемный знак в виде изображения пачки сигарет, включающего в себя, в частности, словесный элемент "СССР", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 05.09.2017 об отказе в государственной регистрации товарного знака, мотивированное в заключении по результатам экспертизы несоответствием заявленного обозначения требованиям пунктов 1 и 3 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы было указано, что заявленное обозначение противоречит общественным интересам и способно ввести в заблуждение потребителя относительно товаров и их производителя, так как входящий в него элемент "СССР" является аббревиатурой названия бывшего государства - Союза Советских Социалистических Республик, правопреемником и продолжателем которого в международно-правовых отношениях признана Российская Федерация, ввиду чего усматривается намерение заявителя необоснованно воспользоваться достоянием истории и репутацией данного государства.
Кроме того, в данном заключении отмечено и то, что все остальные входящие в заявленное обозначение словесные элементы ("ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА", "Минздравсоцразвития России предупреждает курение вредит вашему здоровью") и использовавшееся на протяжении длительного времени различными производителями товаров изображение Государственного знака качества СССР, введенного в действие с 1967 года, не обладают различительной способностью.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 04.12.2017 поступило возражение, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 05.09.2017.
Все доводы возражения сводятся к тому, что отсутствуют какие-либо препятствия для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя, так как с 1991 года государства СССР не существует, и Государственный знак качества СССР при маркировке товаров уже не применяется, ввиду чего данные элементы не являются указанием на качество товаров и не способны ввести в заблуждение потребителя относительно их качества, а Российская Федерация не обладает исключительным правом на обозначение "СССР", поэтому общество может использовать его лишь при описании исторических событий, в то время как заявитель намерен использовать данное обозначение именно в коммерческих целях, то есть для извлечения своей прибыли.
В возражении отмечены прецеденты регистрации на имя различных лиц товарных знаков с элементами "СССР".
На основании изложенного заявителем была выражена просьба об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех приведенных в заявке товаров и услуг.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты подачи заявки (30.03.2016) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
В соответствии с пунктом 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса. К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, сведения, характеризующие товар.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
В этой связи следует отметить, что указанный выше перечень обозначений, признаваемых противоречащими общественным интересам, согласно данной норме права, приведен в ней лишь для примера, как некоторые частные случаи из множества других неназванных в этой норме ("_, в частности, _"), то есть никак не является исчерпывающим.
Анализ заявленного обозначения показал, что оно является, согласно его изображению в заявке, комбинированным обозначением, состоящим из изображения вертикально ориентированного прямоугольника красного цвета с окантовкой черного цвета. В его верхней и нижней частях помещены горизонтальные линии красного цвета.
Над верхней горизонтальной линией помещены словесный элемент "ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА", выполненный стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита белого цвета, и изобразительный элемент в белом цвете на красном фоне, воспроизводящий Государственный знак качества СССР (см. Интернет-портал "Словари и энциклопедии на Академике: Большой энциклопедический политехнический словарь" - http://dic.academic.ru).
В средней части прямоугольника помещены в две параллельные друг к другу горизонтальные линии стилизованные изображения пятиконечных звезд белого цвета, между которыми находится выполненная стандартным жирным шрифтом крупными заглавными буквами русского алфавита белого цвета аббревиатура "СССР" - широко известное российским потребителям буквенное сокращение названия Союза Советских Социалистических Республик - нашего государства (Отечества), существовавшего под таким названием с 1922 по 1991 гг. на большей части территории бывшей Российской империи, а после его распада образовалось 15 независимых государств, одним из которых является в настоящее время Российская Федерация, причем она в международно-правовых отношениях признана правопреемником и продолжателем СССР (см. там же - Энциклопедический словарь, а также, например, http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/7433/Акты органов власти: 0).
В нижней части прямоугольника помещены в две строки выполненные более мелким стандартным шрифтом заглавными и строчными буквами русского алфавита белого цвета словесные элементы "Минздравсоцразвития России предупреждает / КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ".
Что касается приведенного заявителем в заявке указания на то, что заявленное обозначение является объемным знаком, то следует отметить, что оно никак не может быть признано таковым ввиду его несоответствия признакам, по которым обозначение, собственно, признается объемным. Так, например, не имеется каких-либо графически обозначенных в заявленном обозначении проекций изображения или ряда изображений соответствующего объекта с разных ракурсов и т.д., которые позволили бы воспринимать его как трехмерный объект либо как фигуры и комбинации линий и фигур в пространственном расположении для обозначения формы товара или его упаковки (см. пункт 32 Правил).
При этом в заявленном комбинированном обозначении доминирует именно аббревиатура "СССР", так как она занимает в нем центральное положение и большую часть пространства прямоугольника, служащего для нее фоном, выполнена более крупным шрифтом, чем иные (словесные) элементы, и запоминается легче, чем изобразительные элементы, играющие в этом знаке второстепенную роль, служа лишь фоном или декоративным оформлением для доминирующего элемента "СССР".
К тому же, включенные в заявленное комбинированное обозначение словесные элементы "ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА" и "Минздравсоцразвития России предупреждает / КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ", очевидно, являются неохраноспособными элементами, как представляющие собой, соответственно, указание на высокое качество товаров, характеризуя тем самым товары, и не обладающую различительной способностью общепринятую для табачной продукции предупредительную маркировку о вреде курения.
Таким образом, данные словесные элементы, не занимающие в заявленном обозначении доминирующего положения, могли бы быть включены в товарный знак лишь как неохраняемые элементы в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
Однако заявленное обозначение в целом не может быть признано охраноспособным, так как включенная в его состав и доминирующая в нем широко известная российским потребителям аббревиатура "СССР" названия Союза Советских Социалистических Республик, как уже отмечалось выше, правопреемником и продолжателем которого в международно-правовых отношениях признана Российская Федерация, является не только достоянием ее истории и международной репутации, но и одним из факторов общенационального сознания ее граждан, многие из которых родились и жили еще в период истории данного государства, когда оно называлось СССР, и которыми названия "Россия" ("Российская Федерация") и "СССР" воспринимаются всего лишь как разные названия одной и той же родной страны - Отечества.
Отсюда следует, что обозначение "СССР", задолго до даты подачи заявки доведенное до всеобщего сведения и обнародованное в целях использования в качестве официального названия государства в соответствующий исторический период его непрерывного существования, приобрело статус общественно значимого наименования, использование которого должно осуществляться в Российской Федерации при повышенном контроле со стороны общества.
Ввиду данного обстоятельства такое общественно значимое обозначение никак не может быть, собственно, средством индивидуализации товаров и услуг заявителя (частного лица) для его использования в коммерческой деятельности, то есть для извлечения своей прибыли, что предполагало бы наделение его необоснованными преимуществами перед другими участниками рынка, а также использование в частных коммерческих целях репутации Отечества без выраженного на то согласия всего общества, возможность нанесения такой деятельностью ущерба репутации Отечеству и сложившимся у большей части российского общества государственно-патриотическим идеалам и, как следствие, возможность порождения в обществе недовольства (скандальности) этим обстоятельством, что, собственно, и противоречит общественным интересам, связанным как с принципами равенства всех участников рынка, так и с уважением гражданами Российской Федерации к великой истории своего Отечества, именовавшегося, в частности, как СССР.
Так, например, Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 (см., например, на официальном сайте Правительства Российской Федерации - http://government.ru/docs/all/105292/), определены соответствующие общественные интересы в связи с патриотическим воспитанием, а именно с деятельностью органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, а в качестве целей и задач выраженной в этой Программе государственной политики в сфере патриотического воспитания указаны, в частности, создание условий для укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России и обеспечения преемственности поколений россиян, содействие укреплению и развитию общенационального сознания, воспитание у граждан чувства гордости за исторические достижения страны, формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания не только к действующим символам Российской Федерации, но и к историческим символам Отечества, и т.п.
В этой связи доводы возражения о уже не существующем государстве СССР, как основании для "приватизации" его названия заявителем, одним из хозяйствующих субъектов, являются некорректными.
Относительно приведенных в возражении прецедентов регистрации товарных знаков необходимо отметить то, что административный прецедент не является источником права в российской правовой системе. Каждый знак индивидуален, и возможность его регистрации рассматривается отдельно в зависимости от каждого конкретного случая.
Кроме того, в состав заявленного обозначения входит также и изобразительный элемент, воспроизводящий, как уже отмечалось выше, Государственный знак качества СССР - , который на протяжении нескольких десятков лет (с 1967 года) обозначал в СССР продукцию высшей категории качества, то есть он никогда не обладал различительной способностью - способностью отличать товары одного производителя от товаров других производителей (индивидуализировать товары), а ввиду прекращения его использования для обозначения качества товаров необходимо отметить то, что его использование в настоящее время одним из участников рынка необоснованно наделит его преимуществами на рынке, как и в проанализированном выше случае с использованием аббревиатуры СССР, что также противоречит общественным интересам.
Изложенные выше обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что заявленное на государственную регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя обозначение с аббревиатурой "СССР" и изобразительным элементом, воспроизводящим Государственный знак качества СССР, противоречит общественным интересам, то есть требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Вместе с тем, с учетом изложенных выше обстоятельств, а именно невозможности использования указанных исторических символов Отечества в качестве средств индивидуализации товаров и услуг, коллегия не усматривает каких-либо оснований для признания заявленного обозначения, собственно, способным порождать не соответствующие действительности ассоциации с каким-либо иным, чем заявитель, конкретным производителем товаров и услуг либо с определенной территорией их происхождения.
Следовательно, отсутствуют какие-либо основания для признания заявленного обозначения еще и способным ввести в заблуждение потребителя относительно товаров и услуг и их производителя, то есть не соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 04.12.2017, оставить в силе решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 05.09.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 июня 2018 г. по заявке N 2016710192
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru