Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 18 февраля 2019 г. по заявке N 127
Заявка: |
127 |
Название: |
КВН (общеизвестный) |
Объект охраны: |
товарному знаку |
Дата обращения: |
02.04.2018 |
Дата коллегии: |
07.02.2019 |
Дата утверждения: |
18.02.2019 |
Заявитель: |
ООО "Группа 7", Москва и ИП Иванов Д.А., Москва |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, рег. N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела поступившее 02.04.2018 возражение, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Группа 7", Москва и Индивидуальным предпринимателем Ивановым Д.А., Москва (далее - лица, подавшие возражение), против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку "" (свидетельство N 127), при этом установила следующее.
По решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) от 30.01.2013 обозначение "" признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 08.11.2010 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Телевизионное творческое объединение "АМИК", Москва (далее - правообладатель; ООО "ТТО "АМИК"), в отношении услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов". Данное обозначение было внесено в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков под N 127.
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 02.04.2018, с уточнениями от 09.06.2018, выражено мнение о том, что правовая охрана общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку "" (N 127) предоставлена в нарушение требований, установленных пунктом 9 статьи 1483 Кодекса, пунктом 1 статьи 1508 Кодекса. Доводы поступившего возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак "КВН" является объектом авторского права, не принадлежащего ООО "ТТО "АМИК";
- оспариваемый товарный знак "КВН", являющийся аббревиатурой телевизионной передачи "Клуб Веселых и Находчивых", представляет собой название ряда оригинальных литературных произведений - книги "КВН. КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ" (создана в 1965 году) и сценария игры "КВН" (первый выпуск вышел в телеэфир 08.11.1961), созданными в соавторстве Яковлевым М.Я. (22.04.1926 - 17.11.1989), Аксельродом А.Ю. (01.09.1934 - 30.01.1991), Муратовым С.-М.А. (01.05.1931 - 08.02.2015);
- после смерти каждого из соавторов имущественное авторское право на созданные совместным творческим трудом результаты интеллектуальной деятельности в полном объеме перешло в установленном порядке к Муратову С.-М.А., а затем в порядке наследования по завещанию - к Топаз М.Б., которая, в свою очередь, в 2017 году передала имущественное авторское право, в частности, на оригинальные литературные произведения, имеющие название "Клуб веселых и находчивых" и/или "КВН", лицу, подавшему возражение (ООО "Группа 7");
- при этом оригинальные литературные произведения, в частности, сценарии игр "КВН", были воплощены в циклы телевизионных передач, как производных произведений, получивших известность с 1961 года;
- ни авторы серии оригинальных литературных произведений, охраняемых авторским правом и имеющих название "Клуб веселых и находчивых", "КВН", ни их правопреемник (ООО "Группа 7") не давали своего согласия на регистрацию обозначения "КВН" в качестве товарного знака на имя ООО "ТТО "АМИК";
- на дату (08.11.2010) признания "КВН" общеизвестным товарным знаком это обозначение не могло стать широко известным в результате деятельности ООО "ТТО "АМИК";
- ООО "ТТО "АМИК", созданное в качестве юридического лица 06.10.2006, не имеет отношения к телевизионной передаче "КВН", появившейся в телевизионном эфире 08.11.1961;
- имеющиеся в деле документы не подтверждают, что обозначение "КВН" приобрело к 2010 году общеизвестность в качестве средства индивидуализации услуг 41 класса МКТУ именно ООО "ТТО "АМИК";
- ООО "Групп 7" и ИП Иванов Д.А. заинтересованы в признании неправомерности предоставления правовой охраны обозначению "КВН" как общеизвестному товарному знаку, поскольку, во-первых, ООО "Групп 7" обладает исключительным авторским правом на оригинальные литературные произведения "Клуб веселых и находчивых" и/или "КВН", во-вторых, ООО "Группа 7" подало на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "КВН. Клуб веселых и находчивых" по заявке N 2017744059 (дата подачи заявки 24.10.2017), в-третьих, в УФАС по г. Москве возбуждено дело по заявлению ООО "ТТО "АМИК" о незаконном использовании, в частности, обозначения "КВН" как ООО "Группа 7", так и ИП Ивановым Д.А.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать недействительным предоставление правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку "" (N 127) в отношении всех услуг 41 класса МКТУ.
К возражению приложены следующие материалы (копии):
- Устав ООО "Группа 7";
- Выписка из ЕГРЮЛ сведений об ООО "Группа 7"; - Выписка из ЕГРИП сведений об ИП Иванове Д.А.;
- Договор от 07.07.2017 N 77/7 об отчуждении исключительного права, акт передачи по договору и приложение (книга "Клуб веселых и находчивых", издательство "Советская Россия", Москва, 1965, тираж 32 тыс. экземпляров);
- Договор от 07.07.2017 N 77 об отчуждении исключительного права, акт передачи по договору и приложение (сценарии игры "КВН" за 1961 - 1963 гг.);
- Определение УФАС по г. Москве о нарушении антимонопольного законодательства от 12.03.2018 по делу N 1-14-401/77-18;
- Информация о телевизионной игре "КВН" из советской прессы;
- Сведения о проведении игр "КВН" под эгидой ООО "ТТО "АМИК" до 2010 года и после 2015 года;
- Письмо Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с информацией о книге "Клуб веселых и находчивых";
- Список произведений, выпущенных издательством "Советская Россия" в 1965 году;
- Сведения о регистрации канала "КВН" на youtube;
- Сведения о домене kvn.ru;
- Сведения о юридических лицах с фирменным наименованием "АМИК" с сайта nalog.ru;
- Распечатка информации с официального сайта Президента Российской Федерации от 01.12.2006.
Также на заседании коллегии лицами, подавшими возражение, представлены сведения о результатах рассмотрения обозначения "" по заявке N 2017744059, поданного на регистрацию в качестве товарного знака ООО "Группа 7", свидетельство о праве на наследство по завещанию, а также копия решения УФАС по г. Москве от 06.06.2018 по делу N 1-14-401/77-18, согласно которому в действиях ООО "Группа 7" и ИП Иванова Д.А. было признано нарушение прав ООО "ТТО "АМИК" на принадлежащие ему средства индивидуализации, выразившееся в незаконном использовании их в сети Интернет на сейте kvnofficial.ru, в том числе в доменном имени.
Правообладателем, уведомленным в установленном порядке о поступившем возражении, был представлен отзыв на возражение, содержащий следующие доводы: - ООО "Группа 7" ошибочно полагает, что является обладателем исключительного авторского права на оригинальные литературные произведения, включающие обозначения "КВН" и "Клуб веселых и находчивых, поскольку Топаз М.Б. не могла единолично распоряжаться исключительным правом на произведения, созданные в соавторстве;
- в силу указанных обстоятельств лиц, подавших возражение, нельзя признать заинтересованными в подаче настоящего возражения;
- в поступившем возражении не доказано, что признание обозначения "КВН" общеизвестным товарным знаком произведено с нарушением положений пункта 1 статьи 1508 Кодекса;
- в возражении не доказан факт того, что сочетание букв "КВН" является объектом авторского права и создано творческим трудом Яковлева М.Я., Аксельрода А.Ю., Муратова С.-М.А., поскольку данное сочетание букв было широко известно потребителям как наименование первого массового черно-белого телевизора, выпускаемого в СССР в различных модификациях с 1949 до 1960 года;
- лицами, подавшими возражение, не доказан факт, что обозначение "КВН", ассоциирующееся у потребителя с названием телевизионной юмористической игры, стало известно в качестве названия конкретных сценариев и книги, которые никогда не переиздавались и не доводились до широкого круга лиц;
- как на дату признания товарного знака общеизвестным, так и в настоящее время, изготовителем телепередачи "КВН" является ООО "ТТО "АМИК", учрежденное Масляковым А.В. (автор сценария телепрограммы "КВН. Клуб веселых и находчивых" с 1986 года, право авторства на которую задепонировано в РАО за N 1519 от 28.06.1996) и Масляковой С.А. (режиссер-постановщик этой телеигры);
- на дату создания сценариев "КВН" 1961-1963 годов и написания книги "Клуб веселых и находчивых" название литературных произведений не являлось объектом охраны, упомянутом в действующем на тот момент законодательстве (Основы авторского права, принятые постановлением ЦИК и СНК СССР от 16.05.1928; Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 08.10.1928 "Об авторском праве"; Закон СССР от 08.12.1961 "Об утверждении основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик", введенный в действие с 01.05.1962; Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.).
На основании изложенного правообладателем выражена просьба об оставлении в силе правовой охраны общеизвестного в Российской Федерации товарного знака "".
К отзыву правообладателя приложены следующие материалы (копии):
- Выписка из ЕГРЮЛ сведений об ООО "ТТО "АМИК";
- Выписка из приказа о назначении на должность Маслякова А.В.;
- Выписка из приказа о назначении на должность Масляковой С.А.;
- Свидетельство РАО N 1519 с приложением сценария "КВН".
Кроме того, правообладателем на заседании коллегии, состоявшемся 02.10.2018, а также в поступившей корреспонденции от 27.11.2018 представлены следующие документы (копии):
- Распечатки с сайтов Лиг КВН и договоры с Лигами КВН;
- Заключение Гаврилова Э.П. об охраноспособности обозначений "КВН" и "Клуб веселых и находчивых" в качестве объектов авторского права;
- Заключение Гаврилова Э.П. о наличии заинтересованности ООО "Группа 7" и ИП Иванова Д.А. при подаче возражения.
Следует указать, что лицами, подавшими возражение, 04.12.2018 были представлены пояснения, опровергающие, по их мнению, доводы отзыва правообладателя, которые сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак представляет собой название охраняемых оригинальных объектов авторского права (литературных произведений - сценария и книги), созданных творческим трудом авторов Муратова С.-М.А., Аксельрода А.Ю. Яковлева М.Я. (факт создания которых неоднократно подтверждался представителем ООО "ТТО "АМИК" - Масляковым А.В. в книге "КВН" - жив!", а также в телепередачах "КВН"), при этом авторы своего согласия на регистрацию оспариваемого товарного знака не давали;
- автор для признания своего труда произведением не обязан доказывать его новизну, уникальность или оригинальность, совпадение же обозначения "КВН" с аббревиатурой телевизора "КВН", составленной из начальных букв фамилии его инженеров-разработчиков, никак не опровергает новизну и оригинальность названия литературного произведения "Клуб веселых и находчивых" и его сокращения "КВН", более того различительная способность товарного знака обосновывалась ООО "ТТО "АМИК" ссылками на телевизионную передачу 1961 года;
- необоснован довод правообладателя об отсутствии известности сценариев телевизионной игры "КВН", созданных Муратовым С.-М.А., Аксельродом А.Ю. Яковлевым М.Я., поскольку под известным произведением понимается произведение обнародованное (сценарии обнародованы в силу создании на их основе телепередачи "КВН" в 60-х годах), при этом закон не устанавливает требования "широкой" известности произведения и не определяет число лиц, которым оно стало известно;
- в рассматриваемом споре ООО "Группа 7" после приобретения имущественных авторских прав у наследницы одного из авторов оригинальных литературных произведений (супруги Муратова С.-М.А. - госпожи Топаз М.Б.) самостоятельно осуществляет защиту принадлежащих ему прав в полном объеме, не затрагивая права других авторов (наследников);
- договоры об отчуждении прав Топаз М.Б. в пользу ООО "Группа 7" не нарушают требования законодательства, более того, недействительность этой сделки может быть признана только судом.
- изложенная правовая позиции подтверждается экспертным заключением, выполненным по запросу ООО "Группа 7", утвержденным ректором ФГБОУ ВО РГАИС Близнецом И.А.
В качестве подтверждения указанных доводов лицами, подавшими возражение, представлено соответствующее экспертное заключение от 30.10.2018, подготовленное Леонтьевым К.Б. и утвержденное ректором ФГБОУ ВО РГАИС Близнецом И.А. (далее - экспертное заключение от 30.10.2018) Правообладатель, ознакомленный с экспертным заключением от 30.10.2018, представил своего мнение относительно приведенной в нем аргументации на заседании коллегии, состоявшемся 04.12.2018, согласно которой возможность существования долей в исключительном авторском праве и распоряжение одним из правообладателей своей долей без согласия остальных правообладателем не предусмотрена законом.
На заседании коллегии, состоявшейся 07.02.2019, лицом, подавшим возражение, дополнительно представлены: аргументация относительно несоответствия оспариваемого общеизвестного товарного знака требованиям пункта 9 статьи 1483 Кодекса, а также копия постановления Девятого арбитражного апелляционного суда по делу NА40-152846/18 от 21.01.2019.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (21.08.2012) подачи заявления о признании обозначения "" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, правовая база для оценки правомерности предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку включает в себя положения Конвенции по охране промышленной собственности (принятой в Париже 20.03.1883, пересмотренной в Брюсселе 14.12.1900, в Вашингтоне 02.06.1911, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958, в Стокгольме 14.07.1967 и 28.09.1979) (далее - Парижская Конвенция), а также Кодекса, Правил ППС и Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных приказом Роспатента от 17.03.2000 N 38, с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказом Роспатента от 05.03.2004 N 33 (далее - Правила ОИ).
Статьей 6-bis (1) Парижской конвенции предусматривается защита знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.
Статьей 6-quinquies (С (1)) Парижской конвенции устанавливается, что для определения, может ли быть знак предметом охраны, необходимо учитывать все фактические обстоятельства, особенно продолжительность применения знака.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил ОИ общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком и знаком обслуживания может быть признан товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации на основании его регистрации, товарный знак или знак обслуживания, охраняемые на территории Российской Федерации без регистрации в соответствии с международным договором Российской Федерации, или обозначение, используемое в качестве средства индивидуализации товаров и (или) услуг, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, которые в результате их интенсивного использования в отношении товаров или услуг конкретного лица стали в Российской Федерации широко известны среди потребителей этих или однородных им товаров или услуг.
Исходя из пункта 1.3 Правил ОИ, заявление о признании товарного знака общеизвестным может быть подано лицом, считающим используемый им товарный знак или обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, в частности, в случаях, когда использованию заявителем своего товарного знака и получению от этого использования преимуществ в предпринимательской деятельности препятствуют подача иным лицом заявки на регистрацию товарного знака, регистрация товарного знака на имя иного лица или использование иным лицом товарного знака, являющегося тождественным или сходным до степени смешения со знаком заявителя и предназначенным для использования в отношении однородных товаров.
Как следует из требований пункта 3.2 Правил ОИ, товарный знак не может быть признан общеизвестным в случае, если установлено, что представленные заявителем фактические материалы не подтверждают общеизвестность товарного знака заявителя с даты, указанной в заявлении; либо имеется товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с товарным знаком заявителя, зарегистрированный или заявленный на имя иного лица в отношении однородных товаров и имеющий приоритет более ранний, чем дата, с которой заявитель ходатайствует признать свой товарный знак общеизвестным.
Согласно требованиям пункта 9 статьи 1483 Кодекса, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения литературы без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.
Необходимо также указать, что в соответствии с порядком оспаривания и признания недействительной предоставления правовой охраны товарному знаку, установленным положениями пункта 3 статьи 1513 Кодекса, возражение против предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку подается заинтересованным лицом.
Как следует из поступившего возражения, общеизвестный товарный знак "" нарушает имеющиеся у ООО "Группа 7" авторские права на литературные произведения "Клуб веселых и находчивых" и "КВН-61", "КВН-62", "КВН-63". Также в возражении отмечается, что ООО "Группа 7" подало заявку N 2017744059 на регистрацию обозначения "
" в качестве товарного знака.
Кроме того, между правообладателем оспариваемого товарного знака и лицами, подавшими возражение, имеется спор о недобросовестной конкуренции с использованием оспариваемого общеизвестного товарного знака.
Принимая во внимание имеющийся конфликт интересов лиц, подавших возражение, и ООО "ТТО "АМИК" при использовании обозначения "КВН" в своей хозяйственной деятельности можно сделать вывод о наличии заинтересованности ООО "Группа 7", ИП Иванова Д.А. в подаче настоящего возражения.
Вместе с тем, в части доводов возражения о несоответствии оспариваемого общеизвестного товарного знака "" требованиям, установленным пунктом 9 статьи 1483 Кодекса, необходимо отметить следующее.
В отношении оспаривания и признания недействительным предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку предусмотрен специальный порядок оспаривания, приведенный в пункте 3 статьи 1512 Кодекса.
Так, согласно пункту 3 статьи 1512 Кодекса предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку путем его регистрации в Российской Федерации может быть оспорено и признано недействительным полностью или частично в течение всего срока действия исключительного права на этот товарный знак, если правовая охрана была ему предоставлена с нарушением требований пункта 1 статьи 1508 Кодекса.
Возможность оспаривания правомерности предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку по иным основаниям действующими нормами законодательства не предусмотрена. В этой связи доводы возражения, основанные на мнении лиц, подавших возражение, о том, что товарный знак "" был признан общеизвестным в нарушение их авторских прав на это обозначение, не могут быть учтены в данном деле.
Вместе с тем в отношении доводов поступившего возражения о несоответствии оспариваемого общеизвестного товарного знака "" требованиям пункта 1 статьи 1508 Кодекса необходимо отметить следующее.
Ни Кодекс, ни Правила ОИ не содержат конкретного и/или исчерпывающего перечня документов, необходимых для принятия решения об общеизвестности обозначения или товарного знака. Рассмотрение вопроса об общеизвестности обозначения или товарного знака инициируется, в соответствии с Кодексом, лицом, считающим общеизвестным используемое им обозначение или товарный знак. При рассмотрении такого заявления в распоряжении Роспатента имеются представляемые заявителем по его усмотрению сведения и материалы, достоверность которых предполагается. Дата, с которой испрашивается общеизвестность обозначения или товарного знака, указывается заявителем.
С учетом сказанного, в результате анализа совокупности сведений и материалов, представленных ООО "ТТО "АМИК" в рамках делопроизводства по заявлению от 21.08.2012, обозначение "" было признано общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 08.11.2010 в отношении услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов". Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку оспаривается лицами, подавшими возражение, в связи с отсутствием, по их мнению, общеизвестности обозначения "
" на 08.11.2010, как обозначения, принадлежащего ООО "ТТО "АМИК".
Для подтверждения общеизвестности обозначения заявителем представлены следующие данные:
- Устав ООО "ТТО "АМИК" [1];
- Выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "ТТО "АМИК" [2];
- Справка ОАО "Первый канал" от 20.06.2012 N 618 [3];
- Договоры на использование ОАО "Первый канал" и ЗАО "Библиотека прав "Первого канала" прав на аудиовизуальное произведение "КВН" [4];
- Справка о договорах заявителя [5];
- Перечень лиг "КВН" [6];
- Данные об аудиторных показателях телевизионной передачи "КВН" компании "ТНС Геллап Медиа" [7];
- Статистика телевизионных передач "КВН" [8];
- Сведения о рейтинге телевизионной передачи "КВН" [9];
- Сведения о домене KVN.RU [10];
- Сведения о регистрации средства массовой информации ООО "ТТО "АМИК" [11];
- Отчет ОАО "ВЦИОМ" о социологическом исследовании "Определение уровня общеизвестности товарного знака "КВН" [12];
- Документы и материалы о деятельности по организации и проведению игр "КВН" 2007-2012 гг. [13];
- Документы о рекламной кампании "КВН" 2007-2012 гг. на радио [14];
- Материалы, содержащие рекламу телевизионной передачи "КВН" [15];
- Распечатки материалов из сети Интернет [16];
- Извлечения из книги "Мы начинаем "КВН", 2004 г.[17];
- Диски с записями телевизионных передач "КВН" за 2006-2012 гг. (избранное) [18];
- Иные материалы об использовании обозначения "КВН" [19];
- Печатная и рекламная продукция [20];
- Выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "КВН - Высшая Лига" [21];
- Выписки из ЕГРЮЛ в отношении ООО "КВН - Премьер Лига" [22];
- Выписки из ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "ТТО "АМИК" [23];
- Договор N 189 от 30.01.2007 между ОАО "Первый канал" и ООО "КВН - Высшая Лига" [24];
- Договор N 190 от 10.04.2007 между ОАО "Первый канал" и ООО "КВН - Премьер Лига" [25];
- Свидетельство РАО N 1519 на объект интеллектуальной собственности [26];
- Копия трудовой книжки Маслякова А.В. [27];
- Стандарт правил "КВН", утвержденный Президентом ООО "ТТО "АМИК" [28];
- Агентские договоры ООО "ТТО "АМИК" 2007 - 2012 гг. [29];
- Сценарий "КВН" четвертого четвертьфинала сезона 2006 г. [30];
- Сценарий "КВН" первого полуфинала сезона 2006 г. [31];
- Сценарий гала-концерта "17 Международного Фестиваля команд "КВН" "КИВИН-2006" [32];
- Сценарий "КВН" первого полуфинала сезона 2007 [33];
- Сценарий гала-концерта "18 Международного Фестиваля команд "КВН" "КИВИН-2007" "Олимпиада" [34];
- Сценарий Летнего Кубка "КВН" 2008 "Чемпион+" [35];
- Сценарий Финальной игры КВН сезона 2008 г. "Отличный сезон" [36];
- Сценарий "КВН" первой игры 1/8 финала сезона 2009 г. "Студенческий сезон" [37];
- Сценарий "Кивин-2009" сезон "20-й Юбилейный" [38];
- Сценарий "КВН Летнего Кубка 2010 г. "Чемпион +" [39];
- Сценарий "КВН" финала сезона 2010 г. "Сезон мечты" [40].
Анализ фактических данных, содержащихся в поступившем заявлении, свидетельствует о следующем.
Согласно представленным документам [1], [2] ООО "ТТО "АМИК", на имя которого обозначение "КВН" было признано общеизвестным товарным знаком N 127, была учреждена Масляковым А.В. и Масляковой С.А. и зарегистрировано в качестве юридического лица 06.10.2006. В свою очередь ООО "ТТО "АМИК" является учредителем таких юридических лиц как ООО "КВН - Высшая Лига" (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 27.12.2006) и ООО "КВН - Премьер Лига" (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 15.12.2006), что подтверждается материалами дела [21], [22]. Следует также указать, что в деле имеются сведения о том, что Масляковым А.В. и Масляковой С.А. было учреждено ЗАО "ТТО "АМИК" (зарегистрировано в ЕГРЮЛ 14.07.1997) [23].
Согласно имеющейся в деле справке [3], предоставленной дирекцией ОАО "Первый канал" ("Первый канал" - общероссийский телевизионный канал, вещание которого охватывает всю территорию Российской Федерации и зарубежье, составляет не менее 200 млн. человек), "КВН" представляет собой название старейшей юмористической телепрограммы, выпускаемой с 1961 года.
Следует отметить, что формат программы "КВН" предполагает соревнование команд-конкурсантов в виде развлекательного шоу, что соотносится с услугами по организации и проведению развлекательных игр-конкурсов.
Производителем телевизионной программы "КВН" является ООО "ТОО "АМИК", при этом выпускается не менее 20 программ за каждый телевизионный сезон, которые транслируются в прайм-тайм. В справке также отмечается, что телевизионная программа на 2012 год имеет высокий зрительский уровень на протяжении последних 26 лет. Программы под эгидой "КВН" имеют несколько форматов: "КВН - Высшая Лига"; "КВН - Первая Лига"; "КВН. Фестиваль в Сочи", "КВН. Музыкальный фестиваль в Юрмале "Голосящий Кивин".
ООО "ТТО "АМИК" обладает регистрационными свидетельствами [11] на видеопрограммы "КВН - Высшая Лига" и "КВН - Первая Лига", выданные в 2011 году Роскомнадзором.
О высоком рейтингах телевизионной программы "КВН" свидетельствуют представленные справки [7] - [9], подготовленные ЗАО "ТНС Геллап Медиа".
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие об осуществлении по заказу ООО "ТТО "АМИК" мероприятий, направленных на продвижение телевизионных программ "КВН", что усматривается из агентских договоров [29] за 2007 - 2010 годы, а также подтверждается сведениями о рекламе телевизионных игр "КВН", транслируемых в 2007 - 2010 гг. по радиоканалу "Юмор FM" [14]. Представлены образцы полиграфической рекламной продукции, фотографии баннеров с рекламой телевизионных игр "КВН" [15].
Также в деле имеются договоры, свидетельствующие об организационных мероприятиях по подготовке и проведению телевизионных игр "КВН" за 2007 - 2010 гг. [13], в частности, для этих целей осуществлялась аренда залов, установка телевизионного оборудования. Заказчиками соответствующих мероприятий по указанным договорам выступали аффилированные ООО "ТТО "АМИК" компании - ООО "КВН - Высшая Лига" и ООО "КВН - Премьер Лига".
Также в деле имеются договоры [24], [25], заключенные ОАО "Первый канал" с указанными аффилированными ООО "ТТО "АМИК" компаниями в 2007 году на создание телевизионных передач "Клуб веселых и находчивых - 2007. Высшая лига" и "Клуб веселых и находчивых - 2007. Премьер лига".
О наличии высокой популярности и известности телевизионной игры "КВН" свидетельствует внимание к ней со стороны руководства Российской Федерации. Так, представлена информация с официального сайта Президента Российской Федерации с приветственным словом Путина В.В. "Клубу веселых и находчивых" в 2006 году [16], в котором отмечается особые заслуги Маслякова А.В. как организатора телевизионной игры "КВН". Кроме того, на указанном сайте представлены сведения о том, что на игре "КВН" в 2009 году присутствовал Президент Российской Федерации Медведев Д.А.
Помимо вышеуказанных фактических данных, свидетельствующих о сложившейся известности телевизионной игры "КВН" на конец 2010 года, в деле имеется социологическое исследование, подготовленное ОАО "ВЦИОМ" в 2012 году [12].
Так, исходя из полученных результатов опроса респондентов в количестве 1500 человек, проведение которого осуществлялось в 39 субъектах Российской Федерации, почти 98% опрошенных знакомы с обозначением "КВН".
Большинство опрошенных знают, что "КВН" расшифровывается как "Клуб веселых и находчивых" (40,6%). Подавляющее большинство опрошенных (92,2%) видели это обозначение в телевизионных передачах, при этом собственно передачу смотрели 99,2% тех, кому знаком знак "КВН". Более половины опрошенных (60,3%) уверенно ассоциируют обозначение "КВН" с телевизионной передачей. Абсолютное большинство опрошенных знает, что ведущим телевизионной передачи "КВН" является Масляков А.В. В качестве лица, использующего обозначение "КВН", большая часть опрошенных (64%) указала на ООО "ТТО "АМИК". При этом, отвечая на закрытый вопрос без предварительных вариантов ответа, треть респондентов (32,2%), отметили, что узнали о товарном знаке "КВН" в период с 1980 по 1990 годы. При закрытом варианте ответа, большинство респондентов (72,5%) сказали, что знают товарный знак "КВН" с советских времен.
Также в приведенном опросе общественного мнения [12] 65,6% респондентов указали, что обозначение "КВН" применяется для организации и проведения развлекательных игр-конкурсов.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии оснований для вывода о том, что на 08.11.2010 обозначение "КВН" приобрело известность и ассоциировалось у потребителей со средством индивидуализации ООО "ТТО "АМИК", используемым в отношении услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов".
Кроме того, правообладатель оспариваемого общеизвестного товарного знака, опровергая доводы поступившего возражения, представил 27.11.2018 дополнительные сведения, среди которых договоры с Лигами "КВН" с 2007 по 2012 годы [41], распечатки из сети Интернет относительно Лиг "КВН" [42]. Часть указанных договоров [41], дополнительно свидетельствуют о широкой известности обозначения "КВН", сложившейся к 08.11.2010 для услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов".
Что касается непосредственно доводов возражения о том, что общеизвестность товарного знака "КВН" не могла быть приобретена благодаря деятельности ООО "ТТО "АМИК", созданного только в 2006 году, то каких-либо фактических сведений, подтверждающих это мнение, не представлено.
Вместе с тем, появившаяся в 1961 году на телевизионном экране игра "КВН", транслировалась до 1972 года, и вернулась на экраны после 14-летнего перерыва только в 1986 году. Указанная общедоступная информация лицами, подавшими возражение, не опровергается. С этого времени популяризация телевизионной игры "КВН" связана с деятельностью Маслякова А.В., учредившего впоследствии ООО "ТТО "АМИК", на имя которого и признан общеизвестным оспариваемый товарный знак.
Следует отметить, что ООО "ТТО "АМИК" является правообладателем товарного знака "КВН КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ" по свидетельству N 160056 с приоритетом от 08.09.1997 (дата регистрации N 16.01.1998). Право на товарный знак по свидетельству N 160056 перешло к ТТО "АМИК" от аффилированного лица (ЗАО "ТТО "АМИК") по договору об уступке товарного знака NРД0021290, зарегистрированному Роспатентом 25.04.2007.
В этой связи у коллегии не имеется оснований сомневаться в объективности документов, представленных правообладателем к заявлению о признании обозначения "КВН" общеизвестным для услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов".
Вместе с тем следует согласиться с лицами, подавшими возражение, о том, что ряд умозаключений, изложенных в решении Роспатента от 30.01.2013 о признании обозначения "КВН" общеизвестным, являются декларативными и материалами дела не доказаны, например, сведения о чемпионате мира между командами "КВН" за рубежом. Однако упомянутые умозаключения сами по себе не опровергают вышеприведенные обстоятельства, послужившие основанием для признания "КВН" общеизвестным товарным знаком на территории Российской Федерации на имя ООО "ТТО "АМИК" с 08.11.2010 для услуг 41 класса МКТУ "передачи развлекательные телевизионные; организация и проведение развлекательных игр-конкурсов".
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 02.04.2018, оставить в силе правовую охрану общеизвестного на территории Российской Федерации товарного знака "КВН" по свидетельству N 127.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 18 февраля 2019 г. по заявке N 127
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru