Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 апреля 2018 г. по заявке N 17-244 ОИ
Заявка: |
17-244 ОИ |
Название: |
Метрополитен (изобр.) |
Дата обращения: |
12.09.2017 |
Дата коллегии: |
29.03.2018 |
Дата утверждения: |
28.04.2018 |
Заявитель: |
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Петербургский метрополитен" |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2018 г. по делу N СИП-437/2018 настоящее решение признано недействительным
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, на заседании, состоявшемся 29.03.2018, рассмотрела заявление, поступившее 12.09.2017, с дополнениями и уточнениями от 27.03.2018 о признании изобразительного обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01 января 2018 года в отношении услуг 39 класса МКТУ "перевозки пассажирские" на имя Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" (далее - заявитель, ГУП "Петербургский метрополитен"), при этом установила следующее.
Изобразительное обозначение , в отношении которого испрашивается признание общеизвестного в Российской Федерации товарного знака, выполнено в виде стилизованной буквы "М" синего цвета.
Для подтверждения общеизвестности обозначения в Российской Федерации к заявлению приложены следующие материалы:
- копии свидетельств на товарные знаки NN 535269, 283456 [1] - социологическое исследование по определению уровня известности обозначения , выполненное Фондом содействия изучению общественного мнения "ВЦИОМ" [2];
- выкопировка из постановления Правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2017 N 90 "О прогнозе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года" [3];
- копия Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% [4];
- изображения и объемы реализации проездных билетов и жетонов [5]; - копии договоров на поставку проездных билетов и жетонов [6];
- фотографии, на которых изображено обозначение , используемое для указания территориального расположения станций Петербургского метрополитена на улицах Санкт-Петербурга, Ленинградской области и станциях метрополитена, для информирования пассажиров об условиях и порядке перевозки пассажиров, на подвижных составах, на информационных указателях, интерактивных терминалах и стендах, на автоматах по продаже и пополнению проездных документов, на социальных и иных объектах, на фирменной одежде сотрудников Петербургского метрополитена [7];
- схема линий Петербургского метрополитена [8];
- копия Концепции информационной и пространственно-ориентирующей среды на территории ГУП "Петербургский метрополитен", согласованной с главным художником Санкт-Петербурга Шереметьевым Г.А. в 2009 г. и председателем Комитета по транспорту Правительства Санкт - Петербурга Кадыровым А.В. в 2009 г. [9];
- скриншот интернет-страниц [10];
- фотографии с международного инновационного форума пассажирского транспорта, который проводился в мае 2015 года Комитетом по транспорту Правительства Санкт-Петербурга совместно с подведомственными предприятиями и учреждениями в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2014 N 108 [11];
- выписка из ЕГРЮЛ [12];
- копии договоров поставки; типовые макеты, фотографии станций, вестибюлей, схемы линий метрополитена [13];
- скриншоты онлайн карт [14]; - письма партнеров [15];
- копии актов о вводе в эксплуатацию вагонов метрополитена [16];
- данные по пассажиропотоку с 2007 по февраль 2018 г. [17];
- статистика миграции (Росстат) [18];
- скриншоты (данные по внутреннему туризму) [19];
- скриншоты (история товарного знака Петербургского метрополитена) [20];
- устав ООО "Лео Август Брендинг", договор на оказание услуг по информационному сопровождению деятельности метрополитена [21];
- копии договоров на поставку и изготовление жетонов и бесконтактных смарт-карт [22];
- справка о балансовой принадлежности основных средств [23];
- копия указания о размещении идентификационных надписей и логотипа Петербургского метрополитена на вагонах подвижного состава [24];
- копии писем ВУЗов Санкт-Петербурга о количестве обучающихся иногородних студентов [25];
- скриншоты мультипликационных фильмов, новостных материалов, художественных и документальных фильмов, иных информационных материалов [26];
- Яндекс-карты [27];
- копии договоров на поставку автотранспортных средств [28]; - фотографии транспортных средств [29];
- копия договора на изготовление и поставку жетонов [30]; - флэш-накопитель Smartbuy [31].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (12.09.2017), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутый выше Кодекс и Административный регламент предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 27 августа 2015 года N 602 (далее - Регламент).
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемое им в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности такое обозначение может быть признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если это обозначение в результате интенсивного использования стало на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Регламента перечень документов, необходимых в соответствии с правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, содержащие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака или обозначения, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на Интернет-сайте Роспатента.
При анализе заявленного обозначения на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01 января 2018 года в отношении услуг "перевозки пассажирские" коллегией было установлено следующее.
Согласно данным, представленным в заявлении, Петербургский метрополитен создан на основании Постановления Совета Министров СССР от 23.12.1954 N 2477 и распоряжения Совета Министров РСФСР от 29.12.1954 N 5923.
ГУП "Петербургский метрополитен", учредителем которого является Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга - территориальное агентство Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, было зарегистрировано в качестве юридического лица 06.10.2000 [12].
Основным видом деятельности заявителя, согласно выписке из ЕГРЮЛ [12], является деятельность метро по перевозке пассажиров.
Для маркировки услуг по перевозке пассажиров заявитель использует комбинированный товарный знак по свидетельству N 283456 с приоритетом от 23.07.2003.
Кроме того, заявитель является правообладателем изобразительного товарного знака по свидетельству N 535269, зарегистрированного с приоритетом от 06.09.2013 в отношении товаров 16 и услуг 35, 41 классов МКТУ, который воспроизводит обозначение, для которого испрашивается признание общеизвестного в Российской Федерации товарного знака в отношении услуг 39 класса МКТУ "пассажирские перевозки" [1].
Для подтверждения интенсивности использования данного обозначения в отношении указанных услуг 39 класса МКТУ заявителем представлены документы, свидетельствующие об объемах перевозок, в частности, о пассажиропотоках с 2007 по февраль 2018 года [17], о способах использования обозначения на проездных билетах и жетонах, для информирования пассажиров на станциях метрополитена и вестибюлях, на подвижных составах, на информационных указателях, интерактивных терминалах и стендах, на автоматах по продаже и пополнению проездных документов и т.п. [5], [7], [13], [16]; [24].
Заявителем также представлены договоры на поставку и изготовление жетонов, бесконтактных смарт-карт, на которых размещено обозначение [6], [13], [22], [30].
В качестве доказательства интенсивности перевозок представлены данные об объемах реализации проездных билетов и жетонов [5].
Основным аргументом в качестве доказательства широкой известности заявленного обозначения на территории Российской Федерации послужил тот факт, что Санкт-Петербург является "туристической столицей" России, в подтверждение чего приведены показатели внутреннего туризма в регионах России в 2017 году [19]. Кроме того, в подтверждение широкой известности заявленного обозначения представлена информация о количестве обучающихся в Санкт-Петербурге иногородних студентов, которые имеют право на льготный проезд в городском общественном транспорте и пользуются льготными проездными билетами, на которых изображен знак [25], а также данные о внутренней миграции населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2011 по 2017 годы [18].
На основании этих данных заявитель делает вывод о том, что абсолютному большинству жителей Санкт-Петербурга, включая гостей, временно пребывающих в городе, известен знак Петербургского метрополитена, который ассоциируется с пассажирскими перевозками.
Об известности заявленного обозначения жителям России за пределами Санкт-Петербурга, по мнению заявителя, свидетельствует тот факт, что изображение встречается в популярных произведениях литературы и искусства, документальных и художественных фильмах, мультипликационных фильмах, а также иных информационных источниках, к которым имеют доступ большинство жителей Российской Федерации, в подтверждение чего представлены скриншоты соответствующих источников информации в сети Интернет с указанием количества просмотров на youtube.com [26].
Вместе с тем, анализ представленных материалов показал, что интенсивное использование обозначения для маркировки услуг 39 класса МКТУ "пассажирские перевозки" ограничено только одним городом - Санкт-Петербургом, что не позволяет сделать обоснованный вывод о том, что это обозначение получило самостоятельную известность на всей территории Российской Федерации в связи с осуществляемой деятельностью по пассажирским перевозкам Петербургского метрополитена. Информация, представленная на скриншотах [26], не может являться объективным свидетельством известности заявленного обозначения на всей территории Российской Федерации, поскольку обозначение в них либо искажено, либо слабо различимо и не может привлечь внимание зрителей и пользователей youtube.com.
В подтверждение общеизвестности изобразительного обозначения в связи с осуществляемой заявителем деятельностью заявитель ссылается на результаты социологического опроса [2], проведенного в марте 2017 года Фондом содействия изучению общественного мнения "ВЦИОМ" методом уличного опроса в Санкт-Петербурге, Москве, Великом Новгороде, Пскове, Вологде, Петрозаводске.
Выборка формировалась из жителей отобранных городов, лично пользующихся услугами общественного транспорта раз в месяц и чаще.
Всего было опрошено 2000 человек, которые были отобраны на основании вопросов-фильтров. Те респонденты, которые не прошли отборочные вопросы - фильтры, не включались в выборку.
Из результатов социологического опроса следует, что обозначение знакомо большинству участников опроса (77%), при этом большинство респондентов, знакомых с тестируемым обозначением (82%), верно назвали пассажирские перевозки метрополитена в качестве услуг, для которых оно используется. Отвечая на открытый вопрос без предложенных вариантов ответа, треть опрошенных, знакомых с тестируемым обозначением и сферой его применения (34%), назвали Петербургский метрополитен.
Вместе с тем, исходя из того обстоятельства, что опрос проводился в Северо-Западном регионе России, непосредственно примыкающем к Санкт-Петербургу, его результаты не могут быть экстраполированы на всю территорию Российской Федерации и его население. Соответственно, результаты данного опроса нельзя признать объективными и достоверными для всей территории Российской Федерации.
Что касается опроса, который был проведен 12.02.2018 ООО "Лео Август Брендинг" в аэропорту Пулково, зафиксирован на видеокамеру в виде интервью прибывающих гостей и жителей Санкт-Петербурга и представлен на флэш-накопителе [31], то он не может быть принят во внимание, так как не соответствует Рекомендациям по проведению опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации, которые основаны на положениях действующего в Российской Федерации законодательства в области товарных знаков, Совместной резолюции о положениях в отношении охраны общеизвестных знаков, принятой Ассамблеей Парижского союза и Генеральной ассамблеей Всемирной организации интеллектуальной собственности в 1999 году, а также с учетом отечественного и международного опыта в решении данного вопроса.
Опрос проведен организацией, которая не относится к организациям, специализирующимся в области проведения социологических исследований, при этом результаты данного опроса не оформлены на бумажном носителе, в том числе в виде статистически обработанных графиков или диаграмм, в силу чего не могут быть исследованы с точки зрения доказательства известности на территории Российской Федерации обозначения в отношении пассажирских перевозок. Количество опрошенных гостей и жителей города, прибывших в Санкт-Петербург, не отвечает целям объективности проводимого опроса, в связи с чем его результаты не могут свидетельствовать о широкой известности заявленного обозначения.
Принимая во внимание совокупность изложенных выше фактических обстоятельств, коллегия пришла к обоснованному выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств общеизвестности на территории Российской Федерации заявленного обозначения, используемого заявителем в качестве товарного знака, в отношении вышеуказанных услуг на 1 января 2018 года.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 12.09.2017, о признании изобразительного обозначения "М" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 1 января 2018 года в отношении услуг 39 класса МКТУ "перевозки пассажирские" на имя ГУП "Петербургский метрополитен".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 апреля 2018 г. по заявке N 17-244 ОИ
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 30 октября 2018 г. по делу N СИП-437/2018 настоящее решение признано недействительным