Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 28 февраля 2019 г. по заявке N 580617
Заявка: |
580617 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
16.07.2018 |
Дата коллегии: |
23.01.2019 |
Дата утверждения: |
28.02.2019 |
Заявитель: |
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" |
Вид обращения: |
возражение о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, основанное на вступивших в законную силу судебных актах |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 12.05.2017 заявление о признании товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 31 декабря 2016 года в отношении товаров 04 класса МКТУ "топливо моторное; бензин; дизельное топливо" и услуг 37 класса МКТУ "станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; услуги автозаправочных станций" на имя Публичного акционерного общества "Газпром нефть", Санкт-Петербург (далее - заявитель).
Товарный знак по свидетельству N 580617 представляет собой объемное обозначение , воспроизводящее внешний вид автозаправочного комплекса (станции) (далее - АЗС).
Товарный знак зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 13.07.2016 с приоритетом от 17.02.2015 по заявке N 2015703968 в отношении следующих товаров и услуг:
04 класса МКТУ - топливо моторное; бензин; дизельное топливо.
37 класса МКТУ - станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; услуги автозаправочных станций.
Согласно описанию, приведенному в заявке, внешний вид АЗС включает в себя навес, имеющий опоры, между стойками которых изображены топливно-раздаточные колонки, одноэтажное здание магазина, торцевая часть которого частично остеклена, а за полупрозрачным стеклом видны разноцветные витрины, стелу, расположенную на переднем плане, на которой изображены четыре прямоугольных дисплея для размещения информации в виде четырех цифр. Перед навесом изображена малая стела, повторяющая форму большой стелы, со стрелкой, указывающей вправо. Аналогичная стела изображена на заднем плане левее от большой стелы возле магазина. Стрелка на второй малой стеле указывает влево. Слева от магазина изображены три развевающихся флага: два белых и синий, расположенный между белыми флагами. На флагах, опорах навеса, торцевой части фриза и на большой стеле изображена графика (каплевидные ответвления синего и голубого цветов).
Товарный знак охраняется в белом, голубом, синем, оранжевом, сером, красном, желтом цветовом сочетании.
Форма автозаправочной станции является неохраняемым элементом товарного знака.
Поскольку форма АЗС в товарном знаке по свидетельству N 580617 исключена из самостоятельной правовой охраны, основную индивидуализирующую функцию товаров и услуг заявителя осуществляет цветовое сочетание, в котором охраняется товарный знак.
Доводы, приведенные в заявлении, сводятся к следующему:
- датой начала розничных продаж товаров и услуг под "брендом сети АЗС Газпромнефть" является 04 сентября 2009 года;
- объем выручки от реализации топлива на АЗС, маркированных товарными знаками заявителя, с 2014 года по 2016 год составил более 570 миллиардов рублей (не включая выручку от продажи нетопливных товаров и услуг АЗС);
- расходы на рекламу товаров и услуг АЗС заявителя в период с 2010 года по 2016 год превышают 1 миллиард рублей;
- география сбыта товаров и услуг АЗС заявителя в Российской Федерации по состоянию на 31.12.2016 насчитывает более 40 субъектов Российской Федерации и составляет более 1300 АЗС; кроме того, заявитель осуществляет розничную продажу моторного топлива с использованием товарного знака в странах СНГ (Беларусь - 6 регионов, Казахстан - 8 регионов, Киргизия - 4 регионов, Таджикистан - 3 региона);
- в Европе первая АЗС открылась в Болгарии 01 июля 2013 года, в Сербии в январе 2012 года;
- согласно структуре рынка розничной продажи моторного топлива, доля АЗС Газпромнефть составляет более 20%;
- рыночная стоимость "бренда АЗС Газпромнефть" составляет 17 844 802 000 (семнадцать миллиардов восемьсот сорок четыре миллиона восемьсот две тысячи) рублей;
- общеизвестность товарного знака подтверждают результаты опроса потребителей, проведенного в 2016 году Фондом "ВЦИОМ", которые показывают, что товарный знак известен практически всему населению России: его знают 93% потребителей, из них 97%, отвечая на открытый вопрос без предложенных вариантов ответа, заявили, что он используется для заправки автомобилей бензином и топливом, 76% опрошенных заявили, что впервые узнали о нем пять лет назад или ранее, или настолько давно, что они не помнят точно, когда это произошло, при этом подавляющее большинство участников социологического опроса пользовались услугами АЗС Газпром нефть (9 из 10 опрошенных);
- высокая репутация товарного знака подтверждается наградами, которыми удостоена сеть АЗС Газпромнефть;
- заявителем разработана и зарегистрирована серия знаков, включающих элементы сети АЗС Газпромнефть, которым предоставлена правовая охрана за рубежом, продвижение и использование товарного знака осуществляется на ряде зарубежных рынков;
- "бренд сети АЗС Газпромнефть" широко копируется недобросовестными конкурентами, что свидетельствует о наличии у него высокой репутации и доверия потребителей, поскольку малоизвестные бренды не копируются.
Для подтверждения общеизвестности товарного знака в Российской Федерации к заявлению приложены следующие материалы:
1) выписки из ЕГРЮЛ и списки аффилированных лиц по дочерним обществам;
2) исследования и социологические опросы;
3) материалы по сети автозаправочных станций (далее - АЗС);
4) каталоги сопутствующих товаров;
5) оценочные отчеты (в том числе, об оценке годового вознаграждения по договорам, об оценке рыночной стоимости и т.д.);
6) маркетинговые исследования;
7) материалы по совместным маркетинговым акциям;
8) материалы по выставкам;
9) лицензионные договоры;
10) договоры коммерческой концессии;
11) финансовые и годовые отчеты;
12) отчеты об устойчивом развитии;
13) публикации в средствах массовой информации (далее - СМИ), пресс-клиппинги;
14) публикации в корпоративных СМИ;
15) материалы по рекламным кампаниям;
16) примеры фотоотчетов по рекламным кампаниям;
17) материалы из сети Интернет;
18) материалы по истории компании;
19) отчет по объектам интеллектуальной собственности;
20) сведения из ЕГРЮЛ о юридическом лице ООО "ГАЗПРОМНЕФТЬ-ЦЕНТР";
21) распечатки фотографий АЗС, не имеющих отношения к заявителю;
22) распечатки докладов Федеральной антимонопольной службы о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2013, 2015 годы;
23) годовой отчет и отчет об устойчивом развитии за 2016 год;
24) социологический отчет фонда ВЦИОМ "Определение уровня известности обозначения ", Москва, 2016 г.
По результатам рассмотрения данного заявления Роспатентом было принято решение от 14.08.2017 "отказать в удовлетворении заявления, поступившего 12.05.2017, о признании товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком".
Заявитель, не согласившись с этим решением, обратился в Суд по интеллектуальным правам.
Решением Суда по интеллектуальным правам от 16.07.2018 по делу NСИП-676/2017, оставленным без изменения постановлением Президиума Суда по интеллектуальным правам от 14.11.2018, вышеуказанное решение Роспатента было признано недействительным.
В постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам было отмечено, что "_вывод Роспатента об отсутствии оснований для признания спорного товарного знака приобретшим высокую различительную способность в результате его использования сделан без исследования всех представленных обществом в материалы административного дела доказательств".
При этом в постановлении Президиума Суда по интеллектуальным правам указано, что, обязывая Роспатент повторно рассмотреть заявление общества о признании спорного товарного знака общеизвестным на территории Российской Федерации, суд не предопределяет его выводов по итогам рассмотрения заявления при устранении выявленных недостатков в процедуре вынесения решения.
В соответствии с решением Суда по интеллектуальным правам заявление, поступившее 12.05.2017, было рассмотрено повторно.
В дополнение к ранее представленным материалам в Роспатент 14.09.2018 поступили следующие материалы:
25) статья "Драйвер развития", журнал "Сибирская нефть", N 63 (август-сентябрь), 2009;
26) распечатка с сайта http://www.gazprom-neft.ru/ ;
27) судебные решения (решение Арбитражного суда Новосибирской области и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу NА45-4247/2017; постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2014 по делу NА40-88901/13;
28) список АЗС сети "Газпромнефть";
29) бюджет и описание рекламных компаний за 2010 - 2016 гг.;
30) выдержки из доклада ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации, Москва, 2016 г.;
31) справка по вопросам, сформулированным в запросе за подписью Руководителя УФАС по Алтайскому краю С.С. Поспелова от 14.02.2013 N 573/7.
На заседании коллегии, состоявшемся 14.12.2018, заявителем дополнительно были представлены следующие материалы:
32) Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов от 20.12.2013;
33) письмо от 05.04.2017 (исх.NНК-63/6824) о расходах на рекламу товаров и услуг АЗС Газпром нефть;
34) распечатки из сети Интернет (реклама АЗС; выдержки из годового отчета ПАО "Газпром нефть" за 2016 года);
35) письмо фонда ВЦИОМ;
36) выписки из Единого государственного реестра недвижимости;
37) распечатки из социальных сетей "Использование изображений общего вида сети АЗС "Газпромнефть" в социальных сетях на собственных площадках";
38) распечатки с сайта https://300.pravo.ru/;
39) судебные решения (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2013 по делу NА03-10867/2013; постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.08.2018 по делу NА45-4247/2017).
По просьбе заявителя заседание коллегии было перенесено.
На заседании коллегии, состоявшемся 23.01.2019, заявитель дополнительно представил следующие материалы:
39) заключение патентного поверенного от 21.01.2019;
40) заключение коллегии палаты по патентным спорам от 14.05.2015 по результатам рассмотрения заявления о признании обозначения "BOSCO" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком;
41) постановление суда по интеллектуальным правам от 06.02.2018 по делу NА78-6764/2017.
Кроме того, заявитель представил ходатайство о сокращении перечня товаров 04 класса МКТУ, в отношении которых просит признать общеизвестным в Российской Федерации товарный знак по свидетельству N 580617, следующим образом:
04 класс МКТУ - топливо моторное; бензин; дизельное топливо (все товары для продажи на автозаправочных станциях).
Заявитель также представил ходатайство об изменении даты, с которой просит признать товарный знак общеизвестным, с 31 декабря 2016 года на 31 декабря 2018 года.
В связи с ходатайством об изменении указанной даты, заявитель просил перенести дату рассмотрения заявления на более поздний срок для предоставления дополнительных сведений и материалов за два дополнительных года (2017 и 2018).
Коллегия, рассмотрев просьбу заявителя об изменении даты с 31 декабря 2016 года на 31 декабря 2018 года, отказала в ее удовлетворении по следующим причинам.
В соответствии с пунктом 18 (11) Административного регламента заявитель может подать ходатайство об изменении даты, с которой просит признать товарный знак или обозначение общеизвестным товарным знаком.
Вместе с тем, коллегия повторно рассматривает заявление по решению суда, который обязал Роспатент повторно рассмотреть заявление ПАО "Газпром нефть" о признании товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации именно с 31.12.2016.
Кроме того, новая дата (31.12.2018) выходит за рамки даты поступления заявления (12.05.2017), т.е. касается ситуации, которая фактически не могла сложиться на дату подачи заявления.
В связи с отказом в удовлетворении ходатайства об изменении даты, перенос заседания коллегии по рассмотрению заявления коллегия сочла нецелесообразным.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, коллегия установила следующее.
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (12.05.2017), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
Согласно требованиям, установленным пунктом 1 статьи 1508 Кодекса, по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть признан общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак в результате интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известным в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает подтверждающие общеизвестность товарного знака материалы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака или обозначения, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак приобрел широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты);
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на Интернет-сайте Роспатента.
При анализе объемного товарного знака на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 31 декабря 2016 года в отношении вышеуказанных товаров 04 и услуг 37 классов МКТУ коллегией было установлено следующее.
Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) ПАО "Газпром нефть" (ранее - ОАО "Газпром нефть", ОАО "Сибирская нефтяная компания") было создано 06.10.1995 и зарегистрировано Городской регистрационной палатой Департамента недвижимости Администрации г. Омска. Учредителем общества является Правительство Российской Федерации.
Представленные материалы [1] - [23], [26] - [27] иллюстрируют историю компании - заявителя и ее положение на российском и мировом рынке. Активная деятельность ОАО "Газпром нефть" под своим фирменным наименованием по добыче и реализации нефтепродуктов на рынках Российской Федерации и за рубежом, началась в 2006 году после внесения изменений в наименование заявителя.
Согласно заявлению датой "_начала розничных продаж товаров и услуг под "брендом сети АЗС Газпромнефть" является 04 сентября 2009 года. Под словосочетанием "бренд сети АЗС Газпромнефть", согласно материалам заявления, заявитель понимает фирменный стиль сети АЗС Газпромнефть, который был разработан в 2008 году, утвержден в 2009 году и зарегистрирован в качестве товарного знака по свидетельству N 395503 с приоритетом от 30.03.2009.
Как указывает сам заявитель, обозначение, зарегистрированное в качестве товарного знака по свидетельству N 580617 и в отношении которого подано заявление о признании его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, постоянно подвергалось ребрендингу, т.е. изменению внешнего вида.
Соответственно довод заявителя о том, что обозначение маркировки заявленных товаров и услуг постоянно используется для с сентября 2009 года, не нашло своего подтверждения в материалах заявления, поскольку, как указывает заявитель, внешний вид АЗС постоянно подвергался изменению. При этом заявление о признании в Российской Федерации общеизвестного товарного знака относится именно в товарному знаку, охраняемому свидетельством N 580617 в том виде, как он зарегистрирован, а не к какой-либо иной версии ранее зарегистрированных товарных знаков, поскольку пункт 1 статьи 1508 Кодекса не предусматривает такой возможности.
Таким образом, материалы и документы, представленные в доказательство общеизвестности товарного знака по свидетельству N 580617, должны относиться к использованию этого товарного знака, а не его версии в виде товарного знака по свидетельству N 395503 или каких либо иных обозначений.
Учитывая вышеуказанное, неясно о каком именно обозначении идет речь при указании объема выручки, составляющей более 570 миллиардов рублей от реализации топлива "_на АЗС, маркированных Товарным знаком, с 2014 по 2016 год_", поскольку регистрация товарного знака по свидетельству N 395503 не может свидетельствовать о широкой известности товарного знака по свидетельству N 580617 с приоритетом от 17.02.2015.
Соответственно, неясно о каком товарном знаке идет речь при указании расходов на рекламу товаров и услуг АЗС Газпромнефть, поскольку из общего отчета по объектам интеллектуальной собственности [19] следует, что заявитель является правообладателем большого количества товарных знаков, международных регистраций, патентов на промышленные образцы, в том числе серии товарных знаков, зарегистрированных в различных цветовых сочетаниях в отношении широкого перечня товаров и услуг.
Так, в отчете по объектам интеллектуальной собственности [19], в частности, указаны товарные знаки ; ; ; , включающие символ "зажигалка" и словесный элемент "Газпромнефть" (свидетельства NN402278, 402279, 441153, 441154), изобразительные элементы "суперграфика" - каплевидные ответвления различных цветов в различных видах: ; ;; ; ; ; ; ; (свидетельства NN408555, 401827, 422319, 425116, 421911, 447080, 421910, 422319, 401827, 523087, 523164, 544584, 545408), изобразительные и объемные элементы, воспроизводящие отдельные элементы АЗС: угловой фриз (свидетельство N 381742), стелы (свидетельства NN382925, 416099, 494935, 557396), магазин (свидетельство N 405065), межколонный короб (свидетельство N 41826), и другие элементы (указатели, урны), а также комбинированные и словесные товарные знаки.
Заявителем представлены сведения о более 70 товарных знаках, зарегистрированных на его имя с разным приоритетом и в отношении различных товаров и услуг, а также о международных регистрациях и патентах на промышленные образцы - в общей сложности более 120 регистраций.
Таким образом, анализируя материалы, представленные заявителем в подтверждение интенсивного использования товарного знака по свидетельству N 580617, в результате чего он приобрел известность среди потребителей и стал общеизвестным, необходимо учитывать, что эти документы относятся к деятельности заявителя в целом, что не позволяет вычленить из них информацию об интенсивном использовании непосредственно объемного товарного знака по свидетельству N 580617, тем более что большая часть документов относится к периоду времени до даты приоритета этого товарного знака. Поскольку внешний вид АЗС постоянно менялся, неясно, какая версия внешнего вида АЗС использовалась заявителем до даты его приоритета.
Анализируя представленные заявителем материалы, коллегия установила, что выписки из ЕГРЮЛ и списки аффилированных лиц по дочерним обществам [1], исследования и социологические опросы, в частности, результаты исследования эффективности спортивного спонсорства за 2013 - 2016 годы, результаты уровня лояльности удовлетворения в сети АЗС "Газпромнефть" в 2012 году, маркетинговые исследования, включающие результаты вертикально-ориентированных нефтяных компаний (ВИНК), аналитический отчет по результатам состояния конкуренции на рынке розничной реализации автомобильных бензинов, аналитический отчет об исследовании рынка моторного топлива, мониторинг показателей и оценка эффективности продвижения розничных брендов "Газпромнефть" по итогам рекламных компаний 2010 - 2015 гг. [2], [6], выписки из Единого государственного реестра недвижимости, фотографии и каталоги сопутствующих товаров [4], оценочные отчеты [5], годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии, финансовые отчеты [5], [11] - [12], информация с сайтов заявителя www.gazprom-neft.ru; www.gpnbonus.ru и рекламные материалы [13] - [16] в большей своей части не содержат информации об использовании именно объемного товарного знака по свидетельству N 580617.
Представленные материалы по рекламным кампаниям и публикациям в СМИ и сети Интернет [13] - [17] содержат информацию о продвижении и использовании иных обозначений заявителя, в частности обозначений, включающих символ "зажигалка" и словесный элемент "Газпромнефть" (свидетельства NN402278, 402279, 441153, 441154), G-drive (свидетельства NN429877, 436965, 457919, 458431, 508247, 511545, 532438 и другие).
Что касается единичных фотографии АЗС, содержащихся в этих материалах, то они в основном иллюстрируют текстовой материал, относящийся к деятельности заявителя в целом, при этом на фотографиях АЗС всегда присутствует обозначение , включающее эмблему "зажигалка" и наименование заявителя "Газпромнефть", что однозначно указывает на компанию, фирменное наименование которой, совпадая с этим словесным элементом, выполняет индивидуализирующую функцию лица, оказывающего услуги под этим обозначением.
Информация о широкой географии сбыта товаров и услуг, в подтверждение чего представлены такие документы, как перечень АЗС, выписки из ЕГРН [3], выписки из ЕГРЮЛ [1], также свидетельствует о деятельности заявителя в целом и не содержат сведений о масштабах и объемах использования непосредственно объемного товарного знака по свидетельству N 580617 в отношении конкретных товаров 04 и услуг 37 классов МКТУ. Кроме того, представленные материалы не содержат сведений о том, что заявитель и его дочерние предприятия использовали именно объемный товарный знак по свидетельству N 580617 без указания словесного элемента "Газпромнефть", указывающего на владельца товарного знака в лице компании, фирменное наименование которого совпадает с этим словесным элементом.
В подтверждение утверждения заявителя о том, что доля АЗС "Газпромнефть" на территории Российской Федерации занимает более 20%, представлены аналитические отчеты ФАС и данные по исследованию рынка моторного топлива, проведенных по заказу заявителя на основании коммерческой базы данных "RUSLANA" по состоянию на 07.08.2015 [6]. Вместе с тем представленные данные относятся к деятельности заявителя в целом и также не содержат информацию о масштабах и объемах использования непосредственно объемного товарного знака по свидетельству N 580617 по реализации моторного топлива.
Кроме того, как указывает заявитель, розничная реализация моторного топлива осуществляется не только через собственную сеть автозаправочных станций, но также через оптовые каналы сбыта (нефтебазы), при этом бензин маркируется другим обозначением, а именно - товарным знаком "G-Drive". В целом представленные данные об объемах продаж не выделяют долю, которая приходится на топливные товары (моторное топливо, бензин и дизельное топливо), реализуемые на АЗС, состав композиционных элементов которой соответствует объемному товарному знаку по свидетельству N 580617.
Представленные заявителем договоры коммерческой концессии (NГПН- 14/22000/00541/Д от 12.03.2014; NГПН-15/22000/00657/Д от 26.11.2015), лицензионные договоры (N ГПН-12/24000/01885/Д от 01.08.2012, NГПН-12/24000/02187/Д от 01.08.2012, NГПН-12/24000/02815/Д от 01.08.2012) сертификат, выданный компании "Газпром нефть" как лучшему работодателю России, а также сведения о том, что топливо G-Drive получило международную премию "Бренд года/EFFIE-2012", также относятся к деятельности заявителя в целом и не содержат информации об использовании объемного товарного знака по свидетельству N 580617.
Представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости товарного знака по свидетельству N 580617 по состоянию на 31 декабря 2016 года [2] не может свидетельствовать о широкой известности данного товарного знака, поскольку расчет его стоимости, согласно материалам данного отчета, был произведен с учетом стоимости иных зарегистрированных товарных знаков, как входящих в его состав, так и не используемых в данном товарном знаке.
Так, согласно материалам отчета, оценка рыночной стоимости данного товарного знака основана, в том числе на затратах, связанных с продвижением бренда ПАО "Газпром нефть": затраты на спортивное спонсорство, рекламу в прессе, на телевидении, радио и в Интернете. При этом, как было указано выше, при оказании спортивного спонсорства и в рекламе преимущественно использовались иные обозначения (Газпромнефть, G-Drive и другие).
С учетом указанного коллегия не может сделать обоснованный вывод о том, что объемный товарный знак по свидетельству N 580617 получил самостоятельную известность в связи с осуществляемой заявителем деятельностью, без использования иных обозначений, в частности обозначения "Газпромнефть" по свидетельствам NN402278, 402279, 441153, 441154.
Заявитель ссылается на то, что широкой известности товарного знака по свидетельству N 580617 в России способствовали рекламные акции, спонсорские программы заявителя, а также многочисленные публикации в прессе.
Вместе с тем, как указано выше, в значительном количестве представленных материалов отсутствует изображение товарного знака по свидетельству N 580617, а рекламные акции, спонсорские программы и публикации в СМИ сопровождались указанием на фирменное наименование заявителя, включающее обозначение "Газпромнефть" в различных вариантах в соответствии с зарегистрированными товарными знаками (свидетельства NN402278, 402279, 441153, 441154).
В подтверждение общеизвестности объемного товарного знака по свидетельству N 580617 заявитель ссылается на результаты социологического исследования [24], проведенного фондом ВЦИОМ в ноябре 2016 года.
Выборка формировалась из жителей Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше, которые лично водят автомобиль регулярно (раз в неделю и чаще). Всего было опрошено 1500 человек из 15 городов России с населением 100 тыс. человек и более, включая Москву и Санкт-Петербург.
Целью опроса явилось определение уровня известности обозначения .
Из результатов социологического опроса следует, что после демонстрации респондентам тестируемого обозначения, им был задан вопрос, касающийся свободных ассоциаций, возникающих при просмотре обозначения.
Большинство участников опроса (83%) указали, что тестируемое обозначение ассоциируется у них с АЗС и бензозаправками. Этот результат вполне оправдан, поскольку АЗС состоит из стандартного набора элементов, характерных для всех АЗС, независимо от его владельца. Соответственно оправданы результаты открытого и закрытого вопросов о сфере применения обозначения (97% респондентов заявили, что оно используется для заправки автомобилей бензином и топливом без предложенных вариантов ответа, 73% опрошенных выбрали ответ "продажа автомобильного топлива и бензина", 64% опрошенных выбрали ответ "услуги автозаправочных станций", 8% - "техническое обслуживание автомобилей" из предложенных вариантов ответа).
Что касается ассоциаций с заявителем - компанией "Газпром нефть", то только у 9% респондентов (135 человек из общей выборки) возникли такие ассоциации при демонстрации обозначения без предложенных вариантов ответа (см. стр. 4 отчета).
В отношении ретроспективного знания обозначения результаты опроса показали, что большинство опрошенных (76%) впервые узнали об этом обозначении более 5 лет, при этом в 2007 - 2011 годах - 26%, в 2002 - 2006 годах 10%, ранее 2002 года - 10%, так давно, что не помнят дату - 30%.
Учитывая, что началом розничных продаж товаров и услуг под "брендом сети АЗС "Газпромнефть" является 04.09.2009, данные результаты опроса вызывают сомнения в объективности и достоверности.
Дополнительно следует указать, что опрос в целом касался только услуг автозаправочных станций по заправке бензином и автомобильным топливом, в связи с чем не может объективно свидетельствовать об уровне известности в Российской Федерации таких товаров 04 класса МКТУ, указанных в перечне, как топливо моторное, топливо дизельное, продаваемых на автозаправочных станциях.
При данных обстоятельствах данные опроса не могут быть признаны объективными и точными, а степень известности по каждому из товаров 04 и услуг 37 классов МКТУ доказанной.
В отношении материалов [25] - [41], дополнительно представленных заявителем, коллегия установила, что в большей своей части они повторяют доводы, изложенные в заявлении, и дублируют ранее представленные материалы.
Кроме того, в пояснениях к дополнительным материалам заявитель с одной стороны указывает на то, что "_доминирующим элементом товарного знака является общий (внешний) вид композиционный вид обозначения в неразрывной совокупности с оригинальным набором графики (каплевидные волнообразные ответвления) и сочетанием цветов (с преобладанием сине-бело-голубой гаммы)" (см. материалы, поступившие 14.09.2018), а с другой стороны - утверждает, что форма заявленной АЗС указана как неохраняемая, поэтому признание товарного знака общеизвестным не нарушит права третьих лиц, то есть фактически на общеизвестность претендует товарный знак, использующий сочетание синего и белого цвета без выраженного преобладания одного из них, и оригинальный изобразительный элемент (см. ходатайство от 10.07.2017).
При этом заявитель обращает внимание на то, что "_особенностью общеизвестного комбинированного товарного знака является многократно усиленная индивидуализирующая функция доминирующего элемента по сравнению с остальными входящими в него составными элементами" (см. приложение к протоколу от 14.12.2018).
Вместе с тем, именно форма АЗС, которая, как указывает заявитель, занимает доминирующее положение в товарном знаке по свидетельству N 580617, является неохраняемым элементом товарного знака, что оправдано, поскольку эта форма способна изменяться в зависимости от ракурса, с которого потребитель видит и воспринимает внешний вид АЗС, а также от изменения оформления отдельных элементов и их месторасположения в композиции (навес, опоры, топливно раздаточные колонки, магазин, информационные стелы и т.п.), характерных и традиционных для всех АЗС. При этом сам заявитель подтверждает, что эта форма неоднократно изменялась, подвергаясь ребрендингу.
Указанное подтверждается представленными фотографиями АЗС, сделанными с различных ракурсов [28], [37] , , , , а также фотографией АЗС, включенной в социологический отчет [24], которые отличаются от внешнего вида товарного знака по свидетельству N 580617.
Принимая во внимание указанное, представленные материалы и документы не могут свидетельствовать об интенсивном использовании объемного товарного знака по свидетельству N 580617 именно в том виде, как он зарегистрирован в отношении товаров 04 класса МКТУ (топливо моторное; бензин; дизельное топливо (все товары для продажи на автозаправочных станциях) и услуг 37 класса МКТУ (станции технического обслуживания транспортных средств [заправка топливом и обслуживание]; услуги автозаправочных станций).
Таким образом, заявитель претендует на признание общеизвестным объемного товарного знака по свидетельству N 580617, включающего в себя совокупность различных элементов, общая компоновка которых способна изменяться, в связи с чем не может охраняться.
Кроме того, статус общеизвестного товарного знака предполагает, что все его элементы обладают высокой степенью различительной способности. Соответственно, признание объемного товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным товарным знаком будет предполагать предоставление исключительного права на внешний вид и форму АЗС, т.е. на неохраняемый элемент, который, по признанию самого заявителя, является доминирующим в составе товарного знака.
В отношении представленного заключения патентного поверенного [39], коллегия отмечает, что решение о признании товарного знака общеизвестным принимается на основании критериев, установленных законодательством, а не на частном мнении патентного поверенного А.Е. Ариевича.
Принимая во внимание совокупность изложенных выше фактических обстоятельств, коллегия пришла к обоснованному выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств общеизвестности на территории Российской Федерации товарного знака по свидетельству N 580617 в отношении вышеуказанных товаров и услуг на дату 31.12.2016.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 12.05.2017, о признании товарного знака по свидетельству N 580617 общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком в отношении товаров 04 и услуг 37 класса МКТУ на имя ПАО "Газпром нефть" с 31 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 28 февраля 2019 г. по заявке N 580617
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 27 января 2021 г. по делу N СИП-411/2019 настоящее решение признано недействительным