Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 марта 2019 г.
Заявка: |
- |
Название: |
От Мартина |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
28.06.2018 |
Дата коллегии: |
03.12.2018 |
Дата утверждения: |
12.03.2019 |
Заявитель: |
ООО "МАРТИН". |
Вид обращения: |
возражение о признании обозначения, используемого в качестве товарного знака От Мартина, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком |
Коллегия в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по признанию товарного знака или используемого в качестве товарного знака обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.08.2015 N 602, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.09.2015 за N 39065 (далее - Административный регламент), рассмотрела поступившее 28.06.2018 заявление о признании комбинированного обозначения , используемого в качестве товарного знака (далее - заявленное обозначение), общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2017 в отношении товаров 29 класса МКТУ "семена обработанные; семена подсолнечника обработанные" на имя Общества с ограниченной ответственностью "МАРТИН", Московская область (далее - заявитель).
Для подтверждения общеизвестности заявленного обозначения на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента заявителем были приложены к вышеуказанному заявлению, а также представлены корреспонденцией, поступившей 23.11.2018, и на заседании коллегии в соответствии с подпунктом 12 пункта 18 Административного регламента, в частности, копии следующих документов:
· свидетельства на товарные знаки и распечатки сведений о товарных знаках заявителя [1];
· технические условия на продукцию заявителя [2];
· сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения на продукцию заявителя [3];
· договоры поставки заявителю упаковочной пленки и товарные накладные по ним [4];
· макеты упаковки продукции заявителя, образцы этой упаковки и ее фотографии [5];
· образцы продукции заявителя и ее фотографии [6]; · дипломы выставок на продукцию заявителя [7];
· договоры коммерческой концессии на использование принадлежащих заявителю товарных знаков [8];
· договоры поставки продукции заявителя и товарные накладные по ним [9];
· договоры на оказание заявителю рекламных услуг и подтверждающие их исполнение графики выходов рекламы на телеканалах и эфирные справки о выходе рекламы [10];
· USB-флеш-накопитель с рекламными роликами и распечатки их кадров [11];
· договоры на оказание заявителю рекламных услуг и подтверждающие их исполнение товарные накладные и акты об оказанных услугах по размещению трансляции рекламы, наружной и печатной рекламы в розничных магазинах [12];
· публикации рекламы продукции заявителя в печатных изданиях и в сети Интернет [13];
· справки заявителя об объемах производства и реализации продукции заявителя и объемах затрат на ее рекламу [14];
· рекламно-сувенирная продукция [15];
· социологический отчет Лаборатории социологической экспертизы Института социологии РАН по результатам опроса потребителей в 2015 году [16];
· письма заявителя и компаний-производителей продукции по договорам коммерческой концессии по поводу контроля ее качества и акты контроля качества продукции [17].
Правовая база для рассмотрения заявления, с учетом даты его подачи (28.06.2018), включает в себя Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пересмотренную в Брюсселе 14.12.1900, в Гааге 06.11.1925, в Лондоне 02.06.1934, в Лиссабоне 31.10.1958 и Стокгольме 14.07.1967 и измененную 02.10.1990 (далее - Парижская конвенция), упомянутые выше Кодекс и Административный регламент.
В соответствии со статьей 6 bis (1) Парижской конвенции по решению компетентного органа страны регистрации или страны применения товарного знака он может быть признан в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами данной конвенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1508 Кодекса по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации, по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть признаны общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, если этот товарный знак или это обозначение в результате интенсивного использования стали на указанную в заявлении дату широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя.
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 3 пункта 17 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, включает в себя подтверждающие общеизвестность товарного знака или обозначения материалы, в том числе заявитель имеет право представить в Роспатент документы, содержащие следующие сведения:
- об интенсивном использовании товарного знака или обозначения, в частности, на территории Российской Федерации. При этом по инициативе заявителя указываются: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, в отношении которых осуществлялось использование товарного знака или обозначения; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака или обозначения; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в соответствующем секторе экономики и тому подобные сведения;
- о странах, в которых товарный знак или обозначение приобрели широкую известность;
- о произведенных затратах на рекламу товарного знака или обозначения (например, годовые финансовые отчеты).
- о стоимости (ценности) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах;
- о результатах опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака или обозначения, проведенного специализированной независимой организацией, которые могут быть оформлены с учетом рекомендаций, размещенных на интернет-сайте Роспатента.
При анализе заявленного комбинированного обозначения на предмет возможности признания его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком с 01.01.2017 в отношении товаров 29 класса МКТУ "семена обработанные; семена подсолнечника обработанные" коллегией установлено следующее.
Из представленных заявителем материалов [2 - 17] следует то, что данное обозначение в период ранее даты, с которой испрашивается признание его общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, действительно использовалось им в составе принадлежащих ему товарных знаков [1] в отношении вышеуказанных товаров.
Так, производство соответствующей продукции осуществлялось в соответствии с техническими условиями заявителя [2]. Данная продукция была сертифицирована [3]. Для нее заявителем заказывались упаковки [4 - 5], на которых было помещено заявленное обозначение. Представлены образцы этой продукции [6] в соответствующих упаковках, на которых обнаруживаются даты ее выпуска, в том числе относящиеся к периоду ранее даты, испрашиваемой для признания заявленного обозначения общеизвестным товарным знаком. Указанная продукция была представлена на выставках [7].
Вместе с тем, следует отметить, что производство данной продукции осуществлялось, согласно договорам коммерческой концессии на использование принадлежащих заявителю товарных знаков [8], иными юридическими лицами. Представленные заявителем их письма с актами контроля качества продукции [17] содержат сведения об организационных мероприятиях по контролю им над процессом производства, осуществляемым иными лицами.
Однако заявителем не были представлены какие-либо документы, которые содержали бы сведения об известности потребителям вышеуказанных фактических обстоятельств благодаря тем или иным общедоступным источникам средств массовой информации. Социологические исследования относительно данных обстоятельств не проводились.
В подтверждение фактов введения соответствующей продукции в гражданский оборот были представлены договоры поставки и товарные накладные [9].
Вместе с тем, они сами по себе не позволяют установить те или иные определенные объемы реализованной продукции, в том числе в денежных суммах, поскольку отсутствуют какие-либо документы строгой финансовой отчетности, например, счета-фактуры и платежные поручения, собственно, по исполнению вышеуказанных договоров поставки.
В свою очередь, представленные в справках заявителя [14] сведения об объемах реализации продукции никак не являются документами строгой финансовой отчетности и исходят только от заявителя, то есть являются исключительно декларативными и совсем не подтверждаются какими-либо объективными данными. К тому же, они приведены заявителем в этих справках лишь в количестве упаковок, в то время как упаковки были совершенно разных размеров и веса, а сведения об объемах продаж, собственно, в денежных суммах, то есть в более объективном эквиваленте, вовсе отсутствуют.
При этом представленные материалы совсем не содержат в себе и каких-либо сведений, позволяющих установить на соответствующую испрашиваемую дату или в период, непосредственно предшествовавший этой дате, наличие на российском рынке семечек какой-то существенной определенной доли, приходящейся исключительно на соответствующую продукцию заявителя, индивидуализируемую заявленным обозначением, что могло бы позволить выявить ту или иную определенную широту круга ее потребителей среди общего круга российских потребителей такого рода продукции различных производителей, то есть, собственно, установить уровень ее известности среди продукции иных производителей.
Заявителем заказывались рекламные услуги для продвижения на рынке этой продукции [10 - 13].
Однако размещение рекламы в отдельных розничных магазинах [12] и несколько отдельных публикаций в печатных изданиях и в сети Интернет [13] не позволяют прийти к выводу о наличии для конкретной продукции широкой рекламной кампании.
Вместе с тем, соответствующие рекламные ролики [11], действительно, весьма часто выходили на различных федеральных и региональных телеканалах, в подтверждение чего были представлены многочисленные договоры с графиками выхода рекламы и эфирными справками [10].
Но при этом необходимо отметить то, что в данных документах представлены сведения о выходе рекламы, в основном, лишь в нескольких отдельных регионах Российской Федерации. Так, размещение рекламы даже на федеральных телеканалах, согласно этим документам, осуществлялось, в основном, при вещании на тот или иной определенный отдельный регион (региональное размещение).
Что касается результатов социологического опроса [16], то следует отметить, что они действительно показывают весьма высокий уровень известности потребителям семечек, индивидуализируемых заявленным обозначением.
Однако при ответе на вопросы о принадлежности данной продукции и заявленного обозначения конкретному лицу респондентам предлагались заранее определенные варианты ответов, то есть предлагались только закрытые вопросы, в которых уже была заложена очевидная подсказка, так как производителем товаров под обозначением "ОТ МАРТИНА" и владельцем этого обозначения, более чем очевидно, должна была быть названа респондентами из приведенного списка компаний именно компания "МАРТИН" ("ОТ МАРТИНА" - "МАРТИН").
Кроме того, вышеуказанный социологический опрос был проведен в 2015 году, то есть весьма задолго до даты (01.01.2017), с которой испрашивается признание заявленного обозначения общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Следовательно, его результаты, выраженные в строго определенных числовых показателях, собственно, не отражают мнение потребителей в определенных числовых показателях уже на испрашиваемую дату.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия пришла к выводу об отсутствии в материалах заявления доказательств общеизвестности заявленного обозначения на испрашиваемую дату на имя заявителя.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении заявления, поступившего 28.06.2018, о признании комбинированного обозначения со словесным элементом "От Мартина" общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 12 марта 2019 г.
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 30 января 2020 г. по делу N СИП-458/2019 настоящее решение признано недействительным