Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 9 августа 2019 г. по заявке N 2017750891
Заявка: |
2017750891 |
Название: |
ЛОКО МОКО |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
19.04.2019 |
Дата коллегии: |
31.07.2019 |
Дата утверждения: |
09.08.2019 |
Заявитель: |
Акционерное общество "Компания ФудМастер" |
Вид обращения: |
возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, в редакции Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520, рассмотрела возражение, поступившее 19.04.2019, поданное Акционерным обществом "Компания ФудМастер", Казахстан, Алматинская обл., г. Есик (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в государственной регистрации товарного знака (далее - решение Роспатента) по заявке N 2017750891, при этом установлено следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по заявке N 2017750891, поданной 30.11.2017, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 29 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение в цветовом сочетании: "белый, красный, темно-красный, зеленый, темно-зеленый, желтый, темно-желтый, фиолетовый, темно-фиолетовый, темно-синий, синий, темно-голубой, голубой".
Роспатентом 28.01.2019 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2017750891 в отношении всех товаров 29 класса МКТУ, указанных в перечне заявки. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении всех товаров 29 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки, заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании положений пунктов 1, 3 (1) статьи 1483 Кодекса. Заключение по результатам экспертизы мотивировано следующим:
- входящий в состав заявленного обозначения элемент "ЛОКО МОКО" (локо-моко - блюдо гавайской кухни. См. сайты сети Интернет: https://yandex.ru/collections/card/57fe8c1363f6ba03c8363444/ (05 августа 2017 года); http://www.vinegrette.ru/2016/09/02/the-loco-moco-hawaii/ (02 сентября 2016 года); http://useful-food.ru/loko-moko/ (15 мая 2015 года); https://eda.yandex/restaurant/Ukubar) характеризует заявленные товары, указывая на их вид, свойства и назначение, поэтому в отношении части заявленных товаров 29 класса МКТУ не обладает различительной способностью;
- представленные заявителем документы в подтверждение различительной способности не являются достаточными. Так, отсутствует информация о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе маркированных им товаров, включая результаты социологических опросов;
- доминирующее положение в заявленном обозначении занимают неохраняемые элементы (словесный элемент "ЛОКО МОКО" имеет яркую контрастную окраску, исполнен в более крупном размере по сравнению с другими элементами обозначения, имеет выразительную шрифтовую графику и т.п.);
- для товаров 29 класса МКТУ иного вида заявленное обозначение, исходя из семантического значения словесного элемента "ЛОКО МОКО", способно ввести потребителя в заблуждение относительно вида товаров.
В возражении, поступившем в Федеральную службу по интеллектуальной собственности 19.04.2019, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- согласно проведенному социологическому исследованию, заявленное обозначение не ассоциируется у потребителей с названием блюда гавайской кухни;
- результаты социологического опроса подтверждают, что у российского потребителя отсутствуют какие-либо ассоциативные связи с обозначением "ЛОКО-МОКО", в результате чего требуется домысливание со стороны потребителя, какая идея заложена в данное обозначение. Большинство (67,4%) опрошенных в ответ на открытый вопрос "с чем у Вас ассоциируется обозначение "ЛОКО МОКО"?" не смогли подобрать конкретные ассоциации к обозначению "ЛОКО МОКО"; еще 6,5% сообщили, что их вовсе нет. При этом ассоциации с гавайским блюдом отметили лишь 0,1%;
- для среднего потребителя Российской Федерации, на территории которой осуществляется регистрация товарного знака, заявленное обозначение является фантазийным и семантически нейтральным ко всем заявленным товарам 29 класса МКТУ, в связи с чем, обладает различительной способностью;
- при оценке возможности введения в заблуждения потребителей должны приниматься во внимание известность такого обозначения на территории, на которой предоставляется охрана на товарный знак;
- при оценке известности рядовому российскому потребителю обозначения как указания на конкретный товар (продукты) необходимо доказать факт популярности в Российской Федерации гавайской кухни, факт использования данного обозначения на территории Российской Федерации иными лицами (см. решение Суда по интеллектуальным правам от 22 ноября 2018 г. по делу N СИП-341 /2018);
- указанные экспертизой кулинарные сайты содержат информацию о том, что "Loco moco" является популярным блюдом именно на Гавайях, а также получило распространение на островах в Тихом океане и в Японии. Данная информация непосредственно указывает на территорию распространения известности блюда. При этом территориальный охват такой известности не включает территорию Российской Федерации;
- представленные экспертизой единичные сведения о продукте "ЛОКО МОКО" не могут являться доказательством введения потребителей в заблуждение относительно товара;
- рядовые потребители не будут введены в заблуждение относительно товаров ввиду отсутствия ассоциативных связей среднего российского потребителя между заявленным обозначением и блюдом, традиционно приготавливаемое в другой стране;
- заявленное обозначение является фантазийным и обладает различительной способностью, поскольку составляет оригинальное, необычное сочетание элементов и представляет собой комбинацию словесного и изобразительного элементов;
- на сайте http://www.loko-moko.kz/ заявителя, расположены сведения о продукции "ЛОКО МОКО" в совокупности с полезной информацией для родителей по вопросам питания, воспитания, развития и здоровья, различными играми для детей.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров 29 класса МКТУ.
В подтверждение своих доводов заявителем с материалами возражения представлены следующие документы:
- социологический отчет о возникновении ассоциативных связей с обозначением - [1];
- решение Суда по интеллектуальным правам от 22 ноября 2018 г. по делу N СИП-341/2018 - [2];
- распечатка поисковой страницы http://www.vinegrette.ru/2016/09/02/the-loco-moco-hawaii/ - [3];
- распечатка поисковой страницы http://www.loko-moko.kz/ - [4];
- соглашение о взаимном сосуществовании на рынке Российской Федерации от 02.04.2019 между ООО "Серджио Армано" и ООО "АМАФФИ" - [5].
Изучив материалы дела и заслушав лиц, участвующих в рассмотрении возражения, поступившего 19.04.2019, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (30.11.2017) поступления заявки N 2017750891 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. N 482, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015 г., рег. N 38572, и введенные в действие 31.08.2015 г. (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 (3) статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе, указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Согласно пункту 34 Правил в ходе экспертизы заявленного обозначения устанавливается, не относится ли заявленное обозначение к объектам, не обладающим различительной способностью или состоящим только из элементов, указанных в пункте 1 статьи 1483 Кодекса.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся, в частности, простые геометрические фигуры, линии, числа; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, общепринятые наименования, сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар и т.д.
Указанные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если они не занимают в нем доминирующего положения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса (см. п. 35 Правил).
Для доказательства приобретения обозначением различительной способности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 1483 Кодекса, могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
В соответствии с пунктом 3 (1) статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 37 Правил при рассмотрении вопроса о ложности или способности обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя учитывается, что к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В случае если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из элементов обозначения, то обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение.
Заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение является комбинированным, словесный элемент "ЛОКО МОКО" выполнено оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита в две строки. Регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 29 класса МКТУ, указанных в перечне.
Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса показал следующее.
Из источников, приведенных в заключении по результатам экспертизы, следует, что словесный элемент "Локо моко" заявленного обозначения представляет собой название блюда гавайской кухни. Данные сайтов размещены до даты подачи заявки и заявителем никоим образом не опровергнуты.
Графическая проработка и цветовое исполнение словесного элемента "Локо моко" заявленного обозначения не приводит к утрате его словесного характера и иному смысловому значению.
"Локо моко" известно как блюдо гавайской кухни. В большинстве случаев оно состоит из горки белого риса, накрытой мясной котлетой, которая в свою очередь накрыта жареным яйцом (яичницей-глазуньей), политых темным мясным сладко-кислым соусом. Различные варианты могут включать в себя бекон, ветчину, португальскую колбасу, курятину, креветки, устрицы и любые другие мясные продукты. Блюдо было создано в 1949 году владельцем ресторанов Lincoln Grill Ричардом Иноуэ и его женой в Хило, Гавайи. Встречаются также рецепты с рыбой, морепродуктами и другими видами мяса. См., например, сайты сети Интернет: https://ru.wikibooks.org/wiki/ (Рецепт Локо Моко); https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1385844 (Локо Моко); https://www.litmir.me/br/?b=575059&p=2 (Бондаренко Надежда. Кулинарная энциклопедия. Том 18. Л-М (Логанова ягода - Малосольные огурцы). АО "Издательский дом "Комсомольская правда", 2016 г. ЛитМир - Электронная Библиотека); https://ru.wikipedia.org/wiki/Локо-моко (Наталья Шинкарева, Надежда Бондаренко. Локо мокко // Кулинарная энциклопедия/ Ольга Ивенская. - Litres, 2017 г.); https://www.kommersant.ru/doc/1204748 (Коммерсантъ. "Quality". Приложение N 6 от 17.07.2009, стр. 23). На представленной заявителем распечатке поисковой страницы http://www.vinegrette.ru/2016/09/02/the-loco-moco-hawaii/ [3] также речь идет о вышеуказанном гавайском блюде.
Информация о блюде "Локо моко" представлена в различных средствах массовой информации, в электронных кулинарных изданиях, кулинарных форумах, в том числе до даты подачи заявки, и известна российскому потребителю. Коллегией также принято во внимание, что в настоящее время блюда различных кухонь мира (японская, китайская, гавайская и т.д.) особенно популярны в Российской Федерации и широко предлагаются в различных предприятиях общественного питания, кафе и ресторанах.
Таким образом, семантика словесного элемента "Локо моко" для потребителя очевидна ввиду заложенного в него смысла.
Заявленное в качестве товарного знака обозначение - это средство индивидуализации заявленных товаров и услуг определенного юридического лица или индивидуального предпринимателя (статья 1477 Кодекса) - в данном случае - заявителя.
Часть заявленных товаров 29 класса МКТУ участвуют в приготовлении кулинарного блюда "Локо моко": например, мясные продукты: "бульоны, свинина, дичь, концентраты бульонные, желе мясное, консервы мясные, мясо, мясо консервированное, мясо лиофилизированное, экстракты мясные, птица домашняя неживая, ветчина, изделия колбасные, колбаса кровяная", а также яйца и яйцепродукты (например, "яйца, белок яичный, желток яичный"), "креветки неживые; креветки пильчатые неживые; моллюски неживые; устрицы неживые" и другие морепродукты, "жиры пищевые" и т.д. Следовательно, заявленное обозначение без домысливания прямо, а не через ассоциации, в силу заложенного в него смысла указывает на свойства и назначение части заявленных товаров 29 класса МКТУ, участвующих в приготовлении кулинарного блюда "Локо моко", что не соответствует требованиям пункта 1 (3) статьи 1483 Кодекса.
Заявитель считает, что заявленное обозначение является фантазийным и семантически нейтральным по отношению к заявленному перечню товаров 29 класса МКТУ. Вместе с тем, на стадии экспертизы заявителем был представлен пакет документов в отношении использования заявленного обозначения в качестве маркировки молочных продуктов (молочный коктейль, творожки, йогурты и т.д.). Заявитель не оспаривает доводы экспертизы в части анализа имеющихся в деле документов, однако, в подтверждение степени информированности потребителей представляет социологический опрос [1], анализ которого показал следующее. Данные социологического опроса [1] содержат ряд недостатков. Так, срок сбора данных составляет 13 марта 2019 года, что позже даты поступления рассматриваемой заявки, в связи с чем, данные социологического исследования нельзя признать ретроспективными. Согласно социально-демографическим характеристикам типами населенных пунктов (в % от общего количества опрошенных) являются: город с численностью жителей миллион и более человек - 24%; город с численностью от 500 тысяч до 950 тысяч - 9%; город с численностью от 100 тысяч до 500 тысяч - 19%; город с численностью от 50 тысяч до 100 тысяч - 9%; город с численностью менее 50 тысяч - 12%; поселок городского типа - 2%; село - 25%. Становится очевидным, что почти равнозначное количество опрошенных приходится на село и город-миллионник (24 и 25% соответственно). По своей инфраструктуре, экономическому уровню развития село не может конкурировать с городами, которые имеют развитую инфраструктуру. Таким образом, 0,1% респондентов, ассоциировавших исследуемое обозначение с блюдом гавайской кухни, не является малозначимым и гавайское кулинарное блюдо "Локо моко" известно среднему российскому потребителю. Что касается целевой аудитории, то в % от количества занятых опрошенных наибольшее количество составляет 28% - "квалифицированный рабочий, включая сельское хозяйство". При этом специалисты кулинарного производства, ресторанного бизнеса в опросе задействованы не были. Таким образом, результаты социологического опроса [1] не опровергают выводы коллегии в части семантического значения словесного элемента "Локо моко", занимающего доминирующее положение по своему композиционному расположению в обозначении.
В силу независимого делопроизводства по каждой заявке приведенная заявителем судебная практика (например, по делу N СИП-341/2018) не может служить аргументом в пользу государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Кроме того, решение суда по делу N СИП-341/2018 не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего возражения.
Представленная распечатка сайта http://www.loko-moko.kz/ [4] содержит заявленное обозначение, при этом не содержит каких-либо исходных данных, а также исчерпывающей информации о заявителе и производимых им товаров.
В связи с чем, вывод, указанный в заключении по результатам экспертизы, о несоответствии заявленного обозначения в отношении заявленных товаров 29 класса МКТУ требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса, является правомерным.
В отношении другой части товаров 29 класса МКТУ (например, "гнезда птичьи съедобные; закуски легкие на основе фруктов; куколки бабочек шелкопряда, употребляемые в пищу; хумус [паста из турецкого гороха]; чипсы картофельные; спреды на основе орехов; грибы консервированные; бобы соевые консервированные для употребления в пищу; кумыс [напиток молочный]; кефир [напиток молочный]; кукуруза сахарная, обработанная; мармелад, за исключением кондитерских изделий; молоко сгущенное; мякоть фруктовая; насекомые съедобные неживые; орехи засахаренные; пыльца растений, приготовленная для пищи; финики; фрукты глазированные; фрукты замороженные; фрукты консервированные; фрукты, консервированные в спирте; фундук обработанный; чипсы картофельные низкокалорийные; чипсы фруктовые; ягоды консервированные; капуста квашеная; икра баклажанная; икра кабачковая; изюм; кимчи [блюдо из ферментированных овощей]; клецки картофельные; компоты (десерт из вареных фруктов)", "молочные продукты" и т.д., а также "якитори; пулькоги"), не имеющих отношения к приготовлению кулинарного блюда "Локо Моко", заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно товаров, что противоречит требованиям пункта 3 (1) статьи 1483 Кодекса.
Соглашение о взаимном сосуществовании [5], заключенное между ООО "Серджио Армано" и ООО "АМАФФИ", не имеет отношения ни к заявителю, ни к существу дела.
Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для отмены решения Роспатента от 28.01.2019.
Принимая во внимание все вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 19.04.2019, оставить в силе решение Роспатента от 28.01.2019.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 9 августа 2019 г. по заявке N 2017750891
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 13 ноября 2020 г. по делу N СИП-843/2019 настоящее решение признано недействительным