Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 19 апреля 2019 г. по заявке N 2016721310
(Заключение по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2016721310 |
Название: |
- |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
25.07.2018 |
Дата коллегии: |
21.02.2019 |
Дата утверждения: |
19.04.2019 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Тёмино-Нижнее" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 25.07.2018 в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент), поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Темино-Нижнее", Москва (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2016721310, при этом установлено следующее.
Изобразительное обозначение по заявке N 2016721310, поданной 15.06.2016, заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в черном, темно-сером, сером, светло-сером цветовом сочетании в отношении товаров 09, 16 и услуг 35, 38, 41 классов Международной классификации товаров и услуг (далее - МКТУ).
Согласно описанию, приведенному в материалах заявки, заявленное обозначение представляет собой стилизованное изображение человека и фантазийного животного, а также ветки дерева в двойной рамке, из которых внутренняя имеет форму арки, а внешняя - форму прямоугольника. На фоне верхнего края внешней рамки выполнен абстрактный асимметричный орнамент в виде сочетания вертикальных, горизонтальных, диагональных и изогнутых штрихов.
Роспатентом 20.12.2017 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2016721310 в отношении всех заявленных товаров и услуг на основании пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому установлено следующее.
Заявленное обозначение представляет собой изображение Никиты великомученика, изгоняющего беса (Никита-бесогон) - раннехристианский святой, апокрифический великомученик, подвергшийся пыткам и принявший смерть за Христа в Константинополе.
По причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция "Никита, побивающий беса" была чрезвычайно популярна на Руси. Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение этот сюжет имел в 14-16 вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпинах, наперстных и нательных крестах и амулетах-змеевиках. Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных, начиная с 1890-х годов (Четыркин И.Д., 1898; 1900; Добрыкин Н.Г., 1900) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 68-79; Хухарев В.В., 1994, с.210-215), см. например, http://ruskline.ru/analitikf/2015/10/28/svyatoj_muchenik_nikita_besogon; http://kulturologia.ru/blogs/050214/19901; http://www.mednyobraz.rukatalog/product-details/1180-1-3-ikona-svyatoi-ni kita-pobivayushij-besa-18vhtml и др.
С учетом изложенного, заявленное обозначение относится к обозначению, которое противоречит общественным интересам (примером таких обозначений могут быть обозначения, затрагивающие религиозные чувства).
В Роспатент поступило возражение и дополнение к нему, основные доводы которых сводятся к следующему:
- в решении Роспатента доводы, касающиеся отказа в государственной регистрации товарного знака по рассматриваемой заявке, не подкреплены фактическими данными;
- по существу ситуации заявитель отмечает, что в сети Интернет, действительно, присутствует изображение Никиты Бесогона, близкое к обозначению по заявке N 2016721310. Вместе с тем, данный рисунок является одним из десятков способов изображения Никиты Бесогона. Единственным элементом, который объединяет все виды изображений святого, является то, что Никита всегда гонит беса. Что касается исторических сведений относительно данного лица, то из сети Интернет можно узнать, что в христианской литературе Никита Бесогон не упоминался с начала 18 века, а также Русской Православной Церковью не канонизирован, а почитался исключительно в старообрядческой церкви до конца 19 века. Таким образом, Никита Бесогон представляет собой мифологический исторический персонаж, малоизвестный среднему российскому потребителю;
- заявленное на регистрацию обозначение воспроизводит образ данного персонажа и само по себе не несет негативного, циничного отношения к какой-либо конкретной религии, ее догматам, святыням, личным качествам верующих и т.п.;
- вывод экспертизы о способности обозначения по заявке N 2016721310 затронуть чувства верующих опровергается также фактическими обстоятельствами дела. Так, заявленное на регистрацию обозначение используется с 2014 года как средство индивидуализации авторской программы Никиты Михалкова "Бесогон.ТВ", выходящей на телеканале "Россия24";
- в подтверждение изложенных доводов заявитель предоставил "Заключение специалиста по результатам комплексного культурологического, психологолингвистического и религиоведческого исследования" за N 270/18 от 27.12.2018, подготовленное специалистом Троицкой Т.А.
С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 20.12.2017 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2016721310 в отношении всех заявленных товаров и услуг.
В подтверждение изложенного заявителем были представлены следующие копии материалов, приложенные на этапе экспертизы и к возражению:
1. Распечатка из ЕГРЮЛ сведений о заявителе;
2. Распечатка с сайта http://www/patriarchia.ru сведений о публикации: "Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих. Комментарий Юридической службы Московской Патриархии";
3. Распечатки из сети Интернет сведений о святом-мученике Никите-бесогоне;
4. Распечатки из сети Интернет отзывов о программе "Бесогон ТВ";
5. Заключение специалиста по результатам комплексного культурологического, психологолингвистического и религиоведческого исследования" за N 270/18 от 27.12.2018.
На заседании коллегии, состоявшемся 31.10.2018, заявителем было представлено ходатайство с просьбой указать заявителю на дополнительные обстоятельства, которые не были учтены в решении по результатам экспертизы (согласно пункту 4.8 Правил ППС).
Представленное ходатайство было рассмотрено, при этом коллегией не было выявлено каких-либо дополнительных обстоятельств.
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, коллегия установила следующее.
С учетом даты (15.06.2016) поступления заявки N 2016721310 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 за N 38572, введенные в действие 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о противоречии заявленного обозначения общественным интересам, принципам гуманности и морали учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, неэтично примененная национальная и (или) государственная символика (гербы, флаги, эмблемы), антигосударственные лозунги, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства верующих, слова, написание которых нарушает правила орфографии.
Рассматриваемое обозначение по заявке N 2016721310 представляет собой изобразительное обозначение , которое представляет собой стилизованное изображение человека и фантазийного животного, расположенных в двойной рамке, из которых внутренняя имеет форму арки, а внешняя - форму прямоугольника. На фоне верхнего края внешней рамки выполнен абстрактный орнамент.
Правовая охрана испрашивается в черном, темно-сером, сером, светло-сером цветовом сочетании в отношении товаров 09, 16 и услуг 35,38, 41 классов МКТУ.
Анализ материалов дела, а также материалов, представленных заявителем [3], показал следующее.
Согласно общедоступным сведениям, опубликованным на сайте ежедневного Интернет-журнала Культурология (http://kulturologia.ru/blogs/050214/19901, на сайте "Русская народная линия информационно-аналитической службы. Православие. Самодержавие. Народность" (http://ruskline.ru/analitikf/2015/10/28/svyatoj_muchenik_nikita_besogon) , на сайте храма Святителя Николая села Береговое (http://beregovoe.cerkov.ru) - [3] заявленное обозначение представляет собой графическое изображение христианского образа великомученика Никиты-бесогона, упоминание о котором встречается в списках на греческом и славянском языках, датируемых 12-16 вв. (данный вывод заявителем не оспаривается).
В православной церковной истории святой великомученик Никита-бесогон - первый христианин, подвергшийся пыткам и смерти за Христа в Константинополе. Чаще всего образ Никиты-бесогона, "побивающего беса", изображался на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках с палкой или кандалами, зажатыми в руке. На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита.
(, ).
Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция "Никита, побивающий беса" была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом, предположительно новгородского происхождения (сведения с сайта (http://ruskline.ru/analitikf/2015/10/28/svyatoj_muchenik_nikita_besogon) . Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, 1898; 1900; Добрыкин Н.Г., 1900; Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 68-79; Хухарев В.В., 1994, с. 210-215) - [3].
С именем великомученика Никиты связаны две заклинательные молитвы, в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Празднование памяти святого мученика Никити-бесогона совершается 15 сентября (28 августа н.ст.).
Представленные заявителем материалы также подтверждают указанное выше, при этом в распечатках с сайта храма Святителя Николая села Береговое (http://beregovoe.cerkov.ru) - [3]) в статье "Святой великомученик Никита Бесогон" содержатся следующие сведения "_несмотря на то, что в Синодальный период жития Святого Никиты было цензурировано, в наше время этот святой почитается многими верующими. Особо почитают его в Абхазии. При Драндском Успенском Соборе совсем недавно был освещен источник Святого Никиты (бесогона). В соборе на стене находится икона с сюжетом побивания беса кандалами святым Никитой (одним из самых ранних дошедших до нас образов святого Никиты является новгородская двухсторонняя каменная иконка 13 века, на одной стороне которой - образ Святителя Николая Чудотворца, а на другой - Святого Никиты).
С учетом изложенного выше Никита-бесогон известен и почитаем православной церковью.
Заявленное обозначение, исполнено в манере, свойственной изготовлению иконок, образков, что создает ассоциативную связь данного обозначения с религиозной направленностью, а при должном рассмотрении с образом конкретного великомученика Никиты-бесогона, который известен в России. В этой связи довод заявителя относительно того, что Никита-бесогон представляет собой мифологический исторический персонаж, малоизвестный среднему российскому потребителю, не может быть признан убедительным.
Само по себе обозначение ни в коей мере не противоречит общественным интересам, однако предоставление исключительного права на использование заявленного обозначения отдельной организации в целях извлечения прибыли и коммерциализации может быть расценено как оскорбляющее религиозные чувства верующих. Коллегия отмечает, что религиозными чувствами являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней могут являться, в том числе, личности и деяния святых, священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения.
При регистрации обозначений, имеющих религиозную семантику, представляется целесообразным учитывать мнение Русской православной церкви.
Вместе с тем, каких-либо рекомендаций Московской патриархии Русской православной церкви относительно права на регистрацию на имя ООО "Темино-Нижнее" заявленного обозначения, относящегося к религиозной символике в материалах дела не имеется.
Относительно представленного Заключения [5] коллегия отмечает, что данное заключение отражает мнение частного лица.
Что касается представленных сведений о деятельности заявителя [4], то они не опровергают вышеизложенные выводы коллегии.
Изложенные выше обстоятельства позволяют коллегии сделать вывод о том, что регистрация товарного знака по заявке N 2016721310 в отсутствии соответствующих рекомендаций Русской православной церкви противоречит общественным интересам.
Резюмируя изложенное, у коллегии не имеется оснований, опровергающих приведенный в заключении экспертизы довод о несоответствии заявленного обозначения требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, а, следовательно, поступившее возражение не подлежит удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 25.07.2018, оставить в силе решение Роспатента от 20.12.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 19 апреля 2019 г. по заявке N 2016721310
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 20 января 2020 г. по делу N СИП-575/2019 настоящее решение признано недействительным