Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Администрации г. Томска от 27 мая 2010 г. N 486 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение к постановлению
администрации города Томска
от 14 мая 2009 г. N 394
Городская целевая программа
"Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя,
табакокурения и других видов патологической зависимости
у детей, подростков и молодежи" на 2009-2011 годы
15 декабря 2009 г., 27 мая, 29 сентября 2010 г., 7 февраля 2011 г.
Постановлением Администрации г. Томска от 7 февраля 2011 г. N 99 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
1. Паспорт программы
Наименование программы/статус |
Городская целевая программа "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2009 - 2011 годы" (далее Программа). |
Дата принятия правового акта о разработке программы, дата ее утверждения |
Распоряжение Мэра города Томска от 08.09.2008 N р873 "О разработке городской целевой программы "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2009-2011 годы" |
Заказчик программы |
Администрация города Томска |
Основные разработчики программы |
Управление социальной политики администрации города Томска |
Цели и задачи целевой программы |
Цели Программы: - повышение общественной безопасности населения; - снижение уровня алкоголизации и наркотизации, связанных с ними заболеваний, правонарушений и преступлений; - сокращение роста других видов патологической зависимости в детской и молодежной среде. Для достижения указанных целей определены основные задачи Программы: - создание механизма формирования муниципальной политики в целях совершенствования единой городской системы профилактических мер; - совершенствование нормативно-правовой и организационной основы муниципальной социальной политики в сфере профилактики наркомании, правонарушений, преступности, среди подростков и молодежи на территории города Томска; - усиление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи; - повышение профессионального уровня управления профилактическими системами с учетом территориальных особенностей и ведомственной принадлежности; - обеспечение городской системы профилактики квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности; - совершенствование содержания воспитательной деятельности и специальной профилактики в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов; - совершенствование методов санитарно-просветительской работы с населением; - формирование в обществе негативного отношения к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака; - проведение профилактической работы в целях снижения роста других видов патологической зависимости (игровая, компьютерная и др.)
|
Сроки выполнения программы (подпрограмм) |
2009 - 2011 годы |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий |
Основные мероприятия: 1. Организационные и правовые меры развития системы профилактики. 2. Кадровое обеспечение муниципальной системы профилактики. 3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с несовершеннолетними, молодежью и родительской общественностью. 4. Программно-методическое, информационное и инновационно-экспериментальное обеспечение. 5. Материально-техническое обеспечение субъектов программных мероприятий. |
Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам) |
Общий объем финансирования Программы из бюджета муниципального образования "Город Томск" составляет - 1200,0 тыс. рублей: 2009 г.- 200,0 тыс. руб. 2010 г.- 500,0 тыс. руб. 2011 г.- 500,0 тыс.руб.. Программа финансируется из бюджета муниципального образования "Город Томск |
Ожидаемые конечные результаты выполнения программы |
Реализация программы позволит: - обеспечить постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска; - постоянно формировать в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака; - увеличить количество специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий; - сократить рост вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость; - увеличить количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании; - сократить долю правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска. |
Система организации контроля исполнения программы |
Администрация города Томска (управление социальной политики администрации города Томска) |
II. Анализ сложившейся ситуации
Положение детей и молодежи в любом государстве - это показатель морального и нравственного здоровья общества. Государство обязано обеспечить подрастающему поколению конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества.
Одной из ключевых задач государственной политики в отношении детей и молодежи, тем самым всего общества в целом, является предотвращение и ослабление негативных тенденций. В последнее время все большую тревогу в российском обществе вызывает проблема распространения наркозависимости среди несовершеннолетних.
В основе массового наркотизма (алкоголизация, наркотизации) лежат, как правило, социально-психологические причины. Негативной тенденцией, приведшей к росту алкоголизма и наркомании в России, выступает незрелость общественного сознания россиян в восприятии проблемы наркотизма как общегосударственной. Многие люди до сих пор не замечают, что этот процесс в России распространяется катастрофически быстро, и не уделяют должного внимания угрозе национальной безопасности страны.
Официальные данные ОГУЗ "ТОНД" показывают, что на территории Томской области, несмотря на то, что хронический алкоголизм и алкогольные психозы широко распространены в трудоспособном возрасте, уже с 1999 года наблюдается рост показателей болезненности и первичной заболеваемости алкоголизмом подросткового населения. С 2001 года ежегодно регистрируется 1-3 случая алкогольных психозов у подростков.
Распространенность бытового пьянства с 2006 года в возрастной группе 15-19 лет составляет 91.9 чел. на 10 тыс. населения, что составляет 26.6% от общего числа наблюдающихся специалистами. Необходимо отметить, что для подростков этот показатель составлял171,9 на 10 тыс. населения, что выше уровня по РФ в 2006-2007 годов на 19.4%.
Наряду с этим, в подростковой среде отмечается чрезвычайно высокий показатель употребления алкоголя с вредными последствиями для здоровья. В 2007 году он составил 171, 9 на 10 тыс. населения, т.е. оказался в 4,5 раза выше уровня среди всего населения в области и в 3,2 раза выше российского показателя употребления алкоголя среди подростков. Ненаркотические вещества в основном употребляют в возрасте 15-19 лет, из их 0,2 % мужского населения и 0,05% женского в данной возрастной группе. Рассуждая о детях, подверженных употреблению психоактивных веществ, о причинах начала их употребления, мы используем термин дети "группы риска" или "трудные" дети.
В городе Томске проведенные МОУ ППМС центр "Семья" в рамках реализации городской целевой программы "Меры профилактики употребления наркотических средств, алкоголя, табакокурения и других видов патологической зависимости у детей, подростков и молодежи" на 2007-2008 годы" диагностические исследования "Ранняя диагностика дезадаптации детей как фактор риска формирования аддиктивного поведения" показывают:
- 73 % всех обследованных детей не имеют необходимую степень готовности к школьному обучению - им требуется помощь специалистов: логопеда, психолога, невропатолога, психоневролога;
- 63,7 % обследованных детей имеют умеренную степень несформированности физического и моторного развития;
- 45,5 % обследованных детей имеют сложности в процессе оценивания и дифференциации эмоций других людей;
- 42,1 % всех обследованных детей имеют недостаточный уровень развития внимания и памяти;
- 35 % обследованных детей имеют проблемы в речевом развитии, и только 3 из 11 получают необходимую логопедическую помощь;
- 32 % демонстрируют неловкость моторных действий (недостаточный уровень развития мелкой моторики и графических умений);
- 28,4 % обследованных детей имеют сложности в зрительно - пространственном восприятии;
- 21,5 % детей обнаруживают сложности с развитием навыков самоорганизации и имеют умеренную степень несформированности мышления.
Все вышеперечисленные особенности развития способны помешать ребенку в успешной адаптации к школе, привести к учебной неуспеваемости, нарушению социальных контактов со взрослыми (учителями, родителями) и, как следствие, провоцировать ребенка к нарушению социальных норм, аддиктивному и девиантному поведению, тем самым способствовать формированию "трудного подростка" или подростка "группы риска".
Основополагающим документом по расширению и усилению программных мер на следующий период является Указ Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" от 18.10.2007 N 1374, который предусматривает, наряду с созданием муниципальной Антинаркотической комиссии, разработку мер, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, в том числе на профилактику наркомании и наркопреступности и повышение эффективности реализации целевых программ в этой области, социальную реабилитацию граждан, больных наркоманией.
Данная Программа определяет основные направления развития системы превентивных мер в рамках социально - экономического и политического развития города Томска на последующие три года. Она является результатом работы по изучению и систематизации опыта реализации соответствующих программ за период 2004-2008 годов, исполнение которых привело к ежегодному улучшению качественных показателей социального положения детей, попавших в трудные жизненные ситуации.
Сохраняется тенденция снижения уровня заболеваемости среди детей и подростков инфекционными заболеваниями. В результате проведения профилактических мер снизилось количество несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотиков.
Значительно расширился спектр социальных профилактических услуг, предоставляемых семьям с несовершеннолетними детьми. Получила развитие инфраструктура социального партнерства в сфере профилактических мер, предоставляемых населению города образовательными и медицинскими учреждениями. Профилактическая работа принимает характер системной, комплексной, концептуально ориентированной деятельности.
Наблюдается снижение показателей заболеваемости наркологическими расстройствами:
|
2005 год (человек) |
2006 год (человек) |
2007 год (человек) |
1.Взято под наблюдение больных с впервые в жизни установленным диагнозом: 1.1.алкоголизм и алкогольные психозы: - всего - на 100 тыс.населения; 1.2.наркомания и токсикомания: -всего - на 100 тыс.населения |
535 109.5
31 6.3 |
454 88.8
45 8.8 |
457 92.4
60 12.1 |
2. Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях с диагнозом: 2.1. алкоголизм и алкогольные психозы: -всего - на 100 тыс.населения; 2.2. наркомания и токсикомания: - всего - на 100 тыс.человек |
6125 1250.3
5137 1048.6 |
5562 1085.1
3078 600.5 |
5603 1132.5
2973 600.9 |
Несмотря на достигнутые в предыдущий период реализации Программы позитивные результаты по улучшению наркогенной ситуации в городе Томске, остается множество проблем, требующих решения.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием продолжающейся острой наркогенной ситуацией и связанными с ней правонарушениями и преступностью, обуславливает необходимость их решения программным методом. Целесообразность продолжения и развития данной работы в городе Томске подтверждает и приобретенный опыт использования программно-целевого метода в планировании и осуществлении мер по улучшению положения, наличие в рамках предыдущих программ отдельных проектов, рассчитанных на длительный срок реализации.
В целом, период реализации программы в 2009-2011 годах является заключительным этапом формирования общегородской межведомственной, комплексной системы профилактики, требующим дальнейшей активизации и повышения целевого финансирования.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2010 г. N 1028 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Экономическое обоснование реализации мероприятий
городской целевой программы. Описание ожидаемых результатов
реализации программы и целевые индикаторы - измеряемые
количественные показатели решения поставленных задач и хода
реализации программы по годам
Реализация данной Программы позволит:
- обеспечить эффективное взаимодействие различных систем, ведомств, объединений, организаций в формировании положительной динамики изменений социогенной ситуации в муниципальном образовании "Город Томск";
- проводить постоянный мониторинг аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск";
- повысить профессиональную компетентность специалистов всех уровней местного самоуправления, специалистов муниципальных учреждений и организаций, общественных объединений родительской и молодежной общественности, занимающихся антинаркотической профилактикой;
- усилить постоянно действующее воздействие через средства массовой информации на общественное мнение в целях формирования устойчивого негативного отношения к употреблению наркотических средств, алкоголя, табака и другим видам патологической зависимости;
- сократить рост вовлечения населения муниципального образования "Город Томск" (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость.
Кроме того, в результате реализации Программы можно ожидать следующие результаты:
- постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска , по итогам которого предполагается выпуск брошюр до 500 шт.;
- формирование в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака, по итогам чего предполагается выпуск брошюр до 100 шт.;
- увеличение количества специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий на 5-7%;
- сокращение роста вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость на 5-6%;
- увеличение количества молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании на 12-14%;
- сокращение доли правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска на 3-4%.
Индикаторы целей и задач целевой программы приведены в приложении 2 настоящей Программы.
IV. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - дальнейшее формирование основ муниципальной социальной политики, направленной на комплексное решение проблем развития системы профилактических мер на территории муниципального образования "Город Томск" и укрепление условий для гражданского становления, развития детей и молодежи, формирования их социальной, культурной компетентности и позитивной самореализации. И, как результат, - повышение общественной безопасности населения, снижение уровня алкоголизации, наркотизации и связанных с ними правонарушений и преступлений среди детей, подростков и молодежи на территории муниципального образования "Город Томск".
Для достижения указанных целей определены основные задачи Программы:
- создание механизма формирования муниципальной политики в целях совершенствования единой городской системы профилактических мер;
- совершенствование нормативно-правовой и организационной основы муниципальной социальной политики в сфере профилактики наркотизма, правонарушений, преступности, среди подростков и молодежи на территории города Томска;
- усиление межведомственного взаимодействия в сфере профилактики аддиктивного и девиантного поведения детей, подростков и молодежи;
- повышение профессионального уровня управления профилактическими системами с учетом территориальных особенностей и ведомственной принадлежности;
- обеспечение городской системы профилактики квалифицированными кадрами и повышение их профессиональной компетентности;
- совершенствование содержания воспитательной деятельности и специальной профилактики в муниципальных образовательных учреждениях всех типов и видов;
- совершенствование методов санитарно-просветительской работы с населением;
- формирование в обществе негативного отношения к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака;
- проведение профилактической работы в целях снижения роста других видов патологической зависимости (игровая, компьютерная и др.)
V. Этапы программы и сроки их реализации
Для достижения поставленных задач предполагается выполнение следующих блоков мероприятий:
1. Организационные и правовые меры развития системы профилактики.
2. Кадровое обеспечение муниципальной системы профилактики.
3. Организация базовых (ключевых) мероприятий с несовершеннолетними, молодежью и родительской общественностью.
4. Программно-методическое, информационное и инновационно-экспериментальное обеспечение.
5. Материально-техническое обеспечение субъектов программных мероприятий.
Основными целевыми группами программных мер являются: дети, подростки, молодежь, их родители, семья, значимые взрослые и референтные группы.
Действие программы рассчитано на три года. Программа предусматривает достижение установленных целей к концу 2011 года.
На первом этапе (2009 год) предполагается сконцентрировать усилия на проработке основных направлений программы, составлении календарных планов мероприятий, предусмотренных на 2009 год, исполнителями Программы и их реализации.
На втором этапе (2010 год) предусматривается провести предварительную оценку выполненных в 2009 году мероприятий, разработать календарные планы мероприятий на 2010 год и исполнять их.
На третьем этапе (2011 год) предполагается сделать анализ эффективности, обобщение и оценку хода исполнения Программы в 2009-2010 г.г., и реализовать мероприятия, предусмотренные на 2011 год, а также сделать предварительную оценку хода выполнения Программы в 2009-2011 годах.
VI. Перечень основных мероприятий
Перечень основных мероприятий приведен в приложении 1 к настоящей Программе.
VII. Бюджетная заявка на финансирование из бюджета
муниципального образования "Город Томск"
городской долгосрочной целевой программы
Бюджетная заявка на финансирование приведена в приложении 3 настоящей Программы.
Постановлением Администрации г. Томска от 29 сентября 2010 г. N 1028 в раздел VIII настоящего приложения внесены изменения
VIII. Ожидаемые результаты и эффект от реализации Программы
Реализация Программы позволяет сконцентрировать ресурсы и применять системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам реализации мероприятий для достижения поставленных целей и задач.
Финансирование программных мероприятия происходит в пределах средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Томск" на текущий финансовый год распорядителям бюджетных средств - исполнителям Программы, а также за счёт внебюджетных средств.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит в результате организации единой, комплексной городской системы профилактики социально опасных проявлений получить стратегический, экономический, социально-политический образовательный, здоровьесберегающий профилактический эффекты.
Прежде всего:
- обеспечить постоянный мониторинг наркогенной ситуации в подростковой и молодежной среде на территории г. Томска;
- постоянно формировать в обществе негативное отношение к потреблению наркотических средств, алкоголя и табака;
- увеличить количество специалистов системы образования и здравоохранения, принимающих участие в реализации профилактических мероприятий;
- сократить рост вовлечения населения г. Томска (в т.ч. несовершеннолетних) в алкогольную и наркотическую зависимость;
- увеличить количество молодежи, участвующей в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании;
- сократить долю правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их содействии, под воздействием ПАВ, в общем числе зарегистрированных преступлений на территории г. Томска.
Повышение эффективности работы в этой сфере и оптимизация использования государственных ресурсов в интересах граждан будет способствовать улучшению общего социального климата в городе Томске и повышению качества жизни населения и прежде всего - детей и молодежи.
В конечном итоге в результате реализации Программы город получит и экономический эффект.
Часть средств местного бюджета будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов, а именно в результате снижения затрат на содержание детей и молодежи в лечебных реабилитационных учреждениях системы здравоохранения; в результате снижения заболеваемости, инвалидности детей, содержания их в учреждениях интернатного типа, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы по первичной профилактике с детьми и их семьями.
Постановлением Администрации г. Томска от 7 февраля 2011 г. N 99 в раздел IX настоящего приложения внесены изменения
IX. Механизм реализации Программы
Управление социальной политики администрации города Томска осуществляет руководство реализацией Программы, координирует деятельность ее исполнителей. Исполнители Программы ежегодно разрабатывают календарные планы по исполнению мероприятий.
Внесение изменений в Программу осуществляется в установленном законодательством порядке.
Исполнителями Программы являются органы администрации города Томска с привлечением при необходимости лиц, определяемых в соответствии с действующим законодательством. В целях достижения поставленных целей возможно взаимодействие органов администрации г.Томска с общественными организациями на основании договоров о совместной деятельности.
Текущий контроль выполнения основных мероприятий Программы и координацию действий исполнителей программных мероприятий обеспечивается путем проведения совещаний, заседаний, коллегий, рассмотрения хода и итогов выполнения Программы на заседаниях антинаркотической комиссии города Томска.
Информация о реализации Программы представляется в управление социальной политики администрации г.Томска.
Инструментом контроля являются квартальные и годовые отчеты, представляемые управлением социальной политики администрации города Томска в департамент экономики администрации города Томска и департамент финансов администрации города Томска.
Корректировка целевых показателей Программы, исполнителей и сроков программных мероприятий осуществляется ежегодно.
В случае заключения договоров на выполнение работ и оказание услуг с физическими лицами перечисление обязательных платежей, установленных в соответствии с действующим законодательством, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию городской целевой программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.