Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 30 августа 2019 г. по заявке N 2016750724
Заявка: |
2016750724 |
Название: |
ALMETTE СЛИВОЧНЫЙ ТВОРОЖНЫЙ СЫР РЕЦЕПТ РОЖДЕННЫЙ В АЛЬПАХ ИЗ НАТУРАЛЬНОГО МОЛОКА И СЛИВОК |
Объект охраны: |
товарный знак (знак обслуживания) |
Дата обращения: |
13.05.2019 |
Дата коллегии: |
19.08.2019 |
Дата утверждения: |
30.08.2019 |
Заявитель: |
Хохланд СЕ |
Вид обращения: |
возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Коллегия в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее 13.05.2019, поданное компанией "Хохланд СЕ", Германия (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности (далее - Роспатент) о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2016750724 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку "" по заявке N 2016750724, поданной 30.12.2016, испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 29 класса МКТУ, указанных в перечне заявки.
Обозначение "" является объемным, представляет собой трехмерную упаковку баночки в форме ведерка, выполненного в виде расширяющегося кверху конуса. Задняя сторона баночки содержит выступ в виде прямоугольника с прорезью в форме овала. На передней и верхней сторонах баночки содержатся изобразительные элементы в виде стилизованного изображения гор, цветка, ложки с продуктами и листиком, а также словесные элементы "Almette", "рецепт, рожденный в Альпах", "сливочный", "творожный сыр", "из натурального молока и сливок".
Роспатентом 12.07.2018 принято решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N 2016750724 в отношении всех товаров 29 класса МКТУ с исключением из правовой охраны формы упаковки и словесных элементов "Сливочный творожный сыр", "из натурального молока и сливок".
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное объемное обозначение представляет собой изображение пластикового стаканчика традиционной формы, используемой в качестве упаковки для пищевых продуктов, не обладает различительной способностью и является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку определяется главным образом свойствами и назначением товара.
Кроме того, в состав заявленного обозначения включены словесные элементы "Сливочный творожный сыр", "из натурального молока и сливок", которые указывают на вид и свойства (состав) заявленных товаров 29 класса МКТУ, являются неохраняемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса.
В поступившем возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента, при этом доводы возражения сводятся к следующему:
- экспертизой не приведено ни одного доказательства, что заявленная форма упаковки используется в отношении заявленных товаров 29 класса МКТУ другими производителями, кроме заявителя, в этой связи вывод о традиционности заявленной формы упаковки является исключительно голословным;
- не обоснован вывод экспертизы о том, что заявленная форма упаковки определяется главным образом свойствами и назначением товара;
- отличительными особенностями формы заявленной упаковки являются, в частности, вытянутая вверх форма упаковки в виде ведерка, нехарактерная для товаров соответствующего вида; выступ, оригинальной формы, имитирующий "ручку" ведерка;
- неразрывное сочетание формы упаковки в виде ведерка с графической стилизацией его поверхности под деревянную, являющиеся результатом единого творческого замысла, обусловливающего восприятие упаковки потребителями как деревянного ведерка;
- перечисленные особенности создают завершенный внешний вид дизайна упаковки как деревянного ведерка, который является уникальным и легко запоминается потребителями, в этой связи неразрывная совокупность формы и графического исполнения упаковки обладает различительной способностью, достаточной для индивидуализации соответствующих товаров конкретного производителя;
- на имя заявителя предоставлена правовая охрана в целом объемному обозначению "" по международной регистрации N 736770, представляющему собой оригинальную упаковку в виде деревянного ведерка и являющегося основой для серии объемных товарных знаков "", "" по международным регистрациям NN673008, 906255, продолжением которой является заявленное обозначение;
- в большинстве отзывов потребителей, размещенных в сети Интернет, обращает на себя внимание в первую очередь оригинальная упаковки сыра "Almette", сделанная в виде деревянного/деревенского ведерка (бочонка, кадушки);
- при этом по сведениям заявителя форма заявленного обозначения существенно отличается от форм упаковок мягких сыров и паст из сыра, используемых иными производителями, что также свидетельствует об оригинальности формы и ее различительной способности в отношении соответствующих товаров;
- почти за четверть века реализации заявителем творожных сыров "Almette" их упаковка в форме деревянного ведерка приобрела широкую известность в Российской Федерации, что подтверждается представленными к возражению документами (объемы продаж, накладные и декларации, договоры, счета-фактуры, затраты на рекламу и проведение рекламных акций, информация в сети Интернет, создание веб-сайта www.almette.ru, отзывы потребителей, информация о победителе премии "Товар года" 2011, 2014, 2016 гг.);
- представленные доказательства относятся творожному сыру "Almette", производителем которого являлись непосредственно заявитель или его стопроцентная дочерняя компания ООО "Хохланд Руссланд", являющаяся также лицензиатом принадлежащих заявителю товарных знаков со словом "Almette" по международным регистрациям NN 479511, 673008;
- результаты представленного социологического исследования показывают, что подавляющая часть потребителей соответствующих товаров воспринимает заявленную форму упаковки саму по себе без иных индивидуализирующих элементов как упаковку творожного сыра "Almette", то есть в качестве указания на продукцию заявителя;
- 96% потребителей не смогли назвать творожные сыры иных производителей, которые выпускались бы в упаковке подобной (сходной) формы;
- таким образом, приобретение формой заявленной упаковки различительной способности в результате использования служит основанием для признания данной формы как охраняемого элемента товарного знака.
На основании вышеизложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 12.07.2018 в части указания формы заявленного обозначения в качестве неохраняемого элемента товарного знака.
К возражению были представлены следующие документы: - отчет о социологическом исследовании (1);
- сведения о лицензионных договорах по международным регистрациям NN479511, 673008 (2);
- выдержки из решений Роспатента (3);
- отзывы потребителей в сети Интернет (4);
- рекламные видеоролики на USB-флеш-накопителе (5);
- сведения о веб-сайте www.almette.ru (6);
- справка компании "Mediascope" об аудиторных показателях (7);
- страницы публикации ВОИС "Ведение в интеллектуальную собственность" (8); - совместные рекомендации, касающиеся лицензий на товарные знаки (9);
- частичный перевод пояснительных комментариев, подготовленных Международным бюро ВОИС (10);
- практика Суда по интеллектуальным правам (11).
На заседании коллегии заявителем была выражена просьба об ограничении перечня заявленных товаров 29 класса МКТУ до позиций "сыры, а именно творожные сыры".
Изучив материалы дела и заслушав представителя заявителя, коллегия установила следующее.
С учетом даты (30.12.2016) поступления заявки N 2016750724 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.08.2015, регистрационный N 38572), вступившие в силу 31.08.2015 (далее - Правила).
В соответствии c пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
2) являющихся общепринятыми символами и терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 1483 Кодекса положения пункта 1 статьи 1483 Кодекса не применяются в отношении обозначений, которые:
1) приобрели различительную способность в результате их использования;
2) состоят только из элементов, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 1483 Кодекса и образующих комбинацию, обладающую различительной способностью.
Согласно пункту 34 Правил к обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся: простые геометрические фигуры, линии, числа; отдельные буквы и сочетания букв, не обладающие словесным характером или не воспринимаемые как слово; общепринятые наименования; реалистические или схематические изображения товаров, заявленных на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров; сведения, касающиеся изготовителя товаров или характеризующие товар, весовые соотношения, материал, сырье, из которого изготовлен товар.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, относятся также обозначения, которые на дату подачи заявки утратили такую способность в результате широкого и длительного использования разными производителями в отношении идентичных или однородных товаров, в том числе в рекламе товаров и их изготовителей в средствах массовой информации.
Согласно пункту 35 Правил для доказательства приобретения обозначением различительной способности могут быть представлены содержащиеся в соответствующих документах фактические сведения: о длительности, интенсивности использования обозначения, территории и объемах реализации товаров, маркированных заявленным обозначением, о затратах на рекламу, ее длительности и интенсивности, о степени информированности потребителей о заявленном обозначении и изготовителе товаров, включая результаты социологических опросов; сведения о публикациях в открытой печати информации о товарах, сопровождаемых заявленным обозначением и иные сведения.
В отношении документов, представленных для доказательства приобретения обозначением различительной способности, проводится проверка, в рамках которой учитывается вся совокупность фактических сведений, содержащихся в соответствующих документах.
Документы, представленные заявителем для доказательства приобретения обозначением различительной способности, учитываются при принятии решения о государственной регистрации товарного знака в том случае, если они подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки воспринималось потребителем как обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров определенного изготовителя.
Для проверки охраноспособности заявленного объемного обозначения "" по заявке N 2016750724 коллегия исследовала наличие/отсутствие различительной способности самого обозначения, оценивая его оригинальность и традиционность, анализируя представленные материалы и резюмируя, доказывают ли они приобретенную различительную способность.
В своем возражении заявитель выделяет следующие признаки оригинальности заявленного трехмерного обозначения:
1) вытянутая вверх форма упаковки в виде ведерка, нехарактерная для товаров соответствующего вида;
2) выступ, оригинальной формы, имитирующий "ручку" ведерка;
3) неразрывное сочетание формы упаковки в виде ведерка с графической стилизацией его поверхности.
Оценив перечисленные признаки изделия, коллегия пришла к выводу об отсутствии его оригинальности по следующим основаниям.
Объемное обозначение по заявке N 2016750724 представляет собой форму в виде стаканчика (ведерка) с крышкой. Указанная форма стаканчика обусловлена утилитарностью в использовании тары: в нем легко помещается содержимое, в данном случае, творожный сыр, а крышка предназначена для предотвращения высыпания товара, его высыхания, попадания посторонних предметов.
Отсутствие оригинальности подтверждено стандартом тары в области упаковки пищевой продукции. В частности, для творожных и мягких сыров применяется вид упаковки - стаканчик (ведерко или баночка). При этом на основании Приложения "А" к ГОСТ Р 51760-2011 "Тара потребительская полимерная. Общие технические условия", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 ноября 2011 г. N 599-ст, существуют такие разновидности стаканчиков "" (стаканчик СТК, рисунок А.36), "" (стаканчик СТК, рисунок А.37), форма которых соотносится с формой заявленного объемного обозначения "", из чего следует сделать вывод о том, что указанная упаковка является традиционной для изделий подобного вида.
Следует также отметить, что содержащийся на стаканчике прямоугольный выступ с овальной прорезью обусловлен функциональным назначением, а именно, предназначен для удобного открывания крышки товара и обеспечения легкости извлечения содержимого.
Таким образом, следует констатировать, что форма упаковки, представленная в заявленном объемном обозначении, не является оригинальной или уникальной, а большая часть признаков направлена на обеспечение функциональности для использования потребителями.
Довод заявителя о том, что форма заявленного обозначения существенно отличается от форм упаковок мягких сыров и паст из сыра, используемых иными производителями, является неубедительной, поскольку не подтверждена документальными доказательствами.
Следовательно, заявленная форма упаковки не обладает различительной способностью на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку не способна индивидуализировать товары конкретного лица и может быть включена в объемное обозначение только в качестве неохраняемого элемента обозначения.
Относительно приведенных в возражении знаков "", "", "" по международным регистрациям NN736770, 673008, 906255 правовая охрана которым предоставлена ранее на территории Российской Федерации на имя заявителя в отношении товаров 29 класса МКТУ, следует отметить, что по каждой заявке ведется отдельное делопроизводство с учетом всех обстоятельств дела. Правовая охрана знака по международной регистрации N 906255 прекращена в связи с истечением срока действия.
В отношении доводов заявителя о том, что заявленное объемное обозначение приобрело различительную способность в результате его активного использования заявителем и аффилированными с ним лицами, коллегией установлено следующее.
Коллегия не ставит под сомнение наличие на рынке товара "Almette" в течение длительного периода времени. Представленные документы (4-7) в совокупности подтверждают присутствие на российском рынке товаров "Almette" задолго до даты подачи заявки N 2016750724. При этом, все представленные документы, за исключением социологического опроса (1), не применимы к заявленному объемному обозначению, поскольку оно идентифицируется в первую очередь не по форме товара, а по содержащейся на ней информации, то есть по знакомому потребителям словесному элементу "Almette".
Материалами дела не доказано, что потребитель четко ассоциирует товар, маркируемый заявленным обозначением, с каким-либо конкретным лицом.
Между тем, результаты социологического исследования (1) об известности формы упаковки творожного сыра марки "Almette" содержит взаимоисключающие выводы. Так, на вопрос "Как называется творожный сыр, который выпускается в упаковке представленной формы?" 80% потребителей ответили "Almette". И на вопрос "Скажите, Вам известны или не известны творожные сыры, выпускаемые в упаковке подобной формы? Если известны, то укажите названия этих сыров?" 57% опрошенных ответили "нет, не известны" и 39% опрошенных сказали "затрудняюсь ответить".
Также следует отметить, что объектом исследования было объемное обозначение без каких-либо изобразительных и словесных обозначений, то есть отличное от заявленного обозначения.
При указанных обстоятельствах у коллегии отсутствуют основания считать неправомерным вывод Роспатента о том, что форма упаковки заявленного обозначения противоречит требованиям пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 13.05.2019, оставить в силе решение Роспатента от 12.07.2018.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 30 августа 2019 г. по заявке N 2016750724
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 19 марта 2020 г. по делу N СИП-948/2019, оставленным без изменения постановлением президиума Суда по интеллектуальным правам от 13 июля 2020 г. N С01-650/2020 по делу N СИП-948/2019, настоящее решение признано недействительным