Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 15 октября 2018 г. по заявке N 789927
Заявка: |
789927 |
Название: |
RED BULL ENERGY DRINK |
Объект охраны: |
международный знак |
Дата обращения: |
21.12.2017 |
Дата коллегии: |
10.08.2018 |
Дата утверждения: |
15.10.2018 |
Заявитель: |
Red Bull GmbH |
Вид обращения: |
возражение о признании международного знака RED BULL ENERGY DRINK общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 21.12.2017 заявление о признании знака по международной регистрации N 789927 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.06.2015 на имя Red Bull GmbH, Austria (далее - заявитель, компания Red Bull), в отношении товаров 32 класса МКТУ - энергетические напитки.
Международная регистрация N 789927 с конвенционным приоритетом от 09.04.2002 произведена Международным бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности на имя заявителя в отношении товаров 32 класса МКТУ, в том числе boissons energetiques (напитки энергетические).
Для подтверждения общеизвестности данного обозначения в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению следующие документы:
- выписка из реестра компаний в отношении Red Bull GmbH, 2016 (оригинал с переводом);
- сведения о регистрации ООО РЕД БУЛЛ "РУС" ОГРН 1047796725272;
- лицензионный договор между Ред Булл ГмбХ и ООО РЕД БУЛЛ "РУС" от 21 декабря 2007 г. с приложениями (заверенная копия);
- отчет аудиторской компании об объемах продаж и расходах на маркетинг в мире, Европе и России от 04 июля 2017 г., 2012-2016 гг. (оригинал с переводом);
- отчет аудиторской компании о продажах, расходах на СМИ и маркетинг в мире, Европе и России от 07 октября 2016 г., 2010 - 2015 гг. (оригинал с переводом);
- сертификат о регистрации авторского права с переводом;
- заявка на регистрацию этикетки Red Bull в Бюро регистрации авторских прав США (оригинал с переводом);
- перечень товарных знаков Red Bull, охраняемых на территории Российской Федерации;
- письмо ФТС от 27 августа 2012 г. N 14-42/43177;
- сопроводительное письмо Red Bull GmbH от 10 мая 2017 г. к образцам этикеток напитка Red Bull с приложениями (оригинал с переводом);
- письмо Red Bull GmbH от 27 октября 2016 г. об объемах продаж энергетического напитка Red Bull в России (оригинал с переводом);
- сопроводительное письмо Red Bull GmbH к таможенным декларациям и счетам, 2011-2016 гг. от 16 мая 2017 г. (оригинал с переводом) с приложениями;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 11 октября 2017 г. к материалам о рекламных мероприятиях с приложениями - сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 11 октября 2017 г. к материалам о рекламе со спортсменами;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 01 ноября 2017 г. к материалам о прочей рекламе товаров, маркированных товарным знаком N 789927 с приложениями;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 01 ноября 2017 г. к материалам о трансляции рекламных роликов на телевидении и в кинотеатрах с приложениями, DVD-диск (и.н. ZE5452-DVR-T470);
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 21.09.2017 к документам об изготовлении рекламных материалов и конструкций с приложениями;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 21.09.2017 к материалам о размещении рекламы в средствах массовой информации с приложениями;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 16 ноября 2017 г. к материалам и договорам о проведении маркетинговых и рекламных мероприятий, часть 1;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 16 ноября 2017 г. к материалам и договорам о проведении маркетинговых и рекламных мероприятий, часть 2;
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" к договорам о поставке и дистрибуции товаров;
- исследование ОАО "ВЦИОМ": Определение уровня известности товарного знака, 2016 г. (оригинал);
- исследование ОАО "ВЦИОМ": Определение уровня известности товарного знака, 2013 г. (оригинал);
- исследование Аналитического Центра Юрия Левады: Определение уровня известности словесного обозначения "Red Bull", 2009 г. (оригинал);
- счет Red Bull GmbH от 15 ноября 1995 года с информацией о первой поставке в Россию (копия с переводом);
- счета Red Bull GmbH, подтверждающие поставки в Россию, 2005-2015;
- сопроводительное письмо Red Bull GmbH от 20 октября 2016 г. к таблицам/информации об использовании товарного знака:
· объемы производства Ред Булл Энерджи Дринк на заводах для поставки на российский рынок, 2010 - 2016 гг. (Приложение 1);
· планы по размещению рекламных роликов в различных СМИ, 2006 - 2011 гг. (Приложение 2);
· планы по размещению рекламных роликов в различных СМИ, 2015 г. (Приложение 3);
· ТВ отчет о рекламных мероприятиях, 2006-2009 гг. (Приложение 4);
· данные о продажах в России товаров, маркированных Red Bull, 2010-2015 гг. (Приложение 5);
· объемы фактических поставок товара в России, его производства для России и продажи третьим лицам, 2010-2015 гг. (Приложение 6);
· Red Bull контрольные данные 1987-2012 гг. (Приложение 7);
· Red Bull контрольные данные 1987-2015 гг. (Приложение 8);
· корпоративный подоходный налог, 2005-2012 гг. (Приложение 9);
· первые поставки Red Bull в страны распределения (Приложение 10);
· список спортивных мероприятий, 2003-2014 гг. (Приложение 11);
· список культурных мероприятий, 2008-2012 гг. (Приложение 12);
· список спортсменов, спонсируемых Red Bull, 2004-2013 гг. (Приложение 13);
· показатели различных видов затрат на рекламу, 2010-2011 гг. (Приложение 14);
· медиа показатели;
· распределение по различным медиа показателям;
· рейтинг по странам;
· рейтинг спортсменов;
· рейтинг по опросам общественного мнения;
· рейтинг мероприятий;
· рейтинг дисциплин;
· рейтинг категорий;
· рейтинг спортивных площадок;
· топ-100 печатных изданий;
· топ-100 ТВ каналов;
· топ-100 интернет сайтов; · топ-100 СМИ;
· анализ медиа показателей;
- распечатки с сайта redbull.ru и распечатка из базы данных онлайн сервиса Whois с информацией об администраторе домена redbull.ru;
- рейтинги BrandZ, 2009-2013 гг. (копии с переводом);
- рейтинги Eurobrand, 2007-2013 гг. (копии с переводом);
- заключение Федеральной службы интеллектуальной собственности о результатах рассмотрения возражения заявления от 04.04.2014 о признании комбинированного обозначения со словесным элементом "Red Bull" общеизвестным в РФ товарным знаком (копия);
- аффидавит (заявление) от Red Bull GmbH от 16 ноября 2017 г. (оригинал с переводом);
- сопроводительное письмо ООО "Ред Булл (Рус)" от 16.11.2017 к материалам о поставке рекламного оборудования (холодильники для напитков);
- аффидавит (заявление) от Red Bull GmbH от 13 октября 2016 г. с приложениями (оригинал с переводом);
- даты первой поставки напитка Red Bull Energy Drink в страны распределения; - DVD - диск с рекламными роликами РЕД БУЛЛ (и.н. Х4Х), 1 шт.;
- образцы рекламных материалов, 2010-2015 гг.;
- DVD - диск с коллажами о рекламной и спонсорской деятельности компании "Ред Булл" (и.н. MJM), 1 шт.;
- обзор пробных исследований и исследований узнаваемости за 2015 год (оригинал с переводом);
- общеизвестные решения - перечень (оригинал с выборочным переводом); - DVD - диск о проведении РЕД БУЛЛ Стратос (и.н. XSX), 1 шт.;
- информация о национальных мероприятиях и спонсорской деятельности компании "Ред Булл", 2007-2016 гг. (оригинал с переводом).
Заявителем были представлены дополнительные материалы, в которых изложена просьба признать вышеуказанный знак по международной регистрации N 789927 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2015 на имя Red Bull GmbH, Austria (далее - заявитель, компания Red Bull), в отношении товаров 32 класса МКТУ - энергетические напитки.
Правовая база для рассмотрения заявления с учетом даты его подачи (12.12.2017) включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения;
среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты).
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
Согласно заявлению в качестве общеизвестного в Российской Федерации товарного знака испрашивается используемый заявителем комбинированный знак , состоящий из словосочетания "Red Bull", в переводе на русский язык означающее "красный бык". Словесное обозначение выполнено оригинальным шрифтом в латинице. Начальные буквы "R" и "В" - прописные, остальные буквы -строчные. Под вышеописанным словесным элементом расположен изобразительный элемент обозначения, представляющий собой профильное изображение двух скачущих навстречу друг другу и атакующих быков красного цвета, на фоне круга золотого цвета, под которым расположен неохраняемый элемент "ENERGY DRINK", в переводе на русский язык - энергетические напитки. Указанная композиция выполнена в центре прямоугольника, разделенного пересекающимися отрезками на восемь трапеций так, что трапеции верхняя и третья сверху справа, а также вторая сверху и нижняя слева выполнены синим цветом, а трапеции верхняя и третья сверху справа, вторая и нижняя слева - выполнены серебряным цветом.
Трапеции изображены разной высоты: верхние - более высокие, нижние - более низкие.
При анализе представленных заявителем материалов на предмет возможности признания указанного знака общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2015 в отношении товаров 32 класса МКТУ "энергетические напитки" установлено следующее.
Из представленных заявителем материалов следует то, что принадлежащий ему знак в период ранее даты, с которой испрашивается признание его общеизвестным товарным знаком, действительно использовался им в отношении соответствующих товаров.
Однако представленные в заявлении материалы не содержат сведений об интенсивном использовании на территории Российской Федерации именно этого обозначения при маркировке товаров, как того требует норма, изложенная в статье 1508 Кодекса.
В частности, бoльшая часть документов, в том числе рекламные материалы, рейтинги BrandZ за 2009 - 2013, Eurobrand за 2007 - 2013 содержит обозначение Red Bull с изображением двух быков красного цвета на фоне золотого круга, а не знак по международной регистрации N 789927, в отношении которого подано заявление о признании общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Следует отметить, что именно это обозначение в знаке выполняет индивидуализирующую функцию. Что касается серебристо-синего прямоугольника, разделенного на части, входящего в состав знака, то он играет в обозначении лишь второстепенную роль - роль фона и обладает слабой различительной способностью. Кроме того, представленные материалы не содержат в себе каких-либо сведений, позволяющих установить на указанную дату (01.01.2015) или в период, непосредственно предшествовавший этой дате, наличие на российском рынке энергетических напитков какой-либо существенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию заявителя, индивидуализируемую рассматриваемым знаком, наличие выраженной динамики роста объемов производства, продаж и затрат на рекламу и продвижение этих товаров к указанной дате, наличие именно в данный период активной рекламной кампании в федеральных средствах массовой информации и, как следствие, роста интереса потребителей к соответствующей продукции заявителя и расширения круга ее потребителей.
Напротив, согласно данным о маркетинговых расходах на продвижение напитка "Red Bull"(включая расходы на рекламу) за 2010 - 2015 годы имеет место существенное сокращение расходов к дате 01.01.2015, с которой испрашивается признание рассматриваемого знака общеизвестным, по сравнению, например, с 2010 годом, с 52381 тыс. до 20737 тыс. евро. Также с 2008 года сократились объемы производства указанного напитка для российского рынка с 91466472 до 67385928 штук в 2014 году.
Таким образом, коллегия отмечает, что представленные материалы не содержат сведений, позволяющих установить на указанную дату (01.01.2015) или в период, непосредственно предшествовавший этой дате, что знак по международной регистрации N 789927 приобрел признаки общеизвестного знака на территории Российской Федерации в отношении определенных товаров 32 класса МКТУ (энергетические напитки), произведенных заявителем или по его заказу.
В отношении социологического опроса, касающегося уровня известности знака , проведенного АО "ВЦИОМ", коллегия отмечает, что результаты опроса потребителей действительно показывают высокий уровень известности потребителям энергетических напитков, индивидуализируемых рассматриваемым знаком, что обусловлено, прежде всего, известностью словесного обозначения "Red Bull" и стилизованного изображения двух быков на фоне круга. Однако, даже в этом случае 39% респондентов из числа тех, кому они известны, либо затруднились ответить на вопрос о ее производителе, либо назвали совершенно иных производителей.
При этом необходимо отметить и то, что согласно результатам этого опроса к рассматриваемой дате наблюдается очевидное снижение интереса потребителей к соответствующей продукции заявителя, выражающееся в отсутствии необходимой динамики активного расширения круга ее потребителей. Так, лишь 8% респондентов узнали об указанном товарном знаке в 2013-2014 гг. и лишь 1% в 2015-2016 гг.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств общеизвестности рассматриваемого знака на дату 01.01.2015.
В отношении представленного заявителем особого мнения, поступившего 15.08.2018, коллегия отмечает, что изложенные в нем доводы повторяют доводы заявления компании Red Bull GmbH и проанализированы выше в мотивировочной части заключения.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 21.12.2017, о признании знака по международной регистрации N 789927 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 октября 2018 г. по заявке N 789927
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16 декабря 2019 г. по делу N СИП-25/2019, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 мая 2020 г. N С01-180/2020 по делу N СИП-25/2019, настоящее решение признано недействительным