Письмо Федеральной таможенной службы от 31 августа 2004 г. N 01-06/192
"О декларанте товаров"
Приказом ФТС России от 18 июля 2011 г. N 1467 настоящее письмо признано недействующим
В связи с поступлением в ФТС России многочисленных вопросов о применении статей 16 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) разъясняем.
ТК России, введенный в действие с 1 января 2004 года, внес некоторые изменения в определение роли декларанта в таможенных правоотношениях. Такие изменения вызваны новым подходом к процедурам таможенного оформления и таможенного контроля. Упрощение и ускорение проведения таможенных формальностей, внедрение информационных технологий в процессы декларирования ввозимых в Российскую Федерацию товаров не должны снижать эффективность таможенного контроля. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров на основе анализа рисков и управления ими со временем станет основным методом проведения таможенного контроля. Такая проверка (будь то проверка документов и сведений, таможенная ревизия или применение других форм таможенного контроля), в свою очередь, возможна лишь в случае, если таможенные органы идентифицируют лицо (лиц), являющееся фактическим инициатором ввоза товаров на таможенную территорию. Этим лицом (лицами) может быть лицо, обладающее документами и сведениями, относящимися к внешнеэкономической сделке и последующим операциям с товарами, и отражающее сведения о товарах в своих документах бухгалтерского или иного учета.
Именно эти условия и обусловливают жесткие ограничения ТК России по кругу лиц, обладающих правами декларанта. В подавляющем большинстве случаев в соответствии со сложившейся нормальной практикой ведения внешнеторговой деятельности декларант - это российское лицо, заключившее внешнеторговую сделку купли-продажи.
Декларантами не могут быть посредники, функции которых ограничиваются перевозкой товаров, оказанием транспортно-экспедиторских услуг, профессиональной помощью в таможенном оформлении и т.д.
В то же время в определении лица, на которого возложена обязанность по проведению таможенных операций (статья 16 ТК России), и декларанта (статья 126 ТК России) учитываются варианты различных ситуаций, связанных с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Статья 126 ТК России определяет две категории лиц, которые могут выступать в таможенных правоотношениях в качестве декларанта. Во-первых, это лица, указанные в статье 16, и, во-вторых, любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации.
Если перемещение товаров через таможенную границу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сделкой, заключенной российским лицом, то обязанность совершения таможенных операций несет российское лицо:
- которое заключило такую внешнеэкономическую сделку;
- от имени которого такая сделка заключена;
- по поручению которого такая сделка заключена.
Так, если сделка по поставке товаров заключена поверенным либо агентом от имени получателя (отправителя) на основании договора поручения или агентского договора соответственно, то обязанность совершения таможенных операций для выпуска товаров и право выступать в качестве декларанта возникают только у получателя (отправителя) товаров. У поверенного (агента) же в этом случае такое право не возникает, поскольку он действует не от собственного имени, а от имени клиента. Декларант согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 11 и пункту 6 статьи 124 ТК России - это лицо, выступающее в таможенных правоотношениях от собственного имени.
Внешнеторговая сделка может быть заключена комиссионером по поручению получателя (или иного лица). В данном случае в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации (далее - ГК России) комиссионер выступает от собственного имени и проводит, как правило, самостоятельно расчеты с иностранным контрагентом. Следовательно, это лицо, как и агент, действующий от собственного имени, обладает документацией, связанной с заключением и исполнением внешнеторговой сделки, и отражает сведения о своей экономической деятельности в бухгалтерском учете. Комитент же (лицо, по поручению которого заключается сделка) является собственником товаров (статьи 996 и 1010 ГК России). У комитента также должны иметься документы и сведения, связанные с обращением товаров, поэтому при сделках с участием комиссионера в качестве декларанта может выступать как сам комиссионер (агент, действующий от собственного имени), так и комитент.
Действующий ТК России в отличие от прежнего наделяет правомочиями по участию в таможенных правоотношениях иностранных лиц. Следует обратить внимание на то, что иностранное лицо может самостоятельно участвовать в таможенных операциях, если перемещение товаров осуществляется без заключения сделки российским лицом (подпункт 2 статьи 16). Случаи, когда иностранное лицо может выступить в качестве декларанта, перечислены в пункте 2 статьи 126 ТК России. Так, в качестве лица, указанного во втором абзаце подпункта 2 статьи 16 ТК России, может выступать иностранное лицо, которое ввозит строительное оборудование для выполнения работ или оказания услуг на территории России, товары на выставку (временный ввоз), для нужд своего представительства в России либо вывозит свою продукцию, полученную в результате осуществления производства в арендованных помещениях, или товары, помещаемые перевозчиком под таможенный режим перемещения припасов. В качестве такого лица может выступать иностранное физическое лицо, перемещающее товары для личных целей либо выращенную им сельскохозяйственную продукцию. Лицом, указанным в третьем абзаце подпункта 2 статьи 16 ТК России, может являться, например, перевозчик, осуществляющий международный таможенный транзит товаров через таможенную территорию Российской Федерации.
Перечень лиц, которые вправе декларировать товары в силу наличия правомочий распоряжаться товарами в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации на ее таможенной территории, не может быть закрытым. В то же время для оценки правоспособности лица выступать в качестве декларанта следует использовать следующие критерии.
В соответствии со статьей 209 ГК России право распоряжения имуществом является составной частью права собственности, т.е. права по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Соответственно право распоряжения означает право определять по своему усмотрению юридическую судьбу вещи, вплоть до ее уничтожения.
Следует различать право определять юридическую судьбу товаров и право совершать юридически значимые действия с товарами от собственного имени (например, выступать в качестве отправителя товаров, организовывать их перевозку, помещать товары на хранение и т.д.). Например, согласно статье 801 ГК России и Федеральному закону "О транспортно-экспедиционной деятельности" договор транспортной экспедиции не предусматривает наделения экспедитора правом распоряжения перевозимыми товарами. Предусмотренная этими законами возможность выполнения экспедитором в качестве дополнительных услуг таможенных и иных формальностей может быть реализована только при соблюдении условия, установленного ТК России для участия в таможенных операциях посредников - получения статуса таможенного брокера (представителя). Самостоятельным участником таможенных правоотношений экспедитор может быть в операциях, связанных с применением внутреннего или международного таможенного транзита (статьи 80 - 82, 90, 169). В связи с этим договор транспортной экспедиции, предусматривающий оказание российским экспедитором услуг по оформлению документов для таможенных целей, не может рассматриваться в качестве достаточного основания для наделения его статусом декларанта.
При оценке наличия у лица права распоряжения товарами для реализации правомочия выступать в качестве декларанта следует учитывать пункт 1 статьи 15 ТК России, согласно которому никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными ТК России. Таким образом, законодатель ограничил наделение третьего лица правом распоряжения на основании волеизъявления лица. Однако наделение таким правом возможно в силу закона. Так, в соответствии со статьями 360 и 790 ГК России, пунктом 3 статьи 159 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, статьи 112 Воздушного кодекса Российской Федерации и статьи 35 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае неуплаты вознаграждения за перевозку груза у перевозчика возникает право удовлетворить свои требования за счет стоимости такого груза путем его реализации. Согласно пункту 2 статьи 899 ГК России при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь. Следовательно, в подобном случае полномочиями декларанта может воспользоваться владелец склада временного хранения или таможенного склада.
Следует также учитывать особенности, связанные с применением различных таможенных режимов, не предусматривающих выпуска товаров для свободного обращения. В качестве декларанта при применении таможенного режима переработки на таможенной территории может выступать российское лицо, непосредственно осуществляющее операции по переработке с товарами. Декларантом может быть лицо, которому переданы временно ввезенные товары в соответствии с пунктом 2 статьи 211 ТК России, лицо, приобретшее товары, находящиеся на таможенном складе (пункт 4 статьи 219 ТК России), а также перевозчик, перемещающий товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений на ввоз (пункт 1 статьи 13 и первый абзац статьи 240 ТК России).
В соответствии с третьим абзацем пункта 2 статьи 132 ТК России подача таможенной декларации ненадлежащим лицом является основанием для отказа в ее принятии таможенным органом. Таможенные органы обладают правом проводить проверку наличия у лица полномочий выступать в качестве декларанта (подпункт 4 статьи 408 ТК России). Такая проверка должна проводиться не во всех случаях. Необходимость в подтверждении полномочий лица выступать в качестве декларанта должна определяться на основе принципа выборочности и анализа рисков. Например, проверка может не проводиться, если в качестве декларанта выступает покупатель товаров по внешнеторговой сделке.
Руководитель службы |
А.Е. Жерихов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федеральной таможенной службы от 31 августа 2004 г. N 01-06/192 "О декларанте товаров"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2004 г., N 12
Приказом ФТС России от 18 июля 2011 г. N 1467 настоящее письмо признано недействующим