Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 15 апреля 2019 г. по заявке N 2017719495
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2017719495 |
Название: |
BURNED BARREL BB |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
17.12.2018 |
Дата коллегии: |
25.02.2019 |
Дата утверждения: |
15.04.2019 |
Заявитель: |
Закрытое акционерное общество "Маршал Груп Б.В.",Общество с ограниченной ответственностью "Настоящая Алкогольная Компания" |
Вид обращения: |
возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правил ППС, рассмотрела возражение, поступившее в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) 17.12.2018, поданное Закрытым акционерным обществом "Маршал Груп Б.В.", Нидерланды и Обществом с ограниченной ответственностью "Настоящая Алкогольная Компания", г. Дмитров, (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельствуN657328, при этом установлено следующее.
Регистрация товарного знака по заявке N 2017719495 с приоритетом от 18.05.2017 произведена в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (далее - Госреестр) 22.05.2018 за N 657328 в отношении товаров 33 класса Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ), приведенных в перечне свидетельства, на имя Общества с ограниченной ответственностью "Исси роялти", Москва (далее - правообладатель).
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 657328 согласно описанию, приведенному в материалах заявки, представляет собой объёмное обозначение в виде стеклянной прозрачной бутылки с длинным колпачком. Бутылка имеет плоскую овальную форму с рельефным декором на корпусе, имитирующим элементы на поверхности бочки: стыки продольных дощечек и поперечные обручи. В центральной части корпуса бутылки расположена овальная светло-бежевая этикетка с более тёмными рамками, в центре которой в две строки чёрным стилизованным шрифтом расположен словесный элемент "BURNED BARREL", выполненный буквами латинского алфавита, над словесным обозначением помещена монограмма из букв "BB" и стилизованное изображение короны, эта же монограмма выполнена в виде водяного знака на фоне этикетки, и она же помещена на донышке колпачка, при этом, слова "BURNED BARREL" расположены как на донышке колпачка так и на самом колпачке (в нижней части).
Правовая охрана знаку предоставлена в белом, дымчато-сером, светло-сером, сером, светло-бежевом, оранжевом, коричневом, желтовато-коричневатом, чёрном цветовом сочетании.
В Федеральную службу по интеллектуальной собственности 17.12.2018 поступило возражение против предоставления правовой охраны указанному товарному знаку, мотивированное его несоответствием требованиям, установленным пунктами 3 (1) и 6 (2) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения в частности, сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с товарными знаками: по свидетельству N 351273 с приоритетом от 19.12.2006 (2);
по свидетельству N 406359 с приоритетом от 12.05.2009 (3);
по свидетельству N 556493 с приоритетом от 23.06.2014 (4);
по свидетельству N 556495 с приоритетом от 30.06.2014 (5);
по свидетельству N 556495 с приоритетом от 23.06.2014 (6);
по свидетельству N 618750 с приоритетом от 01.06.2016 (7), правовая охрана которым предоставлена на имя лица, подавшего возражение, в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ;
- в оспариваемом знаке (1) в словосочетании "BURNED BARREL" слово "BURNED" следует признать "слабым", в отличие от слова "BARREL", которое, являясь определяемым именем существительным в составе грамматически согласованного словосочетания, имея дополнительные смысловые коннотации, является "сильным" элементом оспариваемого товарного знака, и именно на него падает логическое ударение. Второстепенность в оспариваемом знаке словесного элемента "BURNED", который в переводе с английского языка на русский язык означает "жженая", также подтверждается тем, что в оспариваемом знаке его семантика не усиливается дополнительно другими элементами (формой бочонка, его цветом или какими-либо другими признаками);
- слово "BURNED", который в переводе с английского языка на русский язык означает "жженая", является семантически близким к слову "Old", которое в переводе с английского языка на русский язык означает "старая", поскольку "жженная" бочка может быть только старой. Данное обстоятельство усиливает сходство сопоставляемых обозначений по семантическому признаку сходства;
- таким образом, сходство сравниваемых знаков (1) и (2-7) обусловлено, тем, что они включают в свой состав фонетически тождественный элемент "BARREL" и фонетически сходные элементы "BURNED" - "Old", а также имеют сходные формы объемного элемента (бочкообразная форма с характерными двумя поперечными обручами), сходное сочетание цветов и тонов, словесные элементы выполнены буквами одного алфавита и сходными шрифтами, сходное общее зрительное впечатление;
- товары оспариваемого и противопоставленных товарных знаков однородны, поскольку относятся к одному виду товаров - алкогольные напитки (за исключением пива). Данные товары являются, во-первых, товарами широкого потребления и, во-вторых, товарами краткосрочного пользования. Следовательно, вероятность смешения сходных обозначений, используемых для индивидуализации данных товаров, является очень высокой;
- регистрация оспариваемого товарного знака способна ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров. Данный вывод подтверждается тем, что товарные знаки лица, подавшего возражение, до даты приоритета оспариваемого товарного знака активно используются на российском рынке в течение нескольких лет, в результате чего у российского потребителя возникла устойчивая ассоциативная связь между этими знаками и их правообладателем и, следовательно, при использовании третьими лицами сходных обозначений в отношении однородных товаров увеличивается риск введения потребителя в заблуждение относительно того, кем изготовлены данные товары. Согласно данным, переданным в Росалкогольрегулирование через систему ЕГАИС общее количество реализованной алкогольной продукции, содержащей словесный элемент "Old Barrel", в 2015 году составило 3 032 002 штуки или 123 443 декалитров. Продукция поставляется в самые разнообразные регионы Российской Федерации: Ленинградскую область и Республику Карелия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ, Псковскую и Новгородскую область, Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург и пр. Высокое качество алкогольной продукции лица, подавшего возражение неоднократно отмечалось дипломами и сертификатами различных специализированных выставок;
- распечатки с сайта otzovik.com показывают, что имеется факт реального смешения сопоставляемых обозначений в сознании потребителя и введения его в заблуждение относительно изготовителя товара;
- результаты исследования анализа потребительского восприятия, проведенного в октябре 2017 года консалтинговой компанией КОНКОЛ, подтверждают, что представленные для сравнения продукты (коньяк "BURNED BARREL" и коньяк "OLD BARREL") обладают сходством в 90%. 91% респондентов считает, что представленные для сравнения продукты определенно или возможно произведены одной компанией. Выявленное сходство в 90% и более случаев может вводить в заблуждение конечного потребителя;
- указанные выше доводы свидетельствуют о том, что лицо, подавшее возражение, является заинтересованным лицом. При этом ООО "Настоящая Алкогольная Компания" является сублицензиатом по договору РД0225926, зарегистрированному 22.06.2017 в отношении товарного знака по свидетельству N 351273 (2) (лицензиат - ООО "Мособлалкоторг").
С учетом изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 657328 недействительным полностью.
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, были представлены следующие материалы:
1. Сведения об оспариваемом товарном знаке (1) и товарных знаках (2-7) лица, подавшего возражение;
2. Справка от ООО "Спиртной" об объемах реализации алкогольной продукции (Коньяк "Father's old barrel") за 2014 г.;
3. Информационное письмо ООО "Настоящая алкогольная компания" (ООО "НАК") от 12.12.2018 об основных дистрибьютерах алкогольной продукции, произведенной ООО "НАК", о территории реализации и об объемах реализованной продукции, содержащей группу товарных знаков "Old Barrel" за 2015 г.;
4. Информационное письмо ООО "Мособлалкоторг" от 03.12.2018 о заключенных договорах по размещению продукции "Father's Old Barrel" в торговых точках в течение 2015 г.;
5. Приложение N 4 от 01.12.2015 к договору N 1/21 от 30.09.2014;
6. Отчет от 15.12.2015 к Приложению N 3 от 01.10.2015 к договору N 1/21 от 30.09.2014;
7. Акт N 84 от 01.11.2015 к Приложению N 2 от 01.10.2015;
8. Отчет от 01.10.2015 к Приложению N 2 от 01.10.2015 к договору N 1/21 от 30.09.2014;
9. Акт N 74 от 30.10.2015 к Приложению N 1 от 30.09.2014;
10. Отчет от 04.09.2015 к Приложению N 1 от 30.09.2014 к договору N 1/21 от 30.09.2014;
11. Приложение N 4 от 01.04.2015 к договору Nб/н от 01.12.2014;
12. Приложения N 3 от 01.12.2015 к договору б/н от 01.12.2014;
13. Приложения N 2 от 02.11.2015 к договору б/н от 01.12.2014;
14. Отчет от 01.10.2015 к Приложению N 1 от 01.12.2014 к договору N б/н от 01.12.2014;
15. Приложения N 2 от 31.12.2015 к договору 2/21 от 12.01.2015;
16. Приложения N 1 от 12.01.2015 к договору 2/21 от 12.01.2015;
17. Приложение N 2 от 01.10.2015 к договору N 2/М от 12.01.2015;
18. Акт NРПР0000031 от 01.10.2015 к Приложению N 21 от 15.07.2015;
19. Отчет от 15.09.2015 к Приложению N 1 от 15.07.2015 к договору N 2/М от 12.01.2015;
20. Копии дипломов и сертификатов;
21. Копия протокола осмотра письменных доказательств от 04.12.2018 с приложениями;
22. Копия отчета о результатах исследования "Анализ потребительского восприятия", проведенного ООО "Конкол маркетинг" в октябре 2017.
Правообладатель, надлежащим образом ознакомленный с материалами возражения, представил отзыв, доводы которого сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, не является заинтересованным лицом, поскольку на дату подачи возражения ООО "НАК" не являлось сублицензиатом ЗАО "МАРШАЛ ГРУП Б.В.", т.к. сублицензионный договор РД0225926 от 22.06.2017 был расторгнут: РД0278821 от 07.12.2018;
- правовая охрана оспариваемому товарному знаку предоставлена без нарушения требований, установленных пунктами 3, 6 статьи 1483 Кодекса, так как:
- между сравниваемыми товарными знаками (1) и (2-7) отсутствует фонетическое сходство. Так, сравниваемые словесные элементы "Father's Old Barrel" - "BURNED BARREL" имеют разное звучание, разное количество слогов;
- с точки зрения семантики словесный элемент "Father's Old Barrel" противопоставленных знаков (2, 4-7) в переводе с английского языка на русский язык означает "старая бочка отца", т.е. имеет одно значение, не требующее домысливания, в то же время словесный элемент оспариваемого товарного знака "BURNED BARREL" в переводе с английского языка на русский язык означает "обожженная бочка/бочонок" требует домысливания - из-за чего он стал обожженным, как, зачем, кто это сделал?
- визуально сравниваемые знаки также несходны, так как отсутствует графическое сходство, входящих в их состав словесных элементов, отсутствует сходство внешней формы сравниваемых объемных элементов, используемое цветовое сочетание различно, кроме того, оспариваемый товарный знак - объемный, в то время как, противопоставленные товарные знаки (4-7) - комбинированные, знак (2) - словесный. Правообладатель отмечает, что форма бутылки защищена патентом на промышленный образец, что свидетельствует о ее оригинальности;
- вопросы о сходстве обозначений и способности введения потребителя в заблуждение были рассмотрены в судебном порядке в трех судебных инстанциях. Так, все иски ЗАО "МАРШАЛ ГРУП Б.В." (Нидерланды) к лицензиату (ООО "Усовские винно-коньячные подвалы), которому предоставлено право на использование товарных знаков по свидетельствам NN609146, 657328 и промобразца N 92290 о нарушении прав на товарные знаки по свидетельствам NN406359, 585232, правообладателем которых является ЗАО "МАРШАЛ ГРУП Б.В." (Нидерланды), были отклонены судами трех инстанций. Введение в заблуждение потребителей также не признано;
- кроме того, правообладатель отмечает, что существует большое количество товарных знаков, зарегистрированных на имя иных лиц в отношении товаров 33 класса МКТУ, включающих словесный элемент "BARREL".
С учетом изложенного, правообладатель просит оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 657328.
В подтверждение изложенного правообладателем были представлены следующие документы:
Информация о товарных знаках, зарегистрированных в отношении товаров 33 класса МКТУ, включающих словесный элемент "BARREL".
23. Решение Арбитражного суда Московской области от 08.06.2018 по делу NА41-5841/2018;
24. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А41-5841/2018;
25. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.01.2019 по делу N А41-5841/2018;
26. Заключение по результатам рассмотрения возражения против выдачи патента Российской Федерации напромышленный образец N 92290.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегиясчитаетдоводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты приоритета оспариваемого товарного знака (18.05.2017) правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
Согласно пункту 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 41 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 44 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 45 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.
При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.
Вывод об однородности товаров делается по результатам анализа перечисленных признаков в их совокупности в том случае, если товары или услуги по причине их природы или назначения могут быть отнесены потребителями к одному и тому же источнику происхождения (изготовителю).
Согласно требованиям пункта 2 статьи 1513 Кодекса возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 657328 может быть подано заинтересованным лицом.
Лицо, подавшее возражение, обосновывая свою заинтересованность в подаче настоящего возражения, указало на то, что является обладателем более ранних исключительных прав на товарные знаки (2-7), с которыми, по его мнению, оспариваемый товарный знак является сходным до степени смешения в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ, а также осуществляет деятельность в той же сфере, что и правообладатель оспариваемого товарного знака.
Принимая во внимание изложенное, коллегия сделала вывод о наличии заинтересованности у лица, подавшего возражение, в подаче возражения против предоставления правовой охраны оспариваемому товарному знаку.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 657328 (1) представляет собой объёмное обозначение, выполненное в виде бутылки, по форме приближенной к трапеции, с выполнением по всему корпусу бутылки рельефного декора, имитирующего элементы на поверхности бочки: стыки продольных дощечек и поперечные обручи сверху и снизу. В центральной части корпуса бутылки расположена овальная светло-бежевая этикетка с более тёмными рамками, в центре которой в две строки чёрным стилизованным шрифтом расположен словесный элемент "BURNED BARREL", выполненный буквами латинского алфавита, над словесным обозначением помещена монограмма из букв "BB" и стилизованное изображение короны, эта же монограмма выполнена в виде водяного знака на фоне этикетки, и она же помещена на донышке колпачка, при этом, слова "BURNED BARREL" расположены как на донышке колпачка так и на самом колпачке (в нижней части). Бутылка имеет удлиненный колпачок. Знак охраняется в белом, дымчато-сером, светло-сером, сером, светло-бежевом, оранжевом, коричневом, желтовато-коричневатом, чёрном цветовом сочетании. В оспариваемом знаке (1) "форма бутылки" - неохраняемый элемент.
Согласно доводам возражения оспариваемый товарный знак (1) сходен до степени смешения со следующими товарными знаками:
- по свидетельству N 351273 (2), представляющий собой словесное обозначение, состоящее из трех слов, выполненных буквами латинского алфавита стандартным шрифтом, написанных в одну строку, при этом в словах начальные буквы - заглавные, остальные буквы - строчные;
- по свидетельству N 406359 (3), представляющий собой объемное обозначение, выполненное в виде непрозрачной бутылки в форме эллипсоида со срезанными верхними и нижними концами, в верхней части бутылки расположен вензель, в центральной части - углубление под этикетку в форме четырехугольника с дугообразными сторонами;
- по свидетельству N 556493 (4), представляющий собой комбинированное обозначение, выполненное в виде бутылки в форме эллипсоида со срезанными верхними и нижними концами. В верхней части бутылки расположен вензель (буква "В"), в центральной части изобразительный элемент в виде этикетки четырехугольной формы с дугообразными сторонами, внутри которой по центру расположены словесные элементы "FATHER'S OLD BARREL", размещенные на трех строчках, выполненные заглавными буквами латинского алфавита, и буква "В", выполненная в оригинальной графике. Бутылка имеет фигурный колпачок бежевого цвета и горловую этикетку черного цвета с тонкими горизонтальными полосами бежевого цвета по верхнему и нижнему краю. Знак (4) охраняется в рыжем, темно-рыжем, черном, коричневом, бежевом цветовом сочетании;
- по свидетельству N 556495 (5), представляющий собой комбинированное обозначение, выполненное в виде четырехугольника с дугообразными сторонами, внутри которого по центру расположены изобразительный элемент в виде двух стилизованных фигур животных, опирающихся на бочку, а также словесные элементы "FATHER'S OLD BARREL", выполненные на трех строчках заглавными буквами латинского алфавита, и буква "В", выполненная в оригинальной графике. Знак (5) охраняется в сером, темно-сером, черном, белом цветовом сочетании;
- по свидетельству N 585232 (6), представляющий собой комбинированное обозначение, выполненное в виде бутылки в форме эллипсоида со срезанными верхними и нижними концами. В верхней части бутылки расположен вензель (буква "В"), в центральной части изобразительный элемент в виде этикетки четырехугольной формы с дугообразными сторонами, внутри которого по центру расположены словесные элементы "FATHER'S OLD BARREL", выполненные на трех строчках заглавными буквами латинского алфавита, и буква "В", выполненная в оригинальной графике. Бутылка имеет фигурный колпачок бежевого цвета и горловую этикетку черного цвета с тонкими горизонтальными полосами бежевого цвета по верхнему и нижнему краю. Знак (6) охраняется в рыжем, темно-рыжем, черном, коричневом, бежевом цветовом сочетании;
- по свидетельству N 618750 (7), представляющий собой комбинированное обозначение, выполненное в виде бутылки в форме фляги. В центральной части расположен изобразительный элемент в виде этикетки сложной геометрической формы, внутри которой по центру расположены словесные элементы "FATHER'S OLD BARREL", размещенные на трех строчках, выполненные заглавными буквами латинского алфавита, в верхней части этикетки расположен изобразительный элемент в виде двух стилизованных фигур животных, в нижней части этикетки расположены словесные элементы "AGED YEARS", "PREMIUM QUALITY", "OAK BARREL MATURED TRADITIONALLY CRAFTED". Бутылка имеет фигурный колпачок черного цвета и горловую этикетку черного цвета с тонкими горизонтальными полосами желтого цвета по верхнему и нижнему краю. Знак охраняется в светло-сером, красно-коричневом, коричневом, черном, желтом, светло-коричневом цветовом сочетании. Слова "OAK BARREL MATURED TRADIONALLY CRAFTED AGED YEARS Premium Quality" и изображение бутылки являются неохраняемыми элементами знака (7).
Правовая охрана товарным знакам (2, 4, 5, 6) предоставлена в отношении товаров 32, 33 классов МКТУ. Правовая охрана товарным знакам (3, 7) предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Анализ оспариваемого знака на соответствие требованиям пункта 6 (2) статьи 1483 Кодекса показал следующее.
С точки зрения фонетики оспариваемый знак (1) и противопоставленные знаки (2, 4-7) включают в себя одинаковый словесный элемент "BARREL", тем не менее этот факт не является основанием для признания указанных товарных знаков сходными в целом.
Так, наличие дополнительных словесных элементов "BURNED" в оспариваемом знаке (1) и "FATHER'S OLD" (в знаках (2, 4-7)) и "AGED YEARS", "PREMIUM QUALITY", "OAK BARREL MATURED TRADITIONALLY CRAFTED (в знаке (7)) приводит к тому, что сравниваемые обозначения имеют разное количество слов, букв, звуков, слогов, имеют разную фонетическую длину, а также сравниваемые обозначения начинаются с различных по звучанию слов, что в целом придает им иное звучание. Указанное обуславливает отсутствие сходства по фонетическому признаку сходства словесных элементов.
Анализ смыслового значения показал следующее.
Согласно словарно-справочным источникам информации значение слов, входящих в состав сравниваемых товарных знаков следующее:
- BARREL - бочка, бочонок, цилиндр, барабан - BURNED - сожженный, обожженный, сгоревший, выжженный, обгоревший, сжигаемый;
- FATHER - отец, батюшка, папа;
- OLD - старый, давнишний, старинный (см. Яндекс-переводчик).\ С учетом семантики сравниваемые словесные элементы "BURNED BARREL" и "FATHER'S OLD BARREL" будут вызывать в сознании потребителей различные смысловые ассоциации, что ведет к отсутствию семантического сходства.
Довод лица, подавшего возражение, относительно того, что словосочетания "BURNED BARREL" (жженая бочка) и "OLD BARREL" (старая бочка) способны вызывать в сознании потребителя сходные ассоциации, поскольку жженная бочка может быть только старой, не может быть признан убедительным, поскольку перед использованием новой бочки для выдержке в ней крепких алкогольных напитков ее обжигают, в связи с чем обожженные бочки могут быть новыми.
Что касается графического признака сходства, то оспариваемый знак (1) и противопоставленные знаки (2-7) производят разное общее зрительное впечатление, которое обусловлено следующим.
Так, противопоставленный знак (2) является словесным, противопоставленные знаки (4-7) - комбинированными, оспариваемый знак - объемный.
Сравниваемые знаки включают различные изобразительные элементы, так противопоставленные знаки (3-7) включают вензель, противопоставленный знаки (5, 7) - стилизованные изображения животных, оспариваемый знак (1) включает монограмму из двух букв "В", проработанный рельеф по всему контуру бутылки.
Форма этикетки в оспариваемом знаке (1) выполнена в виде овала, в противопоставленных знаках (5-6) в виде четырехугольника с дугообразными сторонами, в противопоставленном знаке (7) - в виде сложной геометрической фигуры.
Форма бутылки в оспариваемом знаке (1) приближена к форме трапеции с округлыми углами, бутылка имеет колпачок удлиненную форму. Форма бутылки в противопоставленных знаках (3, 4, 6, 7) выполнена в виде эллипсоида со срезанными верхними и нижними концами. В противопоставленных знаках (4, 6, 7) бутылка имеет фигурный колпачок черного цвета и горловую этикетку черного цвета с тонкими горизонтальными полосами желтого цвета по верхнему и нижнему краю. В противопоставленном знаке (3) колпачек отсутствует.
Словесные элементы "BURNED BARREL" в знаке (1) и "FATHER'S OLD BARREL" в знаках (2, 4-7), несмотря на то, что выполнены буквами одного алфавита, однако имеют разное графическое исполнение: оспариваемый знак включает два слова, которые расположены в две строки; противопоставленные знаки (2, 4-6) включают три слова, которые расположены в три строки; противопоставленный знак (7) включает 12 слов, которые расположены на семи строках.
Оспариваемый знак (1) и противопоставленные знаки (2-7) выполнены в разных цветовых сочетаниях.
С учетом изложенного коллегия полагает, что в целом сравниваемые знаки не ассоциируются друг с другом и, следовательно, признаются несходными (данный факт также подтверждается выводами Арбитражного суда Московской области [24], оставленным в силе постановлением Суда по интеллектуальным правам [26]).
Анализ однородности товаров 33 класса МКТУ показал, что оспариваемые товары и товары, указанные в перечнях противопоставленных знаков (2-7), однородны, поскольку либо идентичны, либо относятся к одному роду товаров (алкогольные напитки), имеют одно назначение, один круг потребителей (широкий/общий круг потребителей) и один рынок сбыта (оптовые и розничные магазины, секции по продаже алкогольной продукции). Данный факт правообладателем не оспаривается.
Однако, в силу несходства сравниваемых знаков отсутствует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности однородных товаров 33 класса МКТУ, для индивидуализации которых эти знаки предназначены, одному производителю.
Отсутствие сходства у сравниваемых знаков обуславливает и отсутствие у оспариваемого товарного знака способности ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя соответствующих товаров.
Ссылка лица, подавшего возражение, на отчет о результатах социологического исследования [22] не может служить доказательством наличия сходства оспариваемого товарного знака и противопоставленных товарных знаков, и способности введения в заблуждение потребителя относительно изготовителя соответствующих товаров, поскольку при его проведении был допущен ряд недостатков. Так, респондентам демонстрировались не изображения сравниваемых товарных знаков, а произведенная продукция: российский коньяк "FATHER'S OLD BARREL". Кроме того, данное исследование проводилось в октябре 2017 года (при этом данное исследование не содержит ретроспективных данных), т.е. после даты (18.05.2017) приоритета оспариваемой регистрации. Опрос проводился среди посетителей супермаркетов г. Москвы, т.е. водном городе. Объем выборки составил 1000 респондентов.
При этом коллегия также считает необходимым отметить, что данное исследование [22] как подтверждение сходства представленных для сравнения продуктов и того, что данные продукты определенно или возможно произведены одной компанией было отклонено судом, поскольку доказательств того, что в ходе опроса респондентам предлагалось оценить не только изображения, но и непосредственно внешний вид самих продуктов в трехмерной форме, представлено не было. Представленные материалы [2-21] не могут служить подтверждением мнения лица, подавшего возражение, поскольку в них содержится только наименование продукции коньяк "FATHER'S OLD BARREL", без указания на товарные знаки.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, коллегия не усматривает в материалах, представленных лицом, подавшим возражение, какие-либо основания для признания оспариваемого товарного знака способным ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров, либо сходным до степени смешения с товарными знаками лица, подавшего возражение, то есть не соответствующим требованиям подпункта 1 пункта 3 и пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с вышеизложенным, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 17.12.2018, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 657328.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 15 апреля 2019 г. по заявке N 2017719495
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru